Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экономический базис и история экономики



Уже с данного периода развития хозяйственная деятельность человечества подчиняется закономерностям, обозначенным К. Марксом как отношение «экономического базиса» к «надстройке» (рис. 2.1).

 

 

Рис. 2.1. Модель общества

 

Экономический базис представляет собой совокупность производительных сил (средства труда и орудия труда) и производственных (социальных) отношений.

Надстройка представляет собой совокупность институтов, возникающих на основе данного базиса, управляющих базисом. В свою очередь сам базис в значительной степени зависит от географических, природных условий, ресурсов, окружающих страну соседей. Л. Н. Гумилев называл ареал существования данной страны в своей концепции этногенеза «вмещающим ландшафтом» («Конец и вновь начало»). Мера влияния географических условий и ресурсов на экономический базис и надстройку в науке вызывает дискуссии. Под условным названием «геодетерминистов» (от лат. Determination — предопределение) можно объединить ученых, считающих влияние природно-географических факторов на базис, а базиса на надстройку решающими. Под условным названием «геонигилистов» (от лат. Nigil — отрицание) можно объединить ученых, считающих влияние природно-географических факторов на базис, а базиса на надстройку значимыми, но не решающими.

Например, такие значимые социальные действия как погребальные ритуалы, освященные религией (надстройкой), сильно зависят от природных условий. В условиях жаркого климата Индии (опасность эпидемий), дефицита земли, но достатка леса индуизм диктует сжигание усопших, спуск тела в священный Ганг. В авраамических религиях (иудаизм, христианство, ислам) культура через религиозные институты освящает захоронение в земле, в которой не было недостатка. Показателен пример Тибета. В условиях лимитирующего хозяйственную деятельность дефицита земельных ресурсов в каменистых горных областях, почти полного отсутствия лесных ресурсов, крупных рек, оставление тела на корм хищным птицам практиковалось даже в отношении высшего духовенства. В условиях Русского Севера, например, на Соловецком архипелаге, до последнего времени практиковался несколько циничный, но практичный обычай рыть могилы заранее, по осени — по мере приблизительного количества востребуемых. Очевидно, что такие меры обусловлены суровыми зимами, когда земля становится совершенно окаменелой.

В целом, если анализировать соотношение религий и условий, в которых они возникли, появляется довольно уверенная мысль о связи базиса и культа, вырастающего на его почве. Как правило, есть взаимосвязь, например, между благоприятностью климата, характером экономики и чертами культов. Там, где природа суровее, присутствуют экстремумы (засухи, с присущим им голодом, землетрясения, наводнения), экономические условия порождают конкуренцию, культы и религии в целом более жестоки. Жестокие боги, по мнению ацтеков и инков, насылающие засухи в гневе, требуют соответствующих мероприятий по их умилостивлению. Майя бросают в колодцы знатных юношей и девушек, детей (украшения, анализ по костям, правильные скелеты, зубы показывающие, что пища была негрубая), ацтеки приносят грандиозные жертвы животных (гекатомбы по-гречески), вырывают сердца из живых людей. Взаимная резня протестантов и католиков, крестовые походы в Европе, джихад в исламе объясняются аграрным перенаселением и кризисами.

Конечно, социальные отношения, применимые в рабовладельческом хозяйстве, неприменимы в капитализме с развитым рынком труда (многие российские руководители не понимают этого). Социальные отношения различаются существенно для отраслей, применяющих массовый, тяжелый неквалифицированный труд (хлопководство) в сравнении с отраслями, где заменяемость квалифицированного сотрудника значительно меньше (образование, точное машиностроение). Если общественные, производственные отношения, как правило, запаздывающие, не удовлетворяют развитию производительных сил, возникают конфликты — вплоть до революций и распада государства (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2. Схема социальных конфликтов

 

Исторически, в силу различия базиса и природных факторов, национальных различий, уровня образования и прочих факторов существует два способа разрешения фундаментальных противоречий внутри базиса, между базисом и надстройкой. Находясь в отношениях дихотомии, существуют эволюционный и революционный способы развития общества.

Обычно, более образованная, имеющая исторический опыт и преемственность власти элита старается идти на постепенные уступки в связи с ростом сознания низших классов (Великобритания). Если элита слабо образована, не желает идти на уступки, сословия, созревшие для большей роли в стране, но лишенные прав, осуществляют преобразования революционным путем (Россия, Германия, Франция). Практически независимо от географических или временных рамок, господствующая элита старается использовать культуру и особенно религию в качестве инструмента сохранения власти (вся власть от Бога). Данный инструмент замедляет социальные процессы, но все же остановить их не в силах.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь