Марксизм и социальная психология
Методологической основой социальной психологии является исторический материализм как наука о закономерностях общественного развития. Впервые в трудах классиков марксизма-ленинизма был разработан один из важнейших принципов социальной психологии — принцип социальной обусловленности психических явлений, возникающих в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений в различных человеческих общностях. Основоположники научного коммунизма уделяли исключительно большое внимание изучению психологии отдельных социальных групп и классов, выявили специфику ряда социально-психологических феноменов, поставили вопрос о их влиянии на поведение, активность и деятельность людей в современном классовом обществе. К. Маркс и Ф. Энгельс в работах «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», «Классовая борьба во Франции», «Капитал» исследовали вопросы образования и функционирования социальных групп, обратили внимание социологов, психологов и философов на необходимость следовать классовому принципу при решении проблем межгрупповых и межличностных отношений. К. Маркс и Ф. Энгельс затронули и такие вопросы, как проблема эффективности коллективного труда в условиях капиталистической и социалистической формаций. Особо интересовал К. Маркса и Ф. Энгельса вопрос о «возбуждении жизненной энергии» у отдельных индивидов и групп в процессе трудовой деятельности в условиях, с одной стороны, подневольного, с другой — свободного, дающего простор выявлению возможностей и способностей личности труда. Знакомство с трудами основоположников научного коммунизма убеждает в полной несостоятельности взглядов ряда современных буржуазных ученых, приписывающих марксизму игнорирование психологического фактора в общественном развитии и абсолютизацию фактора материального. Утверждение некоторых зарубежных философов, социологов и психологов о том, что марксизм, изучая закономерности классовой борьбы и общественного развития, игнорирует «человеческие факторы», не уделяя внимания исследованию психологии личлости, что он якобы растворяет личность в коллективе, принося ее в жертву общественному началу, не соответствует действительности и является грубейшей клеветой на марксизм и его основные положения, касающиеся как характера и особенностей общественного развития, так и Закономерностей формирования основных личностных качеств индивидов в процессе активной деятельности. В работах классиков марксизма-ленинизма вместе с научной теорией возникновения и развития общества мы находим диалектико-материалистическое объяснение соотношения общественного бытия и общественного сознания, а также глубокий анализ феноменов общественной психологии различных классов, наций, сословий и социальных групп. В трудах Маркса и Энгельса впервые в истории общественных наук общество предстало не как совокупность отдельных людей, агрегат индивидов, а как особая совокупность отношений, связей и условий, в которых эти индивиды взаимосвязаны друг с другом. Согласно Марксу, люди схожи или отличаются друг от друга потому, что они являются продуктом одинаковых или различных общественных отношений. «...Сущность человека не есть ебстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Именно такой подход и дает возможность исследовать и понять природу основных личностных качеств индивида, которые всегда есть своеобразная проекция тех сложных (классовых, социальных, экономических, политических, культурных и т. д.) отношений между людьми, которые характерны для современного мира. Поэтому каждая личность всегда не просто индивид, но человек, живущий в определенную социальную эпоху, принадлежащий к определенному классу, занимающий определенное, сознательно выбранное им место в системе отношений, установившихся в обществе. Положение о социальной обусловленности основных личностных качеств человека — один из краеугольных камней марксистской социальной психологии. Внутренний мир человека опосредствован характером и особенностями его общественных связей с внешним миром, обществом. Индивидуальное сознание человека обусловлено основными идейными, политическими, общественными, духовными ценностями общества. «... Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении... История отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему индивидов, а определяется ею» — в этих словах К. Маркса и Ф. Энгельса ключ к правильному научному подходу к изучению личностных качеств людей. И еще: «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, — является проявлением и утверждением общественной жизни». Вся история формирования методологических основ современной социальной психологии в нашей стране — свидетельство, плодотворности философских принципов марксизма в области изучения человека, его сознания и деятельности. Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина помогают советским психологам усваивать марксистский подход к проблемам психики и сознания, учат применять принципы материалистической диалектики к анализу конкретных социально-психологических фактов. Работы В. И. Ленина всегда были и остаются неистощимой сокровищницей научной психологической мысли. К ним постоянно обращаются социальные психологи, находя здесь, точные ориентиры методологического подхода к решению сложнейших современных проблем. В. И. Ленин умел прислушиваться к настроению масс, изучал чаяния народа, его отдельных прослоек. Владимир Ильич указывал, что к массам надо научиться подходить особенно терпеливо и осторожно, чтобы понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя, группы. Говоря о важности разработки методологических основ психологии управления в условиях социалистического способа производства, В. И. Ленин не раз подчеркивал, что одной из главных черт руководителя является умение работать с людьми, знание им основ индивидуальной, коллективной и общественной психологии. В. И. Ленин оставил нам поразительные образцы проникновения в сущность индивидуального характера и предвидения на этой основе общей линии поведения человека. От анализа поступков к синтезу их в характере, в психологическом облике личности и от понятого характера к предвиденным и уже ожидаемым поступкам — такова диалектика его характерологических замечаний. Произведения В. И. Ленина сохранили для нас десятки лаконичных, метких характеристик: болтунов, к которым он был особенно беспощаден; фантазеров маниловского типа; карьеристов, у которых нет никаких идей, и т. д. Глубокое возмущение вызывала у В. И. Ленина такая черта характера, как лень. Не случайно десятки раз на страницах его произведений встречаются слова «Обломов» и «обломовщина». В ленинских работах содержатся основы научного подхода и к одной из центральных проблем социальной психологии — проблеме личности. Трактовка человеческой личности, даваемая В. И. Лениным, развивает тезис К. Маркса о сущности личности как совокупности общественных отношений. Занимаясь разработкой проблем активности личности, советские психологи используют ленинскую идею об активном характере отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, об опосредствованном характере общественного бытия материальными условиями жизни общества. Борясь с механистическими трактовками личности, а также с различными идеалистическими попытками мистифицировать природу и характер человеческой активности, советская социальная психология опирается также на критику В. И. Лениным биологизации человеческого поведения. Идеи биологизаторской сущности личности были развиты в работах З. Фрейда и его многочисленных последователей. Решая проблему личности с позиций марксизма-ленинизма, советская социальная психология исходит из того, что личность обнаруживает свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Если в книге «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? » определены задачи психологии как науки «о зависимости хода идей от хода вещей», то в работе «Материализм и эмпириокритицизм» и позднее в «Философских тетрадях» В. И. Ленин заложил основы теории отражения, составляющей философскую базу материалистической психологии. Указанные работы В. И. Ленина определили принципиальные возможности решения важнейших психологических и гносеологическкх проблем, и прежде всего проблемы социальной обусловленности психического, отношения отражения к отражаемому, субъективного к объективному, личностного к общественному. Эти работы помогли осознать, как происходит процесс преобразования внешних воздействий во внутренние психические состояния субъекта, как происходит процесс превращения отражаемого в отражение, как и каким образом в структуре личности сочетается социально-психологическое и индивидуально-типическое, личнестно значимое и общественно ценное. Детерминистическая трактовка личности в свете учения В. И. Ленина означает историческое понимание процесса ее формирования. Еще в раннем детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека происходит в определенной среде и определенном социальном окружении. Это и формирует его как личность. В. И. Ленин так характеризовал, например, условия формирования личности в дореволюционной России: «Старое общество было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие — либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент, словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет». Однако, подчеркивает В. И. Ленин, личность не представляет собой пассивный продукт социальной среды, а предполагает в человеке деятеля, и притом активного. Процесс усвоения социального опыта осуществляется через «внутренний мир» личности. Активность проявляется в характерных для личности потребностях и мотивах поведения — в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в жизни. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Одна из наиболее важных и характерных сторон личности человека — ее индивидуальность. Личность — это неповторимое сочетание характера человека, преобладающих у него чувств и мотивов поведения, сформировавшихся способностей. В. И. Ленин не раз отмечал, что коммунизм не предполагает какой-либо нивелировки человеческих личностей. «Когда говорят, что опыт и разум свидетельствуют, что люди не равны, то под равенством разумеют равенство способностей или одинаковость физических сил и душевных способностей людей. Само собою разумеется, что в этом смысле люди не равны. Ни один разумный человек и ни один социалист не забывает этого». Важным вкладом В. И. Ленина в теорию марксистской социальной психологии стала разработка вопроса об изучении динамики в настроении масс. Так, из наблюдений над «вспыхивающими то здесь, то там огоньками общественного протеста» он вывел закономерность неизбежного слияния даже незначительных тенденций в единый поток, если эти тенденции одинаково направлены и неосознанно выражают объективные интересы классов. Итак, мы видим, что теоретическое наследство классиков марксизма-ленинизма заключает в себе важнейшие положения и выводы о проявлении социально-психологических закономерностей в различных исторических условиях. Изучение этого наследия вооружает нас знаниями, которые являются могучим оружием в борьбе за воспитание нового человека и окончательное торжество коммунизма в нашей стране.
Популярное: - III. История и психология естественного символа
- Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
- Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
- Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
- Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
- Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
- Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
- Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
- Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
- Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
- Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.
- Аналитическая психология Юнга.
|