Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ
Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Дранишников А.А. Тульский государственный университет Право можно назвать действенным регулятором общественных отношений, средством установления порядка в обществе [1, c.427].Однако, свобода человека, как общественного существа, всегда ограничивается свободой другого человека, а распределение этих свобод, интересов между индивидами входит в понятие общественных отношений [2, c.304]. В законодательстве закреплены различные требования к сохранению в тайне информации о частной жизни граждан. Таким образом, можно сказать, что частная жизнь человека вплотную граничит с обществом, поэтому стоит помнить высказывание И.Канта: «Поступай так, чтобы твое поведение могло стать образцом, примером, всеобщим правилом для других людей».В начале ХХ в. большинство конституционных правовых актов не предусматривало нормативное закрепление права на неприкосновенность частной жизни. Предпочтение отдавалось лишь праву на тайну переписки, телеграфных, телефонных сообщений. Только после окончания Второй мировой войны при реформировании государственных систем европейских стран в новых Конституциях появилось упоминание о частной жизни гражданина [3, c.206].Неприкосновенность частной жизни – достаточно широкое и ёмкое понятие. В него можно включить, в первую очередь, комплекс общественных отношений, характеризующих человека и гражданина, как субъекта, обладающего полной свободой, определявшейся ещё французскими мыслителями как «естественной» [3, c.208].Таким образом, можно полагать, что сущностью права на неприкосновенность частной жизни является то, что оно есть элемент свободы человека. Если рассматривать право на неприкосновенность частной жизни как естественное право, то можно сказать, что оно принадлежит человеку в силу его особой природы. Стержнем природы человека является свобода. Как было отмечено А. Хеллер: «Нравственные постулаты, заложенные в разных правах человека, отражают лишь разные качества и аспекты свободы. Только сама свобода, «естественный закон», является абсолютной моральной ценностью» [4, c.50].На основе этого формируется общее понятие права на неприкосновенность частной жизни. Под ним следует понимать неотъемлемое право человека на самостоятельное определение своего образа жизни, свободного от произвольных регламентаций, вмешательства и посягательства как таковых со стороны государства, общества или человека, а также защищенное законом от какого бы то ни было навязывания стереотипа [3, c.238]. ЛИТЕРАТУРА 1. Пиголкин А.С., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права.2008. 743с. 2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 2008. 608с. 3. Рудинский Ф.М. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики. М., 2006. 480c. 4. Хеллер А. Свобода как высшая идея // Новое время. 1993. № 36. С.58. Становов А.В. СМУТНОЕ ВРЕМЯ НАЧАЛА XVII ВЕКА КАК КЛЮЧЕВОЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РОССИИ Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Вепренцева Т.А. Тульский государственный университет Смута – период истории России конца XVI и начала XVII веков, характеризующийся общенациональным кризисом, затронувшим все сферы общественной жизни. После смерти в 1584 году Ивана Грозного его наследником и царем стал слабый и болезненный Федор Иванович. Началась борьба за власть внутри страны. Такая ситуация вызвала не только внутренние противоречия, но и усиленные попытки внешних сил ликвидировать государственную самостоятельность России. Основными причинами смутного времени являются: экономический кризис (дожди и ранние заморозки, которые 3 года подряд уничтожали урожай, в следствии чего, крестьянское хозяйство потеряло свою устойчивость; голод, который длился с 1601 – 1603 гг.), династический кризис (т. е. прекращение династии Рюриковичей из-за гибели царевича Дмитрия в Угличе в 1591 году), кризис власти (борьба за власть между боярскими группировками и возникновением самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II) и социальный кризис (он заключался в социальном протесте против закрепощения). В июне 1605 года польское войско во главе с Лжедмитрием I вступило в Москву. Но царствовал он не долго, так как 17 мая 1606 года боярские заговорщики под предводительством Василия Шуйского схватили и убили царя. Через трое суток его сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши. А летом 1606 года начались новые возмущения народных масс под предводительством Ивана Исаевича Болотникова, которые закончились только к 30 июня 1607 года. Болотников был казнён. Это была первая крестьянская война в истории. Также огромную роль в ухудшении ситуации сыграло вторжение польских (под предводительством Сигизмунда III) и шведских войск. В сентябре 1609 года Речь Посполитая объявило войну России. А в 1611 году шведские отряды вторглись и захватили Новгород и всё русское побережье Финского залива. Таким образом события данного периода привели к глобальной хозяйственной разрухе и обнищанию страны. К концу смутного времени царило страшное разорение и запустение страны, усиление бегства населения из центра в окраины. И не менее важно то, что все выше перечисленное послужило ослаблению военного потенциала страны. Но с другой стороны, роль народа в изгнании польско-шведских интервентов и становление новой династии сплотили общество, в следствии чего, наблюдался подъем самосознания народа и оформление идеи религиозно-национального единства страны.
Степанова И.С. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В УЧЕНИИ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ Научный руководитель: канд. юрид. наук, доц. Горячева Е.М. Тульский государственный университет В эпоху Возрождения появляются новые концепции государства и права, которые базировались не на религиозных воззрениях, а на положении естественного характера прав человека, на его земных интересах и потребностях. Большой интерес представляют труды Никколо Макиавелли, который стал первым теоретиком, заложившим основы политико-правовой идеологии Нового времени. Какие же проблемы поднимает в своих произведениях Макиавелли? Государство есть отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение. Цель государства – безопасность личности и незыблемость собственности. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности – блага свободы, цель и основа прочности государства. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй. Знать отличается от народа, при этом она является неизбежной и нужной частью государства. Свободное государство основывается на компромиссах народа и знати. Ненарушимость законов обеспечивает общественную безопасность, а тем самым спокойствия народа. Во всех государствах основой власти являются хорошие законы и хорошее войско. Мудрые государи имеют собственное, а не наёмное войско. Существует три формы государственного правления – монархия, аристократия и демократия. Но ни одна из них не существует в чистом виде. Смешанная форма правления придаёт государству стабильность и устойчивость. Религия – важное средство поддержания политики, которая воздействует на умы и нравы людей. Любое государство Макиавелли представляет как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Он впервые учёл мотивы специальной психологии, как важный факт политики. Учение Макиавелли актуально и сегодня. В трудах мыслителя можно найти ответы на вопросы, которые и сейчас очень важны: Как управлять государством? Как устраивать армию? Какими должны быть законы? Как процветать? Естественно все эти проблемы в современных государствах уже отработаны. Однако, чтобы понять что есть государство теперь, нужно найти ответ на вопрос – каким оно было? В этом нам и помогают труды Никколо Макиавелли.
Тишакина М.И. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы