Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия эпохи первых буржуазных революций
Новое время связывают с началом буржуазных революций в XVI - XVII веках в Нидерландах и Англии, с развитием капиталистических отношений в протестантских странах, что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации - на науку. Это привело к выдвижению на первый план гносеологических проблем, которые оказались тесно связаны со становлением экспериментально - математического естествознания. Продолжается еще идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в Новое время в определенной мере трансформировались в эмпиризм и рационализм. Ярким представителем эмпиризма был Фрэнсис Бэкон (1561 -1626). Именно ему принадлежит известное высказывание: «Знание - сила». Он считал задачей философии построение нового метода научного познания. В качестве такового он разрабатывал индуктивный метод (индукция - наведение). Всякое познание должно опираться на опыт, т.е. двигаться от единичных фактов к общим положениям. Цель научного знания-в принесении пользы человечеству и увеличении с этой целью власти над природой. Бэконовский призыв обратиться к опыту и эксперименту стал лозунгом для основателей Лондонского естественно-научного общества, куда вошли Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др. Бэкон недооценил при этом роль рационального начала в познании, т. к. индуктивный метод в конечном счете не может дать всеобщего и необходимого знания, к которому стремится наука. Понимание Ф. Бэконом «опыта» кардинально отличается от прежнего подхода: во-первых, он переходит от рассмотрения опыта отдельного человека к анализу опыта человечества, то есть наряду с таким свойством опыта, как фактичность, немаловажное значение получает свойство историчности; во-вторых, Ф. Бэкон переходит от обыденного понимания опыта к научному - опыту как эксперименту. У истоков рационалистической традиции стоит Рене Декарт (1596 - 1650), поднявший вопрос о природе человеческого познания вообще. У него критерием истинности выступает очевидность чего-либо для разума. Философ также выступает за создание нового научного метода, который требует незыблемого основания. Его^Декарт и находит в разуме, в самосознании: «Мыслю, следовательно, существую». Причем эта формула носит не онтологический характер, когда критерием и основанием существования является мышление, а гносеологический, когда мышление (сомнение) выступает условием утверждения, реализации существования. Новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода. Научные знания - это не отдельные открытия (результаты опыта-эксперимента), а создание всеобщей понятийной сетки, в которой легко заполнить отдельные ячейки. Содержание рационального метода Р. Декарта состоит в анализе, разложении полученных знаний на отдельные компоненты, доведение до уровня очевидного. Математика становится образцом научного знания, которому должна подражать философия. Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции. Декарт понимает под субстанцией вещь вообще, всякое сущее, которое не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя. В этом смысле субстанцией является только бог. Сотворенный мир делится на две субстанции - духовную, главный признак которой неделимость, и материальную, делимую до бесконечности. Основные атрибуты субстанций - мышление и протяженность. Духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи. Например, идею бога как всесовершенного существа, идеи чисел и фигур, некоторые аксиомы. Именно врожденные идеи рассматривались рационалистами XVII века в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 -1677) критиковал декартовский дуализм и выдвинул учение о единой субстанции. Он определил субстанцию как причину самой себя. Эту субстанцию Спиноза именует богом, или природой. Философией Б. Спинозы ознаменовано преодоление механистического понимания материи: неотъемлемым атрибутом материи наряду с традиционным - протяженностью - согласно Б. Спинозе является мышление. Всеобщность мышления выступает основанием познаваемости и саморазвития материи. Таким образом, Б.Спинозе присущ не односторонний, а диалектический подход к рассмотрению соотношения мышления и материи, сознания и бытия. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) выдвинул учение о множественности субстанций. Самостоятельно существующие субстанции философ назвал монадами. Монада проста, неделима, нематериальна. Ее сущность составляет деятельность, заключающаяся в представлении или восприятии и стремлении. Монада называется душой, когда в них есть чувство, и духом, когда есть разум. Неделимые монады составляют сущность всей природы. Монады отличаются по уровню сознательности. Бог - абсолютно сознательная монада, в которой не осталось ничего бессознательного. Каждая из монад подобна самостоятельной, обособленной вселенной. Социальная жизнь также интересовала философов XVII века. Они сознательно защищали гуманистические идеалы и ценности, особое внимание уделяя при этом анализу принципов разума и свободы. Конкретное выражение эти принципы полу чили в концепции «свободной необходимости» Спинозы, в попытках Гоббса и Локка рационально объяснить происхождение общества и государства, дать абстрактно-теоретическое понимание сущности человека. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы