Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия как теория и метод



Отвечает ли философия требованиям научного знания? Рас­смотрим соотношение философии и науки по исходным для на­учного знания положениям. При этом оговоримся, что требова­ниями к науке, кроме целостности, логичности, системности, являются исследование законов, принципов, наличие категори-ального аппарата, единство теории и метода и т.д.

Наука Философия Естественные науки Социология
Объект Объективный мир как целостность Природа Общество как система
Предмет Всеобщие законы развития Законы при­роды Законы обще­ственного раз­вития
Принципы (основания) Универсальные принципы Частнонауч-ные принципы Принципы об­щественных связей и разви­тия
Категориально-понятийный аппарат Категории (универсалии) Понятия Понятия
Метод Методология Конкретно-научный ме­тод Методы соци­ального анализа
Функции Мировоззренче­ская, гносеологи-ская, методологи­ческая и т.д. Мировоззрен­ческая, гно-сеологиская, и т.д. Гносеоло­гическая, прак­сиологическая и т.д.

Таким образом, философия отвечает требованиям научного знания по предмету, наличию категориального аппарата, мето­ду, функциям. Но философия отлична от частнонаучного зна­ния:

1. Её предметом являются универсальные, всеобщие законы
и принципы бытия.

2. Философия исследует проблему субстанции мира как
причины и сущности ее форм, систем и процессов природы,
общества и сознания.

3. Содержанием категорий философии являются универ­
сальные существенные связи бытия.

4. Философия является методологией научного познания -
способом освоения мира на основе универсальных принципов и
законов, теоретическим основанием синтеза частнонаучных
знаний в научную картину мира. В процессе развития знаний о


происходит взаимообогащения философии и частных на-

* Таким образом, соотношение философского и естественно', научного знания заключается в следующем: с одной стороны,

эилософия, предметом которой является всеобщее, выступает теоретическим обобщением эмпирического, конкретного зна­ния естественных наук (наиболее ярким примером является философская концепция марксизма - диалектический материа­лизм, - в формировании которой немаловажную роль сыграли достижения естествознания XIX века.). С другой стороны, фи­лософия выступает методологией естественных наук, выраба­тывая подходы к рассмотрению эмпирических фактов. В этом состоит диалектичность, взаимозависимость и взаимодействие философии и естествознания, абстрактного и конкретного зна­ния.

Любое научное знание, опирающееся на законы и принци­пы, представляет собой единство теории и метода; с одной сто­роны, сама теория, логика которой определена этими законами, становится методом исследования, с другой, эта теория своим содержанием помогает выработке новых методов и способов исследования проблем. Теория - система идей, взглядов, на­правленных на познание, объяснение явлений, процессов объ­ективного мира - отвечает на вопрос, что является предметом исследования, раскрывает его природу, сущность, всесторонние связи. Основным требованием является ее истинность и прак­тическая ценность. Метод - способ и средство познания и прак­тического изменения явлений и процессов, соответствующий законам и принципам, действующим в сфере этих явлений. Ме­тод отвечает на вопрос: как познать мир?

Философия - развивающееся теоретическое знание, имеющее своим предметом и основанием универсальные законы и принципы. Она является вместе с тем и методом по­знания мира, его форм, свойств, способа существования, что делает ее методологией естествознания и общественных наук. Как методология частнонаучного знания и теория, логикой ко­торой являются универсальные законы и принципы единства, связи и развития, философия помогает:

■ определить стратегию, направление научных исследований;

■ фундаментальные философские проблемы, раскрывающие
сущность, основу, причину, связи мира как целостности,
являются основанием /непосредственно или опосредован­
но/ содержания научных понятий, идей, теорий;

■ научные предвидения и прогноз опираются на философ­
скую методологию;

■ научные методы опираются на принципы и законы фило­
софии как теории и методологии.


Философия в структуре мировоззрения.

Взаимодействие, неразрывная связь философии и наук име­ет большое значение для формирования мировоззрения как личности, так и социальных групп людей. Мировоззрение - этх) система наиболее общих взглядов на мир и место человека в нём, ценностные ориентации, принципы, убеждения, жизненная позиция. Именно они определяют отношение личности или общества к действительности. Различают следующие типы мировоззрения: обыденное, религиозное, философское, науч­ное, а также сциентистское, антисциентистское. Обыденное мировоззрение формируется стихийно, на основе непосредст­венного жизненного опыта; религиозное мировоззрение бази­руется на догматах религиозного миропонимания; научное ми* ровоззрение, формируется на основе познания законов развития природы и общества. Сциентизм как мировоззрение рассматри­вает науку, и прежде всего естественнонаучное знание, глав­ным фактором прогресса и решения социальных проблем. Ан­тисциентизм выступает против абсолютизации роли науки в жизни человека и общества, более того, он их противопостав­ляет. Философское мировоззрение - предельно обобщенный взгляд на мир, основанный на универсальных принципах и за­конах бытия. Оно в значительной степени зависит от позиции, определяемой решением основного вопроса философии. По­этому мировоззрение может быть материалистическим либо идеал истическим.

Виды мировоззрения: индивидуальное /личности/ и обще­ственное мировоззрение, которое находит преломление в фор­мах общественного сознания, идеологии, в общественном идеа­ле, общественной позиции.

Структура мировоззрения. Следует различать /но не проти­вопоставлять/ психологическую и гносеологическую структуру мировоззрения. Психологическая структура: система знаний, взглядов; система ценностных ориентации, которая выражается в системе оценок, отношении человека к миру, в выборе жиз­ненной, позиции; убеждения, в которых соединяются знания, чувства, уверенность в избранной позиции, осознание долга и мера нравственности; идеалы. Основную роль в формировании мировоззрения играют знания, содержание которых определяет гносеологическую структуру мировоззрения: естественнонауч­ные /физические, биологические и т.д./, математические, со­циологические, эстетические, экономические, экологические и т.д.

Но мировоззрение не является механическим набором зна­ний. Это целостная система взглядов на мир, это концептуаль­ное видение, своего рода призма, через которую воспринимает-12


все происходящее в мире. Теоретическим основанием миро-зрения ЯВляется философия. Именно философия, в отличие 1т частнонаучного знания, рассматривает мир как целостность, его универсальные законы и принципы единства, связи и разви­тия сущность, место и роль человека в системе мира, его ду­ховное и практическое отношение к миру.

Вывод: философия является учением о мире и месте че­ловека в нем, теоретической основой мировоззрения, спосо­бом познания мира, логикой теоретического мышле­ния - методологией научного познания и практической дея­тельности, формой общественного сознания, мерой челове­ческих ценностей, феноменом духовной культуры.

Словарь

Бытие - все существующее как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от сознания человека. Идеализм - философское направление, признающее первичным духовное /сознание/.

Идеализм объективный - форма идеализма, направление, пред­ставители которого утверждают первичность всеобшего, мирово­го, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала.

Идеализм субъективный - направление, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.

Материализм - философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание - вторичным. Дуалисты - философы, считавшие, что в основе бытия существу­ют два равноправных начала: материальное и идеальное. Методология - способ познания существующей реальности, опи­рающийся на систему универсальных принципов и законов. Мифология - возникший на ранних этапах существования обще­ства способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки знаний, эстетиче­ского мироощущения.

Натурфилософия - философия природы, первая форма филосо­фии, содержание понятия изменялось по мере исторического раз­вития форм философии.

Философия- наука об универсальных законах и принципах бы­тия; «учение об общих принципах бытия и познания, об отноше­нии человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»


Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действи­тельности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации.

Наука - сфера деятельности человека, связанная с выработкой теоретической систематизации объективных знаний о действи­тельности.

Вопросы для самоподготовки

1) Что такое философия?

2) Предмет философии.

3) С постановки каких проблем начинается философия?

4) Какое значение для развития философии имеет поиск древни­
ми мыслителями первоначала и первопричины мира?

5) Как определяет предмет философии Аристотель?

6) Основной вопрос философии.

7) В чём различие натурфилософии и антропологической фило­
софии?

8) Какое значение имеет выведение атомистами принципа при­
чинности?

9) Какое место занимает философия в классификации наук Пла­
тона и Аристотеля?

10) Эволюция взглядов на предмет и функции философии в про­
цессе её становления и развития.

11) Что является основанием для признания Гегелем философии
наукой?

12) Какую роль играют универсальные законы и принципы в сис­
теме философских знаний?

13) Как соотносятся философия и наука?

14) Единство теории и метода в философии.

15) Философия как методология.

16) Роль и место философии в структуре мировоззрения.

17) Какую роль играет мировоззрение в развитии научного зна­
ния?

18) Функции философии.

19) Какую роль отводит философии позитивизм?

20) В чём сущность постановки в истории философии проблемы
партийности?

21) Роль философии в развитии культуры.

Упражнения и задачи

1. «Философия есть познание, достигаемое посредством пра­вильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины», «...философия составляет своеобраз-14


й способ мышления, такой способ мышления, благодаря кото-^uv оно становится познанием, и познанием посредством поня-

«Вся философия подобна как бы дереву, корни которо­го - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, еханике и этике... Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

«философия - «наука о науке вообще». «Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную природу».

Какое из высказываний соответствует содержанию предме­
та философии?

Кому принадлежат эти высказывания? Покажите принципи­
альное различие позиций философов.

 

2. Чем объяснить почти одновременное возникновение фило­
софии в территориально разобщенных центрах древней цивилиза­
ции: Индии, Китае, Греции?

3. В истории науки в период XIV - XX в.в., на становление ма­
тематики, физики, химии большое влияние оказала философия, в
равной степени, как вышеназванные науки способствовали разви­
тию философии. Поколейте это на примерах творчества великих
мыслителей, представителей науки этого времени. Какую роль
сыграла ограниченность метафизического, механистического
материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже XIX - XX ев.
Как отразились новейшие научные открытия XX века на развитии
философии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц,
Б. Спиноза, Эйлер, А. Эйнштейн, Ы. Борн, Л. А. Фридман)

4. Известный английский физик, один из создателей квантовой
физики М. Борн вышел в отставку по возрасту в качестве про­
фессора натуральной философии. Чем это объяснить? Что по­
служило основанием М. Борну для высказывания: «Именно теоре­
тическая физика есть подлинная философия? ».

5. Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии: «Ве­
ликий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии,
есть вопрос об отношении мышления к бытию».

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

м. Хайдеггер считает, во-первых, всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, что


Рубинштейн СЛ. Человек и мир.


ЯЗЫК ФИЛОСОФИИ.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ

КАТЕГОРИИ


 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1797; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь