Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рекомендуемые пособия, наглядность.




 

 

овоида). Просит определить, каким спосо-бом и на основе какой формы созданы фигурки этих животных.

 

- Я напомню способы лепки, которые помогут нам слепить разных животных и показать, как они двигаются. Как называ-ется эта форма? (Поочерёдно показывает исходные формы (цилиндр, конус, овоид), просит определить, каких животных луч-ше слепить на основе этих форм, и напо-минает способы лепки.)

 

Воспитатель действует по ситуации (вызывает ребёнка для показа способа или уточняет ответы детей и показывает, как дополнить основную форму, чтобы по-лучились разные животные). Поясняет, что туловище может располагаться так, будто животное стоит на двух лапках, или же на четырёх, а голова может прикреп-ляться к туловищу сверху или сбоку, на шее или сразу на туловище.

 

- А как можно показать, что животные бегают, прыгают, ходят на задних лапках, летают или сидят на ветках? Воспитатель изменяет положение вылепленных фигу-рок и комментирует движения.

 


Плакаты «Еловый лес», «Зоопарк». Затем воспитатель предлагает догово-
Комплект технологических карт по леп- риться о том, кто кого будет лепить и како-
ке «Лесные животные».   го размера будут фигурки, чтобы белка не
Книга «Пластилиновый ёжик» (автор оказалась больше медведя.
Лыкова И.А.).   Дети, недавно пришедшие в детски
    сад, лепят животных конструктивным спо-
Содержание занятия.   собом, дети, давно посещающие детски!
Воспитатель показывает детям общую сад, - скульптурным и комбинированным,
основу для коллективной композиции Воспитатель предлагает сделать глазке
«Осенний лес», выставляет несколько де- животных из пуговиц или бусинок.
ревьев, слепленных из пластилина или Дети лепят 1-3 животных (по свое»
сконструированных из природного и бы- желанию и по способностям) и размеща
тового материала. Затем показывает детям ют фигурки вылепленных животных на за-
фигурки животных, созданных на основе ранее подготовленной композиционно*
5g разных форм (например, медведь из ци- основе «Кто в лесу живёт», где уже рази
линдра, лиса из конуса, белка или сова из щены самодельные деревья.

После занятия. В самостоятельной ху-дожественной деятельности дети могут слепить других лесных зверей по своему желанию; а также нарисовать или выре-


 

зать их силуэты. Воспитатель может про-вести игру «Угадай, кто это» (контурные рисунки мелом на доске или сделанные из проволоки).


цветной бумаги-. Вырезать можно по-раз-ному: нарисовать на оборотной стороне цветной бумаги и вырезать силуэт, как в теневом театре (воспитатель показывает способ), или сложить бумагу пополам и вырезать на глаз - так же, как мы выреза-ли кошек на окошке (показывает способ).

 

Воспитатель выставляет на доске или на мольберте силуэтные изображения лесных животных и предлагает детям вы-брать, кого они хотят поселить в лесу.

 

Дети задумывают образ, выбирают цвет

 

и размер бумаги, определяют способ и на-чинают вырезать животных. По мере го-товности переносят фигурки животных на панораму осеннего леса, передвигают в поисках удачного размещения и приклеи-вают.

 

После занятия.

 

Композиция «Лес, точно терем распис-ной» вывешивается на стене в групповой комнате или в вестибюле детского сада для показа родителям и детям других групп.


 

 

Для заметок


0F   Аппликация и рисование (коллективная композиция)
неделя Летят перелётные птицы
занятие (по мотивам сказки М. Гаршина)


 

Задачи. Обогатить содержание изобра-зительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития де-тей. Учить детей создавать сюжеты по мо-

 

* тивам знакомой сказки, комбинируя изоб-4J разительные техники (рисование и аппли-J кацию). Продолжать учить передавать не-сложные движения (утки летят), изменяя статичное положение частей тела (при-поднятые крылья); при создании сюжета показывать несложные смысловые связи

 

и пространственные взаимоотношения между объектами. Поощрять детей вопло-щать в художественной форме свои пред-ставления и эстетические переживания.

 

Предварительная работа. Чтение сказ-ки М. Гаршина «Лягушка-путешественни-ца» (занятие по литературе). Рассматри-вание иллюстраций к сказке. Беседа о пе-релётных птицах.

 

Материалы, инструменты, оборудова-ние. Краски - гуашь и акварель, кисточки2-х размеров, баночки с водой, листы бу-маги машинописного формата А4 серого, белого и коричневого цвета с нарисован-ным контуром для вырезания уток (внима-ние: контурные рисунки нужно изобра-зить таким образом, чтобы утки в стае ле-тели в одном направлении), цветная бума-га для дополнительных деталей, ножницы, клей.

 

Примечание: занятие проводится после чтения детям сказки «Лягушка-путешест-венница».

 

Силуэт лягушки, заранее вырезанный воспитателем. Большой лист бумаги или полоса обоев серо-голубого цвета для фо-на. Два силуэта уток для показа воспита-телем способов полуобъёмного приклеи-вания на фон.


 

 

предположения что это лягушка-путеше-ственница. Далее воспитатель создаёт иг-ровую ситуацию, предложив детям выре-зать уток и собрать их в целую стаю.

- Посмотрите, как мы будем вырезать уток. Складываем лист бумаги вдоль по-полам, чтобы был виден рисунок, и выре-заем утку. А потом надрезаем или надры-ваем пальчиками крылья и хвост, чтобы было похоже на перышки. Глаз и клюв можно дорисовать или приклеить. Эта ут-ка полетит прямо под облаками. (Воспи-татель прикладывает силуэт утки к фону.) Подскажите мне, как нужно приклеить ут-ку, чтобы было видно, что она летит и ма-шет крыльями. После ответов детей вос-питатель показывает два варианта при-клеивания утки: 1) всё туловище, кроме крыльев, приклеивается на фон; 2) поло-винка туловища и одно крыло приклеива-ются на фон. Воспитатель приклеивает между утками веточку (полоску бумаги) и на веточке лягушку, будто она держится ртом.

 

- Посмотрите, дети: две утки летят по небу и лягушку несут, им, наверное, тяже-ло. Давайте поможет уткам, вырежем и приклеим целую стаю. Здесь лежат листы бумаги с нарисованным силуэтом для вы-резания. Утки бывают белые, серые, ко-ричневые и пёстрые. Каждый выберет тот цвет, который больше понравился. Сложи-те листы так, чтобы был виден рисунок, и вырезайте по нарисованному контуру.

 

Покажите, какие уточки у вас получи-лись. (Дети поднимают вырезанные силу-эты вверх.) Несите их на «небо» и раскла-дывайте так, чтобы получилась стая. Утки должны лететь в одну сторону и не мешан друг другу. Не забудьте, что они машут крыльями.

 


Содержание занятия.

 

Воспитатель показывает детям силуэт £ 2 лягушки, подготовленный заранее, и спра-шивает детей, кто это? Дети высказывают


 

Дети размещают уточек на «небе» и ак-куратно приклеивают одним из предло-женных способов, оставив свободным крылья.


После занятия.

 

Во второй половине дня дети рассмат-

 

ривают композицию и вспоминают сказку

 

М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Рисование по мотивам лирических сти-

хотворений великих русских поэтов.

 

 

Ласточки пропали,

 

А вчера зарёй Всё грачи летали

Да как сеть мелькали Вон над той горой.

С вечера всё спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу, Раскричавшись, к югу Журавли летят...

 

(А. Фет)

 

***

 

...Свежо, и блестят паутины...

 

Шурша, вдоль реки прохожу,

 

Сквозь ветви и гроздья рябины

 

На тихое небо гляжу.

 

И свод голубеет широкий,

 

И стаи кочующих птиц -

 

Что робкие детские строки

 

В пустыне старинных страниц. (В. Набоков)

 

 

Для заметок


 


    Лепка и аппликация
неделя (коллективная композиция)
занятие Отважные парашютисты


 

л

 

'e"

 

£


 

 

Задачи. Вызвать у детей интерес к со-ставлению коллективной композиции: па-рашютистов лепить из пластилина, пара-шюты вырезать из цветной бумаги или ткани. Продолжать учить лепить фигурку человека из валика путём надрезания сте-кой и моделирования пропорциональных частей тела. Показать возможность пере-дачи движения лепной фигурки путём ne-большого изменения положения рук и ног (изменять положение фигурки в соответ-ствии с характером движения: распола-гать вертикально, горизонтально или не-много наклонно, руки приподнимать, ноги расставлять или сгибать). Развивать чув-ство формы и композиции.

 

Предварительная работа. Беседа о за-щитниках отечества, родах и видах войск. Рассматривание изображений парашюти-стов (книги, открытки, детские энциклопе-дии). Рассказ воспитателя о шёлковом па-рашюте.

 

Экспериментирование с бумажными и тканевыми парашютами-самоделками.

 

Материалы, инструменты, оборудова-ние. Пластилин, стека, клеёнки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые, цвет-ная бумага, лоскутки ткани, ножницы.

 

Основа для коллективной композиции - плотный картон или доска из пластика или ДВП голубого цвета) с двумя-тремя фигур-ками парашютистов.

 

Две-три фигурки парашютистов, вылеп-ленные воспитателем, с парашютами из цветной бумаги и ткани.

 

Содержание занятия.

 

Воспитатель читает детям стихотворение

 

В. Шипуновой «Плывут к земле парашюты»: Плывут к земле парашюты.

В стропах запутался ветер. Земля готовится к встрече, Считая полёта минуты.


 

 

И каждый купол упругий Наполнен солнечным светом. Он шлёт самолётам приветы. Качаясь над клеверным лугом.

 

Воспитатель показывает детям заранее вылепленные фигурки парашютистов с разными парашютами (из пластилина, цветной бумаги, фантиков, кусочков тка-ни). Предлагает рассмотреть, как парашю-тисты одеты (комбинезоны разного цвета, простые и с накладными карманами, ре-мешками), в какой позе они совершаю! прыжок (кто-то группируется перед при-землением: слегка поджимает ноги, на-клоняет туловище; кто-то свободно парит раскинув руки и ноги...), как выглядит ку-пол парашюта и т.д. Затем воспитатеи прикладывает фигурки парашютистов i незавершённой композиции и слегка при-жимает к фону, чтобы они прочно держа лись, но не расплющивались. Предлагая детям слепить парашютистов, сделать р них парашюты по своему выбору и допои нить общую композицию или же создав свою лепную картину.

 

Воспитатель спрашивает детей, каи способом они будут лепить парашютиста; комбинезоне. В случае затруднений напо минает рациональный способ лепки из ва лика путём надрезания стекой: «Вотдлш ный цилиндр (валик), вверху будет голов) внизу - ноги. Беру стеку и надрезаю щ линдр вдоль до середины, чтобы получи лись две ноги».

 

После того, как дети вылепили фигури воспитатель предлагает изобразить, 4i могут делать пластилиновые парашкш ты: поднять руки, чтобы подтянуть строга ла парашюта; поджать ноги, чтобы при землиться, приподнять голову, чтобы yfii диться в том, что парашют раскрылся, Дети изменяют положение рук и ног BI лепленных фигурок, старясь передаты позу и движение. Мастерят парашюты!


любого материала по своему выбору (из цветной бумаги, кусочков ткани, фанти-ков, салфеток). И «запускают» парашюти-стов в прыжок с самолёта - прикрепляют к общей композиционной основе.

 

После занятия.

 

В свободное время воспитатель предла-гает детям составить рассказ о смелых па-рашютистах и по желанию дополнить ком-позицию разными элементами (дети могут слепить самолёт, птичек, облака).

 

Воспитатель читает детям стихотворе-ние Г.Р. Лагздынь «Папина зарядка».

 

Раз, два, становись!

Подравняйся, подтянись!

Шагом марш.

Ходьба на месте, руки врозь

И руки вместе На носочках, Не спеши, Через нос Ровней дыши. Прыг да скок,

 

Выше делаем прыжок, Бег заканчиваем дружно!

 

...А теперь умыться нужно.


 

 

Для заметок


    Аппликация
неделя модульная обрывная
занятие Строим дом многоэтажный


 

Задачи. Познакомить детей со спосо-бом модульной аппликации (мозаики). Вызвать интерес к созданию образа ка-менного дома адекватными изобразитель-но-выразительными средствами. Форми-ровать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел. Раз-вивать чувство композиции.

 

л Предварительная работа. Экскурсия8" на стройку. Рассматривание и обследова-g ние камней в коллекции минералов. Осво-ение способа модульной лепки (Занятие по лепке «Разноцветные камешки»). Ос-воение техники обрывной аппликации. Окрашивание бумаги под мрамор. Конст-руирование домиков из строительных де-талей (кубиков, кирпичиков). Чтение анг-лийской народной сказки «Три поросён-ка». Рассматривание изображений ска-зочных домиков на иллюстрациях в дет-ских книжках (например, «Три поросён-ка», «Заюшкина избушка», «Сказка о ры-баке и рыбке» А.С. Пушкина, «Сказка о ца-ре Салтане...» А.С. Пушкина, «Кот в сапо-гах» Ш. Перро, «Снежная королева»

Г.-Х. Андерсена и др.).

 

Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушин-ского «Гранитный валун»:

 

«Не улежали камни на своих местах. Пришёл человек и принялся за них: там ему понадобилось расчистить поле, и он свёз камни в кучу, а которые были поболь-ше, то сначала изорвал их порохом на ку-ски; в другом месте понадобилось ему строить фундамент для дома, там ограду из камней, а там сложить из них целую из-бу, там вымостить мостовые, выстроить плотину или мост».

 

Материалы, инструменты, оборудова-ние. Цветная и фактурная бумага, белая исветло-голубая, светло-серая, светло-се-рая бумага как основа композиции (на вы-бор детям), простые карандаши, ластики,

 

ЗД клей ПВА, клеевые кисточки, матерчатые и бумажные салфетки, клеёнки; цветные ка-


 

 

рандаши и фломастеры для дополнения аппликации графическими средствами.

 

Содержание занятия.

 

Воспитатель напоминает детям о том, как они во время экскурсии наблюдали за строительством дома. Показывает фото-графию (настенный календарь) или иллю-страцию с изображением каменного или кирпичного дома. Затем показывает 2-3 вариативных образца, демонстрирующих разные домики, выполненные в технике мозаики (модульной аппликации), и пред-лагает детям «построить» детский сад - каменный или кирпичный домик.

 

Далее воспитатель показывает и пояс-няет способ работы.

 

- Бумажные прямоугольники и квадра-тики, полученные способом разрывания полосок фактурной бумаги, - прекрасный «строительный» материал для различного рода аппликативных архитектурных со-оружений.

 

Педагог читает отрывок из стихотворе-ния В. Маяковского «Кем быть? »:

 

...Я сначала начерчу

 

Дом такой, какой хочу.

 

Самое главное,

 

Чтоб было нарисовано

 

Здание славное,

 

Живое словно...

 

- И мы сначала возьмём простые ка-рандаши и нарисуем домики (как говорят архитекторы, «начертим план», а худож-ники - «набросаем эскиз»). В первую очередь обозначим стену одно-, двух- или многоэтажного дома. Подумаем, будет ли на доме крыша, и какая (треугольная, тра-пециевидная); где будут располагаться окна (это зависит от этажности дома), и сколько их?

 

Теперь подготовим «строительный» ма-териал - бумажные камешки или кирпи-


 

чики. Выберем бумагу подходящие рас-цветки. (Воспитатель обращает внимание детей на подготовленный заранее матери-ал - иллюстрации из старых журналов или буклетов интересной расцветки, напоми-нающей окраску природных или искусст-венных камней.) Загнём узкую полоску вдоль длинного края, тщательно разгла-дим линию сгиба от середины в обе сторо-ны. Отогнём полоску обратно и аккуратно оторвём её. Приложим полоску к остав-шейся бумаге и отогнём ещё одну полоску примерно такого же размера. Повторим так ещё несколько раз, чтобы у каждого из нас было по 4-5 бумажных полосок, при-мерно одинаковых по ширине.

 

После этого будем готовить «кирпичики» или «камешки». Берём полоски по одной или по две сразу и разрываем их на части. Это и есть «камешки» или «кирпичики», из которых можно будем «построить» наши «каменные» дома. Складываем «камешки» («кирпичики») в коробочку или на таре-лочку, как настоящие строители складыва-ют весь строительный материал.

 

Наконец приступаем к «строительству» домиков. Берём листы бумаги с рисунками домов, наносим клей небольшими участка-ми начиная снизу, и аккуратно - ряд за ря-дом, слой за слоем - выкладываем «камеш-ки» («кирпичики»). Снова наносим клей - выше наклеенных кирпичиков, и вновь вы-кладываем «каменную» стенку. Стараемся, чтобы наша «кладка» была ровной, акку-ратной, иначе дом может обрушиться.

 

Когда «каменная кладка» будет готова, оформим дом по своему желанию - до-полним аппликацией или дорисуем кры-шу, окна, крыльцо... Кто будет жить в этих домиках?

 

В конце занятия воспитатель рассмат-ривает работы детей и читает отрывок из стихотворения В. Маяковского «Кем быть? »:


 

 

Поело занятия.

 

Дети завершают оформление домиков аппликативными или графическими средст-вами. В групповой комнате или в коридоре оформляется выставка.

 

Сюжетно-ролевая игра «Строители». Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Стро-им дом».

 

Строим дом, новый дом, Заживут игрушки в нём! Вот кирпич. Вот доска. Черепицы два куска.

 

В доме - окна, в доме - двери, Стены - блоки и панели, Взяли белые мелки, Побелили потолки.

 

Кран уходит, важный-важный. На стреле флажок горит.

 

Дом стоит многоэтажный. Заходите! Вход открыт!

 


 

...Хороший дом,

 

Большущий дом Для заметок На все четыре стороны,

 

И заживут ребята в нём Удобно и просторно...


  '. Рисование декоративное
неделя с элементами письма
занятие Такие разные зонтики

 


 

Задачи. Учить детей рисовать узоры наполукруге. Показать связь между орна-ментом и формой украшаемого изделия (узор на зонтике). Систематизировать представления о декоративных мотивах (геометрические, растительные, зооморф-ные, бытовые, абстрактные). Готовить руку

к письму - учить уверенно (без отрыва)

 

л проводить прямые и волнистые линии, «S" петли, спирали. Развивать чувство формы,

х ритма, композиции.

 

Предварительная работа. Рассматри-вание ярких, красивых зонтиков с разных сторон (сверху, сбоку, снизу). Беседа о зонтах, их внешнем виде, строении и на-значении (защита от дождя и солнечных лучей), разнообразии видов (бытовые зонтики на пляже и в летнем кафе; специ-альные зонтики как оборудование врача-хирурга и фотографа). Поиск связей и аналогий между бытовыми предметами и растительными формами (зонтик как вид соцветия или соплодия у зонтичных рас-тений, зонт - купол медузы). Исполнение пластических этюдов или импровизиро-ванного танца с цветными зонтиками.

 

Материалы, инструменты, оборудова-ние. Листы бумаги разного цвета и разме-ра, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага и ножницы для вырезания человечков.

 

Таблица с вариантами орнаментов (гео-метрические, растительные, зооморфные, абстрактные, бытовые и т.д.). (См. рисунок.) Таблица с вариантами орнамента на зонти-ках (по окружности, концентрическими кругами и сегментами от центра). (См. рису-нок.) Таблица с элементами письма (штри-хи, линии прямые и волнистые разной кри-визны, петли, спирали ит.д.). (См.рисунок.)

 

Содержание занятия.

 

Воспитатель раскрывает зонт и читает Ag детям стихотворение В. Шипуновой «Один

замечательный зонтик»:


 

 

***

 

Один замечательный зонтик Очень похож на тортик. Толстенький мальчик украдкой Ест под ним булочку сладкую. Другой зонт - от солнца жаркого, От зноя и света яркого.

 

Любит под ним Снегурочка Гулять по тенистым улочкам.

 

А вот перевёрнутый зонтик. (Воспита-тельпереворачиваетзонт.)

 

В него собирает дождик

 

Старый садовник-чудак, Чтоб клумбы полить и парк. Любимый мой зонтик чудесный Умеет летать в поднебесье.

 

Сейчас я его раскрою (Раскрывает и снова открывает зонт.)

 

И в гости к радуге взмою.

 

Воспитатель проводит краткую беседу с зонтиках: особенностях их внешнего вида назначении (защита от дождя и солнеч-ных лучей), сфере применения (напоми-нает о зонтах, которые используются вра-чами во время операций, фотографами кинорежиссёрами во время фото- и кино съёмки). Педагог создаёт эвристическук ситуацию - «поиск» аналогий межд; обычными бытовыми зонтиками и объек тами природы (медуза, гриб, соцвети: зонтичных растений - зонтики лука, бор щевика), а также разными предметам (парашют, шляпа) архитектурными coopi/ жениями (крыша, купол цирка, навес детской песочнице, пляжный зонт). Иде обсуждение связей по внешнему виду функции.

 

Воспитатель предлагает детям нарисс вать картину с зонтиками и другими пре/ метами, напоминающими по форме зон например, «Зонтики и парашюты», «Пляи ные зонтики и медузы», «Зонтики и детскг песочница», «Грибы под зонтиком» и т.д.


Педагог уточняет творческую задачу - нарисовать красивые «зонтики» - и вы-ставляет таблицу с вариантами орнамен-тов. Напоминает, что узор всегда строится

 

в зависимости от формы изделия: на но-совом платочке украшаются уголки и сто-роны, на тарелке - центр и ободок, а на куполе зонта узор может идти как по ок-ружности (концентрическими кругами), так и от центра (см. рисунок).

 

Дети обсуждают свои замыслы и рису-ют в соответствии с творческой задачей.

 

По мере создания детьми сюжетов вос-питатель выставляет таблицу с элементами письма и предлагает детям с помощью та-ких линий показать на своих рисунках, как идёт дождик, плывут медузы, спешат под шляпку гриба насекомые, бегут под крышу люди или летят к земле парашютисты.

 

Послезанятия.

 

Составление сюжетных рассказов или ве-сёлых историй по содержанию рисунков с зонтиками. Чтение стихотворений о дожд-ливой погоде и зонтиках.

 

Зонтик

 

Ходит зонтик измокший.

 

Сыро. Холодно. Слякоть.

 

Дождик каплет и каплет,

 

Впору взять и заплакать.

 

Ходит, думает зонтик:

 

«Капли каплют на темя:

 

Вновь промокну до нитки.

 

Вот уж тяжкое бремя.

 

Вечно мокрый-премокрый,

 

Просто жить неохота!

 

Ломит весь позвоночник,

 

В спицах тоже ломота. Дождь надолго заладил, Низко навис горизонтик. Э-э! Промокнул! Довольно! Пойду куплю себе ЗОНТИК».

(Л.Е. Керн)


    Лепка предметная на форме
неделя «Едем-гудим! С пути уйди! »
занятие (транспорт для путешествий)

 


 

Задачи. Инициировать творческие про-

 

явления детей при создании поделок на

 

основе готовых (бытовых) форм. Вызвать

 

интерес к экспериментированию с фор-

 

мой. Уточнять представление о форме

 

предметов, анализировать особенности их

 

строения, соотношения частей. Учить ви-

 

деть (выделять и передавать в лепке) осо-

 

л бенности внешнего вида предметов, их

 

« положение в пространстве. Показать воз-

 

х можность создания образа машинки пу-тём дополнения готовой формы (пузырь-ка, коробочки, баночки, трубочки от бу-мажных полотенец, шишки, камешков и пр.) лепными деталями. Учить видеть об-щую форму и находить способы её вопло-щения доступными средствами. Развивать воображение, чувство формы. Поощрять инициативу, сообразительность.

 

Предварительная работа. Рассматри-вание изображений машин в книжках, ка-талогах, журналах. Конструирование раз-ных видов транспорта из бумаги и строи-тельного материала.

 

Материалы, инструменты, оборудова-ние. Готовые бытовые формы небольшогоразмера - пластиковые и стеклянные бу-тылочки, коробочки, упаковки; пластилин, бусины, пуговицы, салфетки, клеёнки.

 

Содержаниезанятия.

 

Воспитатель проводит с детьми краткую беседу о том, кто из них на каком виде транспорта путешествовал (как называет-ся средство передвижения, как выглядит, как передвигается, куда ездили, что виде-ли по дороге, о чём разговаривали или ка-кие песни пели).

 

Предлагает детям изобрести и создать необычные машинки. И поясняет, что для этого нужно подобрать необычный мате-риал и найти необычный способ изготов-ления. Но такой, чтобы машина осталась

 

70 машиной - т.е. служила для перевозки людей или грузов.


 

 

Воспитатель уточняет представление детей о строении машин и сообщает, что в лепке машин иногда вместо корпуса мож-но использовать готовые формы - неболь-шие коробочки из-под молока, зубной па-сты, маминого крема; упаковки из-под йо-гурта и творожка и даже пластиковые бу-тылки. Они служат прочной и удобной ос-новой, а также позволяют избежать лиш-ней работы по созданию крупной формы (корпуса). В этом случае все усилия и вни-мание направлены на тонкую оформи-тельскую работу.

 

Воспитатель показывает детям способы изготовления колёс (из пуговиц, крышек, пластилина и трубочек для коктейля или зубочисток). (См. рисунок.) Особое внима-ние обращает на необходимость сохране-ния размера всех колёс, иначе машина не поедет или попадёт в аварию.

 

Вариант рассказа воспитателя (каждый воспитатель строит свой рассказ в зависи-мости от особенностей подготовленных для показа моделей машинок).

 

- Едем-гудим! С пути уйди! А машины та-кие разные. Одна машинка гоночная. Она длинная, узкая, стройная и похожа на со-бачку или на горку. А другая машинка, на-верное, грузовая, только без прицепа. Нет, это, скорее всего, паровозик. Он большой, немножко неуклюжий и похож на бегемота или на ступеньку. Попробуем лепить гоноч-ную машину. Возьмём пластилин, разо-мнём, чтобы он стал мягким, раскатаем ва-лик прямыми движениями ладошек: туда-сюда, вдавим пальчиком то место, где будет окно. Для колёс раскатаем шарики, сплю-щим и слепим ободки из пластилиновых валиков (колбасок). Добавим окно и фары. Для паровозика возьмём брусок пластили-на и согнём его, будто стул. Слепим колёса, окошко и трубу с дымом.

 

А теперь послушайте стихотворение и отгадайте, о каком виде транспорта для путешествий в нём рассказывается.


Воспитатель читает отрывок из стихо-творения В. Набокова «Велосипедист»:

 

Мне снились полевые дали,

 

Дороги белой полоса,

 

Руль низкий, быстрые педали,

 

Два серебристых колеса...

 

Поля, поля, и над равниной

 

Ворона тяжело летит.

 

Под узкой и упругой шиной

 

Песок бежит и шелестит...

 

Затем воспитатель обращает внимание детей на разнообразие материалов, раз-ложенных на длинном свободном столе; предлагает задумать свою необычную ма-шинку и выбрать подходящий материал. В процессе работы подсказывает, что колё-са можно слепить из больших пуговиц, обернув по ободку пластилиновыми жгу-тиками - «шинами». Поддерживает на-ходки детей, связанные с выбором ориги-нального материала или способа, «изоб-ретением» необычной детали (например, крылья и антенна на машине).

 

После занятия.

 

Во второй половине дня устраивается общая выставка самодельных машин.

 

С этой целью можно заранее подготовить фантастический гараж или стоянку авто-машин. Дети усаживают в машины мелкие игрушки (например, фигурки из киндер-сюрпризов) или пластилиновых человеч-ков (тем самым уточняют представление о возможности передачи движения лепной фигурки способом изменения её положе-ния в пространстве).

 

Длязаметок


 

 

Варианты машинок на основе

 

готовыхформ(трубочек, баночек,

 

упаковок из-под йогуртов и пр.).


    Аппликация предметная
неделя (коллективная композиция)
занятие Рюкзачок с кармашками

 


 

Задачи. Вызвать у детей интерес к со-ставлению оригинальной композиции с заменяемыми деталями в кармашках (рюкзачок с его содержимым). Совершен-ствовать аппликативную технику - сво-бодно варьировать разные приёмы рабо-ты в соответствии с замыслом. Учить со-здавать открывающиеся бумажные детали

 

л (кармашки, клапаны на рюкзаке). Разви-«§" вать глазомер, координацию глаза и руки.

х Предварительная работа. Беседа о ту-ристах и туризме; рассматривание насто-ящего туристического рюкзака и его со-держимого (фонарик, котелок, кружка, ложка, кепка, фотоаппарат, сухари, буб-лики, консервные банки и пр.): рассмат-ривание иллюстраций и фотографий на тему туризма. Посещение магазина спорттоваров.

 

Материалы, инструменты, оборудова-ние. Цветная бумага, в т.ч. большого фор-мата для вырезания рюкзаков; ножницы, простой карандаш, клей, клеевые кисточ-ки; салфетки бумажные и матерчатые; ко-робочки для обрезков. Туристический рюкзак и его содержимое (фонарик, коте-лок, кружка, ложка, кепка, фотоаппарат, сухари, бублики, консервные банки, шер-стяные носки и пр.). Подготовленные вос-питателем основы для коллективных ком-позиций - 4-5 овалов разного цвета (как основа для будущих рюкзаков) с 2-3 от-крывающимися карманами для образца.

 

Форма организации занятия. Занятие рекомендуется проводить, распределив детей на группы по 4-5 человек. Первая часть занятия проводится на ковре (вос-питатель с рюкзаком и дети вокруг).

 

Содержание занятия.

 

Воспитатель читает детям стихотворение В. Шипуновой «Рюкзак с кармашками»:

 

72 А вчера мне папа Подарил рюкзак.


 

 

Не на день рожденья,

 

А случайно, так! Миллион кармашков На синем рюкзаке.

Сосчитать - не хватит Пальцев на руке.

 

Насыплю я в один карман Вкусных семечек стакан.

 

А в другой кармашек спрячу Сдобного печенья пачку.

 

Ну, а в третий - джема банку, Лыжи горные и санки.

 

В четвёртый кармашек-топорик туриста.

 

В пятый - связку копчёных сосисок.

 

Компас добавлю, руль и колёса...

 

И двинусь в поход - покорять откосы.

 

 

Воспитатель показывает детям, распо-ложившимся вокруг неё на ковре, краси-вый туристический рюкзак и предлагает угадать, что находится в его карманах. Де-ти вынимают и раскладывают на полу раз-ные предметы: фонарик, фотоаппарат, ме-таллическую или пластиковую кружку, ложку, котелок, сухари в прозрачной упа-ковке, консервные банки разного разме-ра, шерстяные носки и пр.).

 

Затем воспитатель предлагает детям са-мим сделать такие рюкзаки с открываю-щимися карманами, в которых будут ле-жать такие разные, но нужные в походе вещи. По совету педагога дети распреде-ляются на 4-5 групп. Каждой группе пред-лагается выбрать бумажный рюкзак (из подготовленных педагогом заранее). Дети выбирают бумажные рюкзаки, цветную бумагу для аппликации и садятся на свои места сложившимися группами.

 

Воспитатель советует подумать и дого-вориться, что будет в рюкзаке, чтобы в нём не оказалось пять чайников на пятерых туристов. Обращает внимание детей на карманы, размещённые на рюкзаке, и про-сит придумать свои способы изготовления


открывающихся-закрывающихся-застёги-вающихся карманов и карманчиков.

 

Дети приступают к работе. Каждая группа оформляет свой рюкзак, дополняя карманами разной величины, конфигура-ции, различного цвета, объёма и закрыва-ющимися разными способами («клапан», «молния», «пуговица», «липучка»). Дого-ворившись между собой, дети вырезают и вкладывают в карманы вырезанные силу-эты разных предметов.

 

После занятия.

 

Завершение оформления рюкзаков, свободная беседа о туризме и путешест-виях.


 

 

Длязаметок


    Рисование по замыслу
неделя (оформление коллективного альбома)
занятие «Мы едем, едем, едем в далёкие края...»


 

Задачи. Создать условия для отраже-ния в рисунке впечатлений о поездках и путешествиях. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты и пейзажи (по выбо-ру) как вид за окном во время путешест-вия. Развивать творческое воображение, способности к композиции.

 

Предварительная работа. Беседа о по-ездках и путешествиях. Подготовка альбо-ма или газеты с семейными фотография-ми. Оформление обложки для коллектив-ного альбома «Мы едем, едем, едем в далё-кие края...»

 

Предварительная работа. Воспитатель читает детям стихотворе-

 

ние В. Набокова «Как часто, как часто я в поезде скором»:

 

Как часто, как часто я в поезде скором Сидел и дивился плывущим просторам

И льнул ко стеклу холодеющим лбом!...

 

И мимо широких рокочущих окон Свивался и таял за локоном локон Летучего дыма, и столб за столбом Проскакивал мимо, порыв прерывая Взмывающих нитей, и даль полевая Блаженно вращалась в бреду голубом.

И часто я видел такие закаты,

 

Что поезд, казалось, взбегает на скаты Крутых огневых облаков и по ним Спускается плавно, взвивается снова

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.243 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь