Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экономическая мысль Средневековья. Становление феодальных отношений в Западной Европе в V – XI вв.



Программа

Экономическая мысль Средневековья, соотношение товарно-денежных отношений и этических доктрин (канонические положения христианства и ислама, религий Востока).

 

Развитие института государства и социально-экономические процессы, сдвиги в Европе, рост городов стали возможны в результате взаимовлияющего друг на друга прогресса экономического базиса (экономики) и надстройки (социальных отношений, культуры, технологии). Анализ экономического базиса доиндустриального общества, прежде всего, необходимо связывать с анализом производительности ведущих секторов экономики: 1) сельского хозяйства; 2) ремесла и 3) торговли как сектора, распределяющего продукты 1 и 2 секторов. Необходимым, хотя и недостаточным условием прогресса социальных отношений, ремесла, торговли служит прогресс в первичной отрасли любой экономики — сельском хозяйстве. Рост производства сельскохозяйственной продукции на душу населения, рост производительности увеличивает прибавочный продукт, который делает возможным развитие остальных секторов экономики (крестьянин теперь может прокормить не только себя, но и еще несколько человек). Собственно говоря, появление прибавочного продукта в сельском хозяйстве — необходимое и достаточное условие возникновение формации, где присутствует эксплуатация. В первобытнообщинной формации эксплуатация не имела смысла, так как при архаичном, примитивном собирательстве или охоте человек с трудом прокармливал себя самого.

Прибавочный продукт (далее — ПП) — это количество продукции, произведенное работником сверх собственных нужд.

Средний ПП = (∑ Qпроизводства – ∑ Qпотребления) / количество работников. Далее (см. п. 5.2.) будет отдельно рассмотрено марксистское понятие прибавочного и необходимого продуктов, что впрочем, не меняет сути понятия. Прибавочный продукт тесно связан с понятием производительности почвы. САМ — соотношение выращенного урожая к засеянному по весу (например, САМ-3 означает, что на 1 посаженный кг картофеля произрастает 3 кг). Урожайность, безусловно, связана не только с качеством почвы, но и с уровнем агротехники, удобрений, погодными условиями. Изменение урожайности САМ возможно проследить по регионам с учетом обширной документации.

САМ варьировалось в следующих границах: в Египте III – II в. до н. э. — 80 – 90, Шумерская цивилизация III – II тыс. до н. э. — в среднем 36, до 104. Рим периода расцвета агротехники, трехполья — 12, начавшийся после II – III вв. период так называемого малого ледникового периода снизил САМ в Италии до 6. Упадок Вавилона не в последнюю очередь связан с засолением почв Междуречья (Тигра — Евфрата), урожайность снизилась с 50 – 60 до 15 – 20, т. е. примерно втрое (в современном Ираке — 12 – 15). Для понимания социально-экономической сущности феодализма, особенно раннефеодальных государств, необходимо осознать, что урожайность в Западной Европе упала до 1, 5 – 2, 8, в среднем — 2. Римская система трехполья исчезла на пять-семь веков. Т. е. экономическое развитие, в том числе фундамент экономического базиса европейской цивилизации испытало почти 10-тивековой провал (для сравнения, в России середины XIX в. средний САМ = 3, 5). Производительность мануфактур в Европе достигла римских только к XIV – XV вв., и то — в Западной Европе, где франки, основавшие империю при Карле Великом, более-менее значительно включили в себя цивилизованное население Галлии (Франция), перенимали культурные достижения Римской империи. К XVIII – XIX вв. в Европе начинается существенное потепление, что в какой-то степени влияет на становление капитализма в целом за счет избыточного продукта в с/х.

Постепенное возрождение, подъем западноевропейской цивилизации имеет три основные причины:

– упомянутый постепенный процесс потепления (20 – 25 %);

– развитие многосторонних контактов с соседями — Византией и Ближним Востоком (15 – 25 %). Античная традиция, которая частично попала в Европу снова через Византию и Ближний Восток часто преувеличивается в своем значении. Тем не менее, нужно признать этот факт. Помимо того, что более латинизированная часть — Галлия (Франция) — стала оправляться от варварства быстрее, значение знаний более развитого до середины II тыс. н. э. Востока нельзя недооценивать. Система банков и чеков приходит от Византии и евреев. Чековые записи с тайными шифрами позволяли не возить крупные суммы по дорогам полуварварской Европы, и это имело огромное преимущество. Помимо банков эту систему перенимают венецианцы, генуэзцы и даже духовные ордена (тамплиеры);

– основным, детерминированным, заложенным внутренним механизмом развития европейского региона (50 – 65 %) является постепенное развитие института государства и права у бывших варваров (франки, германцы, саксы, бургунды), народы постепенно переходят в более гармоничные фазы своего этногенеза, происходит накопление знаний и «национального богатства», рост производительности и населения. В отличие от X – XII вв. средняя урожайность к XIV в. выросла с 2 до 4 в Англии, 6, 5 во Франции, 9 – 10 в Нидерландах. Это значит, что экономика стран и региона в целом, образовавшего единый рынок, перестала быть экономикой, для которой плохая погода означала иногда вымирание 10 – 25 % населения, и превратилась в относительно устойчивую, способную производить излишки продуктов. Это привело к возможности устойчивого развития групп населения, не производящих продовольствие, — ремесленников, образованной прослойки, — появлению городов. Развитие товарного земледелия становится невозможным без появления городов – потребителей излишков деревни.

Товарное земледелие — земледелие с излишками, специализацией производства. Самая простая формула специализации: Кспец (для региона) = доля региона в производстве всей страны / доля региона в численности населения. Уровень специализации производства в любой отрасли, в том числе в сельском хозяйстве, в значительной мере влияет на производительность труда (объем производства — Q) в расчете на одного работника за единицу времени, например, тонны угля на одного горняка в час).

Переход к феодализму в Европе начался вслед за вторжением варваров — германских племен — на территорию Римской империи и их расселением в ней. Один из путей феодализации состоял в том, что свободные крестьяне просили знатного сеньора принять в дар их землю, причем тут же получали ее обратно, но уже в пользование и с обязательством платить за нее ренту (барщину или оброк). Свободы при этом они не утрачивали, но утрачивали права собственности на землю. В обмен на уступленные права и повинности они получали от сеньора гарантии существования. Германцы-общинники стали свободными в распоряжении своей пахотной землёй — аллодом. Но собственность на нее возникает, чтобы затем исчезнуть. Способы утраты аллода различны (залог, продажа, дарение в пользу крупных церковных и нередко светских вотчинников).

В это время не только мелкие землевладельцы, но и неимущие свободные люди обращались к сеньорам с просьбой принять их на службу в обмен на пожизненное содержание. Этот путь получил название коммендации. В VIII – IX вв. в лидеры выдвигается Франкское королевство, достигшее пика могущества при короле Карле Великом (742 – 814 гг.). При нехватке денег франкские короли осуществляли вознаграждение своих дружинников путем раздачи государственных земель — бенефициев (от лат. Beneficium — благодеяние). Эти временные пожалования возвращались королю после смерти владельца. Первоначально бенефиции предполагали пожалование не земли, а доходов с нее. После смерти Карла Великого империя его распалась, и бенефиции быстро превратились в наследственное владение — феод (от лат. Feodus — владение).

Графы сделали свои должности наследственными. Короли были вынуждены узаконить обособление графств и бенефициев, предоставляя им при этом иммунитет. Представители королевской администрации были не вправе вторгаться во владение обладателя иммунитетной грамоты, а последний получал, благодаря этому, всю полноту власти в поместье. Поэтому феодальная вотчина рассматривалась не как владение, а как государство.

Первоначально между сеньорами и зависимым населением существовало разделение труда. Антагонизм между господином и зависимым крестьянином был не таким резким, как в античном мире. Раб находился вне общества. Зависимый крестьянин был частью одной этнической и религиозной принадлежности с господином. В этих условиях вопрос о том, кому принадлежит земля, на которойкрестьяне ведут свое хозяйство, отступал на второй план. Крестьяне не были арендаторами земли сеньора. Всякое держание было наследственным, и крестьянин мог продать его. Это свидетельствует о том, что доминирующими в отношениях между крестьянином и господином были повинности.

Феодальные отношения развивались в основном вне города. Но, возникнув в деревне, феодальные отношения втянули в свою сферу и город. Земельная площадь города оказалась в комплексе владений епископов, графов и т. д., и поэтому жители городов стали платить феодальному сеньору ренты и сборы различного характера. Постепенно в общих интересах часть из них ликвидируется еще при феодализме. В Священной Римской империи раньше всех образований был ликвидирован сбор в пользу феодалов за проход по основным рекам Германии. Это значительно расширило внутренний рынок, усилило интеграцию земель империи.

Таким образом, повышение уровня разделения труда, специализации, повышение производительности труда, связанный с увеличением уровня образования общества, с течением времени постепенно изменяют его социальную структуру, в том числе приводят к развитию феодальной системы из варварских королевств, возникших на обломках Римской империи.

Прибавочный продукт — важнейший фактор развития общества от античности до современной эпохи. Прибавочный продукт, зависящий от природы (см. спор геодетерминизма и геонигилизма) определяет лицо государства. Вполне логичным выглядит точка зрения части ученых, утверждающих, что такие колоссальные продукты культуры, памятники мирового значения, как пирамиды в Египте (всего их около 80) являются кроме всего прочего (монументальная пропаганда) олицетворением огромного прибавочного продукта, его «канализацией» (в отличие от Великой Китайской стены и колоссальных зиккуратов в Междуречье, пирамид майя, имеющих, в том числе, и практическое значение).

Магистральным путем экономической мысли эпохи феодализма в Европе и на Ближнем Востоке, несмотря на внешние религиозные различия, является регулирование вопросов, связанных с 1) рынками труда, отношения к труду; 2) рынками капитала и товаров; 3) сословной этикой, накладывающей отпечаток на экономические изыскания.

Общей тенденцией является закрепление существующего строя в догматах, хотя и сочетающееся с попытками ограничить закабаление населения. Прогрессивное отношение к труду, в сравнении с Грецией, можно проследить уже с раннего Средневековья в обеих цивилизациях. По Августину Блаженному (354 – 430 гг., Африка, Западная Римская империя), труд приносит четыре положительных последствия — средства к пропитанию, избавление от праздности, обуздание плоти, возможность милостыни. Аналогичные понятия присутствуют и у арабского мыслителя Ибн-Хальдуна — Коран отмечает «закят» в качестве необходимого налога в пользу бедных.

Регулирование рынков капитала и торговли, богатства в целом нужно сравнивать с учетом того, что обе цивилизации, как и обе базисных религии, имеют общий корень и называются авраамическими. Христианство и ислам резко порицают ростовщичество (хотя и Библия, и Коран приводят примеры, фактически легализующие эту деятельность). Тем не менее, реалии экономики приводят к приспособлению догм к нуждам хозяйства. Ранняя трактовка ростовщичества как более тяжкого греха, чем убийство, трансформируется в учение о «каноническом проценте — 12-м христовом динарии» — допустимой планке 8, 3 % в год. Более поздние реалии поднимают эту планку до 20 – 25 %, 50 %, а Крестовые походы приводят к займам до 8 % в неделю. Отношение к богатству, торговле и налогам в обеих культурах явно носит сословную этику — двойные стандарты. Собирание богатства, золота — грех, но его может собирать Корона и Церковь (под предлогом помощи бедным). По Августину — имущество сверх того, что нужно самому человеку, есть кража. Справедливая цена Ф. Аквинского носит сословный характер, затратный и этический принцип в формировании цены зависит от сословия, т. е. вышестоящие могут без греха наживаться на нижестоящих.

Налоговая система — квинтэссенция государственности — также имеет сословный, многостандартный принцип. «Золотого века» справедливости не существовало. Европа не вызвала таких иллюзий никогда, но равенства не было и в первые века Исламского Халифата. В зависимости от происхождения, земли делились на налоговые категории «ушур» — 1/10 урожая, для земель арабов, «харадж» до 1/3 урожая для всех неарабов, даже мусульман, «вакф» — необлагаемые земли, но переходящие по наследству духовенству. В зависимости от необходимости, как и в Древнем мире, Средневековье достаточно жестко вмешивается в земельные отношения. Безусловная мысль о том, что земля, (пусть даже частная) не может не обрабатываться на благо общества, приводит к различным практикам конфискации заброшенных сельхозугодий в фонд государства.

 

Вопросы для обсуждения

1. Общие черты средневековой экономической этики и взглядов.

2. Канонические рамки средневековой мысли и практики.

3. Классовая мораль.

4. Этапы становления христианской экономической этики (этика раннехристианской общины (до XI в.). Августин Блаженный. Классическое Cредневековье (XI – XYI вв.). Фома Аквинский. Протестантская этика Нового времени. Мартин Лютер и Томас Мюнцер).

5. Экономические взгляды Арабского Востока (Ибн Хальдун).

 

Темы рефератов и докладов

1. Социально-экономические предпосылки возникновения христианства и других мировых религий.

2. Экономическая мысль и экономическое положение Византии в Y – XIY вв.

3.Экономическая мысль и экономическое положение Арабского Халифата.

4**. Экономические платформы средневековых «ересей».

5. Основные экономические идеи Реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин.

6**. Анализ влияние протестантской этики на развитие экономики государства на основе работы Макса Вебера «Этика протестантизма».

 

Контрольные вопросы и задания

1. Поясните понятия «справедливая» и «естественная» цена в концепции Фомы Аквинского.

2. Поясните отношение средневекового общества власти, к роскоши и ростовщичеству. Их канонические основы (канонические 8, 3 % в год, так называемый «13-й динарий»).

3*. Найдите двойные (классовые) стандарты в экономической этике Фомы Аквинского.

4***. В древнем Египте норма ростовщического (ссудного) процента достигала 50 – 100 % в годовом выражении (без ограничений законом), в древнем Вавилоне во время Эшнунны (XX в. до н. э.), Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) ограничивалась 20 % в денежном и 33, 33 % (1/3) в натуральном выражении. В Новом Вавилоне Навуходоносора (VII – VI вв. до н. э.) средняя норма прибыли на капитал достигала 18, 3 %, в Ассирии XIII – XII вв. до н. э. норма составляла 20 – 80 % (не ограничивалась законодательно).

Рим позднего периода ограничивает ссуды до 6 % (для Италии, в провинциях ограничений не было, до 50 %). В раннем Средневековье в Европе годовая норма ростовщического процента составляла 50 – 100 % (до 8 % в неделю — 384 % в год), в развитом ограничивалась номинально 8, 3% (так называемый 13-й динарий), норма фактического роста снизилась в XII – XIV вв. до 30 – 40 % и до 12 – 15 % к XV – XVI в.

Артхашастра в Индии законодательно ограничила кредитный процент в 1, 25 % в месяц по неторговым займам, 5 % по внутренним торговым и 10 – 20 % по внешнеторговым займам. «Русская правда» до Мономаха ограничивает «резы» до 50 % в год, при Мономахе после восстания 1113 г. — до 20 – 40 % (50 % на два года), через четверть века «милосердные» резы выросли до 40 – 60 %. Подумайте, какие факторы в целом влияют на норму годового ссудного процента и норму прибыли в государстве.

5*. Основываясь на данных задания 4, анализируя данные об ограничении процента на заемный капитал в перечисленных странах, законы Вавилона (Хаммурапи), Иудеи, Римской Империи (326 г. до н. э.), и других государств, ограничивающие рабство граждан, подумайте, как связано ограничение процента по займам и рабство? Почему банкиров и ростовщиков Нового Вавилона сравнивают с «пауками», в отличие от «волков» Старого Вавилона? Закономерна ли такая эволюция бизнеса? (для обсуждения в группе).

6***. В 2010 – 2012 г. Правительство России законодательно ограничило кредитную нагрузку на заемщика, ставки по кредитам физическим лицам (полная стоимость кредита) ограничены «превышением стоимости кредита на 1/3 от среднего значения по рынку», такое значение обязан каждый квартал публиковать Банк России (ФЗ № 353 от 21.12.2013 «О потребительском кредите»). Основываясь на данных 4, 5, 6, объясните, какие цели преследовали правительства стран — от Вавилона до современности? В чем была логика государя Владимира Мономаха в 1113 г.? Стоит ли государству вмешиваться в отношения кредиторов и заемщиков? Разбейте группу на четыре части: граждане, «волки», «пауки», правительство, обсудите проблему.

 

Тесты

1. Средневековая экономическая мысль опиралась:

а) на Божественные законы;

б) на естественные законы;

в) на «Законы 12 таблиц»;

г) на концепцию справедливой цены Ф. Аквинского;

д) на «Кодекс Хаммурапи».

 

2. По концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:

а) затратный принцип;

б) морально-этический принцип;

в) затратный и морально-этический принцип одновременно;

г) абстрактный принцип;

д) принцип экономического моделирования.

 

3. Согласно концепции справедливой цены, предложенной Ф. Аквинским, цена товара должна была:

а) давать продавцу некоторую прибыль;

б) позволять продавцу поддерживать его социальный статус;

в) покрывать затраты на производство товара;

г) включать права владения, пользования и распоряжения;

д) включаться в издержки.

 

4. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского, деньги — это:

а) совершенно бесполезный товар;

б) результат соглашения между людьми;

в) стихийно возникший товар;

г) драгоценный металл;

д) издержки производства.

 

Ответы на тесты: 1 — а; 2 — в; 3 — б, в; 4 — б.

 

Рекомендованная литература: [9], [38].


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь