Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Внимание как перцептивный цикл



Непонятно, что стоит за избирательностью человеческого познания, если не специальные механизмы отбора

 

Ответ на этот вопрос - восприятие как циклически организованное перцептивное действие, или перцептивный цикл.

Отбор в нем осуществляется благодаря тому, что человек воспринимает мир, ≪ предвосхищая структурированную информацию, которая будет при этом получена≫

С остальной информацией попросту ≪ ничего не происходит≫.

Центральное место в ≪ перцептивном цикле≫ занимает основная форма хранения знаний человека — схема.

Понимание понятия «схема» разными авторами:

1. Ф. Ч. Бартлетта схема — ≪ активная структура прошлых реакций и прошлого опыта≫ , на основе которой человек выстраивает свои воспоминания, припоминая прошедшие события или услышанные истории.

2. Найссер схема выступает одновременнои как источник активности познающего субъекта, и каксредство накопления знаний об окружающем мире.

 

Перцептивный цикл:

Схема направляет исследовательскуюактивность, исследование ≪ выбирает≫ объект, а

информация об объекте модифицирует схему, уточняя и дополняя исходное представление о нем. Впоследствии эта включенная в схему информация будет влиять на то, что воспримет наблюдатель.

 

У. Найссер определяет схему как ≪ ту часть полного перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему,

модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается≫. Она носит обобщенный перцептивный характер и не привязана ни к одной из модальностей.

 

Ф-ции схемы:

1. предвосхищение того, что нужно для действия, соответствующее направление исследовательской активности,

2. фиксация индивидуального опыта, его координация и организация.

 

Отбор и избирательность познания обусловлены не наличием каких-либо центральных ограничений системы переработки информации и фильтров, а функционированием схемы в перцептивном цикле, ее спецификой и настройками.

 

Отсюда 2 важных следствия для построения теории внимания:

1. Не существует специальных механизмов селекции. Более того, не существует внимания как отдельного процесса, внешнего по отношению к процессу восприятия. Внимание — это и есть активный процесс восприятия, рассмотренный в аспекте избирательности.

2. Не существует ресурсных ограничений процесса переработки информации. Если схемы могут быть скоординированы между собой, если они могут быть встроены или организованы в единую схему в ходе специально организованной тренировки, иногда весьма длительной, то исходно наблюдаемые ограничения могут быть сняты. Человек сможет выполнять одновременно несколько действий, на которые, казалось бы, не должно хватать ≪ ограниченных мощностей≫ системы переработки информации.

 

Ограничения:

1. В действиях должен цчаствовать один орган (невозможно писать и жонглировать одновременно).

2. Нужна одна и та же схема (рассматривать две картины одновременно)

3. Сигналы одной задачи маскируют сигналы другой задачи ( принцип «или-или», нельзя одновременно видеть два двузначных изображения)

 

Таким образом, ограничений в переработке перцептивной информации У. Найссер не отменяет. Он лишь сомневается, что эти ограничения являются центральными и едиными для всех возможных в данный момент действий.

 

Эксперимент 1.

Критика моделей селекции. У. Найссер и Р. Баклен. Исследования избирательного смотрения.

Слежение за одной из наложенных друг на друга видеозаписей (одна видеозаписи – игра в баскетбол, другая – игра «в ладошки».

Нажимать на кнопку всякий раз, когда передаётся мяч/хлопают ладони).

Основной результат: испытуемые успешно справлялись с задачей, несмотря на то, что у них в принципе не могло быть соответствующего ситуации механизмы фильтрации.

 

Подобный феномен – «невидимая горилла», исследование К. Чебрис и Д. Саймонса.

Эксперимент 2. Критика ресурсных моделей. Э. Спелке и У. Херст. Студенты приходили в психологическую лабораторию каждый учебный день в течение 17 недель и проводили за этим занятием по часу (всего не менее 85 проб для каждого).

Сперва показатели понимания текста, скорости его чтения и записи слов под диктовку были очень низкими по сравнению с решением каждой из задач по отдельности. Постепенно, по мере упражнения, у участников эксперимента сложился навык сочетания задач: показатели продуктивности работы восстановились до уровня отдельного выполнения задач. Но появилась новая проблема: студенты не понимали, какие именно слова они записывают. В этом случае критики имели полные основания сказать, что запись слов в результате тренировки автоматизировалась и более не требует «ресурсов внимания».

 

Это инициировало вторую серию исследования. Сначала студентов обучали выявлять закономерности в записываемых словах (например, выделять категорию, к которой они относятся). Выполнение задачи чтения и понимания текста сперва резко ухудшилось, но через некоторое время достигло прежнего уровня. А в конце эксперимента испытуемые уже могли читать текст, полностью понимая его, и параллельно записывать категории, к которым относились диктуемые слова (например, слышишь «кошка» -> пиши «животное»). Значит, они не только осознавали эти слова, но и решали в отношении них мыслительную задачу категоризации. Таким образом, распределение внимания зависит не от фиксированного количества его «ресурсов», а от навыка наблюдателя, сформированного в результате упражнения соответствующих перцептивных действий. Цитируя Найссера: «чем опытнее воспринимающий, тем больше он может воспринять».

 

ВУНДТ

Основатель экспериментальной психологии Вильгельм Вундт считал внимание суверенным психическим процессом, основная функция которого заключается в интеграции изолированных ощущений в целостные образы восприятия. Для обозначения этого процесса Вундт использовал термин «апперцепция». Апперцепция, по Вундту, носит активный и творческий характер.

 

По мнению В. Вундта, чтобы попасть в сознание, воздействующий на нас стимул должен обладать достаточной физической интенсивностью.

Сам процесс «фактического вхождения какого-либо содержания в сознание», получивший название перцепции, пассивен.

Попадание же элемента в центральную зону сознания, в «поле внимания» — процесс активный.

Зависит он уже не от характеристик стимула, а от познающего субъекта. Это элементарный акт воли.

В. Вундт называет процесс сосредоточения внимания на некотором содержании сознания, апперцепцией.

Внимание в концепции В. Вундта выступает как процесс апперцепции. Вследствие апперцепции элементы сознания, попавшие в «поле внимания», наделяются особыми качествами — большей ясностью и отчетливостью.

 

Для разграничения явлений внимания и явлений сознания Вундт прибегнул к метафоре зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения.

 

Таким образом, внимание – психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем сознания области содержаний.

 

Внимание, по Вундту, представляет собой одну из характеристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса).

Отметим, что световая стимуляция, попадающая в область центральной ямки, вызывает ощущения, которые не только количественно, но и качественно отличаются от ощущений периферических областей сетчатки. Так, центральное зрение является цветным, а периферическое — черно-белым, центральное зрение различает детали объекта, а периферическое — только его грубые характеристики, например движение.

Таким образом, в метафоре поля зрения фиксируются и качественные, и количественные различия между внимательным и невнимательным восприятием, а также и аспект селективности внимания.

 

Как же, по мысли Вундта, происходит процесс организации целостного сознания из разрозненных ощущений? Изолированные стимулы под действием апперцепции интегрируются в более крупные единицы, затем «луч» апперцепции переходит на следующую группу стимулов, и акт внимания повторяется:

«Внимание схватывает не целое, состоящее из многих элементов, но в объем его (внимания) в каждый данный момент попадает лишь ограниченная часть этого целого, от которой психическое сцепление элементов переходит к тем частям, которые находятся в более отдаленных частях поля сознания». Иными словами, ассоциативная связь фокуса (внимания) и периферии дает нам возможность осознать целое.

 

Единство процессов апперцепции (вхождение содержаний в фокус сознания) и перцепции (вхождение содержаний в широкую область сознания) составляют, по Вундту, основной механизм психической жизни человека.

 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Но какова же мера апперцепции, т.е. каков объем внимания? Для того чтобы измерить «объем» той узкой зоны поля сознания, который Вундт и называл вниманием, он предъявлял испытуемым матрицы со случайными наборами букв или последовательности изолированных звуков, которые испытуемым не удавалось объединить в такты. В этом случае они могли ясно различить только шесть элементов. Таким образом, В. Вундт пришел к заключению, что объем внимания состоит из шести изолированных элементов.

 

Разработанный французским учителем XVIII в. Луи Брайлем алфавит для слепых кодирует каждую букву при помощи комбинации из выпуклых точек. Каждый из 63 символов в алфавите Брайля включает в себя не более шести точек, благодаря чему слепой может одномоментно распознать букву.

 

Вундт поставил перед собой задачу измерить и объем сознания. В результате опытов он установил, что объем сознания также составляет шесть, но не изолированных, а ассоциативно связанных объектов. Количественной мерой объема сознания для него служил мелодический ряд, включающий различное количество тактов.

 

Объем сознания определялся такой длиной ряда чистых звуков, что при последовательном прослушивании двух рядов испытуемый мог непосредственно установить их равенство.

 

Другими словами, Вундт давал испытуемым прослушивать ряд, состоящий из одного, двух, трех, четырех и т.д. тактов. Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и — раз — два — три), четырехдольные и т.д., при этом испытуемым было запрещено специально пересчитывать количество тактов. Сразу после завершения одного ряда предъявлялся второй. Испытуемые, которые должны были сказать, возникает ли у них ощущение равенства рядов или нет, давали верные ответы для восьми двухдольных, шести трехдольных и пяти четырехдольных тактов.

 

Однако не все такты мелодии воспринимались ими одинаково ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в данный момент, был наиболее отчетлив, следующий — менее отчетлив, и так далее вплоть до полного исчезновения ощущения.

 

Вундт пришел к выводу, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находился в фокусе сознания, т.е. был «внимательным», а все остальные такты удерживались за счет ассоциативной связи с фокусом. Таким образом был сформулирован вывод о том, что постоянный объем сознания включает в себя около шести целостных сложных элементов, которые ассоциативно связаны между собой, а объем внимания составляет шесть изолированных элементов.

 

Процесс действия внимания Вундт наглядно продемонстрировал на примере восприятия многобуквенных слов. Слово «достопримечательность». Несмотря на то что в этом слове 21 буква, т.е. его длина в несколько раз превышает объем внимания, мы способны мгновенно его осознать. По Вундту, внимание не схватывает все слово сразу. В его объем в каждую единицу времени попадает лишь ограниченная часть целого (в нашем случае шесть букв), от которой психическое сцепление элементов переходит к тем частям целого, которые находятся в более отдаленных областях сознания.

 

Поскольку главной функцией внимания является повышение емкости сознания за счет постоянного укрупнения воспринимаемых единиц, объем сознания больше объема внимания. В обычной ситуации это действительно так. Когда стимуляция состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперципируемое (находящееся в фокусе) и перцепируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в одно целое. При этом сознание «расширяется» (Сознание > Внимание), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.

 

Однако случается и так, что мы воспринимаем набор не связанных друг с другом элементов, и тогда внимание становится функционально бессмысленным. Апперцепция просто не может совершиться, в результате чего объемы сознания и внимания совпадают, границей сознания становится граница внимания (Внимание = Сознание).

 

В качестве иллюстрации сравните свои переживания успешного схватывания слова (есть возможность для установления связей — апперцепция работает нормально) в примере со словом «достопримечательность» и переживание сбоя апперцепции. Для читателя, не владеющего немецким языком, таким словом может быть термин Wahlverwandtschaften (родство душ). Длины первого и второго слов практически равны, но во втором буквы выступают для вас изолированными стимулами, и целостное восприятие становится невозможным.

 

 

ТРЕЙСМАН


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь