Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Два камня брошены с земли под различными углами к горизонту со скоростями v1 и v2 так, как показано на рисунках. Какой из камней улетит дальше? Сопротивлением воздуха пренебречь.



Ответ. В случае а) горизонтальные начальные скорости у обоих тел одинаковы, а начальная вертикальная скорость больше у первого; следовательно у первого время полета больше – оно улетит дальше. В случае б) вертикальные начальные скорости у обоих тел одинаковы; следовательно, одинаковы времена полета, но горизонтальная скорость больше у первого – оно улетит дальше.

17. Осколки снаряда, взорвавшегося на вершине башни, разлетаются с одинаковой начальной скоростью vo. Как будут располагаться в пространстве осколки после взрыва? По какой траектории движется каждый осколок?

Ответ. Осколки окажутся на поверхности раздувающейся со скоростью vo сферы, центр которой опускается с ускорением g. При этом каждый осколок движется по своей параболе.

18. Камень брошен с поверхности земли под углом α = 60о к горизонту с начальной скоростью vo = 10 м/с. Чему равен радиус кривизны траектории камня в точке наивысшего подъема в системе отсчета, связанной с землей? Сопротивлением воздуха пренебречь.

Ответ. В точке наивысшего подъема скорость камня направлена горизонтально и равна

v = vocosα.

Ускорение свободного падения в данном случае является центростремительным (нормальным) ускорением

g = v2/R,

где R – радиус кривизны траектории. Отсюда

R = v2/g = (vocosα )2/g = 2.5 м

19. Две автомашины тянут третью с помощью привязанного к ней блока (см. рис.). Ускорения машин а1 и а2. Определить ускорение буксируемой машины а3.

Ответ: а3 = ½ ( а1 + а2)

Решение

а1, отн = а1а3;

а2, отн = а2а3,

а1, отн = - а2, отн а1а3 = - ( а2а3) →

а3 = ½ ( а1 + а2).

 

 

20. На клин, плоскость которого составляет угол α с горизонтом, положили тел А (см. рис.). Какое ускорение необходимо сообщить клину в горизонтальном направлении, чтобы тело А свободно падало вертикально вниз? Ответ: a > gctgα.

Решение.

При свободном падении тело А за время t пройдет по вертикали путь

S1 = ½ gt2.

За это же время клин должен сместится по горизонтали на расстояние

S2 = ½ аt2.

Если тело все время соприкасается с клином, то

S2/S1 =ctgα.

Следовательно, искомое ускорение

a = gctgα.

Если ускорение клина в горизонтальном направлении будет больше gctgα, то тело будет свободно падать.

 

21. С помощью графика скорости равноускоренного движения безначальной скорости покажите, что пути, пройденныетелом за последовательные равные промежуткивремени, пропорциональны ряду нечетных чисел.

Ответ. Пути, проходимые за последовательные равныепромежутки времени, численно равны заштрихованым площадям (см. рис.) и относятсякак 1: 3: 5 …

ЗАДАЧИ:

Равномерное движение.

  1. Скорость течения реки с параллельными берегами всюду одинакова и равна v1. Ширина реки h. Катер может плыть со скоростью v2 относительно воды (v2 < v1). Как следует направить нос катера при переправе, чтобы снос получился минимальным? На какое расстояние smin при этом снесет катер?

Ответ: под углом α к нормали линии берега sin α = v2/v1, smin = h[(v1/v2)2 – 1]1/2.

Решение.

Полная скорость v катера относительно берегов определяется законом сложения скоростей

v = v1 + v2.

Удобно выполнить сложение векторов v1 и v2 по правилу треугольника (см. рис.): первым изображаем вектор v 1, для которого известны и модуль и направление, затем к его концу приставляем начало вектора v 2, для которого известен только модуль, а направление еще предстоит выбрать. Этот выбор нужно сделать так, чтобы вектор результирующей скорости v как можно меньше отклонялся от направления АВ поперек реки.

Конец вектора v 2 при любом его направлении должен лежать на окружности радиуса v2, центр которой совпадает с концом вектора v 1. Так как по условию задачи v2 < v1, то точка А/, соответствующая началу вектора v 1, лежит вне этой окружности. Из рисунка видно, что вектор v образует с прямой АВ наименьший угол тогда, когда он направлен по касательной к окружности. Следовательно, вектор v 2 перпендикулярен вектору v, а треугольник скоростей – прямоугольный.

Таким образом, для переправы с минимальным сносом нос катера следует направлять вверх по течению к линии АВ. Синус этого угла дается выражением

sin α = v2/v1.

Траектория катера направлена вдоль вектора v, т.е. она перпендикулярна направлению, в котором смотрит нос катера. Это означает, что по своей траектории катер движется боком. На другом берегу катер причалит в точке С, расстояние до которой можно найти из подобия треугольников

smin/h = v/v2.

Для модуля скорости можно получить

v = ( v12 – v22)1/2.

В результате получаем

smin = h [(v1/v2)2 – 1]1/2.

 

2. Два автомобиля двигались с постоянными скоростями v1 и v2 по дорогам, пересекающимся под прямым углом (см. рис.). Когда первый из них достиг перекрестка, второму оставалось проехать до этого места расстояние s. Спустя какое время t расстояние между автомобилями будет наименьшим? Чему равно это расстояние dmin?

Ответ: t = v2/(v12 + v22); dmin = sv1`/(v12 + v22)1/2.

Решение.

1-й способ. Определим расстояние между автомобилями через время t после прохождения первым автомобилем перекрестка. Это расстояние (см. рис.) составит

d (t) = [(v1t)2 + (s – v2t)2]1/2.

Минимальное значение функции d(t) можно определить, вычислив производную d/(t) и приравняв ее нулю.

2-й способ. Задачу несколько усложняет одновременное движение обоих автомобилей. Поэтому можно упростить решение, связав систему отсчета с одним из них. Свяжем систему отсчета с первым автомобилем. В ней

 

u1 = 0, u2 = v2 – v1.

 

(см. рис.) Очевидно, траектория движения второго автомобиля в этой системе отсчета представляет собой прямую ВС, а минимальное расстояние dmin – длину перпендикуляра AD к этой прямой. Из подобия треугольника скоростей и треугольника ABD следует:

dmin/s = v1/u2,

 

BD/s = v2/u2.

Отсюда

dmin = sv1/u2 = sv1`/(v12 + v22)1/2;

t = BD/u2 = sv2/u2 = v2/(v12 + v22).

 

3. Самолет летит горизонтально со скоростью v = 470 м/с. Человек услышал звук самолета через время t = 21 с после того, как самолет пролетел над ним. На какой высоте летит самолет? Скорость звука с = 330 м/с.

Ответ: Н = 10 км.

Решение.

 

Фронт ударной волны представляет собой огибающую сферических волн, испущенных самолетом в каждый из предшествующих моментов времени. При v > c самолет обгоняет испущенный им звук, так что фронт ударной волны может охватывать лишь область позади самолета.

Докажем, что фронт ударной волны представляет собой коническую поверхность. Пусть самолет находится в данный момент в точке А. Рассмотрим звуковую волну, испущенную самолетом в точке В (см. рис.). Эта волна имеет к данному моменту “возраст” Δ t = AB/v. Значит, ее волновая поверхность – сфера радиуса R = cΔ t = ABc/v. Построим конус с вершиной в точке А, касающийся этой сферы. Угол α между образующей конуса и его осью (направлением полета самолета) находим из соотношения sin α = R/AB = c/v. Оказывается, этот угол не зависит от отрезка АВ. Значит, этот конус касается всех волновых поверхностей, ранее испущенных звуковых волн, т.е. является для них огибающей поверхностью. Это – так называемый звуковой конус.

Наблюдатель в точке А услышит звук, когда этой точки достигнет поверхность звукового конуса, который самолет “тащит” за собой. К этому моменту самолет окажется в точке В (см. рис.). Очевидно,

h = CBtgα = vt tgα,

где

sinα = DA/DB = c/v.

Отсюда

h = ct/ [(1 – (ct)2]1/2 = 10 км.

Обратить внимание, что дошедший до наблюдателя звук самолета “родился” не в точке С, а в точке D.

4. Идет град и автомобиль едет со скоростью u = 29 км/ч по горизонтальной дороге. Одна из градин ударяется о стекло заднего окна автомобиля, наклоненное под углом α = 30о к горизонту, и отскакивает горизонтально в направлении противоположном движению автомобиля (см. рис.). Считая, что удар градины о стекло абсолютно упругий и что ее скорость непосредственно перед ударом вертикальна, найти скорость градины: 1) до удара, 2) после удара. (МФТИ-2001)

Ответ: V1 = 52.2км/ч, V2 = 29 км/ч

 

 

Решение.

Перейдем в систему отсчета связанную с движущимся автомобилем, тогда скорости градины до удара v 1 и после удара v2 в этой системе будут связаны с соответствующими скоростями в неподвижной системе отсчета V 1 и V 2 соотношениями

v 1 = V 1 u,

v 2 = V 2 u.

Выберем систему координат, связанную с наклонной плоскостью (см. рис). Поскольку удар градины можно считать абсолютно упругим, то

v1, x = v2, x, v1, y = -v2, y.

Или

V1sinα + ucosα = V2cosα + ucosα,

-V1cosα + usinα = -V2sinα – usinα.

Отсюда

V2 = V1tgα,

-V1cosα + V2sinα = - 2usinα.

Окончательно

V1 = u tg2α = 50.2 км/ч,

V2 = u tgα tg2α = 29 км/ч.

 

5. Человек бежит по эскалатору. В первый раз он насчитал n1 = 50 ступенек, во второй раз, двигаясь в ту же сторону со скоростью втрое большей, он насчитал n2 = 75 ступенек. Сколько ступенек он насчитал бы на неподвижном эскалаторе?

Ответ: n = 100.

Решение

Пусть

v – скорость эскалатора,

s – его длина и

n – число ступенек на эскалаторе.

Если скорость человека направлена противоположно направлению движения эскалатора, то он насчитает тем меньше ступенек, чем быстрее идет. Поэтому в нашем случае направления движения и эскалатора совпадают.

Число ступенек, приходящихся на единицу длины эскалатора, равно n/s. Поэтому, если человек идет со скоростью u относительно эскалатора, то время его пребывания на эскалаторе

t = s/ (v + u),

путь, пройденный по эскалатору

S = us/ (v + u).

При этом в первом случае человек насчитывает число ступенек

n1 = [us/ (v + u)] (n/s).

Аналогично, во втором случае он насчитывает

n2 = [3us/ (v + 3u)] (n/s).

Таким образом, мы получаем систему уравнений

n1 = nu/ (v + u), n2 = 3nu/ (v + 3u)

или

1 + (v/u) = n/n1, 1 + 1/3(v/u) = n2/n.

Отсюда, исключая (v/u), найдем n = 2n1 n2/(3n1 – n2) = 100.

 

 

6. По гладкой горизонтальной поверхности стола скользят вдоль одной прямой навстречу друг другу массивный брусок со скоростью u = 1 м/с и небольшой шарик со скоростью v = 2 м/с. В некоторый момент времени шарик оказался в точке А на расстоянии S = 1.5 м от бруска. Через какое время, считая от этого момента, шарик снова окажется в точке А? Столкновение шарика с бруском упругое. Скорость шарика перпендикулярна грани бруска, о которую он ударяется. Масса шарика намного меньше массы бруска. (МФТИ, 1994)

Ответ: t = 2S/(v + 2u).

Решение.

Решим задачу в неподвижной системе координат. Скорость сближения шарика и плиты

v + u,

время до столкновения

t1 = S/ (v + u),

за это время шарик удалится от точки А на расстояние

S1 = Sv/ (v+ u).

После столкновения шарика с массивной, двигающейся навстречу ему, плитой его скорость в неподвижной системе координат равна

v + 2u,

поэтому после отскока он пройдет расстояние S1 до точки А за время

t2 = S1/ (v + 2u) = Sv/ [(v + u) (v + 2u)].

Таким образом, время, за которое шарик вернется в точку А, равно

t1 + t2 = 2S/ (v + 2u).

 

 

7. Человек находится на берегу озера в точке А. Ему необходимо в кратчайшее время попасть в точку В, находящуюся на озере (см. рис.). Расстояние от точки В до берега ВС = d, а расстояние АС = S. Скорость движения человека в воде v1, а по берегу v2 > v1. Каким путем должен двигаться человек: плыть из точки А по прямой АВ или пробежать по берегу некоторое расстояние и после этого плыть по направлению к точке В?

Ответ: надо пробежать по берегу отрезок AD = S - dv1/ (v22 – v12)1/2.

Решение.

Предположим, что траектория движения человека – ломанная линия ADB (см. рис.). Необходимо определить при каком значении х время будет минимальным. Время движения

t = (d2 + x2)1/2 /v1 + (S – x)/v2 =

[v2(d2 + x2)1/2 – v1x + v1S] / (v1v2).

Это время будет минимальным, если

y = v2(d2 + x2)1/2 – v1x

будет иметь наименьшее значение. Очевидно, что х, соответствующее минимальному времени t, не зависит от расстояния S.

Для нахождения х, соответствующего минимальному значению y, выразим х через y и получим квадратное уравнение

x2 - 2xyv1/ (v22 – v12) + (v22d2 – y2) / (v22 – v12) = 0.

Решение его приводит к следующему выражению:

x = { v1y ± v2 [y2 + d2v12 – v22d2]1.2 / (v22 – v12).

Так как х не может быть комплексным, то

y2 + d2v12 – v22d2 ≥ 0.

Минимальное значение y равно

ymin = d (v22 – v12)1/2.

Этому значению y соответствует

x = dv1/ (v22 – v12).

Если S ≤ dv1/ (v22 – v12), то следует сразу плыть по прямой АВ к точке В. В противном случае надо пробежать по берегу отрезок AD = S - dv1/ (v22 – v12), а потом плыть к В. Отметим, что для пути, соответствующего кратчайшему времени, sinα = v1/v2.

 

8. Автомобиль, движущийся по прямолинейному отрезку шоссе со скоростью
u = 120 км/ч, приближаясь к стоящему у шоссе человеку, издает звуковой сигнал длительностью τ = 5 с. В течение какого времени Δ t будет слышать этот сигнал человек? Скорость звука в воздухе считать равной v = 340 м/с.

Ответ: Δ t ~ 4.5 c.

Решение.

Пусть автомобиль начал издавать звуковой сигнал в момент времени t = 0, находясь от человека на расстоянии L. Поскольку скорость звука определяется характеристиками воздуха, которые не зависят от скорости движения автомобиля, то до человека передний фронт звуковой волны дойдет в момент

t1 = L/v.

Если считать, что к моменту окончания звукового сигнала автомобиль еще не доехал до человека, т.е. L > uτ, и человек стоит практически на прямой, вдоль которой движется автомобиль, то расстояние между человеком и автомобилем в этот момент времени будет равно L – uτ , а задний фронт звуковой волны достигнет человека в момент времени

t2 = τ + (L – uτ )/v.

Таким образом, человек будет слышать звуковой сигнал в течение времени

Δ t = t2 – t1 = τ (1 – u/v) ~ 4.5 c.

Если же автомобиль во время подачи звукового сигнала проехал мимо человека в момент времени t3, т.е. L = ut3 < uτ, то в момент окончания звукового сигнала автомобиль будет находиться на расстоянии (τ – t3)u, удаляясь от человека. Следовательно, задний фронт звуковой волны достигнет человека в момент времени t2 = τ + (τ – t3)u/v, и длительность звукового сигнала услышанного человеком, стоящим вблизи от прямой, по которой движется автомобиль, равна

Δ t = t2 – t1 = τ (1 + u/v) – 2ut3/v ~ 5.5 c – 0.196t3,

где t3 должно быть выражено в секундах и удовлетворять неравенству 0 < t3 < τ.

 

Круглое ядро радиуса R, движущееся со скоростью v пролетает сквозь рой мух, движущихся со скоростью u перпендикулярно направлению полета ядра. Толщина роя равна d, в единице объема находится n мух. Сколько мух убьет ядро? Влиянием силы тяжести пренебречь.

Ответ: N = ndπ R2[1 + (u/v)2]1/2.

Решение.

В системе отсчета, связанной с мухами, ядро подлетает к рою под углом α, причем

cos α = v/(v2 + u2)1/2,

и поэтому проходит в рое путь, равный

d/cos α = d [1 + (u/v)2]1/2.

Окончательно

N = ndπ R2/ cos α = ndπ R2/ [1 + (u/v)2]1/2.

 

10. Шарик движется между двумя массивными вертикальными стенками, соударяясь с ними. Одна из стенок закреплена, другая удаляется от нее с постоянной скоростью u = 50 см/с. Считая движение шарика все время горизонтальным, а удары о стенки – абсолютно упругими, найти его окончательную скорость, если начальная скорость равна vo = 1967 cм/с.

Ответ: v = 33 см/с

Решение.

После удара о неподвижную стенку скорость шарика меняет лишь направление. Чтобы вычислить скорость шарика после одного удара об удаляющуюся со скоростью u стенку, надо перейти в систему отсчета, в которой стенка покоится. В этой системе отсчета скорость шарика до удара равна

vo – u.

После упругого удара проекция скорости изменит знак: станет равной

-(vo – u).

Если затем вернуться в первоначальную (лабораторную) систему отсчета, где стенка движется со скоростью u, то здесь скорость шарика

v = vo – 2u.

Слагаемое -2u будет добавляться после каждого удара о движущуюся стенку. Следовательно,

v = vo – 2nu,

где n – число ударов о движущуюся стенку. Таким образом, при количестве ударов n = 20 шарика упадет до v = 33 см/с и он больше не догонит движущуюся стенку.

 

11. Некто, находясь в степи, видит на расстоянии S = 300 м от себя автомобиль, движущий равномерно со скоростью v1 = 40 км/ч по горизонтальной прямой дороге. В момент времени, когда наблюдатель увидел автомобиль, машина находилась на кратчайшем расстоянии от наблюдателя. На какое максимально близкое расстояние сможет наблюдатель подбежать к автомобилю? Считать, что наблюдатель сразу же начинает бежать со скоростью v2 = 10 км/ч, как только он увидел машину. (МАИ, 1999)

Ответ: Smin = h(v1 – v2)1/2/v1.

Решение.

Рассмотрим систему отсчета, связанную с автомобилем. Скорость наблюдателя относительно автомобиля, равная

v отн = v 2 v 1,

может быть направлена в любую сторону. При этом конец вектора v отн будет находиться на окружности радиусом v 2 с центром в точке О (см. рис.). Для того чтобы наблюдатель приблизился к автомобилю как можно ближе, вектор v отн должен быть направлен по касательной к этой окружности. Следовательно

sinα = v2/v1, Smin = h cosα ,

Smin = h(v1 – v2)1/2/v1.

12. Корабль выходит из пункта А и идет со скоростью v, составляющей угол α с линией АВ (см. рис.). Под каким углом β к линии АВ следовало бы выпустить из пункта В торпеду, чтобы она поразила корабль? Торпеду нужно выпустить в тот момент, когда корабль находился в пункте А. Скорость торпеды равна u.

Ответ: β = arcsin (vsinα /u).

Решение.

Точка С (см. рис.) – место встречи корабля и торпеды.

АС = vt, CB = ut,

где t – время движения торпеды. Согласно теореме синусов

АС/sinβ = BC/sinα или

vt/sinβ = ut/sinα .

Отсюда

β = arcsin(vsinα /u)

13. Вертикальная гладкая плита движется горизонтально со скоростью u. летящий в горизонтальной плоскости со скоростью vo шарик соударяется с плитой. Направление полета шарика составляет угол α с перпендикуляром к плите (см. рис.). Найти скорость v шарика после соударения с плитой. Плита, обладая очень большой массой, не изменяет своей скорости в результате соударения с шариком. Считать соударение абсолютно упругим. Силой тяжести пренебречь.

Ответ: v = [(vocosα +2u)2 + (vosinα )2]1/2.

Решение.

Разложим скорость шарика vo на тангенциальную (вдоль плиты) и нормальную (перпендикулярно к плите) составляющие:

 

voτ = vosinα и von = vo cosα .

 

Тангенциальная составляющая, благодаря гладкости стенки, после соударения шарика не изменяется. Нормальная составляющая относительно движущейся плиты

 

won = von + u = vo cosα + u

 

после соударения изменит знак, сохранив свой модуль:

 

wn = - won.

 

Относительно неподвижной системы отсчета составляющая нормальная составляющая vn изменится на величину u:

 

vn = wn – u = -(vo cosα + 2u).

 

Полная скорость шарика относительно неподвижной системы отсчета после соударения с плитой будет


v = (vn2 + v2)1/2 = [(vocosα +2u)2 + (vosinα )2]1/2.

.

 

14. По прямому шоссе со скорость v1 = 16 м/с движется автобус. На расстоянии d = 60 м от шоссе и s = 400 м от автобуса находится человек. Человек может бежать со скоростью v2 = 4 м/с. В каком направлении он должен бежать, чтобы “перехватить” автобус, который к нему приближается? При какой наименьшей скорости человека vmin это вообще возможно? В каком направлении следует при этом бежать?

Ответ: 37о ≤ β ≤ 143o, где β – угол, отсчитываемый от направления на автобус; vmin = 2.4 м/с, следует бежать перпендикулярно направлению на автобус.

Решение.

Решение задачи становится проще и нагляднее, если перейти в систему отсчета, связанную с автобусом. В этой системе отсчета скорость человека V = v2 – v1. Величина скорости V роли не играет, а направление должно быть таким, чтобы человек пересек шоссе правее “стоящего” автобуса или, в крайнем случае, вышел точно на автобус (см. рис.). Конец вектора V лежит на окружности радиуса v2 (см. рис.). Очевидно, угол β между отрезком АВ и направлением v2 должен лежать в пределах β 1 β β 2, где β 1 и β 2 – два решения уравнения

sin β = (v1/v2 )sinα

(уравнение следует из теоремы синусов), удовлетворяющие условию 0 < β < π. Здесь

sinα = d/s.

Таким образом

arcsin(v1d/v2s) ≤ β ≤ 180o – arcsin(v1d/v2s); 37о ≤ β ≤ 143o.

 

Поскольку область решений соответствует условию

sin β ≥ (v1/v2 )sinα = dv1/sv2 ,

то

dv1/sv2 ≤ 1

или

v2 ≥ dv1/s.

Значит

vmin = dv1/s = 2.4 м/с.

При такой скорости sin β = 1, β = 90о – т. Е бежать нужно под прямым углом к направлению на автобус (а не к дороге).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2477; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.108 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь