Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ И ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ



Научный руководитель: канд. психол. наук, доц. Фельдман И.Л.

Тульский государственный университет

Современное общество ставит собственные высокие планки «требуемых» от человека достижений: здоровое тело, гармоничность личности, востребованная профессия, достойная и престижная работа, счастливая семья и гармоничные отношения в ней, материальное благополучие, социальная ответственность и т.п. Однако личности бывает достаточно трудно сориентироваться в путях достижения всех этих благ, тем более, что современный уровень общественного развития предоставляет человеку возможность как развиваться, так и деградировать. В итоге возникает ситуация, когда в мире, помимо всего прочего наполненном непреходящими кризисами различных форматов (экономическими, политическими, экологическими, демографическими, духовно-религиозными и т.п.), человек оказывается в ситуации перманентной неопределенности и неуверенности в себе и своем будущем.

Необходимым условием обретения внутренней опоры для решения личностных и социальных проблем для человека становится процесс самопознания, позволяющий личности определить ее сущность, возможности, задать внутреннее направление развития с целью достижения жизненных целей. Различные авторы предлагают собственные определения термина самопознание. Представим некоторые из них. Так, И.Л. Фельдман в своей статье приводит собственное определение самопознания: «Самопознание – это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире» [3, с. 206]. Е.М. Боброва имеет иное определение данного понятия: «Самопознание – сложный, многоуровневый процесс познания себя как субъекта деятельности и общения, построение и коррекция образа Я, наполнение содержанием самосознания личности» [4, с. 351].

В настоящее время исследованию проблемы самопознания в психологии посвящено большое количество работ известных авторов. Н.В. Рукавишникова в своей диссертации указывает, что наряду с фундаментальными работами теоретико-методологического плана (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др.), существуют исследования, касающиеся конкретно-практических аспектов данной проблемы (М.И. Боришевский, В.Н. Козиев, И.С. Кон, В.В. Столин и др.) Достаточно разработанными являются вопросы генезиса самопознания в процессе развития личности (Л.И. Божович, И.И. Чеснокова, М.И. Лисина), проблема источников, приемов и психологических механизмов самопознания (В.В. Столин) [2, с. 4].

Многие авторы, опираясь на результаты собственных исследований и данных, представленных их коллегами-психологами, приводят свои концепции понимания сущности самопознания. В этих концепциях ученые тесно связывают самопознание с такими терминами как «самосознание», «самооценка», «самоанализ», «самосовершенствование», «самоактуализация» и др. Например, в соответствии с концепцией представителя гуманистической психологии К. Роджерса, самопознание даёт человеку способность к личностному росту, самосовершенствованию, самоактуализации, что является необходимым условием достижения полноты жизни, ощущения радости жизни, осознания смысла жизни [1, с. 49].

Следует отметить, что существует разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути. Это связано, прежде всего, с тем, что жизнь человека состоит из различных по степени насыщенности, «кризисности» этапов, которые способны внести существенные коррективы в судьбу личности. И потому процесс самопознания активизируется в тот момент, когда необходимо принимать наиболее ответственные решения в жизни. В рамках нашего исследования интересующим нас возрастным этапом анализа личности выбран период с 18 до 35 лет, т.е. молодость и ранняя взрослость, когда человек вынужден выбирать место учебы, работы, супруга или супругу и др. В этот период, чтобы принять взвешенное решение, человек должен хорошо знать не только обстоятельства, других людей, принимающих участие в его судьбе, но и самого себя, свои качества и возможности. В этих ситуациях самопознание функционирует активно, позволяя личности за короткий промежуток времени получить столько информации о себе, сколько она не получала за годы жизни до этого [1, с. 127].

Данный возрастной период также интересен нам по причине того, что в самопознание в это время может привести к тому, что человек сознательно начнет заниматься самосовершенствованием, понимая, каких целей: материальных и/или духовных он хочет и может достичь. Ведь в итоге, благодаря самопознанию и целенаправленному самосовершенствованию человек сможет достичь уровня самоактуализированной личности, которая согласно А. Маслоу достигла личностной зрелости в процессе самоактуализации. А ведь это и есть главная цель человека, достойная стать важнейшей в процессе личностного становления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Издательский центр «Академия». 2004. 256 с.

2. Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: дис. канд. психол. наук. М. 1999. 268 с.

3. Фельдман И.Л. Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов будущих врачей // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ. 2014. № 2. С. 205-215.

4. Фельдман И.Л. Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов-психологов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. № 4. С. 351-363.


 

Зотова Т.Д.

ЭТНИЧЕСКИЙ «ОБРАЗ ВРАГА»

В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННЫХ РУССКИХ

Научный руководитель: канд. психол. наук Фомина Ю.И.

Тульский государственный университет

Одним из наиболее распространенных типов отношений сегодня являются межэтнические отношения. Они представляют собой отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Помимо этого, они включают в себя и отношения к самим группам, которые проявляются в представлениях о них, - от позитивных характеристик до предрассудков. Этнические стереотипы, которые часто выступают основой межэтнических отношений, отличаются способностью формирования у этнической группы «образа врага», который является представителем другой этнической группы. Понятие «образ врага» означает воплощение того, что несет угрозу культуре и цивилизации [1].

Исходя из особенностей складывающихся сегодня межэтнических отношений, основной целью нашего исследования стало изучение этнического образа врага в представлениях современных русских. Выборку нашего исследования составили 30 человек в возрасте от 19 до 32 лет русской национальности. Нами была использована шкала социальной дистанции (шкала Богардуса, вариант Л.Г.Почебут) [2, с.82].Для выявления «образа врага» результаты интерпретировались по последним двум пунктам методики, которые наиболее ярко выражают негатив к какой-либо этнической группе. Исходя из этого, этносы распределились следующим образом:

­ цыгане;

­ этносы стран Кавказа;

­ этносы стран Средней Азии;

­ евреи;

­ этносы Африки;

­ этносы Ближнего Востока;

­ этносы Латинской Америки;

­ этносы Дальнего Востока.

Подобное распределение этносов связано, прежде всего, с особенностями межэтнических отношений между представителями данных национальных общностей и русского этноса, а также с системой этнодифференцирующих признаков, которые определяют величину психологической и культурной дистанции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лурье С. В. В поисках русского национального характера // Отечественные записки. 2002. № 3 (4) [Электронное издание]. URL: http: //www.strana-oz.ru/2002/3/v-poiskah-russkogo-nacionalnogo-haraktera. Дата обращения: 15.03.2016.

2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2006. 208 с.


 

Куамба С.Н.

ЭТНИЧЕСКАЯ МИГРАЦИОНАЯ ГОТОВНОСТЬ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Научный руководитель: канд. психол. наук Фомина Ю.И.

Тульский государственный университет

В конце XX в. – начале XXI в. существенное влияние на общество оказали миграции населения, обусловленные комплексом объективных и субъективных причин, имеющие ярко выраженные этнический характер и содержание. В связи с этим, проблема этнической миграционной готовности является чрезвычайно актуальной сегодня.

Однако, для начала необходимо определить, что представляет собой миграция, каковы причины ее возникновения, почему она так часта возникает в современном мире, и какие факторы на нее влияют. Обращаясь к терминологии понятий «миграция» и «мигрант», можно сказать, что на данный момент нет общепринятого определения данных понятий – в научной литературе о них не сложилось однозначного мнения. Каждый автор трактует данные понятия по-своему. В целом, миграция понимается как форма мобильности индивида или группы людей; перемещение людей из одного региона (страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния [3, с.20]. А мигрант, в свою очередь, – это лицо, меняющее место жительства внутри государства или переезжающее на постоянное место жительства в другое государство по причине экономической, политической и национально-правовой нестабильности [2, с.102].

Одним из наиболее распространенных видов миграции является этническая миграция. С.В. Рязанцев предлагает рассматривать этнические миграции с позиций влияния на миграционные процессы этнического фактора, под которым он понимает совокупность объективных и субъективных причин этнического характера, оказывающих воздействие на формирование и реализацию миграционного поведения [6, c.26].

Таким образом, этническую миграционную готовность можно определить как психологическое новообразование, которое представляет собой направленную активность и установку на добровольное изменение места жительства, предполагающее проживание субъекта в пределах «чужой» для него этнической группы.

Развитие современного человека чаще всего протекает в поликультурном и многонациональном обществе. Особенно это заметно в молодом возрасте, когда по разным причинам (туризма, образование, работа) людям в большей или меньшей степени приходится взаимодействовать с представителями иной национальности и культуры [4, с.66]. Современные условия глобализации влияют на готовность молодых людей к этнической миграции и, как следствие, на готовность к переменам и принятию других этносов, традиций, обычаев, культуры и др.

По мнению Р.Р. Ишмухаметова, миграционная готовность является частным случаем психологической готовности человека к чему-либо. Показателем миграционной готовности в его понимания является наличие в образе желаемого будущего человека содержаний, связанных с иным привлекательным регионом проживания, а также прямое указание человека на желание и стремление уехать. При этом, в современном обществе для человека потребность в самореализации становится одной из ведущих, поэтому при неблагоприятном варианте развития данная потребность депривируется, что и вызывает миграционную готовность [5, c.104].

Очевидно, что в молодом возрасте интернационализация системы современного высшего образования и поликультурная среда развития расширяют возможности взаимодействия человека с другими этносами и культурами, что повышает требования к содержанию процесса социализации личности, и создает предпосылки к повышению уровня этнической миграционной готовности [5, c.108]. Данный факт определяется еще и тем, что молодые люди являются наиболее динамичной социальной группой, которая целенаправленно стремится улучшить свою жизнь, поскольку период молодости связан с профессиональным становлением, поиском спутника жизни и реализацией собственной обретенной идентичности [1, c.84]. Также именно в этом возрасте людям свойственно проявлять активный интерес к разнообразным этническим особенностям других народов, что также актуализирует процессы этнической миграционной готовности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва: Аспект Пресс, 2012. 364с.

2. Барбашина Э.Р. Миграционные процессы и этнические проблемы в Сибири // Этносоциальные процессы в Сибири. Вып. 2. Новосибирск, 1998. С.127-138.

3. В.Вундт Психология народов / сост. и подгот. текста К.Королева. М.: ЭКСМО; СПб.: Terra Fantastica, 2002. 864с.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576с.

5. Ишмухаметов Р.Р. Депривация потребнности в самореализации как фактор миграционной готовности личности. На примере молодежи забайкальского края. М.: Либроком, 2009. 216с.

6. Рязанцев С. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. Ставрополь: Кн. изд-во, 2001. 542с.


 

Кузнецова К.А.


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. I ГЛАВА. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
  3. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. I. Особенности постановки цели труда.
  5. I. Особенности учета в строительстве
  6. I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников.
  7. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  8. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  9. II Проблемы рационального питания
  10. II. Особенности технологии баз и банков данных.
  11. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  12. II.1.2. Глоссарий исследования «семиотика кино и проблемы киноэстетики»


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь