Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫСтр 1 из 33Следующая ⇒
Раздел 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Тема 1. Статус и предназначение философии в жизни общества 1.1. Проблема определения понятия философии. Философия как сущностная характеристика бытия человека Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 6, 8, 12, 15-17. 1. В чем заключаются трудности определения понятия философии? Попытка выразить многообразие суждений о философии в одной простой формуле и подвести всю эту неопределенную массу явлений под единое понятие - совершенно безнадежное занятие. Если даже обратиться к истории с вопросом о том, что есть философия, и спросить у философов об их воззрениях на предмет из занятий, то мы получим самые разнообразные и бесконечно стоящие друг от друга ответы. Трудности в определении понятия философии заключаются в том, что невозможно определить философию через сравнение с другими сферами духовной жизни человека (наукой, религией, искусством), нельзя дать определение понятия философии через обобщение определений этого понятия, которые давались философами прошлого. 2. Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека? C точки зрения многих мыслителей прошлого и настоящего, а также, М. Хайдеггера философия понимается и определяется человеком через его собственное философствование, т.е. через размышление о смысле его собственной жизни. Человек, осознавая свое собственное существование, также осознает и то, что это существование может в любой момент прекратиться. В отличие от животного, которое вписано в природу и существует, не осознавая своего собственного существования и Бога (если допустить божественную причину универсума, который вечен, абсолютен и бесконечен и, поэтому, естественно, не задается вопросами о смысле бытия). Все это вызывает у человека потребность задавать себе и другим вопрос о смысле этого существования. Постановка данного вопроса и попытки ответить на него влекут за собой и другие вопросы, которые И. Кант относил к вечным вопросам философии. Они составляли и составляют в своей совокупности ядро философской проблематики. Таким образом, поскольку человек является именно человеком, а не животным, живущим инстинктом, или запрограммированным роботом, он наряду с этим философствует. Следовательно, философия является ничем иным, как сущностной характеристикой бытия человека. Быть человеком и быть философом - понятия, по существу, тождественные. С точки зрения мыслителей прошлого и настоящего философия принимается и определяется человеком через его собственное философствование, т.е. через размышление о смысле его собственной жизни. Поэтому вопрос о том, что такое философия, приводит нас к новому вопросу – кто такой человек, который философствует. 3. Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время? В наше время кризис культуры техногенного общества носит одновременно и системный (проявляется во всех сферах культуры), и глобальный (затрагивает все регионы земного шара) характер. Следовательно, требования к личной ответственности каждого человека за все происходящее в мире неизмеримо возрастают. В свою очередь, осознание этих требований, которые предъявляет человеку сама социальная жизнь невозможно без личного участия в решении важнейших проблем человеческого бытия, т.е. без личного философствования, личностного поиска смысла бытия.
Жиль Делез // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Минск, 2004. – С. 22-26. 1. Что отличает мудреца от философа? При каких условиях возможно возникновение философии? По мнению Жиля Делеза, философы ищут мудрость, но формально ею не обладают. Мудрецы мыслят фигурами, а философы мыслят концептами. При этом философия является дисциплиной, суть которой состоит в творчестве концептов. Важную роль в развитии и переменах философии играет список концептуальных персонажей, который никогда не бывает закрыт. 2. Что такое концепт и какую роль он выполняет в философии? Чем не является философия? Концепты – это своего рода формы, находки, продукты, - предмет философии. И только наука философия способна творить концепты. Философия не является созерцанием (т.к. в философии при созерцании рассматриваются сами же вещи в ходе творения соответствующих концептов), рефлексией (философия не сводится только к размышлениям), коммуникацией (в простой беседе концепты не производят). 3. С какими соперниками сталкивается философия и чем разрешается спор между ними? Философия иногда сталкивается с гуманитарными науками (в частности социологией), эпистемологией, лингвистикой, психоанализом, логическим анализом, информатикой, маркетингом, дизайном, рекламой. Однако лишь философия способна найти ту единственную точку, где соотносится между собой концепт и творчество.
Карл Ясперс // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Минск, 2004. – С. 14–18. 1. Почему философия является сущностной характеристикой бытия человека? Какие аргументы приводит К. Ясперс в качестве доказательства данного тезиса? Философия является сущностной характеристикой бытия человека, т.к. она должна быть доступна для каждого человека. Философия обретает свой смысл только тогда, когда выходит к человеческому бытию, которое находит свое определение в процессе обретения уверенности относительно бытия и своего места в нем. Ясперс утверждает, что вопросы детей являются первым признаком философствования. Человек способен философствовать также в моменты душевных переживаний и откровений. Философия присутствует в общественном мнении, в пословицах, убеждениях, в мифах. 2. В чем заключается проблема определения понятия философии? Как можно узнать, что такое философия? Проблема определения понятия философии заключается в том, что ни одна формулировка не является единственно возможной. Философия означает быть в пути, поиск истины. Чтобы узнать, что такое философия, нужно начать философствовать. Тогда философия – это одновременно мышление и рефлексия. Предмет философии – познание, цель – упражнение в смерти, стремление мысли к блаженству. 3. В каком смысле можно говорить о философии в начале XXI в.? Смысл философствования, по Ясперсу, в том, чтобы увидеть действительность, постигать действительность мысля, открывать себя, взаимодействовать с окружающими.
Платон // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Минск, 2004. – С. 19–21. 1. Является ли философия лишь одной из разновидностей знания человека, или она есть устремление к совершенству, коренящееся в осознании своего несовершенства, жажда бессмертия, которая стремится превозмочь смерть? Философы стремятся к познанию, гонят от себя все желания тела, не боятся разорения и бедности, заботятся о своей душе. 2. Как соотносится философия и мудрость? Мудрые люди к мудрости не стремятся. Однако только невежды не занимаются философией и не желают стать мудрыми.
Хосе Ортега-и-Гассе т // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Минск, 2004. – С. 29–31. 1. Что отличает философию от других сфер человеческого знания? С точки зрения философии всякое прочее знание представляется наивным и относительно ложным, т.е. вновь приобретающим проблематичность. В философии известное перестает быть проблемой. Философия – беспредпосылочная наука. 2. Какую роль философия играет в самоопределении человека? Философия помогает стать самим собой, стремиться к усовершенствованию.
Иоганн Вольфганг Гете // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Минск, 2004. – С. 37–38. 1. Почему в каждом возрасте вырабатывается свой определенный стиль философского мышления? Каждому возрасту человека соответствует определенная философия: ребенок – реалист, юноша – идеалист, мужчина – скептик, старик – мистик. Возможно, стиль философского мышления зависит от жизненного опыта человека, его образа жизни, контактов взаимодействия и собственных принципов и устоев.
Философия как феномен культуры. Функции философии
В.А. Лекторский Философия – высшая форма авторефлексии культуры, анализ предельных оснований познания, деятельности и оценки. В.С. Степин В подходе многих философов (Гегель, К. Маркс, М.К. Мамардашвили) философия соотносится с культурой, характеризуется как рефлексия над предельными основаниями культуры. А значит, выступает рефлексией над мировоззренческими универсалиями, базисными ценностями культуры. Выявляет универсалии культуры, выясняет их смыслы, критически анализирует и порождает новые смыслы. А.А. Гусейнов Философия утопия культуры. Она создает идеализированный образ мира В.В. Миронов Философия – смысловое пространство, которое носит вневременной характер и внутри, которого все философы являются равноправными партнерами (вне времени и пространства). Философия – сконцентрированное мышление культуры, ее душа. Философия – форма сознания, форма отношения к миру. И.Т. Касавин Философия – элитная интеллектуальная забава, игра в культуру, высокая аналогия низкому, карнавальному бытию, свободное пространство для человека на определенном уровне интеллектуального и общего развития. В.М. Межуев Философия – диалог между людьми, ищущими путь к истине через рациональное мышление, способ познания и способ общения по поводу общей истины. А.Ф. Зотов Философия - не только хранилище знаний об универсалиях культуры, но и исследование перспектив, участие в разработке и экспертизе социальных и культурных проектов. Философия не должна быть разновидностью интеллектуальной игры, в пространстве которой находят свое место те, кому другие формы жизни не по нутру. 2. Что такое, с точки зрения В.С. Стёпина, универсалии культуры? С точки зрения В.С. Стёпина, универсалии культуры - это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, справедливости, свободы, истины, добра и зла и т.д. Они выступают своеобразным системообразующим фактором культуры. Универсалии выполняют три основные функции в культуре и социальной жизни. Во-первых, они обеспечивают селекцию, отбор и включение в поток культурной трансляции постоянно развивающегося социального опыта. Во-вторых, эти же мировоззренческие универсалии усваиваются людьми в процессе обучения и воспитания и становятся категориальной структурой их сознания. И в-третьих, они же в своем сцеплении и взаимодействии задают некоторый целостный образ человеческого жизненного мира, который называется мировоззрением. Универсалии культуры не локализованы в какой-то одной сфере культуры, они пронизывают всю культуру. Универсалии культуры определяют рациональное осмысление человеком мира и эмоциональное переживание человеческой жизни. Универсалии культуры имеют общечеловеческий уровень смысла (выражающий особенности культур различных исторических эпох) и уровень, выражающий личностные и социально-групповые интерпретации универсалий культуры. Обеспечивают воспроизводство того или иного типа общества и предстают, как его культурно-генетический код. 3. На каких этапах развития общества возникает необходимость пересмотра смыслов универсалий культуры? В жизни общества периодически возникают такие состояния, когда оно уже не может ответить на исторические вызовы, сохраняя прежний уклад жизни, когда ранее сложившиеся смыслы универсалий культуры уже не способны обеспечить сцепление и взаимодействие новых и традиционных видов и способов деятельности, поведения и общения людей. Личный опыт все большего числа людей уже не согласуется со смыслами уже обжитых универсалий. Эти переломные состояния жизни - первый сигнал того, что что-то не в порядке с самими мировоззренческими основаниями, с фундаментальными ориентирами жизни. В.С. Степин Необходимость пересмотра смыслов универсалий культуры возникает в переломные моменты социальной жизни, когда рушится взаимосвязь новых и традиционных видов и смыслов деятельности, поведения, общения людей. Люди утрачивают старые мировоззренческие ориентиры, не знают, что взять из прошлого, что адресовать будущему. Чему учить детей, на какие образцы поведения и деятельности ориентироваться. Люди начинают задавать себе вопросы о добре и зле, справедливости, делая шаг к философии. А.Ф. Зотов Потребность в философии возникает в переломные периоды истории, когда перед обществом открываются неизвестные пути его дальнейшего развития. 4. Какую роль играет философия в процессе развития культуры? Жить в ситуации, когда рушатся старые универсалии, а новых еще нет, очень тяжело. В такие эпохи, когда утрачиваются старые мировоззренческие ориентиры, люди начинают задавать вопросы: что такое справедливость, добро и зло и т.п. Постановка таких вопросов - первый шаг к философии. Чтобы отыскать ответы на них, ей нужно критически отнестись к традиционным, ранее казавшимся очевидными, смыслам мировоззренческих универсалий. А затем предстоит сделать новый шаг - вместо старых жизненных смыслов изобрести новые. В этом процессе происходит трансформация универсалий культуры в философские категории. Философское исследование, связанное с постановкой теоретических задач и оперированием категориями как особыми теоретическими конструктами, позволяет выйти за рамки универсалий своей культуры и генерировать их новые смыслы. Философское познание способно генерировать новые мировоззренческие смыслы и тем самым вносить мутации в культуру, подготавливая кардинальные изменения социальной жизни. Причем философия осуществляет эту работу не только в эпохи социальных кризисов, а систематически, заготавливая заранее идеи, которые могут понадобиться в будущем. В.А. Лекторский Философия, анализируя основания культуры, критикует существующее положение дел и строит идеал знания, моральной жизни и политического устройства. Ни один философский идеал не был реально достигнут (утопия государства у Платона, идеальное социальное устройство у К. Маркса…). Тем не менее, философия играла роль бродильного элемента в культуре, роль силы, динамизирующей культурное развитие. В.С. Степин Философия, исследуя универсалии культуры, способна выйти за рамки этих универсалий и генерировать новые мировоззренческие смыслы, внося мутации в культуру, подготавливая кардинальные изменения социальной жизни. А.Ф. Зотов Философия, ища ответы на фундаментальные вопросы о смысле бытия, критикует основания доминирующей культурной традиции, изменяя смыслы универсальной культуры, выявляя альтернативные пути развития человеческого общества. 5. Каковы основные черты кризиса культуры современного техногенного общества? Сегодня человечество переживает такую эпоху, когда ломаются ценности техногенной цивилизации. На наших глазах возникает общество гигантских рисков и обострения глобальных кризисов. Все отчетливее возникает проблема новой стратегии человеческой жизнедеятельности. Речь идет о поиске нового типа цивилизационного развития. Бурно протекающий технологический прогресс выдвигает ряд новых мировоззренческих проблем, которые еще предстоит осмысливать. Поверхностное философствование возникает в рамках неосознанного восприятия временного цивилизационного состояния как нормы и пролонгации ее сложившихся устоев техногенного развития. Эти устои в поверхностном философствовании не подвергаются аналитической критике, а без этого вряд ли можно будет найти выход из нарастающих глобальных кризисов. В.А. Лекторский Развитие науки и техники подорвало основы старых форм культуры, вызвало интенсивные социальные перемены. Возникла необходимость в новых способах понимания мира и человека в новой системе ценностей. В.С. Степин Чертой кризиса культуры современного техногенного общества являются гигантские риски и глобальные кризисы. Сомнительной становится самоценность новых технологий и их внедрение, так как социальные последствия этих внедрений заранее не известны. В.В. Миронов Коммуникационное пространство современного общества подчиняет себе культуру и диктует условия всемирного культурного диалога. Культуры начинают общаться за счет одинакового и наименее смыслового (одинаковых мифов и стилей поведения, стереотипных рассуждений и действий), превращаются в культуру бессмысленности, шоу-культуру. А.Ф. Зотов В современном глобализирующемся мире существует угроза исчезновения культурного многообразия различных народов и регионов земного шара. Отсюда противостояние насаждению стереотипов западной культуры в виде экстремизма и религиозного фундаментализма. Преодолеть культурный и социальный кризис может диалог культурных традиций, в котором решающую роль должна сыграть философия 6. Чем отличается современная философия от классической? Классика стремилась построить окончательные и абсолютно истинные системы философского знания. Она предлагала их как лучшее устройство человеческого мира. Но чаще всего такие системы не реализовывались в социальной практике в том виде, в каком их изобретал философ. И в них действительно содержалось множество утопических элементов. Но это не значит, что классические системы не оказывали никакого влияния на изменение мировоззренческих оснований культуры. Просто культура селективно отбирала то, что было ей необходимо в тех или иных ситуациях социального развития. Как отмечал Ю. Хабермас, классическая философия полагала, что между предметным бытием и познающим разумом нет никакого посредника. Отсюда возникало представление о своеобразном параллелизме бытия и сознания. И в рамках этой парадигмы протекали бесконечные споры идеалистов и материалистов. Неклассический подход обнаруживает, что между разумом и бытием есть посредник - это деятельность и язык. Можно уточнить этот тезис Хабермаса и сказать - виды деятельности и языки культуры. Этот посредник соединяет бытие и разум, включая в себя компоненты обоих полюсов. И тогда то, что увидит философский разум в бытии, определено характером его укорененности в это бытие. Он не является беспредпосылочным разумом и имеет социокультурную обусловленность. Поэтому невозможно построить абсолютно истинную философскую систему, поскольку каждая такая система даже в своих прогностических компонентах детерминирована особенностями культуры своей эпохи и в силу этого ограничена. В.А. Лекторский Современная философия приобретает прямой практический смысл. Не только выявляет основания культуры, но и сохраняет, спасает общекультурные ценности (свободы, личности, рациональности). Современная философия не претендует на нахождение «вечных истин», она постоянно развивается. В современной философии взаимодействуют противостоящие в прошлом школы и направления (аналитическая философия и феноменология…). В.С. Степин Современная философия, в отличии от классической, не стремиться строить окончательные и абсолютно истинные системы философского знания, поскольку каждая такая система детерминирована особенностями культуры своей эпохи и в силу этого ограничена. Задача современной философии сориентировать людей в периоды кризисных состояний общества, указать пути выхода из них. А.А. Гусейнов Состояние современной философии можно назвать постмодернистским бунтом против классики, выражающим конец философско-научной утопии, и, может быть, переходом к новой утопии. Л.А. Микешина Философия – навсегда приобретенное человечеством богатство, в значительной степени еще не освоенное. Этот интеллектуальный фонд должен привлекаться для понимания происходящего сегодня не с позиций фундаменталистских, абсолютистских представлений, а с позиций диалога различных подходов и их вероятного синтеза. 7. Как взаимосвязаны свобода и философия? Философия есть мышление свободного человека, т.е. человека политического в греческом смысле этого слова. Потому она и расцветает при переходе от тирании к демократии, как это было в античные времена и в начале Нового времени. Там, где философия становится орудием не свободы, а власти, как это было, например, в советские времена, она вырождается, превращается в нечто застывшее и окаменевшее, утрачивает всякий стимул к творчеству и развитию. В.А. Лекторский В период кризиса цивилизации философия направляет усилия на сохранение и спасение ценностей свободы. В.М. Межуев Философия – мышление человека в свободе (политической и духовной). Это сфера, в которой каждый обладает правом на собственное мнение и суждение. Свобода философского поиска состоит в возможности выходить за пределы опыта в своих суждениях и понятиях, выражать в идеях то, что на данный момент реально не существует. Культурная ценность философских идей не только в степени их научной достоверности, но и в той свободе, с какой в них выражены надежды, цели и идеалы своего времени. Философия возвышает человека над обстоятельствами, позволяя противостоять им, т.е. быть свободным существом.
Тема 2. Социокультурные предпосылки формирования неклассического типа философствования (вторая половина XIX – начало XX в.). Роль неклассической философии в формировании принципов неклассического естествознания Формы культуротворчества
Проблема истины
М. Хайдеггер // Практикум по философии: Социальная фи-лософия. – Минск, 2007. – С. 71–75. Вопросы к тексту: см. на с. 71. Ф. Ницше // Практикум: В 2-х ч. Ч. 2. Философия челове-ка. – Минск, 2005. – С. 178–179. 1. Каков, с точки зрения автора, генезис понятия истины? К. Маркс // Практикум: В 2-х ч. Ч. 2. Философия челове-ка. – Минск, 2005. – С. 316. 1. Что является самым ценным в учении Гегеля об истине? Н.А. Бердяев // Практикум: В 2-х ч. Ч. 2. Философия чело-века. – Минск, 2005. – С. 320–322. 1. Каковы, с точки зрения Бердяева, противоречия марксистской концепции истины? В чем прав и не прав русский философ? 2. Каковы противоречия концепции истины в философии Ф. Ницше? 3. В чем заключаются достижения концепций истины Маркса и Ницше? 167 Р. Рорти // Практикум: В 2-х ч. Ч. 2. Философия человека. – Минск, 2005. – С. 323–324. 1. В чем заключается суть прагматической концепции истины Р. Рорти? Б. Рассел // Практикум: В 2-х ч. Ч. 2. Философия челове-ка. – Минск, 2005. – С. 319. 1. В чем заключается слабость прагматической теории истины? 2. Что такое когерентная концепция истины? К. Поппер // Практикум: В 2-х ч. Ч. 2. Философия челове-ка. – Минск, 2005. – С. 326–327. 1. Что автор понимает под истиной? В чем ошибочность этого понимания? Раздел 4. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИСЦИПЛИНАРНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ Тема 2. Философия техники ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Раздел 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1197; Нарушение авторского права страницы