Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методы диагностики личностных проблем, роли сновидения для сновидца.
1. словесно-ассоциативный тест: испытуемому предлагался список слов, на которые тот должен был тут же реагировать первым пришедшим на ум словом. Время реакции фиксировалось с помощью секундомера. Затем тест был усложнен — с помощью различных приборов замечались физиологические реакции испытуемого на различные слова-стимулы. Главное, что удалось обнаружить, — это наличие слов, на которые испытуемые не могли быстро найти отклик, либо удлинялось время подбора слова-реакции; иногда они надолго замолкали, “отключались”, заикались, отвечали не одним словом, а целой речью и т.д. При этом они не осознавали, что ответ на одно слово-стимул, например, занимал у них в несколько раз больше времени, чем на другое. Из этого Юнг сделал вывод о том, что такие нарушения в реагировании связаны с наличием заряженных психической энергией “комплексов” — стоило слову-стимулу “дотронуться” до такого комплекса, как у испытуемого появлялись следы легкого эмоционального расстройства. В дальнейшем этот тест способствовал появлению многочисленных “проективных тестов”. 2. толкование сновидений: сновидения имеют не только редуктивную функцию (то есть отражение актуальной ситуации), но и конструктивно синтетическую (то есть в некотором смысле сновидение формирует дальнейшую ситуацию в жизни сновидца). Всякое сновидение в основе своём имеет своей целью индивидуацию и только неправильное понимание смысла сновидения могут заставить личность регрессировать. В каждом сновидении, есть некоторый посыл который служит расширению сознания и выходу сознания на принципиально иной уровень. Даже кошмар имеет свою позитивную функцию, он выносит на уровень частичного осознания, некий кризисный процесс доселе находящейся в полной тьме неведения и даёт сновидцу возможность осознано работать с конфликтом, который доселе был полностью закрыт. 3. метод активного воображения: “Возьми бессознательное в самой подходящей форме (скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, сильной эмоции) и оперируй им. Удели ему особое внимание, сосредоточься на нём и объективно следи за происходящими изменениями. Посвяти решению этой задачи все свои силы, внимательно наблюдай за процессом трансформации спонтанной фантазии. Самое главнее: не позволяй пробраться в неё ничему из внешнего мира, ибо у неё уже есть всё, что нужно”. Активное Воображение -это диалог, который вы ведете с различными частями вашего " я", живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это, собственно, и является отличительной чертой этого метода. Вместо того, чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна. Расхождение с Фрейдом – понимание природы и форм проявления бессознательного (из бессознательного вырастает сознательное). Человеческая деятельность сводится не к биологически унаследованным инстинктам, а к инстинктам, имеющим символическую природу. Бессознательно выработанные формы, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннее содержание, а являются формальными элементами, которые способны формироваться в конкретные представления только тогда, когда они проникли на сознательный уровень психики. Архетип – определенное образование архаического характера, включающий информационный мотив. Коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле, как составные элементы мифов, и в то же время являющиеся индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Бессознательное: Коллективное Обязано своим существованием коллективному опыту – не является персональным приобретением. Содержания никогда не входили в сознания. Обязаны своим существованием исключительно наследственности. Индивидуальное Состоят по большей части из компонентов. Состоят из некогда осознававшихся содержаний, которые исчезли из сознания, будучи забытыми или подавленными. Узнадзе. Грузинская школа установки. Основатель – Д.Н. Узнадзе (1886-1950). Понятие установки, схема экспериментов, основные феномены. Методология. Отрицание постулата непосредственности: общепризнанным принципом традиционной психологии является положение о непосредственности характера связи между обычными психическими или между психическими и физическими процессами (S → R); Узнадзе: S → установка→ R Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Явления неосознаваемой установки как отражение «досознательной» формы психики, ранней (в генетическом и функциональном смысле) ступени развития сознательного процесса. Феномены установки. Феноменология проявляется в знаменитых экспериментах грузинской школы на выработку фиксированной установки. В этих случаях, феномены – разнообразные иллюзии в различных модальностях. Классический пример – иллюзия объема. Испытуемому с закрытыми глазами тактильно предъявляются два деревянных шарика, один больше, другой меньше (10-15 раз); на 16-й раз в одну из рук вкладываются одинаковые шары, и возникает своеобразная иллюзия: при опросе, испытуемому предлагается сравнить два шарика, если в первой серии он давал правильный ответ, то сейчас ему бó льшим кажется шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объему шар. Это – феномен контраста, в других случаях, бывает так, что объект кажется большим в той руке, в которую испытуемый получил больший шар (ассимилятивный феномен). Эти феномены пытались объяснить следующими гипотезами: Ø Теория Мюллера. Иллюзии объяснялись тем, что у субъекта возникает привычка в мышечной системе, мускульный импульс. Но эта теория не объясняет установку в других модальностях (напр., в зрительной). Ø Теория «обманутого ожидания». Считалось, что при многочисленных предъявлениях в первой серии у испытуемого возникает ожидание, которое потом обманывается и испытуемый недооценивает вес полученного объекта, считая его более легким. Экспериментальная проверка – в гипнозе вырабатывали установку (15 раз – разные по объему шары), а после гипноза, когда испытуемый ничего не помнил, проводили критические опыты – одинаковые шары. Всё то же самое!!! Вывод: установка – это не мышечная реакция и не осознанное ожидание, а некоторое внутренне состояние, бессознательная готовность субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Условия возникновения установки: 1) Потребность (субъективный фактор установки). Любой организм (животное и человек) вступает во взаимоотношения со средой непременно на основе какой-либо потребности. О значении потребности свидетельствует уютный пример, приводимый автором: «Скажем, мы входим в комнату с горящим камином. Если нам холодно (то есть мы имеем потребность в тепле), то данная ситуация – камин, огонь – действует так, что вызывает у нас установку приблизиться к камину и даже прибавить жару. Однако в том случае, если у нас появиться противоположная потребность, то есть если нам стало жарко, захотелось прохлады – та же ситуация возбудит установку противоположного действия, в частности отойти подальше от камина и даже потушить огонь» (2004, с. 77). 2) Ситуация (объективный фактор установки). Чтобы удовлетворить потребность, надо обратиться к внешней среде, именно так возникает активность – путем встречи потребности и соответствующей ей объективной ситуации (Леонтьев сказал бы «опредмечивание потребности»). Отдельно потребность и отдельно ситуация ничего не дают, важно взаимодействие!!! Виды и свойства установки. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы