Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семинар № 20. Европейская культура нового времени



2 часа

1. Формирование модели европейской цивилизации. Культурно-историческая роль протестантизма.

2. Эмблематика барокко.

3. Классицизм: его мировоззренческие и социокультурные истоки.

 

Словарь терминов

Барокко(итал. barocco – странный, причудливый) – одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI– середины XVIII вв., связано с реакцией католицизма на Реформацию. Образная символика барокко основана на интерпретации древнеегипетской иероглифики. Стилю присущи эмблематичность, контрастность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.

Классицизм(лат. classicus – образцовый) – стиль в искусстве и в литературе и XVII–начала XIX вв., для которого было характерно обращение к формам античного искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм продолжал традиции Возрождения, но при этом была утрачена гармония между чувством и разумом, человеком и обществом, природой и культурой. Главный герой классицизма – человек, исполняющий гражданский долг.

Протестантизм (лат. protestatio – провозглашение, торжественное заявление) – одна из трех основных ветвей христианства (наряду с православием и католицизмом); возник в результате широкого антиклерикального движения (Реформации), охватившего в XVI в. ряд стран Европы.

Рационализм(лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рококо (франц. rocaille – раковина) – стиль в искусстве Западной Европы XVIII в., развивавшийся в промежуточный период между барокко и классицизмом, характерны тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы. В искусстве господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм.

Реформация (лат. reformatio – преобразование) – широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви.

Темы докладов и рефератов

1. Барокко в живописи: жизнь и творчество Рубенса.

2. Музыка XVII века. Зарождение оперы.

3. Научные достижения XVII–XVIII вв.

4. Литература эпохи Просвещения.

5. Архитектура классицизма.

6. Классицизм в Русской культуре (архитектура, живопись, литература).

Список литературы

1. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII–ХVIII вв / С.Д. Артамонов. – М.: Просвещение, 1988.

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение / Л.М. Баткин. – М.: РГГУ, 1995.

3. Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2005.

4. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44-59, 61-107.

5. Дасса Ф. Барокко: Архитектура между 1600 и 1760 годами /
Ф. Дасса; пер. с фр. Е. Мурашкинцевой. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002.

6. Дмитриева Л.М. Культура Европы века Просвещения: конспект лекций для студентов днев. и вечер. отд. / Л.М. Дмитриева. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004.

7. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. — СПб.: Питер, 2011.

8. Культурология: учеб. для вузов [Электронный ресурс] / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. - Режим доступа: http: //www.studfiles.ru/preview/430234/

9. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. / Л.А. Никитич - М.: Юнити-Дана, 2012.

10. Морозов А.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко / А.А. Мо­розов, Л.А. Софронова // Славянское барокко. – М., 1979. –
С. 13–38.

11. Ортега-и-Гассет Х. Воля и барокко / Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. – М., 1991. – С.151–155.

 

 

Семинар № 21. Тоталитарная культура XX в.

2 часа

1. Характерные черты культуры тоталитарного общества.

2. Семиотика тоталитарной культуры.

3. Судьба науки и ученых в ХХ веке: глобальные проблемы свободы, ответственности и цены прогресса.

Словарь терминов

Демократия(греч. demos – народ и kratos – власть) – форма государственно-политического устройства общества, при которой народ является источником власти.

Тоталитаризм (лат. totalis – целый, полный) – общественно-поли­ти­чес­кий строй, который характеризуется всеобъемлющим вмешательством государственной машины во все сферы жизни и деятельности общества и отдельных граждан.

Харизма (греч. charisma – милость, божественный дар) – необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божия.

Темы докладов и рефератов

1. Кино как важнейший творец мифов ХХ в. (советское кино, Голливуд, кино фашистской Германии).

2. Балет и спорт как «витрина социализма» (СССР, ГДР, Румыния, Китай).

3. Государственно-идеологическая символика и эмблематика.

4. Харизматический лидер – главный герой искусства в тоталитарном обществе.

5. Преследование деятелей культуры при тоталитаризме.

6. Судьбы крупнейших ученых ХХ в.: А. Эйнштейн, Л.Д. Ландау, С.П. Королев и т.д.

7. Трагедия культуры Китая (60-70-е г. ХХ в.).

8. Тоталитарные идеи в антиутопиях ХХ в. (Е. Замятин, Дж. Оруэлл, А. Кестлер).

9. Прорыв коллективного в культуру ХХ в. Х. Ортега-и-Гассет о «восстании масс».

Список литературы

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма: пер. с англ. / Х. Арендт. – М.: ЦентрКом, 1996.

2. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века // Вопр. филос. - 1992. – № 2. – С. 3–26.

3. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство в поисках традиции / И.Н. Голомшток // Человек. – 1991. – № 2. – С. 88–104.

4. Замятин Е. Мы / Е. Замятин //Сочинения. – М., 1988. – С. 8–154.

5. Замковой В.И. Сталинизм. Сталинская модель тоталитаризма: учеб. пособие / В.И. Замковой // Институт международного права и экономики. – М.: ИМПЭ, 1995.

6. Зонтаг С. Магический фашизм / С. Зонтаг //Искусство кино. – 1991.– № 6. – С. 50–57.

7. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1991.

8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие для вузов / И. В. Кондаков; Институт «Открытое общество». – М.: Аспект-пресс, 1997.

9. Кондаков И.В. Тоталитарная культура / И.В. Кондаков // Культурология. ХХ век: Словарь. – СПб., 1997. – С. 474–480.

10. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. — СПб.: Питер, 2011.

11. Культурология: учеб. для вузов [Электронный ресурс] / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. - Режим доступа: http: //www.studfiles.ru/preview/430234/

12. Латышев А. Сталин и кино / А. Латышев //Суровая драма народа. – М.: Политиздат, 1989. – С. 486–488.

13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Вопр. филос. – 1989. – № 3–4.

14. Оруэлл Дж. Скотный двор / Дж. Оруэлл. – М.: Прогресс, 1989.

15. Поспеловский Д. Тоталитаризм и вероисповедание / Д. Поспеловский. – М.: Библ.–богосл. ин-т святого апостола Андрея, 2003.

16. Рыклин М. Свобода и запрет. Культура в эпоху террора / М. Рыклин. – М.: Логос; Прогресс-Традиция, 2008.

17. Энциклопедия Третьего Рейха. – М.: Локид-Миф, 1996. – С. 421–427.

 

Семинар № 22. постмодернизм в современной культуре

2 часа

1. Постмодернизм и смена культурных эпох.

2. Постмодернистское освоение культуры в ХХ веке.

3. Искусство постмодернизма.

Материал к семинару

Содержание понятия «постмодернизм» в значительной степени разнится в зависимости от контекста, однако, в самых общих чертах постмодернистское мышление можно рассматривать как незавершенный и непостоянный набор положений, который складывался постепенно под влиянием множества разнообразнейших интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма и психоанализа до герменевтики и постэмпирической философии науки. Из этого водоворота зачастую несовместимых тенденций на поверхность выплыло несколько принципов, получивших широкое хождение. Начинают особенно цениться пластичность и постоянное изменение действительности и знания, отдается предпочтение конкретному опыту перед застывшими отвлеченными принципами. С постмодернистской точки зрения действительность не представляет собой нечто прочное и самодостаточное, данное раз и навсегда: скорее это текучий саморазворачивающийся процесс, «открытая вселенная», непрерывно формирующаяся под воздействием человеческих поступков и, что особенно примечательно, верований. Присущая человеку способность мыслить в понятиях и символах признается основополагающим и необходимым элементом человеческого понимания, предвосхищения и творения действительности. В некотором смысле действительность не только воспринимается разумом, но и конструируется им, причем этих конструкций может быть сколько угодно много, и вовсе не обязательно, что одна из них должна оказаться окончательно верной. В постмодернистском понимании мир в принципе не обладает никакими чертами и особенностями, первичными по отношению к интерпретациям (по книге Р. Тарнаса «История западного мышления»).

 

Задание 1. Проанализируйте приведенные модернистские и постмодернистские тексты Г. Гадамера, Р. Барта и У. Эко.

«В жизни языка без конца происходят едва заметные изменения: меняется его употребление, возникают и отмирают модные слова и языковые клише, и лучший способ отобразить крушение общества в кризисную эпоху – это наблюдать за изменениями его языка, как это сделал, между прочим, Фукидид в своем знаменитом описании последствий чумы в осажденных Афинах. Но сегодня мы, похоже, сталкиваемся с чем-то совершенно новым, качественно иным, прежним временам неизвестным. Я имею в виду сознательное установление языковых правил, являющееся, по всей видимости, изобретением технической цивилизации. То, что мы называем установлением языковых правил, не имеет отношения ни к бесхитростной деятельности школьного учителя, ни к выражению общественного мнения, а представляет собой хорошо отлаженный механизм политического манипулирования. С помощью централизованной системы коммуникации политики могут укреплять сложившийся порядок, внушая, что языковые правила устанавливаются в нем, так сказать, механически. Свежий пример того, как мы в очередной раз оказались вовлеченными в водоворот изменений языка, – наименование второй части Германии как ГДР. Это наименование на протяжении десятилетий было табуировано официальным словоупотреблением, и ни для кого не секрет, что рекомендованный сверху термин «средняя Германия» имел четко выраженный политический оттенок. При рассмотрении таких случаев необходимо отвлекаться от всех содержательных моментов и принимать во внимание лишь языковые процессы как таковые» (Г.-Г. Гадамер. Язык и понимание // Актуальность прекрасного. – М., 1991. – С. 50–51.).

 

«Наиболее простое разделение языков в современных обществах обусловлено их отношением к власти. Одни языки высказываются, развиваются, получают свои характерные черты в свете или под сенью власти, ее многочисленных государственных, социальных и идеологических механизмов; я буду называть их энкратическими языками или энкратическими видами дискурса. Другие же языки вырабатываются, обретаются, вооружаются вне власти или против нее; я буду называть их акратическими языками или акратическими видами дискурса […]. Характер этих двух основных форм дискурса неодинаков. Энкратический язык нечеток, расплывчат, выглядит как «природный» и потому трудноуловим; это язык массовой культуры..., а в некотором смысле также и язык быта, расхожих мнений (доксы).

Напротив того, акратический язык резко обособлен, отдален от доксы (то есть парадоксален); присущая ему энергия разрыва порождена его систематичностью... Ближайшими примерами акратического языка могут быть названы сегодня дискурс марксистский, психоаналитический, а также, я бы добавил, и структуралистский» (Р. Барт. Война языков // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989. – С. 536–537.)

 

«Смех – это слабость, гнилость, распущенность нашей плоти. Это отдых для крестьянина, свобода для винопийца. Даже церковь в своей бесконечной мудрости отводит верующим время для смеха – время праздников, карнавалов, ярмарок. Установлены дни осквернения, когда человек освобождается от лишних гуморов, от лишних желаний и замыслов... Самое главное – что при этом смех остается низким занятием, отдушиной для простецов, поруганием таинства для плебеев. Это говорил и апостол: чем разжигаться, лучше вступайте в брак. Чем сопротивляться порядку, заведенному Господом, смейтесь и развлекайтесь своими жалкими пародиями на порядок, смейтесь после вкушения пищи, после опустошения кувшинов и фляг. Выбирайте царя дураков, дурачьте себя ослиными и поросячьими литургиями, играйте и представляйте ваши сатурналии вверх тормашками... Но тут, – и Хорхе упорно долбил пальцем по столу рядом с книгой, лежавшей перед Вильгельмом, – тут пересматривается функция смеха, смех возводится на уровень искусства, смеху распахиваются двери в мир ученых, он становится предметом философии и вероломного богословия. Ты видел вчера, насколько легко простецами перенимаются и проводятся в жизнь самые смутные ереси. Это от незнания законов Бога и законов природы. Но для церкви не опасна ересь простецов, они сами себя обрекают на гибель, их подтачивает необразованность.

[…] Смех освобождает простолюдина от страха перед дьяволом, потому что на празднике дураков дьявол тоже выглядит бедным и дураковатым, а значит, управляемым. Однако эта книга могла бы посеять в мире мысль, что освобождение от страха перед дьяволом – наука. Надсаживаясь с хохоту и полоща вином глотку, мужик ощущает себя хозяином, потому что он перевернул отношения власти; но эта книга могла бы показать ученым особые уловки остроумия и тем узаконить переворот. Тогда среди умственных процессов стали бы числиться те, которые до сих пор в неосмысленном обиходе простолюдинов оставались, слава Богу, процессами утробными. Что смех присущ человеку, означает лишь одно: всем нам, увы, присуща греховность. Однако из этой книжки многие распущенные умы, такие как твой, могли бы вывести конечный силлогизм, а именно что смех – цель человека! Смех одновременно отрешает мужика от страха. Однако закон может быть утверждаем только с помощью страха, коего полное титулирование – страх Божий» (У. Эко. Имя розы. – М.: Кн. палата, 1989. – С. 404–405.)

 

Задание 2. Следуя традиционному для человечества бинарному осмыслению сложных явлений культуры, постмодернизм в таблице определяется через противопоставление модернизму. Раскройте сущность приведенных И. Хассаном понятий и ответьте на следующие вопросы:

1. Возможен ли бинарный анализ культуры постмодернизма, если принять во внимание постмодернистское стремление к сингулярности?

2. Охарактеризуйте закат какой-либо культурно-исторической эпохи, используя приведенные в таблице параметры постмодернизма.

3. Не является ли ситуация постмодернизма естественным состоянием русской культуры?

 

Модернизм: Постмодернизм:

 

Романтизм Дадаизм

Цель, намерение Игра

План Случай

Мастерство/логос Исчерпанность, молчание

Иерархия Анархия

Произведение искусства

Процесс/перформанс/хэппенинг

Дистанция Участие

Созидание

Разрушение/деконструкция

Синтез Антисинтез

Присутствие Отсутствие

Центрирование Дисперсия

Интерпретация/прочитывание Текст/интертекст

Семантика Риторика/вербализация

Метафора Метонимия

Корни/глубина Ризома/поверхность

Обозначаемое Обозначающий

Симптом Желание

Тип Мутация

Паранойя Шизофрения

 

Словарь терминов

Деконструкция– основное понятие постмодернизма. Это не критика, не анализ и не метод, своего рода «негативная теология», структурный психоанализ философского языка, одновременное разрушение и восстановление, разборка и сборка. Впрочем, речь идет не столько о разрушении, сколько о реконструкции, рекомпозиции ради постижения того, как была сконструирована некая целостность.

Кич –это «массовое искусство для избранных». Произведение, относящееся к этой разновидности постмодернизма, создается на высоком художественном уровне и имеет динамичный сюжет. Тем не менее, это не настоящее произведение искусства, а талантливая подделка под него (например, кинофильм режиссера К. Тарантино «Криминальное чтиво» и роман У. Эко «Имя розы»).

Нонселекция– принцип организации постмодернистского текста, создающий эффект преднамеренного повествовательного хаоса.

Ризома(ботан. – определенный способ роста растений) – беспорядочное возникновение (распространение) множественности, «движение желания», не имеющее какого-либо преобладающего направления, а идущее в сторону, вверх, назад, без регулярности.

Пастиш (итал. – опера, составленная из других опер, смесь, попурри) – специфическое свойство постмодернистской иронии, которое трактовалось либо как своеобразная форма пародии, либо как автопародия (самопародия), при помощи которой писатель – постмодернист пытается сражаться с «лживым, по своей природе, языком», и, будучи «радикальным скептиком», находит реальный мир бессмысленным, лишенным всякого основания.

Симулакр(франц. – стереотип, пустая форма) – одно из ключевых понятий постмодернизма, образ отсутствующей действительности, правдободобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Понятие симулакра характеризует культуру конца ХХ в. – меланхолическую, засыпающую «осеннюю муху». Симулакр выдает отсутствие за присутствие, замещает агонизирующую реальность псевдореальностью посредством симуляции.

Сингулярность (лат. – единичность, оригинальность, исключительность, своеобразие неповторимости) – произвольная единичность, нейтральная в отношении частного и общего, личного и безличного, индивидуального и коллективного и других бинарных оппозиций.

Темы докладов и рефератов

1. Постмодернизм и научная революция начала ХХ в.

2. «Волшебная гора» Т. Манна как роман о «посвящении в таинства».

3. Постмодернизм и современная музыкальная культура.

4. Постмодернистские мотивы в киноискусстве.

5. «Модернист» А. Ф. Лосев и «постмодернист» М. М. Бахтин.

6. Идейные предшественники постмодернизма (Ф. Ницше, З. Фрейд).

7. Культура Востока и постмодерн.

8. Синергетика в контексте постмодерна.

Список литература

1. Андреева Е. Постмодернизм: Искусство второй половины XX – начала XXI века / Е. Андреева. – СПб.: Азбука-классика, 2007.

2. Батракова С.П. Искусство и миф: Из истории живописи ХХ века / С.П. Батракова. – М.: Наука, 2002.

3. Бутенко И.А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях / И.А. Бутенко //Социологические исследования. – 2000. – № 4. – С. 3–10.

4. Власов В. Авангардизм, модернизм, постмодернизм: терминологический словарь / В. Власов, Н. Лукина. – СПб., Азбука-классика, 2005.

5. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. – М.: Интрада, 2001.

6. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. — СПб.: Питер, 2011.

7. Культурология: учеб. для вузов [Электронный ресурс] / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. - Режим доступа: http: //www.studfiles.ru/preview/430234/

8. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М: Юнити-Дана, 2012.

9. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: Юнити-Дана, 2012.

10. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. / Л.А. Никитич - М.: Юнити-Дана, 2012.

11. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма / Н. Маньковская. – СПб.: Алетейя, 2000.

12. Порус В.Н. У края культуры (философские очерки) / В.Н. Порус. – М.: Канон, 2008.

III. ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь