Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Способ построения философского знания



Мы не можем мыслить ни одного предмета

иначе как с помощью категорий.

И. Кант.

В отличие от мифологии (синтеза эмпирических знаний, ве­ры, фантазии) и теологии (вероучения) философия возникла и развивалась как система знаний. По мере усложнения предме­та и способа познания мира формировался аппарат философ­ского знания: понятия, принципы, законы, в соответствии с чем философия из учения, представляющего собой совокупность идей, превращалась в теорию, а затем в науку и, соответствен­но, в методологию.

Процесс становления философии как учения об универсаль­ных принципах и законах бытия превращался в способ форми­рования научного знания вообще: объективный мир, принципы, законы (объект, содержание знаний) - понятия (язык нау­ки) - принципы (основания науки) - законы (логика науки, структурные основания построения знания как систе­мы)-теория (система связи, понятий, принципов, законов в единую концепцию) - метод (способ познания, опирающийся на законы и принципы) - наука (органично целостное учение, со­держанием которого являются принципы и законы мира).

Роль языка в системе знаний

На всех этапах развития научного знания с момента возник­новения способом его построения, выражения, существования стали понятия. Понятия - язык науки, без которого она суще­ствовать не может. Язык - информационно-знаковая система,

соб и средство существования и передачи мысли. Язык поя­вился в процессе практической деятельности человека на ран­ней стадии его существования как способ обыденного эмпири-

кого познания и средство общения. Такой язык называют явственным, предметно-практическим языком. Единицей это-

[зыка стало слово. Возникнув стихийно, по мере развития рактических действий и форм общения, язык приобретает сис­темность, упорядоченность, структуру, особенно это проявля­йся на этапах становления письменности. (IV - III тыс. до н.э.).


Всему видимому, непосредственно воспринимаемому с noMoJ щью органов чувств, человек давал обозначения, о чем впо-| следствии скажут: мир предметов - мир видимый. Это явление назвали «чувственная видимость природы».

Вместе с тем человек постигал внутренние, скрытые от не­посредственного наблюдения связи, взаимодействия, соедД няющие предметы в единую систему, целостный мир, он пьм тался вьивить движущие силы, превращающие одни явления в другие, усложняющие и упорядочивающие мир. В древнегрече-1 ской философии этот феномен активности связи возвели в ранг Ума: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Ум и их упо­рядочил», «Ум движущая причина», «Ум - творящая причина». (Анаксагор, V век до н.э.), а несколько раньше Гераклит (VI-V в. до н.э.) это всеобщее активное, упорядочивающее начало бы-тия назовет Логосом (законом, необходимостью). Этот мир скрытого, внутреннего, мир связей, в который можно проник­нуть только разумом (рацио), мыслью, был назван «рационали­стической сущностью природы», и языком его обозначения и познания стали понятия. Понятие - это отражение внутренних, общих, существенных связей.

Но уже Платон (V - IV век до н.э.) заметил, что знание мо­жет говорить языком математики (математических понятий) и языком философии (категорий), а Аристотель (IV в. до н.э.) представил систему категорий, что говорит о том, что уже в древнегреческой философии язык стал способом осознания системы связей предметного мира как источник его активности. Итак, в процессе углубления знаний о мире происходит ус­ложнение языка, формируются понятия как отражение общих связей (язык науки) и категории как отражение универсаль­ных, существенных связей мира (язык философии), соответст­венно усложняется само знание по форме и содержанию:

 

Обыденные знания (предметный мир) Наука (законы, дейст­вующие в определен­ной сфере бытия) Философия (универ­сальные законы)
Слово (единичные предметы) Понятия (общие свя­зи, классы предметов) Категории (всеобщие, существующие связи)
Обыденный язык Язык науки Язык философии

Язык стал одним из необходимых условий, средством и спо­собом развития мысленной деятельности, познавательных спо­собностей человека и его взаимодействия с окружающим ми­ром, становления культуры и носителем общечеловеческих ценностей. Слово - единица, основной элемент языка. Важную роль в его структуре играет семантическая, содержательная,


повая сторона, определяющая роль языка в познаватель-1еятельности. На уровне научного познания объем, содер-е знаний концентрируется в понятии. Понятие есть отра-ie существенных связей предметов и явлений действитель-■ законов, действующих на уровне той или иной формы 1иже'ния материи, составляющих предмет и определяющих пецифику частнонаучного знания. Предельно общими поня-ями являются категории, содержание которых составляют необходимые, существенные, универсальные связи мира как елостности. В истории философии такие понятия стали назы­вать универсалиями. Немецкий философ М. Хайдеггер спра­ведливо заметил: «Философское мышление - мышление в пре­дельных понятиях».

Понятия науки и философские категории

Понятие «категорэйн» (высказывание) встречалось у Плато­на, но статус философского оно обретает в учении Аристотеля. (Студенты могут познакомиться с трудами Аристотеля «Кате­гории». Соч., в 4х т,, М., 1978. т.2, «Метафизика», т. 1).

В рассуждениях о существовании каждой отдельной вещи и их общего основания - единого, он различает обозначение от­дельной вещи и «единой мысли» о едином в каждой отдельной вещи. По существу речь идет о словах-обозначениях конкрет­ных единичных предметов и категориях - понятиях, содержа­нием которых является то общее, существенное, по словам Аристотеля, «причина единства сущностей», что служит осно­ванием соединения отдельного, единичного в целостность. И это единое - не «привходящее» («наподобие того, что соедине­но клеем или гвоздями, узлом»), «не посторонней силой», «а имеет причину в своей непрерывности в самом себе». Аристо­тель рассматривает категории как понятие сущего и в то же время как принцип объяснения причинного основания мира как эстности во всех ее изменениях, что позволило Аристотелю, 1 значительно позже И. Канту, Г. В. Ф. Гегелю построить сис-«му категорий. Именно Аристотель ставит проблему активно-ги, подвижности, динамичности категорий и, соответственно, [Ьцпления, которое он определяет как деятельность; «Мышле-ш| «сть деятельность». («Метафизика». Соч., М., 1976. т. 1.

Категории - это движущаяся мысль, процесс, отражающий и жающий связи во взаимопереходах, в развитии, взаимо-условленности. Именно поэтому они составляют основу раз­дающейся Мысли- Категории отражают не единичную связь, а ему наиболее общих, подвижных, динамичных связей, та-система взаимосвязанных понятий составляет фундамент


 


философской науки (см. Г. В. Ф. Гегель: «Наука логики»). c< J ответственно, категории - это системообразующий принцип по­строения мысли, объяснительный принцип действующих про, цессов мира (их сущности, причинности, необходимости...) J прогностический принцип, на основе которого строится модель) изменений в мире будущего. В то же время, каждая из катего-] рий включает в себя другие категории и представляет собой^ систему охватываемых ею категорий. Эту особенность студен­ты могут рассмотреть на основе анализа таких категорий, как материя, сущность, бытие, качество, количество и т.д.

Категории - не произвольные конструкции ума, а отражение мира как развивающейся системы. Будучи сложным образова­нием, категории имеют структуру. Различают форму, содержа­ние и объем понятия. Форма - языковый способ выражения по­нятий, словесное обозначение связей, процессов, системы явле­ний. Понятия, категории - высшее значение слов, выражающее наиболее общие стороны и отношения действительности. Фор­ма понятий неразрывно связана с их содержанием, которое от­ражает логику, содержание развивающегося мира. Содержание понятий - отражение сущности, внутренних и внешних связей предметов или явлении, их органического единства. Например, содержанием фундаментального философского понятия «мате­рия» является объективная реальность - вся система сущест­вующих предметов, явлений, процессов, в их единой органиче­ской целостности. Если форма понятия и логика связи понятий по форме мысли есть средство выражения мысли, то содержа­ние понятия есть способ существования и развития мысли, ее сущность.

Связь понятий в единую мысль осуществляется по законам логики. Логика - это форма и способ последовательно упорядо­ченного построения мысли; «наука о законах и формах мышле­ния». Различают формальную логику: построение мысли по формальным основаниям - форме понятий, синтаксическим ос­нованиям их связи, отвлеченным от конкретного содержания; и диалектическую логику - логику содержания мыслей, представ­ляющих собой систему развивающихся понятий, отражающих связь, развитие, принципы, законы объективного мира, науку о развивающемся мышлении. Объем понятий - отражение суще­ственных свойств предметов или явлений, множество, системы связей, охватывающих ту или иную сферу бытия. Различают единичные, частнонаучные, общенаучные и универсальные по­нятия: спутник Марса, энергия, система, материя... Объем по­нятия имеет немаловажное значение для развития мышления и познания сущности мира, - это своего рода информационная емкость понятия, но не в количественном, а в содержательно' смысловом аспекте. 24


Фундаментальные философские категории

тличие от обыденного языка язык философии (и прежде категории) формировался в процессе осознания сущно-Г°поичинных оснований, связей, развития, на основании ТИ' " сального едИнства всего существующего. Не случайно «из первых философских понятий стало понятие «архэ» ■ пположительно его ввел Анаксимандр VI век до, )- материальная первооснова, естественный порядок, пер­вопричина и закон всего существующего, начало, «лежащее в ювании», (см. Антология мировой философии. М., 1969. ч. 1, •70) Все содержание, смысл, объем понятия «архэ» вберет в ебя понятие субстанции, которое употребил уже Гераклит, (см. фрагменты ранних греческих философов., М. 1989 ч. 1 с. 201), тотель определит субстанцию как первую сущность, осно­ву сущего, Ф. Бэкон (XVI - XVII в.) даст краткое, но емкое оп­ределение субстанции - «предельное основание бытия». К про­блеме субстанции обращаются и другие философы Нового вре­мени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

Понятие «субстанция» как осмысление сущности, первоос­новы, единства, первопричины всего существующего стало своего рода ключом к постановке всех философских, а в после­дующем конкретно-научных проблем. Как справедливо отме­чают современные исследователи, с поиском субстанциальных основ существующего мира связано возникновение философии, поиски вывели древних мыслителей на понятие материи, торую Аристотель определил «как первичный субстрат каж-вещи, из которой эта вещь возникает..., поэтому он ей > енне присущ» (Физика., соч. т. 3. с. 81) и одновременно необходимость, причина, бесконечное... Философская ысль (материалистическая) определит материю как объектив­ную реальность, субстанцию, сущность вещей.

С формированием представлений о материальности мира и
> й объяснения его причин в философию входят понятия
[ия, связи, Логоса - закона как оснований «устойчивого
вещей», порядка гармонии (Гераклит), превращения воз-
кности в действительность (Аристотель), что позволило уже
б Р^" 1)1 объяснить естественные основания (через единство и
противоположностей) существования мира, примени-
К КОТОР°МУ он использует понятие космос, которое было
ничн АнаксиманДРУ и Пифагору (VI век до н. э.) Орга-

мигч, /п явилось понятие «система» применительно к космосу, миРу (Платон, стоики).

ФилосоЛНЯТИЯМИ гносиз" познание, психэ - душа (Гераклит) в

знаварм Ю ВОшла проблема отношения человека к миру, по-

ости МиРа и истинности знаний (Гераклит, Парменид),


что, в свою очередь, послужило началом философского осмыс­ления проблемы соотношения материального и духовного (ос­новного вопроса философии). И не случайно эта проблема по существу начинается с введением Парменидом понятия бытие «...бытие все есть, а ничто не есть...» и «нет и не будет другого сверх бытия ничего»... «мыслить то же, что и быть»... Парме-нид. «О природе» (Фрагменты ранних греческих философов., М., 1989. Т.1. с. 296 - 297). Сократ (V в. до н. э.) рассуждает о материальном и идеальном (нематериальном) бытии.

Бытие представляет собой предельно общее, фундамен­тальное философское понятие, отражающее и выражающее мир как целостность, развивающуюся объективную реальность, со­единяющую в себе материальные (первичные) и духовные (вторичные) процессы. По существу все человеческое знание, независимо от своего статуса, направлено на выявление и объ­яснение природы, сущности бытия и прогнозирование.

Вывод: фундаментальные философские понятия в логике философского учения заключают в себе по существу картину мира, раскрывают его сущность, всеобщие принципы, законы развития и являются ключом, методологическим основанием развития конкретно-научного знания, определения его страте­гии.

Словарь

Закон - внутренние, устойчивые, необходимые, существенные, повторяющиеся связи.

Концепция - основополагающая мысль, концентрация содержа­ния, основная точка зрения.

Метод - приём, средство, способ познания.

Наука - теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.

Объективный мир - объективная реальность, всё существующее независимо от сознания человека.

Принцип - основоположение знаний, науки.

Теория - система логически обоснованных, концептуальных идей.

Вопросы для самоподготовки

1) Как соотносятся мифология, теология, философия и наука?

2) Особенности становления и развития научного знания.

3) Роль языка в философии.

4) Соотношение обыденного языка, языка частных наук и фило­
софии.


 

5) Роль Платона и Аристотеля в развитии учения о языке фило­
софии.

6) Какой смысл вкладывал Аристотель в понимание содержания
категорий как «причины единства сущности»?

7) Роль системы категорий /Аристотель, Г. В. Ф. Гегель/ в разви­
тии философии,

8) Форма, содержание, объем понятий.

9) Категории как принцип развития знаний.

10) Развитие философских категорий и частнонаучных понятий.

11) Соотношение формальной и диалектической логики.

12) Раскройте смысл содержания понятия «субстанции» как «пре­
дельного основания бытия». /Ф. Бэкон/.

13) Охарактеризуйте мировоззренческую направленность первых
философских понятий.

14) Что такое материя?

15) Понятие бытия. Как соотносятся понятия «бытие», «материя»,
«объективная реальность»?

16) Как Аристотель определял понятие «реальность»?

17) Прокомментируйте высказывание Г. В. Ф. Гегеля; «Филосо­
фия есть познание посредством понятий».

18) Как можно объяснить суждение Гегеля «о понятии»; «Понятие
как таковое содержит в себе: 1. Момент всеобщности... 2. Мо­
мент особенности... 3. Момент единичности...»?

19) Что имел в виду Ф. Энгельс, когда говорил, что понятие «пря­
мо... не совпадает с действительностью»?

Упражнения и задачи

1. «Можно ли называть понятие абстрактным, если мы под конкретным будем понимать лишь чувственно конкретное и во­обще непосредственно воспринимаемое; понятия, как такового, нельзя ощупать руками, и мы должны вообще оставить слух и зрение, когда дело идет о понятии. И, однако, понятие... в то же время всецело конкретно, а именно постольку, поскольку оно со­держит внутри себя в идеальном единстве бытие и сущность, и, следовательно, все богатство этих двух сфер». /Г. В. Ф. Гегель/.

О каких особенностях понятия идет речь?

Что является источником и содержанием философских по­
нятий?

Какие функции выполняет философское понятие?

Может ли философское понятие иметь статус принципа или
закона?

Могут ли понятия развиваться?

Распространяется ли высказывание Г. В. Ф. Гегеля на кон­
кретно-научные понятия?


5. Могут ли понятия развиваться?

а. Изменяется форма понятий, содержание не изменяется;

б. Философская категория заменяется конкретнонаучным поняти­
ем;

в. Понятие развивается в своем содержании;

г. Само понятие не развивается, развивается только теория, наука.

6. Какое определение материи раскрывает её сущность?

а. Материя - то, из чего все состоит;

б. Материя - то, что воздействует на наши органы чувств;

в. Материя - объективная реальность, существующая независимо
от сознания;

г. Материя - первоматерия, основная субстанция;

д. Материя - комплекс «моих ощущений».

Темы докладов и рефератов

1) Язык науки и язык философии.

2) Система философских категорий.

3) Способ построения философского знания.

4) Слово, термин, понятие, категория.

5) Символ, знак, понятие.

6) Логика и метод.

7) Философская категория бытия.

8) Проблема «бытия» и «небытия» в философии Парменида и
Платона.

9) Фундаментальные философские понятия.

10) Методологическое значение понятия материи.

11) Развития понятий.

Литература

1) 2)
3) 4) 5) 6) 7) 8) 9)

Мир философии. М., 1991. ч.1, раздел II, п.1; раздел IV, п.1. Философская энциклопедия. М., 1960-1970. Т.1-5. Статьи «Бы­тие», «Материя», «Сознание», «Субстанции», «Категории». Современный философский словарь. М., 1998. Аристотель. Категории. Соч. М., 1978. Т.2. Гейзинберг В. Развитие понятий в физике XX столетия. // Во­просы философии, 1975, №1.

Доброхотов В.Л. Категория бытия в классической западноев­ропейской философии. М., 1981. Кучевский В.В. Анализ категории «материя». М., 1983. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Сартр Ж.-П, Бытие и ничто. // Философские науки, 1988, №3.


10) Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.1972.

11) Хайдеггер М. Время и бытие. МЛ 993.


ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Мифология и предфилософия, философия и преднаука

Первые древнегреческие школы и направления были связа­ны с мифологией, в которой осуществлялись первоначальные попытки объяснения мира.

Мифология ставит вопрос: «Почему, в силу каких причин, под влиянием чего возникло все существующее? » - и создает несколько типических объяснительных конструкций. Миф объ­ясняет события в природе (рождения мира, небесных тел, зем­ных и небесных стихий) волей божества. Причина происхожде­ния мира выводится за пределы природы, вверяется воле и промыслу богов.

Вопросы, впервые поднятые мифом, сохранили значение для религии и философии, что свидетельствует об их исключи­тельной важности для человека: ш из чего все рождается и во что все превращается? ■ чем все существующее управляется? ш где первооснова всего?

Философия Древней Греции пытается отвечать на все эти вопросы с помощью учения о первоначале. В отличие от мифо­логии и религии у первых древнегреческих философов сама природа, а не что-то внеприродное становится причиной всего того, что в ней и с ней происходит. Когда мифология задава­лась вопросами: почему так устроены космос и его тела, то от творцов мифов никто не требовал доказательств (те спокойно могли бы сослаться лишь на богов и на предания). Первые же греческие мудрецы (ученые) должны были представить доказа­тельства конкретного или теоретического характера. Кроме то­го, переход к поиску первооснов (вода, огонь, воздух и др.) бы­тия древнегреческими мыслителями знаменовал следующий шаг развития мышления и сознания по сравнению с мифологи­ей, которая онтологические вопросы решала через первопричи­ны (боги). «Первооснова» в отличие от «первопричины» явля­ется понятием более высокого уровня абстракции, обобщения.

На вопрос о природе как целом античная философия отвеча­ет уже с позиций зарождающейся науки, с предоставлением до-

1 Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957; Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М., 1972; Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1980; Мифы народов мира. т. 1, 2. М, 1980, 1981).


L


казательств тех положений, которые она выдвигает. Появляется учение о природе - физика («фюсис»). В соответствии с ним древнегреческие мыслители считали, что природа-это сущ­ность (суть чего-либо), что это то, что не очевидно, что нужно выявить, найти, что не совпадает с нашим непосредственным опытом.

Греки совершают кардинальный поворот в математике: они старались сформулировать задачу и ее решение самым общим образом, без отнесения к особой области деятельности. Проис­ходит переход от «конкретной», «прикладной» математики (ис­кусства счета) к абстрактной математике с системой доказа­тельств. С первых своих шагов (Фалес, Анаксимандр, Анакси-мен) и до Евклида (III в. до н.э.) математика стремительно пре­вращалась в завершенную науку.

Геометрия Евклида, которой пользовались и пользуются на протяжении всего последующего развития человечества, вос­принималась как абсолютная истина вплоть до XIX в., до появ­ления геометрии Лобачевского-Римана. Bde греческие филосо­фы были математиками. Платон принципом своей Академии объявил «Не геометр, да не войдет».

Наряду с математикой в античной Греции существовали первые биологические знания и географические сведения, ко­торые носили описательный характер. Аристотеля, например, считают одним из виднейших биологов и классификаторов науки.

Досократики. Возникновение и эволюция идеи первоначала

Первоначало, или «Архе», греки ищут в самой природе, в чем-то достаточно определенном и конкретном. Это опреде­ленное слито у них с какой-либо конкретной стихией. Поняти­ем природа - «фюсис» - охватывалось все существующее: что было, есть и будет; все возникающее, развивающееся и поги­бающее. Но в античном мире считалось, что должна быть пер­вооснова существующего, которая постоянна, древний грек для этого выделял и обособлял какую-то часть природы, поме­щая ее над всем остальным. Фалес (ок.624 - 547 до н.э.) утвер­ждал, что начало сущих (вещей) - вода. Анаксимандр считал первоначалом апейрон, Анаксимен - воздух. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) впервые в философии по­ставила вопрос о сущности мира.


Качественно новый шаг в философии сделал Гераклит из Эфеса (ок.544 - ок.483 до н. э.), которого можно причислить к создателям первоначальной формы философской диалектики. Первоначало Гераклита - всегда существующий огонь, который то разгорается, то гаснет и тем самым обеспечивает непрерыв­ность рождения и исчезновения в мире природы. Диалектика Гераклита - это констатация и фиксирование вечности проис­ходящих в мире изменений. Все изменяется и изменяется по­стоянно. Вот дошедшее до нас высказывания Гераклита: «Все течет, все изменяется». «Солнце новое ежедневно», «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Единое имеет свои проти­воположности - это основа существования и гармонии мира.

Рождение и развитие атомистических идей связано, прежде всего с именами Демокрита, Левкиппа, Эпикура. Первоосновой мира объявляется атом - материальная неделимая частица, при­чина и сущность всего существующего. Атомы движутся, всту­пают друг с другом во взаимодействие, сцепляются, соединя­ются, образуя своеобразные сочетания. Таким образом, была шсказана идея микроструктуры мира, предпринята попытка объяснить возникновение тел благодаря различному сочетанию атомов, а уничтожение - тем, что эти соединения распадаются.

Благодаря атомистической концепции оказалось возможным > бъяснить, почему, несмотря на рождение и смерть отдельных 5л, мир в целом продолжает существовать, сохранятся. На-фимер, отдельные люди рождаются и умирают, а человеческий )од продолжает существовать. И для объяснения этого не нуж-ю ни богов, ни мистики, ни судьбы, ибо существует естествен-юе объяснение в пределах самой природы.

Элеаты и бытие

Наряду с Милетской школой философов прославилась и )леатская школа. Наиболее ярким представителем элеатов был Тарменид. Мир для него - единое, вечно существующее бытие. )н неизменен, постоянен, всегда один и тот же. По мнению 1арменида, все есть бытие, небытия в мире нет. Небытие не-1ыслимо и невыразимо, «ибо небытия невозможно ни познать, ш высказать... Никогда не может быть доказано, что несуще-; твующее существует». Невозможность небытия Парменид вы-зодит из основного для его философии положения о тождестве 1ысли и мыслимого. Но даже если небытие в каком-то смысле существует, то оно уже не есть, строго говоря, небытие. Если се нет небытия, то нет и перехода из бытия в небытие, а, сле-


 


В. Виндельбанд. История философии. Киев. 1997: История философии, Запад-Россия-Восток. Кн. 1. М., 1995 32


История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. I. M. 1995 «Досократики». Ч. II Казань, 1914



Зак.657


довательно, нет движения вообще. Бытие заполняет собой все. В нем нет ни начала, ни конца. В бытии нет никаких противо­речий.

По Пармениду, бытие не является чувственно воспринимае­мым. Оно не конкретно, это - не вода, не огонь, не земля, не воздух. Оно всегда находится в покое, вне времени. Оно, по­добно шару, равномерно везде распределено. Чувственное по­знание Парменид считает ложным, знание о природе нам дает только разум.

Его ученик Зенон считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апорий, доказательств, направленных против признания ис­тинности движения. «Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его».

Зенон выдвинул апорию «Летящая стрела покоится», со­гласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии по­коя. После этого Зенон предлагает задуматься над тем, как из ряда состояний покоя может возникнуть движение. Он старает­ся подвести к выводу об отрицании движения вообще. Этой же цели служат и такие его апории, как «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха».

Основные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля

Имя Сократа (469 - 399) принято связывать в истории ми­ровой мысли прежде всего с поворотом философии к изучению человека. Натурфилософию он считал излишней. «Познай са­мого себя» - основное кредо Сократа. Его интересуют пробле­мы добродетели, морали, права, гражданских законов, вопросов войны, мира, политики. Отсюда основной принцип сократов­ской философии: знание - есть добродетель. В связи с этим учение Сократа называют этическим рационализмом: человеку достаточно открыть истину, научить его, как он станет добро­детельным. Для Сократа мораль сливается со знанием. Истин­ная нравственность - это знание того, что есть благо, что пре­красно, и вместе с тем полезно для человека, что помогает ему в достижении блаженства и счастья.

Платон (428/427 - 347 до н.э.) - выдающийся ученик Сокра­та, создатель концепции объективного идеализма. Важную роль для судеб философии сыграли его теория идей, теория бессмертия, теория познания как воспоминания и учение об идеальном государстве. В философии Платона происходит от-

Б. Рассел. История западной философии. 34


странение от чувств и чувственного в пользу чисто рациональ­ного, которое может быть схвачено лишь интеллектуально (умопостигаемо). Первооснова мира, по Платону, это идеи, или эйдосы, представляющие собой образы вещей. Каждый предмет имеет свою идею, своеобразный эталон, в соответствии с кото­рым он изготовлен. Например, стол существует потому, что есть идея стола. Но между вещью и ее образом существует принципиальное различие. Если конкретная вещь конечна, то идея (эйдос) - вечна, не подвержена разрушению. Такими же эталонами являются и этические принципы - благо, добро, справедливость.

Совокупность идей представляет, по Платону, особый мир, существующий независимо от человека и называемый бытием. Если идеи противостоят вещам, как порядок хаосу, добро злу, то между идеями и душой человека существует тесная связь. Платон верил в переселение душ, его гносеология построена на этой вере. Сущностью процесса познания Платон считал анам-незис - воспоминания. Он утверждал, что душа человека вспо­минает то, что она до своего воплощения в этом теле созерцала, находясь в мире идей.

Учеником Платона был Аристотель (384 -322 до н.э.), ос­нователь Афинской школы «Ликей». Это было одновременно учебное заведение и научный союз. Творчество Аристотеля эн­циклопедично разносторонне. Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства, был создателем логики и психологии. Однако центральную часть его наследия образует философия, названная через не­сколько веков после его смерти метафизикой. Это наука «о причинах и началах». Сущность, по Аристотелю, способна к самостоятельному существованию. Что же делает возможным существование отдельной вещи? Ответом на этот вопрос явля­ется его учение о четырех причинах, обусловливающих суще­ствование вещи. Представим себе любой предмет, например кувшин. Его существование невозможно без глины - вещества (материи), из которой он может быть вылеплен. Но сама по се­бе глина не есть кувшин. Чтобы стать им, она должна быть со­единена с формой, структурой. Но и этого мало. Кроме формы, или «идеи» кувшина, необходим гончар, т.е. активное, деятель­ное начало (действующая причина). И, наконец, четвертая при­чина - цель, ради которой создается вещь. Итак, форма какой-либо вещи - суть каждой вещи - это первая причина сущности. Первые две причины - форма и материя - достаточны для объ­яснения реальности, если ее рассматривать статически. Две другие - деятельная (или двигательная) и финальная (или целе­вая) причины - позволяют объяснить реальность в динамике. Бог, по Аристотелю, существует вечно, как чистая мысль, сча-


стье, полное самозавершение. Бог - есть целевая причина вся­кой деятельности. Один бог состоит из формы без материи. Это форма всех форм.

Философия Аристотеля содержит ряд гениальных догадок, которые впоследствии нашли свое подтверждение. Например, аристотелевская иерархия первоэлементов (земля, вода, воздух, огонь и эфир) в скрытом виде содержит идею всемирного тяго­тения.

Характеризуя античную философию в целом, необходимо отметить, что в ней поставлены основные философские про­блемы, задавшие вектор развития философии всех последую­щих веков.


 

6) Что такое бытие в философии Парменида?

7) Выразите суть апорий Зенона.

8) Что, на Ваш взгляд, позволяет понять в «устройстве» мира
принцип атомизма?

9) Кто такие софисты? Что характерно для их взглядов?

10) Почему с именем Сократа связывают поворотный пункт в
древнегреческой философии?

11) В чем суть теории идей Платона?

12) Чем определяется сущность вещи с точки зрения Аристотеля?

13) Кто такие киники? Каковы их взгляды?

14) Кто такие стоики? В чем суть их этического учения?

15) Каким Вам представляется место античной мысли в мировой
философской культуре?


 


Словарь

Апейрон - первоначало (Анаксимандр) - это нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределенное,

Атом - материальная неделимая частица, первооснова мира, при­чина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпи­кур).

Диалектика - учение о развитии; учение о наиболее общих зако­номерных связях в становлении, развитии бытия и познания.

Мифология (с.греч. - слово, понятие, учение) - способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях об­щественного развития.

Натурфилософия - философское учение о природе.

Первоначало (или «архе») - это основа, мельчайшая единица мира (вода, огонь, атом, монада и др.).

Природа с т.з. древнегреческой философии - это то, что не оче­видно, что нужно выявить, найти, что не совпадает с нашим непо­средственным опытом (учение о природе - «фюсис» - физика).

Противоположности - стороны единого целого, которые отрица­ют друг друга и в то же время предполагают друг друга.


Упражнения и задачи

I. Что принимали за первоначало («архе») следующие филосо-

фы:

Фалес -.......................................... Демокрит -....................,..........
Анаксимен -................................. Анаксимандр -..........................
Гераклит-..................................  

2. Прокомментируйте слова Гераклита: -.

«Многознание уму не научит».

«Лучшие люди одно предпочитают всему; вечную сла­
ву - бренным вещам, а большинство обжирается, как скоты».

«Все течет, все изменяется».

 

3. Чем объяснял Демокрит разрушение тела?

4. Прокомментируйте афоризмы Демокрита:

 

«Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе
отечество - весь мир».

«Счастье и несчастие - в душе».

«Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

«Счастлив тот, кто имеет состояние и ум».

«Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

5. «Платон мне друг, но истина дороже». В чем заключался
спор Платона и Аристотеля?


 


Вопросы для самоподготовки


Поделиться:



Популярное:

  1. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  2. D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения.
  3. He все болезни от подсознания
  4. XXII съезд КПСС прошел в 1961 г. На съезде была принята Третья Программа партии – программа построения коммунизма в течение 20 лет.
  5. АВТОРСКИЙ УЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕЛА И СОЗНАНИЯ
  6. Аксиоматический способ построения теории
  7. Алгоритм построения диаграмм
  8. Алгоритм построения математической модели.
  9. АЛГОРИТМЫ ПОСТРОЕНИЯ КРАТЧАЙШИХ ПУТЕЙ В ГРАФЕ И КРАТЧАЙШЕГО ОСТОВА ГРАФА
  10. Алгоритмы построения минимальных связывающих деревьев
  11. АЛГОРИТМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭЙЛЕРОВА И ГАМИЛЬТОНОВА ЦИКЛА
  12. Альтернативные состояния сознания. Гипноз и внушение


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1908; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь