Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Семинар № 18. Западноевропейская культура
Средних веков 2 часа 1. Особенности средневекового христианства. 2. Единство и многообразие форм западноевропейской культуры средних веков, параллельное существование культуры: а) официально-религиозной; б) народно-карнавальной; в) светско-куртуазной. 3. Художественные стили в искусстве средних веков. Романский стиль (ХI–XII вв.) и готика (XII–XIV вв.). Материал ко второму вопросу Ниже приведен текст О.М. Фрейденберг «Происхождение пародии», написанный в 1925 г. (см.: Учен. записки Тартуского гос. ун-та. – Вып. 308. – Труды по знаковым системам.VI. Сб. науч. статей в честь М.М. Бахтина. – Тарту, 1973. – С. 490–491). Подумайте, какую форму средневековой культуры характеризуют описанные в тексте обряды? Объясните, почему в пародийных обрядах принимают участие священнослужители? «Я пробегаю мысленно некоторые средневековые обряды, приходящие мне на память. Конечно, прежде всего вспоминается самое изумительное и самое необъяснимое: это знаменитые пародии на церковные службы, на литургии. В самом деле, что скажем мы на церковное подражание, в церковной обстановке, истории Девы Марии, где главное действующее лицо – осел, где роль богородицы исполняет подвыпившая девица? Можем ли мы понять или можем ли мы забыть фантастическую процессию оборванцев, которые вводили с большой церемонией осла, покрытого золотым облачением, в церковь, переодевали его в богатые ризы и производили над ним торжественное богослужение? Можем ли мы объяснить поведение главного духовенства, которое пело при этом славословия и подражало ослиному рычанию? Или что скажем мы про церковную пародию бегства Девы Марии в Египет, в которой принимало участие опять-таки все духовенство? Про триумфальный въезд в храм веселой девицы на осле? Сопровождаемая огромной толпой и всем духовенством, она торжественно продвигалась по городу, пока не доходила до церкви, где ее и осла триумфально вводили в храм и ставили у алтаря, происходило пышное богослужение (в интервалах певцы и вся публика утоляли свою жажду, поили и кормили осла), после литургии все смешивались, танцевали вокруг осла, и вскоре бурное веселье переходило в разгул. Один из участников, переодетый и названный епископом, садился на осла лицом к хвосту, и при веселых шутках толпы ездил по городу, принимая хлеб и пиво. Конец – веселая и буйная процессия с факелами и импровизация непристойных фарсов. […] Что мы скажем на все это? Чем объясним выступление осла в роли Господа, литургию, переведенную на язык буффонады и фарса, храмовую обстановку для гуляк и грязного животного? Перед нами пародия не столько на литургию, сколько на самого Бога. И кто же пародирует его при соучастии всего высшего духовенства? – Осел. Положительно, это такого рода шутка, каких не перенес бы ни один современный смертный».
Словарь терминов Аскетизм (греч. asketes – упражняющийся в чем-нибудь) – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п., присущие практике философских школ и особенно различных религий (монашество). Готический стиль (итал. gotiko – готский, варварский) –художественный стиль XII–XV вв. Образная символика готики – устремленность христианской души к небесам, Богу – представлена с помощью специфических элементов готической архитектуры. Это – перспективный портал (вход в здание), роза (круглое витражное окно главного фасада), высокие стрельчатые окна, нервюрный свод, аркбутаны (наклонные опорные полуарки), придающие конструкции здания легкость и динамизм. Карнавал – время, когда исчезают жестко установленные различия между разными социальными статусами, различными социальными состояниями и, более того, их носители могут меняться местами. Универсальная категория, применимая ко всем культурно-историческим эпохам. Куртуазная литература – придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII–XIV вв.; представлено лирикой трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии и рыцарскими романами. Мистерия – жанр средневекового западноевропейского театра. Романский стиль (от лат. Romanus – римский) – первый всеобъемлющий интернациональный стиль, господствовавший в Европе в X-XII вв. Из раннехристианской базилики возник романский тип церкви со сводчатыми перекрытиями. Образная символика романского стиля выражает основную потребность эпохи – обороноспособность – с помощью мощных, тяжелых архитектурных форм. Темы рефератов и докладов 1. Храмовый канон средневековой культуры. 2. Место магии, оккультизма и алхимии в средневековой культуре. 3. Рыцарский кодекс чести. 4. Музыкальная эстетика средневековья (церковная и светская музыка). 5. Проявление народно-карнавального аспекта христианской культуры в творчестве И. Босха. 6. Значение еретических движений для средневековой культуры. 7. Представления о времени в средневековой культуре. Список литературы 1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1990. 2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры / П.М. Бицилли. – СПб.: Мифрил, 1995. 3. Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2005. 4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1972. 5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства А.Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1985. 6. Дмитриева Л.М. Культура эпохи средневековья: конспект лекций для студентов днев. и вечер. отд. / Л.М. Дмитриева. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. 7. Дмитриева Л.М. Свободомыслие в истории культуры Западной Европы и России / Л.М. Дмитриева, З.А. Тажуризина. – Омск, 1995. 8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 2004. 9. Кенигсбергер Г.Г. Средневековая Европа 400-1500 годы / 10. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. — СПб.: Питер, 2011. 11. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М.: Прогресс, 1992. 12. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Политиздат, 1985. 13. Муратова К.Н. Мастера французской готики XII-XIII вв. / 14. Смирнова Е.Д. Средневековый мир в терминах, именах и названиях: словарь-справочник / Е.Д. Смирнова, Л.П. Сушкевич, В.А. Федосик; сост. Е.Д. Смирнова. – Минск: Беларусь, 2001. 15. Хейзинга Й. Осень средневековья Й. Хейзинга. – М.: Прогресс, 1990. 16. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер //Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991. – С. 45–54. 17. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: учеб. пособие / А.Л. Ястребицкая. – М.: Интерпракс, 1995.
Семинар № 19. Культура эпохи Возрождения 2 часа 1. Социокультурная характеристика эпохи Возрождения. 2. Учение о человеке и утверждение принципа гуманизма (Ф. Петрарка, М. Сервантес, В. Шекспир). 3. Мировое значение искусства Возрождения и его влияние на современную западноевропейскую культуру.
Словарь терминов Ренессанс (франц. renaissance – возрождение) – введенное Я. Буркхардтом название периода в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV–XVI вв., в других странах конец XV–начало XVII в.), отличительными чертами являются светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Гуманизм эпохи Возрождения (лат. humanitas – человечность, человечество) – образ мыслей, достойный человеческой жизни, разумное человеческое поведение по отношению к другим людям, духовная эмансипация. Титанизм – качество возрожденной личности, отличающейся исключительностью ума, силой духа и многообразием таланта. Темы докладов и рефератов 1. Искусство флорентийской школы живописи: Джотто. 2. Венецианская школа живописи: Тициан. 3. Личность эпохи Возрождения: жизнь и творчество Леонардо да Винчи. 4. Северное Возрождение: творчество А. Дюрера. 5. Шекспир и проблемы гуманизма. 6. Феномен инквизиции в эпоху Возрождения и Реформации. 7. Творчество Данте и Петрарки. 8. Астрономические и математические знания эпохи. Список литературы 1. Бердяев Н. Смысл творчества / Н. Бердяев. – М.: Политиздат, 1989. – С. 442–447. 2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение / Л.М. Баткин. – М.: РГГУ, 1995. 3. Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2005. 4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 2004. 5. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: учеб. для вузов / под ред. Л. М. Брагиной. – М.: Высш. шк., 1999. 6. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. – М., 1989. – Т.1. – С. 506–514, 538–556. 7. Культура Возрождения: энциклопедический словарь: в 2 т. / 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации. – Л.: Наука, 1981. 9. Культурология. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1995 – С. 213–249. 10. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Политиздат, 1980. – С. 110–138. 11. Искусство Италии конец XIII–XV вв.: Памятники мирового искусства. – М.: Искусство, 1988. 12. Соколов М.Н. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения / М.Н. Соколов. – М.: Прогресс-Традиция, 1999. 13. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.) – М.: Политиздат, 1985. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы