Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные категории социальной семиотики



Основными категориями социосемиотического анализа являются понятия «дискурс», «жанр», «стиль», «модальность» [подробнее см.: Leeuwen, 2005, p. 93-117], которые никогда не функционируют изолированно и всегда являются составной частью любого коммуникативного события и семиотического артефакта. Рассмотримданныекатегорииподробнее.

Дискурс – это ключевой параметр для изучения того, как ресурсы используются для конструирования представлений о том, что происходит в мире. Вслед за М. Фуко под дискурсами (мн.ч.! ) понимаются социально сконструированные знания[38] о некоторых аспектах действительности [Foucault, 1977].

Дискурсы обладают отличительными признаками. Они конечны (содержат ограниченное число высказываний). У дискурсов есть своя история (т.е. можно проследить, как определенный дискурс зарождался, постепенно становился общим мнением, оспаривался конкурирующими дискурсами). Дискурсы распределяются в обществе (несколько дискурсов об одном фрагменте действительности, формирующих различные мнения, обслуживающих интересы различных социальных субъектов). Дискурсы могут быть реализованы различными способами (разные жанры, различные сочетания кодов).

Важно подчеркнуть, что дискурсы являются реализацией социальных практик. Чтобы прояснить это утверждение, нужно ответить на два вопроса: Каковы составляющие социальной практики? Как эти элементы преобразуются в дискурсе? Отвечая на первый вопрос, перечислим единицы анализа социальной практики: 1) действия, 2) способ производства действия, 3) участники (выполняющие активную или пассивную роль), 4) внешней вид участников (как выглядят, как одеты), 5) ресурсы (инструменты и материалы, необходимые для выполнения действия), 6) время действия, 7) место действия. Отметим, что в действительности все эти элементы должны с необходимостью присутствовать, однако определенные тексты могут включать лишь некоторые составляющие практики, как и дискурсы, содержание которых составляют эти тексты. Знание избирательно, и то, что эксплицитно представлено в тексте, зависит от интересов и целей организаций, которые стремятся управлять знаниями.

Действительность видоизменяется в дискурсе при помощичетырех основных видов преобразований.

1. Исключение, т.е. можно исключить некоторые элементы социальной практики, например, в дискурсе войны можно опустить упоминание о жертвах.

2. Перестановка, т.е. можно перегруппировать единицы, например, изменить порядок следования действий.

3. Дополнение, т.е. можно дополнить элементы к описанию социальной практики, например, анализируя участников события, можно добавить оценку, цели и стратегии узаконивания ихи их действий.

4. Замещение, т.е. можно заменить представления об элементах, например, конкретное будет преобразовано в абстрактное, частное в общее, действие в процесс. Еще одна разновидность замены есть объективация, «изображение действий и событий, а также качеств, как если бы они были объектами» [Halliday, Martin, 1993, p. 52].

Жанр – это основной параметр того, как ресурсы используются для осуществления коммуникативного взаимодействия. Изучая жанр, мы отвечаем на вопрос, КАК (как протекает коммуникация). Обычно под жанром понимают разновидность текста с характерными для него содержанием, формой и функцией. Однако в социальной семиотике содержание изучается под рубрикой «дискурс», а изучение жанра подразумевает анализ функции текстов в процессе социального взаимодействия, т.е. что люди делают по отношению к получателю информации, для него или совместно с ним посредством текстов. Такой подход к пониманию жанра сосредоточен на изучении текстовой структуры «начало – середина – конец», помогающей коммуникантам эффективно взаимодействовать.

Жанр связан с понятием «речевой акт». Социосемиологи используют классификацию Холлидея, выделявшего четыре основных вида речевых актов, каждый из которых предполагает предпочтительный ответ и возможные альтернативные ответы: 1) заявление – предложение информации; 2) вопрос – потребность в информации; 3) приказ – запрос (потребность) на товары и услуги; 4) предложение – предложение товаров и услуг [Halliday, 1985, p. 68]. Кресс и ван Леувен расширили действие классификации, применив ее к анализу изображений [Kress, Leeuwen, 1996, p. 121]. Но там, где в английском языке функция выражена лингвистическими средствами, на изображении используетсясистема взгляда. Если человек (или животное), изображенный на картинке, прямо смотрит на зрителя, то реализуется функция «потребность». Если нет, то образ является «предложением».

Поскольку жанры представляют собой культурно обусловленные и исторически изменчивыеформы коммуникации, то они могут создавать особые (имеющие культурную и историческую специфику) властные отношения между участниками коммуникации.

Стиль – это основной параметр изучения того, как люди используют ресурсы, чтобы представить жанр и через этот процесс выразить свою идентичность и ценности. Обращение социосемиологов к понятию стиль обусловлено, во-первых, усилением значимости образа жизни (lifestyle) в современном обществе, во-вторых, влиянием книги Нормана Феарклафа о языке неолиберальной глобальной экономики, где наряду с дискурсом и жанром лингвист изучает стиль, связывая его с идентичностями и ценностями [Fairclough, 2000].

Существует три вида стиля: индивидуальный стиль, социальный стиль и образ жизни. Их объединяет то, что все они касаются артикуляции и демонстрации отношений между индивидуальной свободой и общественными установлениями, даже если они делают это различными способами.

Какие значения выражают эти стили? Индивидуальный стиль как отражение индивидуальных различий помечает идентичность и характер личности человека. Социальный стиль, основанный на традициях или официально закрепленных письменных правилах, указывает на такие категории, как происхождение, класс, возраст, социальный пол (гендер), профессия и др. Кроме того, он отражает социальные чувства и отношения, т.е. идеологию. Образ жизни основан на правилах ролевой модели и экспертных знаниях. Образ жизни, являясь сочетанием индивидуального и социального стилей, указывает на идентичности, присущие индивидуальному образу жизни человека, и на ценности, создаваемые в обществе иразделяемые большинством, формируя новый вид социальной идентичности.

Модальность – это ключевой параметр анализа того, как люди используют ресурсы, чтобы в процессе общения выразить истинность или достоверность своих представлений о мире, будь это факт или вымысел, подлинная правда или предположение.

Добавим, что модальность - это вопрос истины, который соотносится как с отображениемреальности, таки с социальным взаимодействием, потому что поиски истины – это общественноедело. То, что считается истиной в одном социальном контексте, необязательно является таковым в другом, учитывая все последствия этого. Поэтому лингвисты и семиологи не спрашивают: «Насколько это является правдой? ». Но задают вопрос: «Чья правда здесь представлена? ». Их интересует не абсолютная истина, но та правда, которую производители знака видят таковой, и, используя семиотические ресурсы, выражают. По мнению Ходжа и Кресса, «социальный контроль опирается на контроль над отображением действительности, которое принято в качестве основы для суждений и действий… Тот, кто контролирует модальность, может контролировать, чья версия действительности будет избрана в качестве правомерной (имеющей силу) в семиотическом процессе. Все другие варианты могут существовать кратковременно, но лишены силы в долгосрочной перспективе. Поддержка модальности в конечном счете состоит в заключении соглашения между членами группы» [Hodge, Kress, 1988, p. 147]. Иными словами, есть тесная связь между тем, как мы отображаем мир, и правилами и нормами повседневного общественного поведения. И этот дуализм и есть суть модальности, залог ее социальной значимости.

Социосемиологи различают языковую и визуальную модальности. Языковые средства выражения модальности играют важную роль в обществе. Они позволяют людям создавать и утверждать общие истины, нужные для формирования социальной группы, верящей в одни идеалы и поэтому действующей слаженно и эффективно. Кроме того, они позволяют умалить значение истин другой группы со всеми вытекающими из этого последствиями – от прекращения дружбы до религиозных и идеологических войн.

Визуальная модальность. Социосемиологи считают, что модальность не ограничивается естественным языком, но является мультимодальным концептом.

Степени визуальной модальности. Как и в случае с модальностью в естественном языке, визуальная коммуникация различает три степени модальности: низкая, средняя, высокая. Увеличение или уменьшение степени использования определенных визуальных средств (цвет, резкость, перспектива и др.) определяет усиление или ослабление нашего восприятия того, насколько «как бы реальным» является образ. По мнениюКресса и ванн Леувена, следующие визуальные средства вовлечены в оценку степени визуальной модальности: артикуляция детали, артикуляции фона, насыщенность цвета, модуляция цвета, различение цветов, глубина изображения, сочетание света и тени, артикуляция тона[Kress, vanLeeuwen, 1996].

Социосемиологи подчеркивают, что существует тесная связь между степенью выраженностиистинности вербального текста и изображения и степенью социальных обязательств.

Способы визуальной модальности. В визуальной коммуникации различаются следующие виды модальности: натуралистическая, абстрактная, технологическая, сенсорная. Натуралистическая модальность остается наиболее распространенной формой модальности, которая с точки зрения визуальной истинности (правдивости) может быть сформулирована следующим образом: чем больше изображение кого / чего-либо напоминает способ его видения в реальной жизни (под определенным углом зрения и в определенных условиях освещения), тем выше модальность. Это в теории, поскольку суждения о правдивости образа в большей степени зависят от способа, которым преобладающая в настоящее время технология представляет визуальныймир. Когда черно-белое изображение было нормой, цвет считался «более чем реальным».

В абстрактной модальности, распространенной в научных работах и современном искусстве, визуальная истина – это абстрактная истина. Чем больше образ передает глубинную сущность того, что изображено, или чем больше он представляет собой обобщенную модель, замещающую разрозненные конкретные экземпляры, тем выше его модальность с точки зрения абстрактной истины. Отметим, что абстрактность достигается при помощи сниженной артикуляции: специфика освещения, цветовые нюансы, детали, создающие индивидуальные различия, являются нерелевантными с точки зрения необходимой или общей истины.

В технологической модальности визуальная правда основана на практической пользе изображения: различные виды карт, эскизы (выкройки) одежды, инструкции «Сделай сам». Чем в большей степени образ может быть использован как план или пособие, тем выше его модальность. Для этой модальности характерна сильно уменьшенная артикуляция, например, отсутствие ракурса и перспективы.

В сенсорной модальности визуальная правда основана на восприятии удовольствия или неудовольствия, созданном визуальными средствами при помощи степени артикуляции, которая может быть усилена с точки зрения натурализма. Так, резкость, цвет, игра света и тени могут стать более чем реальными. Цвет может использоваться, чтобывселять тревогу, успокаивать, возбуждать зрителей. Психология цвета изучает подобные особенности восприятия цвета. Очевидно, что сенсорная модальность применяется там, где, во-первых, удовольствие имеет значение (фотографии еды, реклама духов), во-вторых, нужно создать напряженность переживания (сродни той, которую испытывают в мечтах или во время галлюцинаций), например, в сюрреализме или фильмах ужаса.

Таким образом, анализ визуальной модальности предполагает ответы на вопросы: Что изображено? Каковы визуальные средства выражения модальности? Какой вид модальности? Какова степень модальности?

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь