Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дидактическая игра «Сравни пейзажи - утренний,дневной, вечерний и ночной».
Дидактическаязадача. Формированиепредставления о роли солнечного света (освещения) при восприятии цвета.
Дидактические игры и беседы с опорой на иллюстративный материал.
Чем эти пейзажи похожи и чем отлича-ются? Один и тот же домик изображён в разное время суток - утром, днём, вече-ром и ночью. Что особенного в колорите каждой картины? Как изменяется цвет не-ба? Какое по цвету небо днём? А каким оно становится ночью? С чем это связано, как ты думаешь? Когда светит солнышко, мы видим цветной мир, различаем все его краски. А ночью, когда солнца нет, всё по-гружается в темноту и становится тёмным, бесцветным, почти невидимым. Если же ночью на улице зажечь фонарик или включить фары, то можно видеть, как днём. Значит, цвет предметов никуда не исчезает, просто мы не видим его без хо-рошего освещения.
ооооо
Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы.
V ~Vr—^ прикладного искусства.
Затем читает стихотворение П.Соловьё-вой «Ночь и день»:
Ночь зимой - как чёрный кот,
День - как серенькая мышь,
Но весна, весна идёт,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать,
звонче щебет воробьев. Исчезает тьма и тишь, И теперь наоборот:
Ночь - как серенькая мышь, День - большой, блестящий кот.
Затем воспитатель ставит перед детьми творческую задачу - нарисовать одну кар-тину, на которой представлены в один мо-мент солнце и луна, день и ночь. Показы-вает варианты:
•• деление листа бумаги пополам и созда-ние диптиха - т.е. двух самостоятель-ных произведений, связанных между собой по смыслу;
•• изображение светила в двойном облике (солнце, в образ которого фрагментом вписывается месяц);
•• изображение утренней зари, когда ночь
и луна (или месяц) уходят, восходит солнце и «рождается» новый день.
В конце занятия воспитатель читает де-тям стихотворение С. Есенина:
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звёзды далёкие
И улыбается небу земля.
Послезанятия.
Оформление выставки «День и ночь».
Информация для педагога. Контрасткак универсальное средство помогает со-здать яркое и выразительное произведе-ние. Тональный и цветовой контрасты ис-пользуются в процессе создания произве-дений графики и живописи любого жанра.
Дети старшего дошкольного возраа понимают, что светлый объект лучи ден на тёмном фоне и, наоборот, тем на светлом (Занятия «Белый медве льдине и северное сияние».)
Для достижения цельности компо следует выделить центр внимания, г, дет расположено главное - так наз мый зрительный центр. В работе поя1 ся композиционная цельность, если; ся все элементы согласовать между (второстепенное подчинить главж т.е. основные изображения npopaf лучше, рельефнее, выразительнее, , ростепенные слегка «приглушить» и стилизовать - упростить.
Для композиции очень важно со вать формат и размер бумаги (или /J основы), цвет и колорит картины, г низировать сочетание цветовых пя линий; «уравновесит» массу пред| их зрительный «вес» на плоскости, зительность основных изображений талей.
Важная роль в композиции отвс фону (обстановке), в которой разве вается изображаемое действие (co6i Окружение героев (пейзаж, инте имеет очень большое значение дл5 крытия содержания картины.
Детей можно познакомить с ОСНОЕ правилами композиции (по Н.М. С( никовой):
•• ни одна часть композиции не i быть изъята или заменена без yi для целого;
•• части не могут меняться местам ущерба для целого;
•• ни один новый элемент не можеп внесён без влияния на компози! целом.
прикладного искусства.
Затем читает стихотворение П.Соловьё-вой «Ночь и день»:
Ночь зимой - как чёрный кот,
День - как серенькая мышь,
Но весна, весна идёт,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать,
звонче щебет воробьев. Исчезает тьма и тишь, И теперь наоборот:
Ночь - как серенькая мышь, День - большой, блестящий кот.
Затем воспитатель ставит перед детьми творческую задачу - нарисовать одну кар-тину, на которой представлены в один мо-мент солнце и луна, день и ночь. Показы-вает варианты:
•• деление листа бумаги пополам и созда-ние диптиха - т.е. двух самостоятель-ных произведений, связанных между собой по смыслу;
•• изображение светила в двойном облике (солнце, в образ которого фрагментом вписывается месяц);
•• изображение утренней зари, когда ночь
и луна (или месяц) уходят, восходит солнце и «рождается» новый день.
В конце занятия воспитатель читает де-тям стихотворение С. Есенина:
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звёзды далёкие
И улыбается небу земля.
Послезанятия.
Оформление выставки «День и ночь».
Информация для педагога. Контрасткак универсальное средство помогает со-здать яркое и выразительное произведе-ние. Тональный и цветовой контрасты ис-пользуются в процессе создания произве-дений графики и живописи любого жанра.
Дети старшего дошкольного возраста уже понимают, что светлый объект лучше ви-ден на тёмном фоне и, наоборот, тёмный - на светлом (Занятия «Белый медведь на льдине и северное сияние».) Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где бу-дет расположено главное - так называе-мый зрительный центр. В работе появляет-ся композиционная цельность, если удаёт-ся все элементы согласовать между собой (второстепенное подчинить главному - т.е. основные изображения проработать лучше, рельефнее, выразительнее, а вто-ростепенные слегка «приглушить» и даже стилизовать - упростить.
Для композиции очень важно согласо-вать формат и размер бумаги (или другой основы), цвет и колорит картины, гармо-низировать сочетание цветовых пятен и линий; «уравновесит» массу предметов, их зрительный «вес» на плоскости, выра-зительность основных изображений и де-талей.
Важная роль в композиции отводится фону (обстановке), в которой разворачи-вается изображаемое действие (событие). Окружение героев (пейзаж, интерьер) имеет очень большое значение для рас-крытия содержания картины.
Детей можно познакомить с основными правилами композиции (по Н.М. Соколь-никовой):
•• ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
•• части не могут меняться местами без ущерба для целого;
•• ни один новый элемент не может быть внесён без влияния на композицию в целом.
%$
л
«_
<
j 30
Задачи. Учить детей вырезать пятилу-чевые звёзды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы (бо-лее острые или более тупые). Вызвать ин-терес к созданию образа кометы» состоя-щей из «головы» - звезды, вырезанной по схеме, и «хвоста», составленного из полос рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани.
В самостоятельной художественной де-ятельности или на занятиях по художест-венному труду можно показать детям спо-соб изготовления объемных звёзд спосо-бом попарного склеивания половинок вы-резанных форм. Вызвать интерес к со-ставлению созвездий из вырезанных звёзд (с ориентиром на контурные рисун-ки несложных созвездий). Провести ана-логию между разными видами звёзд (мор-ские, космические, ёлочные, декоратив-ные символы). Развивать внимание, чув-ство формы.
Предварительная работа. Рассматри-вание изображений разных звёзд, беседа
о видах звёзд (морские, космические) и поиск других аналогий по признаку фор-мы - ёлочные украшения, декоративные символы, военноармейский знак и пр.)
Освоение способа изготовления шести-лучевых снежинок.
Беседа о звёздах, чтение стихотворения
С. Есенина «Звёзды»:
Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звёзды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете.
Частые звёздочки, звёздочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звёзды небесные, Силу великую знания жгучего?
^ п о ч е м У т а к ' когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звёзды небесные, звёзды далёкие!
Материалы, инструменты, оборудова-ние. Фольга золотистая и серебристая, цветная и фактурная бумага, лоскутки тка-ни, текстильные и декоративные бумаж-ные ленты, серпантин; ножницы, клей, клеящие карандаши, коробочки для об-резков, простые карандаши; схема изго-товления пятилучевой звезды; контурные схемы созвездий; листы бумаги чёрного или тёмно-фиолетового цвета.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Набокова «Движенье»:
...Чу! По мосту над башенною бездной Чудовище с зарницей на хребте Как бы грозой неистово-железной Проносится в гремящей темноте...
Воспитатель показывает изображение кометы (см. рисунок). Спрашивает детей, знают ли они что это такое, как выглядит комета и каким образом её можно изобра-зить. Дети рассуждают, предлагают вари-анты творческих решений. Воспитатель обобщает и уточняет предложенные спо-собы.
- У кометы есть «голова» и «хвост». «Голову» проще всего изобразить в виде круга или овала (это так называемое яд-ро), а хвост можно составить из кусочков или полосок рваной бумаги, т.к. он пуши-стый, длинный и немного напоминает дым. Можно пофантазировать и составить хвост кометы из разных материалов: лос-кутков ткани, серпантина, фантиков гоф-робумаги.... А ещё можно изобразить го-лову кометы в виде звезды, а хвост выре-зать ажурно из нескольких лент и нало-жить их друг на друга, подобрав красивое цветосочетание. Воспитатель читает детям стихотворе-ние И. Бунина «Огни небес»:
Огни небес, тот серебристый свет,
Что мы зовём мерцаньем звёзд небесных, - Порою только неугасший свет Уже давно померкнувших планет, Светил, давно забытых и безвестных...
Воспитатель предлагает детям научить-ся вырезать для «головы» кометы пятилу-чевую звезду и читает два стихотворения о кометах И. Бунина:
Звёзды горят над безлюдной землёю, Царственно блещет
святое созвездие Пса:
Вдруг потемнело -
и огненно-красной змеёю Кто-то прорезал над тёмной землёй небеса...
Был поздний час -
и вдруг над темнотой, Высоко над уснувшею землёю, Прорезав ночь оранжевой чертой, Взвилась ракета бешеной змеёю...
Воспитатель показывает способ выре-зания пятилучевой звезды и выставляет схему. Дети пробуют вырезать на черно-вых листочках.
Воспитатель помогает детям освоить сложный способ, учит пользоваться схе-мой или технологической картой и читает стихотворение И. Бунина:
Затрепетали звёзды в небе,
И от зари, из-за аллей, Повеял чистый, лёгкий ветер Весенней свежестью полей.
Дети составляют картины с кометами, «головы» которых старются вырезать в виде пятилучевой звезды, а хвост испол-няют фантазийно из разных материалов.
Послезанятая.
Оформление выставки.
Чтение «космических» стихотворений.
Однажды, или
Космическаяштопка
Звёздной ночью, душным летом Постучит в окно комета:
- Вам по лунным проводам Шлёт сто тысяч телеграмм -
В гости приглашает Медведица Большая. Малая Медведица шалила прошлой ночкой - На Луне резвилась
и порвала носочки. Дырка чёрная на пятке - Мёрзнут у дочурки лапки. Завтра выспишься! Скорей Дырку на носке зашей.
Я в иголку - лунный лучик - Вдену самолётный след. Запрягу лошадку-тучку
И взлечу комете вслед...
Стежок за стежочком - стянула дыру. Шила всю ночку, вернулась к утру. Мама вот только слегка побранила - Сорок минут меня утром будила.
(В.Шипунова)
Задачи. Продолжать освоение техникирельефной лепки: предложить детям вме-сте создать рельефную картину, включаю-щую разные космические объекты (солн-це, планеты, звёзды, созвездия, кометы) Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручи-вание и свивание удлинённых цилиндров для хвоста кометы, наложение слоев в солнечной короне); напомнить о возмож-ности смешивания цветов пластилина, о пластилиновой растяжке для эмоциональ-но-цветового решения темы. Развивать чувство композиции. Воспитывать инте-рес к сотворчеству.
Предварительная работа. При подго-товке детей к занятиям лепкой по косми-ческой теме можно использовать произ-ведения художественной литературы: прекрасную сказку Антуана де Сент-Экзю-пери «Маленький принц», «Незнайку на Луне» Н. Носова, рассказы и стихи о кос-мосе и космонавтах разных авторов. Мо-гут также быть полезны популярные иллю-стрированные издания по астрономии для детей.
Наблюдение звёздного неба. Экскурсия
в планетарий. Просмотр спектакля «Ма-ленький принц». Беседа о Солнечной сис-теме, о Вселенной, о звёздах, созвездиях и знаках Зодиака. Рисование звёздного не-ба, вырезание звёзд. Изготовление силуэ-тов созвездий и выкладывание звёздочек. Рассматривание изразцов и других рель-ефных изображений. Чтение стихотворе-ний и рассказов о космосе.
Для будущей рельефной картины нужно заранее подготовить композиционную ос-нову - ночное небо или космическое про-странство.
1. Большую прочную коробку можно пре-вратить в отличную вертикальную пано-раму (в виде телевизора), разрисовав её гуашью, смешанной с небольшим ко-
личеством клея ПВА или покрыв тонким слоем пластилина. Размазывание плас-тилина - огромное удовольствие для маленьких детей. Эту работу нужно по-ручить им.
2. Керамические (пластмассовые, дере-вянные) плитки заготавливаются по числу детей или из расчёта одна плитка на двоих. Дети работают индивидуаль-но или парами и составляют из плиток большую панораму.
3. Крышку от старого стола, ненужный лист оргалита или другой прочный ма-териал можно зачистить и разрисовать (раскрасить).
4. Если под рукой нет подходящих матери-алов, можно обойтись любой прочной бумагой большого размера (или же ис-пользовать остатки обоев).
На подготовленной основе будем ле-пить пластилиновую картину! Например, «Весёлая комета на звёздном небе». Или любую другую.
Содержание занятия.
Воспитатель приглашает детей полюбо-ваться ночным небом, которое они изоб-разили сами, достаёт подзорную трубу, свёрнутую из бумаги, всматривается че-рез неё в картину и комментирует: «Свер-кают звёзды необыкновенной красоты, мчится комета - хвост по небу разметала.
А вот планеты кружатся в хороводе...» Одновременно с комментарием размеща-ет на небе вылепленные из пластилина или вырезанные из фольги 2-3 звёздочки и комету, хвост которой составлен из раз-ных элементов: цилиндров и конусов раз-ной длины и толщины, сплющенных лент с насечками, свитых между собой жгутиком (в лепке) или из рваных полосок бумаги и бумажных жгутов разного цвета и ленто-чек серпантина (в аппликации). Дети сво-рачивают в трубочку листы бумаги и тоже
рассматривают небо.
Воспитатель читает детям стихотворе-ние «Знаки Зодиака» Э. Фарджен:
Двенадцать знаков Зодиака:
Рогатый Козлик-забияка,
В блестящих брызгах Водолей, Две Рыбы в чешуе огней, Барашек в облаках кудрявых И Бык бодливый в лунных травах, Двойняшки с вечной их вознёй, Рак с ослепительной клешнёй, Лев, с неба рыкающий грозно, И Девушка в накидке звёздной, Весы, висящие меж туч, И Скорпиона жгучий луч, Стрелец, что целится из мрака, - Двенадцать знаков Зодиака!
Воспитатель спрашивает, что детям уда-лось увидеть в далёком космосе, и предла-гает всем вместе создать космическую картину. Прикрепляет свои звёздочки и комету: прижимает к небу и примазывает (или приклеивает) в нескольких местах самые длинные части кометы. Показывает приём процарапывания и контррельеф-ной лепки - примазывает пластилиновый диск, пальцем размазывает несколько «лучей», а потом с помощью стеки изобра-жает звёздочку. Уточняет, что у нас полу-чается картина-панорама.
По своему желанию лепим или выреза-ем - планеты и кометы, спутники и ракеты, инопланетян и космонавтов... Расклады-ваем на космической картине и передви-гаем в поисках наиболее удачной компо-зиции: самые крупные и тяжёлые на вид космические фигурки помещаем внизу, самые мелкие и лёгкие - вверху или рав-номерно по всему фону. Всё на месте? Ни-чего не потеряли? Никто никому не меша-ет? Красиво? Тогда прикрепляем: в лепке легко прижимаем к фону, укрепляем на поверхности с помощью трубочек для кок-тейля или мягкой проволоки; в апплика-ции приклеиваем полуобъёмно, чтобы часть изображений (например, хвост ко-меты, огонь из сопла ракеты) приподнима-лись над поверхностью картины-основы.
Пластилиновые хвосты комет слегка раз-мазываем по поверхности, а бумажные - разрываем, сминает, скручиваем, будто они разметались по космическому небу. Космонавтов «выпускаем» из ракеты в от-крытый космос на шнурах. Гуманоидов усаживаем на летающие тарелки или при-земляем - «прилуняем»...
Дети обдумывают свои замыслы, выби-рают материалы и размещаются на полу возле картины или за столом. Педагог предлагает договориться, кто будет изоб-ражать для общей картины Солнце, а кто планеты. Вспоминают о том, что можно смешивать пластилин разных цветов, что-бы передать колористические особеннос-ти Земли, Марса, Венеры, а в аппликации использовать фактурную бумагу. Дети экспериментируют в поисках способов изображения лунных кратеров, создают фантазийные звёздочки и кометы, обво-дят силуэты нескольких созвездий стекой
и обозначают звёздочками. Вылепив от-дельные изображения, раскладывают их на общей картине, ищут наиболее удачное композиционное изображение, и только потом прикрепляют - прижимают, прима-зывают, дополняют контррельефом и т.д.
В конце занятия дети издали рассмат-ривают свою картину через подзорные трубы (свёрнутые в трубочку листы бума-ги), обмениваются своими впечатления-ми. Воспитатель сообщает, что впереди ещё очень много интересных занятий, и на этой картине вскоре появятся космичес-кие корабли, спутники и даже летающие тарелки с инопланетянами.
Послезанятия.
Рисование на космическую тему по вы-бору. Составление карты звёздного неба. Беседы о космосе.
Задачи. Вызвать интерес к изображе-нию разных пришельцев и средств их пе-редвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный по-иск способов создания фантастических образов (пластическими, графическими или аппликативными средствами). Разви-вать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую твор-ческую ситуацию. Формировать познава-тельные интересы.
Предварительная работа. Беседа о ко-смосе, о возможности жизни на других планетах. Рассматривание атласов, альбо-мов открыток и марок. Рисование. Созда-ние эскизов для лепки. Плетение фигурок из мягкой цветной проволоки. Рисование на основе клякс (кляксография). Посеще-ние планетария. Наблюдение звёздного неба. Подготовка панорамы для выставки работ: «Звёздное небо» (рисование аква-релью по-мокрому, аппликация) или «Цветочная поляна» (на которую призем-лятся инопланетяне).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1438; Нарушение авторского права страницы