Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Растянутое и сокращенное время в нарративе



Мы «растягиваем» те моменты, которые важны для нарратива. В экшенах это бег­ство, преследование, бои, особенно финальная битва. Если мы отобразим их на временной диаграмме, то будет хорошо видно, как различаются длины соответ­ствующих отрезков.

Самые важные моменты — самые частые в нарративах. Автор может описать в одной главе один день, а в другой — целый год и т. д.

Типичный хронотоп в связи с этим — Потемкинская лестница из знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (ранее — Бульварная; Потем­кинской ее стали называть после съемок этого фильма. — X. К.). Царские кровопийцы избивают на ее ступенях беззащитных людей, и это самая важная сцена в фильме.

Эйзенштейну нужно было показать в деталях садизм царской власти, и потому этот отрывок он сделал ключевым, а следовательно, одним из самых продолжи­тельных. На самом деле Потемкинская лестница в Одессе в 10-12 раз короче той, которая показана в фильме и которую мы воспринимаем как очень длинную. Ге­ниальный режиссер достаточно показательно отредактировал этот хронотоп.

Мы сокращаем те моменты, которые не имеют большого значения с точки зре­ния сюжета. Сделать это можно с помощью такого стилистического приема, как эллипс. Чтобы уменьшить объем нарратива, в сказках, фильмах, комиксах чаще всего используется фраза: «Прошли годы». Некоторые исследователи обозначают это явление понятием «временная дыра».

Временные характеристики и ритм

Один из важнейших аспектов художественного времени связан с временными ритмами — способами «сжимания» и «растягивания» времени.

Последнее очень значимо для эстетического воздействия изображения: «Не­прерывно текущее однородное время не способно дать ритм. Последний пред­полагает пульсацию, сгущение и разрежение, замедление и ускорение, шаги и ос­тановки. Следовательно, изобразительные средства, дающие ритм, должны иметь в себе некоторую расчлененность, одними своими элементами задерживающую внимание и глаз, другими же, промежуточными, продвигающую то и другое от элемента к другому» {Флоренский П., с. 232-233).

Хронотоп и его пространственные характеристики

Знаковый характер пространства

Пространство имеет не только физические, но и знаковые характеристики, то есть может выражать смысл. Согласно трихотомии Перса, пространство — это


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА

типичная индексальная знаковая система. Мы располагаем объекты в опреде­ленных пространствах, потому что они лучше выражают необходимые нам зна­чения.

Этот феномен мы обозначаем понятием «проксиматика», а отдельный про­странственный знак — понятием «проксима». Но проксиматика — неточный тер­мин для пространства как знаковой системы. Он отражает лишь знаковые акспек-ты в связи с расположением предметов в пространстве.

Специалисты используют еще одно понятие — «социотоп». С его помощью они выражают социальные аспекты пространства. Можно проанализировать со­циотоп в двух проекциях — как взаимодействие социальных групп и физических пространств и как взаимодействие отдельных людей и физических пространств (Пеневска В.). По аналогии с этим понятием мы могли бы ввести термин «психо-топ».

Классификация пространств в нарративе

Вот основные противоположные понятия, благодаря которым мы можем класси­фицировать пространства:

• счастье/несчастье;

• смелость/страх;

• сила/слабость;

• мужское/женское;

• богатство/бедность;
- хороший/плохой;

• выше/ниже;

• опасность/безопасность и т. д.

Опасные пространства

Действие в экшен-фильмах происходит именно в опасных местах. Это крутые горные склоны, ледники, горные реки, вулканы, большие глубины подводно­го пространства, космос, подземные казематы для мучений; водные бассейны, полные крокодилов; клетки со львами; штаб-квартиры гестапо и т. д. Это совер­шенно естественные для экшена места, удобные для преследований, бегства и сражений.

Рекламисты тоже не отстают — они активно используют такие пространства, когда нужно обратиться к силе с мужской точки зрения. Рекламные персонажи Marlboro, Camel и Lucky Strike — смелые герои и авантюристы — действуют имен­но здесь, в диких прериях, джунглях и т. д.

И подземное пространство представляет большую опасность, потому что в нем обитают злые силы. Неслучайно во многих религиях ад расположен именно там.

Поэтому в некоторых мифах герой спускается в мрачные глубины подземного царства и сражается с его злодеями. Типичный пример этого — Тесей, который сражается в подземном лабиринте с минотавром.


ХРОНОТОП

То же самое мы видим и в современных мифологизированных нарративах. Штаб-квартиры злодеев в фильмах о Джеймсе Бонде располагаются под зем­лей — в пещерах и т. д.

Люк Скайуокер и его друзья попадают в глубины планет, которые на самом деле оказываются желудками подземных чудищ. В один из самых драматических моментов их заперли в расположенной внутри имперского крейсера шахте, где прессуется мусор.

Так же размещены в пространстве и зловещие топосы нарративов о Гарри Пот-тере и во «Властелине Колец». Там героям тоже предстоит сойти в подземное цар­ство и победить злых чудовищ — огромную змею, полчища разных уродов и т. д. Из подземелья выбирается на свет и дьявольская армия во «Властелине Колец».

Не случайно Кэмпбелл сказал, что истинный путь героя лежит в мрачные глу­бины, где ему предстоит одолеть темные силы и возродить доброту и свет.

Священное пространство

Мы, как представители славянской культуры, связываем различные элементы священного пространства с идеей о создании нашей собственной цивилизации, о борьбе наших героев и т. д.

Наши памятники героям — типичный пример этого. Здесь они совершали чуде­са: уничтожали врагов, восстанавливали порядок из хаоса, погибали в мучениях.

Храмы, которые поставлены таким героям, символизируют мир: у них четыре стороны, которые символизируют четыре стороны света. В центре храма распо­лагается святилище — символ непреходящей силы героя.

По Кэмпбеллу, человек, входящий в храм и направляющийся к святилищу, под­ражает действиям героя. Та же символика присутствует в архитектуре древних городов. Ворота в них были расположены в соответствии с четырьмя главными направлениями, а в центре размещали святилище божественного героя — ос­нователя города. Так целый город становился символом, наделяющим смыслом жизнь населяющих его людей.

Тесно связана с сакральным пространством идея о центре и о периферии.

Центральное/периферийное пространство

Идея о существовании центра — одно из самых ярких проявлений мифологиче­ского мышления. Мирча Элиаде очень глубоко проанализировал этот феномен в «Мифе о вечном возвращении».

Он полагает, что любая земная форма соответствует небесному аналогу. Таким же образом структурировали пространство и древние египтяне, и древние элли­ны, и христиане.

Элиаде сформулировал архитектонический символизм центра следующим об­разом.

1. Священная Гора, где встречаются Небо и Земля, находится в центре Мира.

2. Каждый храм или дворец, или еще шире — каждый священный город или

царская резиденция, — это еще одна «священная гора», которая, таким об­разом, превращается в центр.


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА

3. Будучи Осью Мира (AxisMundi — ось, связывающая небо и землю. — X. К.), го­род или священный храм могут рассматриваться как точка, в которой встре­чаются Небо, Земля и Ад» (Елиаде М., с. 20).

Миф о центре лежит глубоко в человеческом подсознании, и люди неосознан­но определяют какой-то центр в связи с различными видами деятельности — идеологической, культурной, рекламной, производственной и т. д.

В религиозном отношении типичным примером можно считать ислам. В этой религии очень ярко выражена идея о сосредоточении. Центральное положение Мохаммеда и его бесспорный авторитет для мусульман находят свое отражение в пространстве. Самая главная мечеть расположена в Мекке, и поэтому каждому мусульманину во время молитвы следует повернуться именно к этому храму, не­зависимо от того, в какой точке мира он находится.

Типичным примером стали и идеологии. Для коммунистов центр ■ — это Моск­ва, для нацистов — Нюрнберг или Мюнхен. Тот же принцип существует и в рек­ламе. Центром для женщин стали глубоко связанные с ними мода и косметика, а это — Париж.

Поэтому многие известные в мире компании, работающие в этой области, стро­ят свои офисы в Париже. Может, они и занимаются там какой-то деятельностью, но в любом случае божественную поддержку они получили.

Богатые пространства

Они идеально отражают идею о социальном могуществе. Поэтому действие во многих нарративах (экшенах, мыльных операх, рекламах} размещается в таких местах, как Швейцария, Париж, Монте-Карло, Лас-Вегас, замки, казино, знамени­тые рестораны и отели и т. д.

Счастливое пространство

Гастон Башлар вводит понятие «счастливое пространство»: «Наша цель в том, что­бы изучить некоторые совсем обычные образы, образы счастливого пространст­ва. Наши исследования в этой области можно было бы назвать топофилией (лю­бовью к местности. — X. К.)... эти пространства восхваляют по разным причинам» (Башлар Г., с. 34).

Что касается экшен-нарративов, счастливое пространство в них связано преж­де всего с сексуальными функциями. Герой, совершив тысячи подвигов, получает «сексуальную» награду — развлекается с красавицей на каком-нибудь райском тропическом острове. Это не случайно.

С точки зрения коллективного европейского бессознательного, рай располо­жен именно на этих островах. Это подтверждается результатами некоторых се­миотических исследований: «Начиная с эпохи Великих географических открытий " писатели" размещают на каком-нибудь острове идеальный, утопический и фан­тастический мир, противопоставляя его реальному, так же как далекий остров противопоставляется близкой стране» (Степанов Ю., с. 61).

Существуют и другие счастливые пространства. Париж и Венеция — одни из самых подходящих топосов, с точки зрения любой влюбленной и романтической


ХРОНОТОП

женщины. Неоспоримо доказано, что развитие сюжета многих реклам, исполь­зующих эти обращения, связано именно с этими городами.

Женское пространство

Защищенный социотоп — это место, где женщина спасается от страха перед внеш­ним миром. Этот социотоп отражает чувство беспомощности перед физически более сильным мужчиной. Ниже проникновенно описано давящее женщину чув­ство беспомощности: «Я поняла: самое плохое в панике то, что вместо того чтобы чувствовать себя правой... чувствуешь себя виноватой. Извиняющейся. Зато, что выходишь на улицу в темноте. За то, что носишь вызывающую одежду. За то, что стоишь на улице. За то, что почти будешь женщиной. Быть женщиной означает, что можешь быть убитой... Можешь сидеть дома. Не отдаляться от защищающего тебя мужчины — своего мужа. Потому что другой не безопасен, а может быть, и он тоже» (Cameron and Frazer).

В процитированном отрывке очень ярко показаны страхи женщины. Стано­вится понятным, что даже сравнительно хорошо защищенное внешне городское пространство опасно с точки зрения слабого пола. Поэтому мы можем построить континуум, в котором локализуем постепенные переходы от суперженского (су-перзащищенного) до супермужского (суперопасного) пространства.


БИБЛИОГРАФИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

Башлар, Гостом. Поетика на пространството. С, Народна култура, 1988, 344 с.

Вебер, Макс. Социология на господството. Социология на религията. С, Св. Кл. Ох-ридски, 1992, 532 с.

Добрев, Добрин и Елка Добрева. Справочник на семиотичните термини. Шумен, Глаукс, 1992, 158 с.

Доганов, Димитър и Ференц Палфи. Рекламата каквато е. Варна, Princeps, 1992, 314с.

Елиаде, Мирча. Митът за вечното завръщане. С, Христо Ботев.

Залесская, Мария. Энциклопедия магии и волшебство в книгах Джоан Роулинг. Москва, Фолио, 2003, 368 с.

Знеполски, Ивайло. Катастрофата като филмова метафора. С, Наука и изкуство, 1992, 152 с.

Камбъл, Джоузеф. Силата на мита. С, Хемус, 2001, 338 с.

Купър, Жан. Илюстрованаенциклопедия на традиционнее символи. С, ПетърБе-рон, 1993, 270 с.

Кэмпбелл, Джозеф. Мифы, в которых нам жить. Москва, Гелиос, 2002, 252 с.

Кэмпбелл, Джозеф. Мифический образ. Москва, ACT, 2002, 688 с.

Кэмпбелл, Джозеф. Герой с тысячью лицами. Москва, София Ltd., 1997. 336 с.

Маркузе, Херберт. Ерос и цивилизация. С, Христо Ботев, 1993, 288 с.

Мелетински, Елеазар. Поетика на мита. С, Христо Ботев, 1995, 552 с.

Митта, Александр. Кино между адом и раем. Москва, Подкова, 476 с.

Паккард, Вэнс. Тайные манипуляторы. Москва, Смысл, 2004, 282 с.

Пеневска, Веселима. Пространството като част от човека. С, Св. Кл. Охридски, 1995, 156 с.

Пропп, Владимир. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшеб­ной сказки. Москва, Лабиринт, 1998.512 с.

Степанов, Юрий. Семиотика. С, Народна просвета, 1979, 176 с.

Флоренский, Павел. Анализ пространственное™ и времени в художественно-изобразительных произведениях. Москва, Прогресс, 1993, 326 с.

Фром, Ерих. Изкуството да обичаш. С, Христо Ботев, 1992, 112 с.

Хренов, Н. А. Художественное время в фильме {Эйзенштейн, Бергман, Уэллс). Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Ленинград, Наука, 1974, с. 248-261.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Цуладзе, Автандил. Политическая мифология. Москва, ЭКСМО, 2003, 384 с.

Baudriilardjean. Seduction. New World Perspectives. 1990, 182 p.

Berger, Arthur Asa. Signs in Contemporary Culture. Sheffield Publishing Company,

1989, 196 р. Bovee, CourtlandL. and William F. Arens. Contemporary Advertising. Illinois, RICHARD D.

IRWIN, INC., 1989, 662 р. Cameron, Deborah and Elizabeth Frazer. Masculinity, Violence and Sexual Murder. The

Polity Reader of Gender Studies. Polity Press. 1994, pp. 266-272. Englis, Basil G.; Michael R. Solomon; Richard D. Ashmore. Beauty before the eyes of

beholders: the cultural encoding of beauty types in magazine advertising and

music television. Journal of Advertising, June, 1994, v. 23, n. 2, p. 49(16). Fingeroth, Danny. Superman on the Couch. What Superheroes Really Tell Us about

Ourselves and our Society. New York, Continuum, 2004, 192 p. Holbrook, Morris B. and Elizabeth С Hirschman. The Semiotics of Consumption.

Interpreting Symbolic Behaviour. Popular Culture and Works of Art. Mouton de

Gruiter. Berlin, 1993, 365 p. Konigsberg, Ira. The Complete Film Dictionary. Bloomsbury Publishing Company,

1988. Kotler, Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Control.

Prentice-Hall. 1988, 776 р.

Richetti, John. Mythology. Grolier Multimedia Encyclopedia. Stephens, Debra Lynn, Ronald Paul Hill; Cynthia Hanson. The beauty myth and female

consumers: the controversial role of advertising. Journal of Consumer Affairs,

Summer, 1994, v. 28, n. 1, p. 137(17}. Wallace, Martin. Recent Theories of Narrative. Cornell University Press. London, 1986,

244 p.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Мифология как мир первообразов и материя духовности: www.countries.ru/

libra ry/mifol. htm

Словарь аналитической психологии: http: //jungland.indeep.ru Щербаков, Александр. Место мифа в политической идеологии: www.politstudies.ru/

fultext/2003/4/l 8.htm Doyle, Bernard. Mythology: www.pantheon.org/articles http: //www.spookybug.com/

origins/lotr.html Of Myth and Men. A conversation between Bill Moyers and George Lucas on the

meaning of the Force and the true theology of Star Wars: http: //kumo.swcp.com/

biz/theedge/hero.htm The Magic Of Myth The Archetypal Hero's Journey: http: //anakinskywalker.homeip.

net

www.countries.ru/library/mifkat.htm www.geocities.com/boudiccaJI960/mentor.html


БИБЛИОГРАФИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Брукс, Терри. Звездные войны-!: Призрачная угроза.

Булгаков, Михаил. Мастер и Маргарита.

Булгаков, Михаил. Роковые яйца.

Волвертон.Дэйв. Выбор принцессы.

Достоевский, Федор. Преступление и наказание.

КонанДойл, Артур. Собака Баскервилей.

Кун, Николай. Легенды и мифы Древней Греции.

Лагерлеф, Сельма. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

Лем, Станислав. Два чудовища.

Линдгрен, Астрид. Пеппи Длинныйчулок.

Оруэлл, Джордж. 1984.

Оруэлл, Джордж. Скотный двор.

Рид, Майн. Оцеола, вождь семинолов.

Сабатини, Рафаэль. Одиссея капитана Блада.

Скотт, Вальтер. Айвенго.

Флеминг, Ян. Бриллианты вечны.

Флеминг, Ян. Голдфингер.

Флеминг, Ян. Жизнь дается лишь дважды.

Флеминг, Ян. Из России с любовью.

Dumas, Alexandra. The Count of Monte Cristo.

Dumas, Alexandre. The Three Musketeers.

Gautier, Theophile. Captain Fracasse.

London, Jack. Burning Daylight.

London, Jack. The Call of the Wild.

Twain, Mark. A Connecticut Yankee in King Arthur's Court


АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


А

Адресат 17

Амбивалентная красавица 110 Архетипические противопоставления 43

В

Вводные (инициирующие) действия 129 Волшебное оружие Волшебные предметы 184 Волшебные средства: определение, виды 184

Герои: определение, семантическое

поле, классификация 78-80

Героини 80

Героические действия: определение

Героические мифы 35

Героические нарративы: определение,

семантическое поле, схема 56

д

Действия героя по теории

Кэмпбелла 82

Действия героя по теории Проппа 81

Действия персонажей 64

Дихотомия 41

Драма 50

Драматическая ситуация 50


Злодеи: определение, семантическое поле, классификации 96-97

К

Классификация персонажей 64 Классификация функций (по Проппу) 57-58 Конфликт 51

Космогонические мифы 34 Красавицы в мыльных операх 112 Красавицы: определение, семантическое поле, классификации 108-109 Кризисы и катастрофы 52 Кульминация 53

м

Миф: определение, функции, виды 30-33

Мифологическое время 211 Мифы о новом рождении 36 Мифы, связанные с природными циклами 36 Мономиф 58

п

Перипетии 52 Персонажи 62

Политическая коммуникация и мифологические герои 84



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Помощники; определение, Хронотоп и его пространственные

классификации 120 характеристики 213

Хронотоп; определение,

" классификации хронем 210
Рекламное обращение: классификации

и психологические Ц

характеристики 18 Циклическое/линейное время 212

С Э

Сакральное и бытовое время 211 Эсхатологические мифы 35

Саспенс 53 Этиологические мифы 36

Сексуальные (прославляющие)

функции: определение 169

Средства передвижения: определение,

семантическое поле,

классификации 192

У

Угроза 51

Улучшающие действия: определение, виды 149

Ухудшающие действия: определение 141

Ф

Физические и психологические характеристики красавицы 110 Функции (действия) помощника 121 Функции красавицы 111 Функции: определение, количество и порядок, классификации 128-129

X

Характеристики и функции героя 81 Характеристики и функции злодея 98 Характеристики персонажей 63, 65 Хеппи-энд 54



СПЕЦИАЛИСТАМ КНИЖНОГО БИЗНЕСА!


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  2. I.7. Киновремя и кинопространство
  3. II. Место и время проведения Соревнований
  4. V. Осевое время и его последствия
  5. Агафонова Анастасия - кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике, член молодежного состава сборной России по спортивной гимнастике (в настоящее время)
  6. Английское право в новое и новейшее время: эволюция прецедентной системы и развитие законодательства.
  7. Бытие и его основные формы. Движение и развитие. Пространство и время.
  8. В графе 3 текущее время с момента прибытия на работу (к предыдущему значению времени прибавляем время выполнения операции).
  9. В каких случаях производится сокращенное опробование автотормозов?
  10. В настоящее время используется классификация ХНК Н.Д.Стражеско и В.Х.Василенко, в основе которой лежит классификация сердечной недостаточности, предложенная Г.Ф.Лангом.
  11. В настоящее время на территории нашей Проновской сельской администрации проживает 156 представителей рода Бусыгиных, т.е. основа нашего рода, его начало принадлежит Ветлужской земле.
  12. В то время Распутин открыто состоял в непристойной секте бичующихся «Хлысты» и бесчинствовал, прикрываясь ночными «радениями».


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь