Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОБРАЗ ПЕРУНА В СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ



Научный руководитель: д-р ист. наук, проф. Самарцева Е.И.

Тульский государственный университет

После крещения Руси, язычество старательно искоренялось, хоть народная память и хранила «обрывки знаний». Книги, написанные церковными авторами, подчеркивали те черты, которыми оно отличалось от христианства. Не допускалось даже называть имена языческих богов, поэтому упоминаний сохранилось так мало. Изображения идолов на миниатюрах было все менее походившим «на правду», все более аллегорическим

Образ Перуна был воссоздан по белорусским преданиям. «Это высокий старик, черноволосый, с бородой, за что его зовут также Дедом». В правой руке у него лук, а в левой колчан со стрелами, которые, пущенные с молниями, убивают людей и создают пожары. Мнение о его могуществе привело к тому, что его деревом стал считаться дуб, а убеждения о грозном характере бога и его силе привели к тому, что он не только оказался во главе пантеона, но в некоторых местах ему стали приписывать «функции» бога войны. Христианизация наложила свой отпечаток на представления людей о Перуне: память о нем ослабла, он представлялся уже кем-то вроде черта [1, с. 84].

Теория о том, что «Перун – это славянская копия нормандского Тора также была небезосновательна, ведь варягов, которых некоторые славянофилы считали западными славянами, можно трактовать как норманнов, скандинавских германцев. Причем с точки зрения Л.С. Клейна, такая трактовка более реалистична. Однако, эта гипотеза была опровергнута, так как Тор не был главным богом у германцев, да и «популярен» он был скорее у простолюдинов, тогда как в славянские земли двигались викинги, которые чтили Одина. К тому же, опираясь на такую теорию, невозможно объяснить появление Перуна у южных и западных славян.

В работе 30-х годов ленинградского ученого А.И. Никифорова, так и оставшейся неоконченной и ненапечатанной, присутствуют доказательства того, что славянские боги были исконно славянскими, а не заимствованными, и что система национальных русских божеств не менее разнообразна, чем, например, германская (или индийская, или другая античная) [2, с.65].

После принятия христианства Перун был «заменен» Святым Ильей (Ильей-пророком). Впрочем, этот святой ассоциировался с Громовержцем еще за довольно долгое время до крещения. Причем у некоторых других народов замена произошла настолько полно, что даже имя старого бога было забыто.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества. СПб., 2004.

2. Шеппинг Д. Мифы славянского язычества. М., 1849.


 

Дранишникова А.А.

ГОЛОС ЭПОХИ

Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Дранишников А.А.

Тульский государственный университет

Голос диктора Ю.Б. Левитана по праву можно считать голосом эпохи, которая ушла вместе с СССР. Его любили советские люди и ненавидели враги.

Родился Ю.Б. Левитан в 1914 году в городе Владимире в рабочей семье. Он хотел быть актёром или оперным певцом. Не поступив в кинотехникум, Юрий Левитан, будучи человеком упрямым и настойчивым, не опустил руки. Знаменитый актёр МХАТа Василий Качалов обратил на него внимание и дал рекомендацию, благодаря которой тот был принят на должность стажёра в Радиокомитет. Он усиленно работал над дикцией, выполнял все необходимые упражнения, иногда читал тексты, даже стоя на голове. Его занятия порой длились по 10 часов в сутки. К своим 19 годам он стал настоящим профессионалом.

В ночь на 26 января 1934 года судьба Ю.Б. Левитана мгновенно изменилась. В позднем эфире он читал тексты из газеты «Правда». В ту знаменательную ночь И.В. Сталин работал в своём кабинете. Он включил радио и услышал мощный, раскатистый голос неизвестного диктора, который прекрасно прочёл статью из газеты. Сталин тут же позвонил в Радиокомитет и передал указание, чтобы этот «голос» читал доклад, подготовленный к XVII съезду ВКП(б). Никому не известный дебютант стал диктором СССР под № 1. С 1934 года не было ни одного доклада И.В. Сталина, В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича, материалов съездов партии, сессий Верховного Совета, которые бы читал кто-то, кроме Ю.Б. Левитана.

Утром 22 июня 1941 года Юрия Борисовича Левитана почему-то срочно вызвали на работу… На протяжении четырёх лет войны советские люди слышали этот ровный, чёткий, торжественный голос. И миллионы людей ждали его, ведь он всегда вселял надежду на победу. Голос Левитана был для гитлеровцев как кость в горле: сам А. Гитлер называл его врагом №1. За годы войны Ю.Б. Левитан прочитал более 120 экстренных сообщений и 2 тысячи фронтовых сводок [1, с.27]. Выпала ему честь читать и Акт о безоговорочной капитуляции Германии.

В жизни Ю.Б. Левитана было немало трудностей. Имел много учеников, передавал им своё дикторское мастерство, помогал советами. С 1950-х годов Ю.Б. Левитан читал важнейшие политические документы, вёл репортажи с Красной площади, из Кремлёвского Дворца съездов, озвучивал фильмы. С 1970-х годов он мало выходил в эфир – новое руководство страны считало, что его голос больше ассоциируется с тревожными событиями. Вёл военно-патриотическую работу, часто ездил по местам боевой славы. В одной из таких поездок, связанной с 40-летием победы на Курской дуге, он и скончался – это случилось в августе 1983 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волынский В. Диктор всея Руси // Загадки истории. 2016. № 10. 40с.


 

Евдокимова А.А.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Л.В. ПЕТРАЖИЦКОГО

Научный руководитель: канд. юрид. наук, доц. Горячева Е.М.

Тульский государственный университет

Возникновения психологической теории права связано с опубликованием трудов Л.В. Петражицкого – «Введение в изучение права и нравственности» (1905) и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907 – 1910). «В них впервые рассматривается синтез теории права с психологией» [1, c. 426].

Право, по мнению Петражицкого, коренится в психике индивида. «Интерпретация права с позиции психологии позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц» [2, c. 513]. Источником права признаются эмоции человека, которые, в свою очередь, являются побудительным элементом психики.

Право, по данной теории, подразделяется на позитивное и интуитивное. Позитивное право представлено в виде официально действующих в государстве нормативно – правовых предписаний. Интуитивное право – это чисто психическое явление, охватывающее эмоции, представления, переживания и т.п. Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в стране зависит от уровня развития культуры.

В связи с этим, по мнению Петражицкого, философия права должна распадаться на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Первая, строго позитивная наука, не имеющая элементов идеализма, вторая, прикладная наука, созданная для практического решения проблем в государстве, соединяющая знания о праве с общественным идеалом.

Основной задачей Петражицкий считал обоснование основных проблем и принципов действия данной науки. Главенствующее положение в политике государства должны занимать не насильственные методы подчинения человека, а воспитательные и мотивационные методы.

Таким образом, психологическая теория Петражицкого усматривает происхождение права и государства в психологических особенностях индивида, в эмоциях, которые являются способом взаимодействия человека с окружающим миром и основным, побудительным элементом возникновения государства и права.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1999. 528 с.

2. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. М., 2001. 674 с.


 

Жарикова Н.С.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА

Научный руководитель: д-р ист. наук, проф. Самарцева Е.И.

Тульский государственный университет

В 1864 году была проведена судебная реформа, которая ввела основы нового судопроизводства в России. Можно подчеркнуть, что до реформ АлександраII в России действовала судебная система Екатерины II. Суд делился на уездный, губернский и общегосударственный, а система в целом была хаотичной, что приводило к осложнениям. Крупным недостатком такой системы была ее чрезвычайная сложность – процесс проходил в несколько этапов, бумаги проходили через несколько ведомств, что делало судебный процесс очень длительным. Судебная власть не была отделена от административной. Дореформенный суд отличался взяточничеством, низкой юридической грамотностью судей, ограниченностью (суды решали дела, рассматривая лишь письменные материалы следствия). Александр II хотел создать более совершенный суд, который смог бы работать эффективнее и принимать более честные решения в отношении всех категорий граждан. Основные положения судебной реформы: равенство граждан перед законом; несменяемость судей и независимость их от администрации; гласность и состязательность судопроизводства; учреждение адвокатуры (присяжных поверенных); учреждение института присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел; создание системы быстрых и бесплатных мировых судов.

Судебная реформа привела к тому, что в Российской Империи появился новый суд, который был современным и отражал все ведущие тенденции в мировом судопроизводстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энгельман И.Е. Курс русского гражданского судопроизводства. Юрьев, 1912.

2. Корф С.А. Административная юстиция в России / В 2-х томах.Спб., 1910. С. 507.


 

Жеребцов Ю.А.


Поделиться:



Популярное:

  1. Agrale — бразильская фирма из Кашиас-ду-Сул, производящая небольшие грузовые автомобили, автобусы и сельскохозяйственную технику. Образована в 1962 году.
  2. Exercise 5: Образуйте сравнительные степени прилагательных.
  3. Exercise. 21 Образуйте Present Perfect Continuous Tense от глаголов в скобках.
  4. I. ОБРАЗЦЫ ДЕЛОВЫХ ПИСЕМ И ДОКУМЕНТОВ КАПИТАНА
  5. I. Перепишите следующие предложения, определите в каждом из них видовременную форму и залог глагола сказуемого (см. образец). Переведите предложения на русский язык.
  6. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  7. U-образные характеристики синхронного генератора
  8. U–образные и рабочие характеристики синхронного двигателя
  9. V. Перепишите следующие предложения, определите в них видовременные формы глаголов и укажите их инфинитив, переведите предложения на русский язык (см. образец выполнения 3).
  10. VII Перепишите и переведите предложения. Обратите внимание на бессоюзное подчинение (см. образец 3)
  11. XXIII. ОБРАЗЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОСНОВЕ ВСЕХ НАШИХ ДЕЙСТВИЙ
  12. АДАПТАЦИЯ К ПАРАЗИТИЧЕСКОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь