Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Является ли философия наукой? Философия и наука



Потребностью Возрождения /XIV - XVI в./ и Нового време­ни /XVII - середина XIX в./, эпохи развития нового /капиталистического/ способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, откры­вающих законы природы, увеличивающих возможности чело­века в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени - человек и его по­знавательные способности, проблема метода научного позна­ния. Главной задачей философии считается создание метода ес­тественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.

Немецкая классическая философия /XVIII-XIX в./ дает обоснование научного статуса философии. Г. В. Ф. Гегель /1770-1831 г./ охарактеризует философию как «объективную науку об истине» /«Лекции по истории философии»/, содержа­нием которой должны стать всеобщие принципы и законы. «Философия есть познание Вселенной как единой органической целостности» /«Эстетика»/. Разработка диалектики как фило­софского учения об универсальной связи и развитии /но в рам­ках идеалистической системы/ способствовала превращению философии в методологию.

В марксизме /XIX - XX в./, в отличие от предшествующей философии, получило развитие материалистическое понимание общественного развития как естественноисторического процес­са. Диалектико-материалистический подход к проблемам раз­вития мира позволил определить предмет философии: универ­сальные диалектические законы природы, общества и мышле­ния.

Современная западноевропейская философия представлена различными направлениями: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и т.д. С постановкой ими проблемы сущности, предмета, функции философии можно ознакомиться в соответствующей литературе.

Итак, становление и развитие представлений о сущности, предмете, функциях философии осуществлялось в процессе ис­торического развития общественной жизни, расширения и уг­лубления знаний о мире. Отдельные философские идеи, взгля­ды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в цело­стное учение, теорию, науку, опирающуюся на законы и прин­ципы, составляющие сущность процессов, явлений и самого мира как системы, целостности.

Сегодня можно дать следующее определение философии и е^ предмета: философия - это наука об универсальных


принципах и законах развития мира, материального и ду­ховного бытия.

Философские законы - диалектические законы единства и борьбы противоположностей, взаимосвязи количественных и качественных изменений, отрицания отрицания, причин­но - следственной связи, единства сущности и явления, необхо­димости и случайности, содержания и формы /подробно о них в соответствующих разделах курса/.

Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как развивающейся системы и высту­пающими основоположением любого знания. Философия опи­рается на принципы универсальной связи, единства и развития,

В процессе развития философии как учения о мире сложи­лась её структура: онтология /учение о бытии/, диалектика /учение о развитии/, гносеология /теория познания/, социология /учение о человеке и обществе/. Следует хорошо уяснить орга­ническую связь, единство всех элементов этой структуры, дать обоснование этому единству.

Философия возникла и развивалась в соответствии с по­требностями общественно-экономического и духовного разви­тия общества, в силу чего она всегда играла существенную роль в его жязни. В чём же ее назначение, какие функции выполняет философия? Функции философии: мировоззренческая, гно­сеологическая, методологическая, логическая, аксиологическая, эвристическая, прогностическая, идеологическая, праксиологи­ческая, .

Подробно о содержании этих функций можно прочитать в учебниках и дополнительной литературе. Необходимо объяс­нить природу неразрывной связи этих функций между собой, а также их сущность, исходя из понимания предмета философии.

В последнее время постоянно дискутируется вопрос, являет­ся ли философия наукой и как философия связана с наукой, хо­тя эта проблема имеет свою давнюю историю.

Платон, выделяя науки-искусства - арифметику, геометрию, астрономию, музыку, - называет их предпосылочной формой знания. Высшей и абсолютной формой знания, подлинной нау­кой он считал философию как универсальное познание в отли­чие от любого другого знания, ограниченного отдельной обла­стью.

Аристотель выделяет три уровня научного знания: «частные науки», теоретические науки и высшую науку - философию, постигающую «первопричины и сущее».

Г. В. Ф. Гегель - его учение является высшим достижением немецкой классической философии - даёт обоснование фило­софии как науки и формулирует ее законы. Он признаёт: «Я


много прекрасных наук, но прекраснее, чем филосо-Аяя? - нет» /«Работы разных лет»/.

Сформировавшийся в XIX в. позитивизм, принявший в XX

форму неопозитивизма, противопоставляет философию

'ей ОТводит ей вспомогательную роль анализа положений и

языка науки.

В нашей стране наиболее распространенным стало понима­ние философии как особого способа теоретической деятельно­сти направленной на выработку целостного мировоззрения. Но закономерен вопрос: что является основанием этого «особого способа»? Существуют два основных уровня духовного освое­ния мира: знание и вера. Знания в свою очередь имеют эмпири­ческий и теоретический уровни. Адекватным объективной ре­альности, истинным знанием является наука, предметом и сущ­ностью которой выступают фундаментальные принципы и за­коны.

Философия возникла и формировалась как рационалистиче­ская антитеза мифологическому миропониманию, как система знаний изначально эмпирического, а затем теоретического уровня и, наконец, как научное знание, исследующее законы и принципы основания материального и духовного бытия.

Можно задать вопрос, является ли научной идеалистическая философия И. Канта, Г. Фихте^ Г. В. Ф. Гегеля. Сами они свою философию называли наукой.

Следует иметь в виду, что наука как система знаний никогда не имеет завершенной формы. Наука-это постоянно разви­вающийся, наполняющийся более глубоким содержанием про­цесс, в котором уточняются, изменяются проблемы, обоснова­ния, вводятся новые понятия, при этом сохраняются основные фундаментальные положения, принципы, которые принимают характер абсолютного знания и составляют стержень науки. В процессе разработки теории выдвигаются различные /иногда взаимоисключающие/ идеи, но в любом случае в борьбе мне­ний, разработке новых концепций или углублении прежних мо­делей идёт обогащение знаний либо новой теорией, либо от­дельными положениями в виде новых проблем, понятий, мето­дов. Это естественноисторический процесс становления и раз­вития науки /физики, математики, биологии, философии/. И ес­ли философию отдельного мыслителя нельзя назвать наукой в Целом, то она тем не менее является учением, теорией, состав­ляющей вклад в науку как развивающийся процесс /речь не идет о лже - или псевдонауке/. Безосновательно лишать фило­софию статуса науки на том основании, что она в своем исто­рическом развитии представлена различными направлениями /материализм и идеализм, диалектика и метафизика /, течения­ми /позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, диалектический


материализм.../, школами, сообществами/. Венский кружок, Франкфуртская школа, Римский клуб.


Поделиться:



Популярное:

  1. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  2. I. Логика мышления и наука логика
  3. I. Философия и мировоззрение.
  4. XIX век: иррационализм и философия жизни.
  5. А о том - кто же на самом деле , по Духовным Законам Бога , является Мужем и Женой , я уже говорил в другой моей статье - « Фарисейство - как раковая опухоль тела Христова .» . . .
  6. А.Н. Радищев «философия человека»
  7. Автором понятия «коллективное бессознательное» является
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь