Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Занятие Нарядные игрушки-мобили
Задачи. Учить детей создавать объём-ные игрушки из яичной скорлупы (птицы, рыбки, портреты, цветы, гномики, цыплята и т.д.), произвольно сочетая природные и бытовые материалы. Продолжать учить рисовать на объёмной форме (на яйце, из которого выдуто содержимое). Развивать чувство формы и композиции.
Предварительная работа. Рассматри-вание писанок или их высокохудожест-венных изображений. Игра в мини-музей писанок. Беседа о том, что в разных видах декоративно-прикладного искусства час-то встречаются одинаковые элементы де-кора.
Внимание! В детском творчестве лучше
и проще использовать не цельное яйцо, а скорлупу. Для этого нужно выдуть содер-жимое яйца, проколов два небольших от-верстия с противоположных сторон. Скор-лупу желательно заранее укрепить - по-крыть 2-3 слоями папье-маше и загрунто-вать - покрыть гуашевой краской, сме-шанной с клеем ПВА или БИФ (эту работу дети могут выполнить за два-три дня до
§• занятия в самостоятельной художествен-
* ной деятельности).
Материалы, инструменты, оборудова-ние. Формы для поделок - куриные илиутиные яйца (25-30 шт.), из которых нуж-но выдуть содержимое, проколов отвер-стия с двух противоположных сторон. (Для более сложных поделок, требующих прочности, следует наклеить на скорлупу кусочки бумаги в два-три слоя - техника папье-маше. Кроме того, можно использо-вать готовые овоидные (яйцевидные) формы -деревянные и керамические. По-верхность яиц можно предварительно за-грунтовать - покрыть белой гуашевой краской, смешанной с клеем ПВА). Раз-личный природный и бытовой материал - лоскутки ткани, перышки, трубочки, фоль-
170 г а'с кРе п к и' спички, нитки прочные, нотонкие, пуговицы, бусины, вата, тесьма,
нитки и т.д. Пластилин, ножницы, клей ПВА, кисточки клеевые, салфетки бумаж-ные и матерчатые, клеёнки или газеты.
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям несколь-ко писанок, подготовленных детьми на пре-дыдущем занятии, и начинает видоизме-нять их, приставляя самые разные бытовые
и природные формы - перышки, осенние листья, лоскутки яркой ткани, кусочки про-зрачной плёнки, крылышки из фантиков и фольги, спирали из проволоки и т.д. Дети самостоятельно догадываются, что писанки можно превратить в какие-то очень краси-вые и оригинальные поделки - для подар-ков, сувениров и оформления интерьера. Это могут быть птички, рыбки, цветы, насе-комые, лохматые портреты - головы без ту-ловища, разные зверушки и человечки (причем яйцо может послужить как тулови-щем забавной фигурки, так и мордочкой персонажа) и т.д.
Воспитатель сообщает, что даже более сложные конструкции - подвесные иг-рушки-мобили и флористические компо-зиции с расписными яйцами - сделать не так уж трудно. Только нужно подумать о способах крепления: например, вставить в отверстие скрепку или спичку на веревоч-ной петельке (или петлю от разбившихся новогодних игрушек).
Воспитатель предлагает детям создать на основе писанок интересные игрушки. Дети выбирают материалы, с помощью воспитателя продумывают способы раз-мещения игрушек в пространстве (подвес-ки одинарные, подвески-композиции, ин-терьерные поделки на трубочках для цве-точных горшков и салфетниц и т.д. Воспи-татель напоминает, что художественные материалы и технику можно выбирать по своему желанию.
По ходу занятия воспитатель делает не-которые комментарии.
Подарки и сувениры Ювелирная декоративность и красоч-
ность писанок позволяет использовать их мотивы при изготовлении подарков и су-вениров. При этом следует помнить, что в декоративно-прикладном искусстве орна-мент всегда связан с формой самого изде-лия: ленточный узор хорош для украше-ния закладок, а центрический - для таре-лок. Важен также выбор цветосочетания.
Игровыеатрибуты Оригинальные элементы и орнаменты
помогут найти новые решения для оформ-ления множества поделок. Эффектно вы-глядят новогодние шары, маски и гирлян-ды, украшенные солнышками, звездочка-ми, снежинками, бесконечниками.
Кукольный домик тоже заиграет новы-ми красками, если занавески, скатерть, абажур и коврик в нем будут такие же на-рядные и узорчатые, как писанки. А кукольная одежда будет самой модной и красивой.
Кукольнаяодежда
Узорные мотивы писанок удачно «вписы-
ваются» в декор одежды бумажных или на-стоящих куколок. Орнамент лучше всего располагать на воротнике, рукавах и подоле одежды. Эти детали (части) одежды в раз-вернутом виде напоминают круг или овал, что задает бесконечность узора. Такой узор можно нарисовать (даже на ткани) или вы-шить самым обычным способом - шов «впе-ред иголку».
Послезанятия.
Оформление выставки детских поделок из яичной скорлупы. Если часть яичной скорлупы потрескалась или раздавилась, её сохраняют в картонной коробке для плоскостной аппликации-мозаики из яич-ной скорлупы.
Внимание! Умения детей, полученные вразных видах художественного творчест-ва, помогут им находить рациональные способы и оригинальные образы для де-коративного рисования. В свою очередь, узоры писанок обогатят разные виды дет-
ской изобразительной деятельности - ри-сование, аппликацию, декоративную леп-ку, художественный труд.
Задачи. Продолжать знакомство детей
с новым художественным материалом - пастелью. Совершенствовать приёмы ра-боты острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка). Учить передавать нежные цве-товые нюансы (светло- и тёмно-голубой, голубой с белым и золотистым). Развивать чувство цвета. Воспитывать смелость, уве-ренность, инициативность в опытном ос-воении новых художественных материа-лов и способов работы с ними.
Материалы, инструменты, оборудова-ние. Пастель (для каждого ребёнка не-сколько мелков разного цвета), бумага «с ворсом», клейкая лента или зажимы для крепления листов бумаги на планшетах, куски фанеры или картона (планшеты); старые футболки или матерчатые салфет-ки (полотенца) большого размера.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворе-ние И. Бунина «Небо»:
В деревне капали капели,
Был тёплый солнечный апрель.
Блестели вывески и стёкла,
И празднично белел отель.
А над деревней, над горами, Раскрыты были небеса,
И по горам, к вершинам белым, Шли тёмно-синие леса.
И от вершин, как мрамор чистых, От изумрудных ледников И от небес зеленоватых
Тянуло свежестью снегов...
- Сегодня мы с вами поиграем в облака
и поучимся их рисовать пастелью. Сначала
я покажу, как можно наносить разные от-тенки цвета на бумагу и распределять кончиками пальцев, чтобы облака на кар-тине были как живые - золотые от солнца. А потом вы сами будете рисовать свои картины с облаками.
Как мы будем рисовать небо? Пригото-вим бумагу - укрепим на планшете с по-мощью зажимов, скрепок, прищепок или скотча (липкой ленты). Выберем два си-них и два золотистых (жёлтых) тона.
Всё реже, реже влажный звон; Кой-где светлеет небосклон; Отходят тучи грозовые, Жемчужным краем бороздя Просветы пышно-голубые,
И падают лучи косые Сквозь золотую сеть дождя.
(В. Набоков)
1. Берём палочку бледно-голубой пастели, кладём плашмя на бумагу и наносим любые штрихи, похожие на волны или спирали.
... Уплывает на восток Тучка вогнутая, точно Мокрый белый лепесток... (В. Набоков)
2. Берём более тёмную пастель, кладём также плашмя и вновь рисуем волны или спирали, только на других местах (при этом линии могут пересекаться).
Повеет ветер - и замрёт...
А над полями даль темнеет,
И туча из-за них растёт, -
Закрыла солнце и синеет...
(И. Бунин)
3. Оставшиеся белые места (они называ-ются «пробелы») - это и есть облака, только на картине их нельзя оставлять такими вот дырками. Тем более, мы за-думали облака не какие-нибудь, а золо-тые! Поэтому берём светло-жёлтую пас-тель и закрашиваем пробелы, легко на-нося тушёвку и даже слегка выходя на голубое небо. Над глухою степью
В неизвестный путь Бесконечной цепью Облака плывут...
(Н. Никитин)
4. Теперь возьмём тёмно-жёлтую пастель
и нанесём поверх бледно-жёлтых обла-ков и голубого неба в некоторых местах тушёвку, а в некоторых - лёгкие штри-хи-дуги и волны.
Блистая, облака лепились В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись - Две чаши, полные огня.
(И.Бунин)
5. И, наконец, самое интересное и неожи-данное! Откладываем в сторону палоч-ки пастели и... начинаем рисовать пальцем - растираем цвета, слегка сме-шивая их друг с другом. Начинаем от центра и постепенно продвигаемся - вверх, в стороны, вниз. При этом пальцы станут быстро пачкаться, поэтому их нуж-но будет вытирать влажной салфеткой.
Воспитатель читает детям стихотворе-ние И. Бунина «Облако»:
Высоко в просторе неба, Всё сияя белизною, Вышло облачко на полдень Над равниной водяною. Из болот оно восстало, Из холодного тумана - И замлело, засияло
В синей стали океана...
Вышло облачко высоко, Стало тонкое, сквозное, Улыбнулось одиноко - И угасло в ярком зное.
Плыли по небу облака. Целый облач-ный город. Жили в нём облачата. Они без конца перестраивали свой го-род. Мяли стены, вытягивали башни, лепи-ли удивительные дома.
А потом вдруг начинали плакать. Грус-тили, что никто не знает о них, о таких чу-десных строителях.
Тогда город их расползался в серую пе-лену, и нечем было любоваться на небе. Приходилось ждать, пока облачата утих-нут и примутся снова строить свой город.
Воспитатель читает отрывок из стихо-творения В. Набокова «Кимоно» и предла-гает сравнить месяц с ломтиком лимона:
...А в тучках нежность хризантем,
И для друзей я отмечаю. Что месяц тающий - совсем Лимона ломтик в чашке чаю.
Воспитатель читает детям следующий отрывок из стихотворения В. Набокова и просит объяснить, как они понимают вы-ражения: «разбились облака», «алмазы дождевые», «взволнованные ветви»:
Разбились облака. Алмазы дождевые,
Сверкая, капают, то тише, то быстрей
С благоухающих, взволнованных ветвей...
Послезанятия.
В самостоятельной художественной де- Для заметок ятельности воспитатель читает детям сказ-ку-крошку В. Кротова «Облачный город» и предлагает нарисовать облачный город цветными карандашами или пастелью:
Задачи. Учить детей создавать коллек-тивную композицию, по-разному разме-щая вырезанные элементы. Совершенст-вовать технику аппликации - самостоя-тельно выбирать и сочетать способы (си-луэтная, ленточная и обрывная апплика-ция). Развивать чувство цвета и компози-ции, способности к формообразованию. Готовить руку к письму (познакомить с графическим элементом «петля» и графи-ческим бордюром «волна» разной кривиз-ны и высоты). Воспитывать интерес к при-роде, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности.
Предварительная работа. Наблюде-ние за весенним небом во время прогу-лок и экскурсий. Рассматривание разных голубей и их изображений в разных про-изведениях искусства (книжная графика, скульптура малых форм, декоративно-прикладное искусство). Беседа о голу-бях. Рассказ воспитателя о голубях - по-мощниках человека (почтальонах, связи-стах).
Материалы, инструменты, оборудова-ние. Листы бумаги формата A3 белого илисветло-голубого цвета, бумага цветная и фактурная, ножницы, клей, клеевые кис-точки, фломастеры, цветные карандаши, пастель, кисти, салфетки.
Незавершённая композиция для показа детям (черепичная крыша на фоне ярко-голубого неба - трапеция красного, оран-жевого или терракотового цвета с двумя-тремя рядами «черепицы», нарисованной фломастерами или пастелью в виде вол-нистых линий).
Содержание занятия.
Педагог читает детям стихотворение Г.Р. Лагздынь «Весна»:
Кричат и скачут воробьи, Разбрызгивая солнце в лужах, А облака, как корабли.
Опять вдали небесной кружат. Кидая небо на крыло, Летят домой устало птицы. Кричит горласто вороньё. Река спешит воды напиться. На тонких ветках тополей Проснулись узенькие почки. Скворец всё громче, веселей Считает клювиком листочки. Весна, желанная везде,
В разливе солнечного света, Шагает бодро по земле, В одежды яркие одета.
Воспитатель показывает детям незавер-шённую композицию с черепичной кры-шей на фоне ярко-голубого неба. Поясня-ет, что это картина весны, на которой сей-час появятся голуби - одни сядут на кры-шу, другие взмоют в небо и будут там кру-жить среди кудрявых облаков. Спрашива-ет детей, как можно изобразить голубей. Дети предлагают разные варианты (нари-совать, вырезать из бумаги по нарисован-ному контуру). Воспитатель советует вспомнить такие способы аппликации, как симметричная и ленточная. Показывает детям варианты силуэтов (выставляет на доске, мольберте, фланелеграфе), чтобы уточнить представление детей о строении тела (общие очертания, форма и размах крыльев).
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения И. Бунина:
...Синеет небо яркое - и вдруг
С гумна стрелою мчится белый турман
И снежным комом падает к балкону, За ним другой - и оба долго, долго Пьют из лазурной лужи, поднимая Свои головки кроткие... Замрёшь, Боясь их потревожить, весь охвачен Какой-то робкой радостью, и мнится. Что пьют они не дождевую воду, А чистую небесную лазурь.
Вот ворона на крыше покатой, -
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе - вешние звоны, Даже дух занялся у вороны...
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком. Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой? Вон, желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки... Это всё у вороны - игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!
Для заметок
л
§[
<
Задачи. Учить детей рисовать восход(закат) солнца акварельными красками. Совершенствовать технику рисования по мокрому, вливая цвет в цвет и подбирая красивое цветосочетание. Закрепить зна-ние о тёплых и холодных цветах и оттен-ках. Упражнять в смешивание красок на палитре. Развивать чувство цвета.
Предварительная работа. Упражнение на цветовой модели «Раду- га» в подборе гармоничных цветосочета-ний. Подбор цветов и оттенков в «тёплой» части спектра. Дидактические игры на развитие восприятия цвета.
Материалы, инструменты, оборудова-ние. Листы бумаги белого цвета, краскиакварельные и гуашевые, кисти круглые и флейцы, ватные тампоны, палитры, полос-ки бумаги для дидактического упражне-ния «ягодка поспела», банки с водой, сал-фетки бумажные и матерчатые.
Содержание занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на палитры, акварельные краски и полос-ки бумаги. Сообщает, что сегодня дети будут составлять цвета и оттенки на па-литре, как настоящие художники. Для на-чала выполнят одно интересное упраж-нение, а потом будут рисовать необычные картины.
Воспитатель берёт одну полоску бумаги
и рисует на ней простым карандашом 5-6 одинаковых ягод, например, вишни. Сооб-щает, что эти ягодки вросли на ветке, но ещё не поспели. Нужно последовательно показать, как ягодка поспела: сначала бы-ла светло-розовой, потом постепенно по-спела и становилась всё ярче и ярче. Пе-дагог показывает способ выполнения уп-ражнения: кладёт на палитру немного бе-лой гуашевой краски; добавляет одну ка-пельку красной, смешивает, чтобы полу-ч и л с я светло-розовый цвет; раскрашивает первую ягодку светло-розовой краской;
затем в светло-розовую краску на палитре добавляет ещё немного красной краски, - получается более яркий розовый цвет, - раскрашивает этим цветом вторую ягодку на полоске; потом добавляет ещё немного красной краски, смешивает, чтобы полу-чился ярко-розовый цвет, и раскрашивает следующую ягодку на полоске и т.д.
- Для самой последней ягодки берём чистую красную краску. А для ещё более густого и насыщенного цвета добавляем в красную краску немного синей или ка-пельку чёрной.
Дети экспериментируют с цветом на па-литрах, рисуют на своих бумажных полос-ках по 5-6 одинаковых ягод и раскрашива-ют их, постепенно меняя насыщенность цветового тона (световую тональность), чтобы показать, как ягодки постепенно поспевали от светло-розовой до красной или малиновой.
Во второй части занятия воспитатель читает стихотворение А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом»:
Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся, И весенней полон жаждой...
После прослушивания детьми стихотво-рения воспитатель предлагает нарисовать картину про восход солнца и утреннюю зорьку «Заря алая разливается». Поясня-ет, что для такой картины нужно смочить лист бумаги водой, внизу нарисовать аква-рельными красками восходящее солнце - диск (круг) или его часть, будто солнце ещё не поднялось из-за линии горизонта (воспитатель может сопровождать своё пояснение показом репродукций, фото- графий или своими рисунками, выполнен-ными накануне или же создаваемыми в процессе занятия). Педагог уточняет представление детей о том, что на восходе солнца небо окрашивается розовыми, зо-лотыми, оранжевыми, красными, малино-выми цветами и выглядит как необычный ковёр, на котором нет определённого ри-сунка, а какие-то причудливые разводы. Если на небе в это время есть облака, они тоже расцвечиваются тёплыми красками и становятся нарядными.
Педагог показывает детям 2-3 репро-дукции (иллюстрации, фотографии), изоб-ражающие восход солнца, и уточняет творческую задачу - нарисовать картину про восход солнца.
В конце занятия воспитатель читает сти-хотворение С. Есенина «Восход солнца»:
Загорелась зорька красная
В небе тёмно-голубом, Полоса явилась ясная В своём блеске золотом.
Лучи солнышка высоко Отразили в небе свет,
И рассыпались далёко От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые Осветили землю вдруг. Небеса уж голубые Расстилаются вокруг.
Послезанятия.
Оформление выставки детских творчес-ких работ «Заря алая разливается». На открытии выставки чтение стихотво-рения С. Есенина «С добрым утром»:
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром! »
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1403; Нарушение авторского права страницы