Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФИЛОСОФИЯ В МИРЕ КУЛЬТУРЫ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.



Содержание.

Философия в мире культуры. Предмет философии......... 5

Язык философии. Фундаментальные философские
категории........................................................................... 21

Зарождение философской мысли. Античная

философия......................................................................... 31

Философия средних веков, Возрождения, Нового

времени и Просвещения................................................... 40

Немецкая классическая философия. Марксизм............... 57

Философская мысль в России.......................................... 71

Основные современные философские концепции.......... 85

Материя и ее атрибуты..................................................... 95

Философское учение о мире.......................................... 104

Сознание, его происхождение и сущность.................... 114

Диалектика и ее основные законы и категории............. 122

Философское понимание человека................................ 132

Деятельность и ее основные виды.................................. 143

Социокультурная обусловленность разумности и
духовности человека....................................................... 157

Познавательные потребности человека. Теория

познания.......................................................................... 167

Нравственные качества и эстетические способности
человека........................................................................... 176

Исторический процесс и место личности в мире......... 188

Глобальные проблемы человечества............................. 197

Приложение

Философские кроссворды.............................................. 205


ФИЛОСОФИЯ В МИРЕ КУЛЬТУРЫ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.

Предмет, структура, функции философии

Определённая часть студенчества, преимущественно техни­ческих вузов, ещё не приступившая к изучению философии, за­даётся вопросом: «Зачем нам нужна философия? » Ответ на этот вопрос по существу можно получить только в процессе серьез­ного изучения курса философии и при условии освоения про­блем, получивших освещение не только в лекциях и учебнике, но и в широком круге философской, естественнонаучной, со­циологической литературы.

Прежде чем приступить к предварительному объяснению сущности философии, ее назначения и функции, хотелось бы привести высказывание известного русского философа XIX ве­ка К. Д. Кавелина. В небольшой остро полемической статье «Философия и наука в Европе и у нас» он ставит вопрос, акту­альность которого в наши дни очевидна: «...нельзя ли нам вовсе обойтись без философии...? ». «Что нам в этой философии...? ». «Точные науки - другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остается истиной и теперь... А философия? ». Ответ Кавелин дает если не исчерпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем...» Проблема сущности и роли философии появилась с момента ее возникновения Л тыс. до н.э., Индия, Китай, Египет, Греция/. Само слово «философия» /любовь к мудрости/ впервые встречается у Гераклита, но предмет фило­софии формировался на протяжении всего периода развития древнегреческой философии /VII -1 в.в. до н.э./ и всей после­дующей философии вплоть до середины XIX в.

Философия начинается с поиска ответа на вопрос: «Что есть все? » /Фалес, 624 - 547 г. до н.э./. Многообразие ответов на него сводилось к одному: поискам «начала, лежащего в основании», имеющего значение первоначала, «вечной основы», сущности, первопричины - субстанции. Всем управляет Логос - закон, ко­торый приводит мир к гармонии через связь и борьбу противо­положностей /Гераклит, 544 - 483 г. до н.э./. В учении Парме-нида /VI - V вв. до н.э./ вводится одно из самых основопола­гающих философских понятий - «бытие», соединяющее в себе, как заметил Аристотель, «универсум как одну субстанцию», «все сущее» /существующее, единое, совокупное/. Своим суж-


К. Д. Кавелин " Наш умственный строй" Правда, М., 1989, с. 283.


дением: «То же самое-мысль и то, о чем мысль возника­ет» - Парменид положил начало основному вопросу филосо­фии - об отношении мышления и бытия, сознания и мате­рии, - разделившему философов на два лагеря - материалистов, и идеалистов. /Подробно об этом можно прочитать в материа­лах «Фрагменты ранних греческих философов», в частности в «Пармениде» и «Софисте» Платона, в работах Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой филосо­фии», Г. В. Ф. Гегеля «Философия права» и др./. Сократ вводит понятие «идеального» /нематериального/ бытия и обращает фи­лософию к человеку.

В философии атомистов IV -1 вв. до н.э. поиски основы как начала и причины всего существующего приводят к обоснова­нию принципов /основоположений/ философии, ведущим среди которых стал принцип причинности: «Ни одна вещь не проис­ходит попусту, но все в силу, причинной связи и необходимо­сти».

Подведёт итог всем этим рассуждениям Аристотель /384-322 г. до н.э./ Он назовет философию наукой, «которая носит название мудрости» и предметом которой является «су­щее, начало и причины существующей реальности».

Греческая философия определила стратегию развития фило­софского учения: единая основа, сущность /субстанция/ мира как целостности, причины всех изменений, многообразия и разнообразия, законы и принципы как упорядочивающее и ос­новополагающее начало.

Студентам следует проследить, как, когда, кем и в связи с чем в философии древних греков была поставлена проблема человека и общества. Чем отличаются антропологическая и космологическая философии? Почему древнегреческая фило­софия называется натурфилософией? Начинать надо с поста­новки проблемы в философии Милетской школы, Гераклита, но особое внимание обратить на учения софистов и Сократа, со­поставив с учением о человеке и взглядами на общество Плато­на и Аристотеля.

В период средневековья /V - XV в./ с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меня­ются представления о назначении философии. Концепцию фи­лософии и её роли выразил византийский мыслитель Иоанн Дамаскин /675 -753 г./: «Философия есть познание сущего».... «Философия - служанка теологии /богословия /».


Словарь

Бытие - все существующее как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от сознания человека. Идеализм - философское направление, признающее первичным духовное /сознание/.

Идеализм объективный - форма идеализма, направление, пред­ставители которого утверждают первичность всеобшего, мирово­го, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала.

Идеализм субъективный - направление, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.

Материализм - философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание - вторичным. Дуалисты - философы, считавшие, что в основе бытия существу­ют два равноправных начала: материальное и идеальное. Методология - способ познания существующей реальности, опи­рающийся на систему универсальных принципов и законов. Мифология - возникший на ранних этапах существования обще­ства способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки знаний, эстетиче­ского мироощущения.

Натурфилософия - философия природы, первая форма филосо­фии, содержание понятия изменялось по мере исторического раз­вития форм философии.

Философия- наука об универсальных законах и принципах бы­тия; «учение об общих принципах бытия и познания, об отноше­нии человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»


Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действи­тельности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации.

Наука - сфера деятельности человека, связанная с выработкой теоретической систематизации объективных знаний о действи­тельности.

Вопросы для самоподготовки

1) Что такое философия?

2) Предмет философии.

3) С постановки каких проблем начинается философия?

4) Какое значение для развития философии имеет поиск древни­
ми мыслителями первоначала и первопричины мира?

5) Как определяет предмет философии Аристотель?

6) Основной вопрос философии.

7) В чём различие натурфилософии и антропологической фило­
софии?

8) Какое значение имеет выведение атомистами принципа при­
чинности?

9) Какое место занимает философия в классификации наук Пла­
тона и Аристотеля?

10) Эволюция взглядов на предмет и функции философии в про­
цессе её становления и развития.

11) Что является основанием для признания Гегелем философии
наукой?

12) Какую роль играют универсальные законы и принципы в сис­
теме философских знаний?

13) Как соотносятся философия и наука?

14) Единство теории и метода в философии.

15) Философия как методология.

16) Роль и место философии в структуре мировоззрения.

17) Какую роль играет мировоззрение в развитии научного зна­
ния?

18) Функции философии.

19) Какую роль отводит философии позитивизм?

20) В чём сущность постановки в истории философии проблемы
партийности?

21) Роль философии в развитии культуры.

Упражнения и задачи

1. «Философия есть познание, достигаемое посредством пра­вильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины», «...философия составляет своеобраз-14


й способ мышления, такой способ мышления, благодаря кото-^uv оно становится познанием, и познанием посредством поня-

«Вся философия подобна как бы дереву, корни которо­го - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, еханике и этике... Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

«философия - «наука о науке вообще». «Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную природу».

Какое из высказываний соответствует содержанию предме­
та философии?

Кому принадлежат эти высказывания? Покажите принципи­
альное различие позиций философов.

 

2. Чем объяснить почти одновременное возникновение фило­
софии в территориально разобщенных центрах древней цивилиза­
ции: Индии, Китае, Греции?

3. В истории науки в период XIV - XX в.в., на становление ма­
тематики, физики, химии большое влияние оказала философия, в
равной степени, как вышеназванные науки способствовали разви­
тию философии. Поколейте это на примерах творчества великих
мыслителей, представителей науки этого времени. Какую роль
сыграла ограниченность метафизического, механистического
материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже XIX - XX ев.
Как отразились новейшие научные открытия XX века на развитии
философии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц,
Б. Спиноза, Эйлер, А. Эйнштейн, Ы. Борн, Л. А. Фридман)

4. Известный английский физик, один из создателей квантовой
физики М. Борн вышел в отставку по возрасту в качестве про­
фессора натуральной философии. Чем это объяснить? Что по­
служило основанием М. Борну для высказывания: «Именно теоре­
тическая физика есть подлинная философия? ».

5. Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии: «Ве­
ликий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии,
есть вопрос об отношении мышления к бытию».

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

м. Хайдеггер считает, во-первых, всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, что


Рубинштейн СЛ. Человек и мир.


ЯЗЫК ФИЛОСОФИИ.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ

КАТЕГОРИИ


 



ПРОСВЕЩЕНИЯ

Словарь

Аверроизм - Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственности истины, согласно которому истина философии и истина религии не противоречат друг другу, религия предписывает человеку, как поступать, а философия постигает абсолютную истину.

Антропоцентризм - мировоззрение, оценивающее мир через че­ловека, полагая его главной ценностью мироздания.

Атеизм'- отрицание веры в бога

Атрибут - неотъемлемое свойство чего-либо.

Гелиоцентризм - система взглядов, считающая Солнце центром вселенной.

Геоцентризм - система взглядов, считающая Землю центром все­ленной.

Гуманизм - /от лат. Humanus/ - движение, возникшее к концу пе­риода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, - высшее куль­турное и нравственное развитие человеческих способностей в со­четании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выра­жающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, и равенство, уважение принципов справедливо­сти и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и спо­собностей человека.

Дедукция - логический вывод от общего к частному.


Деизм - учение, которое признает бога в качестве безличной пер­вопричины мира, развивающегося затем по своим собственным за­конам.

Дуализм - принятие двух субстанций, равноправно лежащих в ос­новании мира. Индукция - логический вывод от частного к общему.

Иррационализм - в периоды кризиса общественных структур пес­симистическая оценка познавательных и деятельностно- преобра­зовательных возможностей человека, отрицание исторического и социального прогресса, скептицизм и агностицизм.

Клерикализм - общественно-политическое направление в дея­тельности религиозных организаций, ориентированное на повы­шение влияния религии и церкви в различных сферах жизни обще­ства.

Креационизм - учение о «сотворении» мира богом из ничего. Апологетика - сочинения ранних христианских философов и бо­гословов, направленные на защиту христианского учения от язы­чества.

Модусы - свойства.

Монада - философский термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции.

Монизм - утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция - духовная либо материальная.

Монотеизм - поклонение одному богу, единобожие.

Натурфилософия - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, в средние века - учение о при­роде, свободное от подчинения теологическим умозрениям.

Номинализм - учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена.

Пантеизм - философское учение, максимально сближающее поня­тия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Нату­ралистический пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее боже­ственными свойствами и как бы растворяя их в природе.

Патристика - учение отцов церкви, относится к IV - VIII в.в. Перипатетики - последователи учения Аристотеля. Плюрализм - признание множественности субстанций Политеизм - поклонение многим богам, многобожие.

Провиденциализм - религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движе­ния и цель определяются таинственными силами - провидением, богом.



Рационализм - направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характери­зующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные воз­можности человека в познании и преобразовании природы.

Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью об­ладают только общие понятия, или универсалии.

Секуляризация - освобождение от религии и церковных институ­тов.

Сенсуализм - направление в теории познания утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.

Картезианство - совокупность взглядов Декарта и его последова­телей.

Субстанция - некоторое первоначало или первооснова, объектив­ная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее само­развития.

Схоластика - «школьная философию», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христи­анское учение

Теология - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога

Теодицея - оправдание бога перед лицом царящего на Земле зла. Аскетизм - умерщвление плоти для возрастания духа. Телеология - религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

Теоцентризм - направление средневекового мышления согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является бог.

Томизм - учение Фомы Аквинского

Экзегетика - искусство истолкования библейских текстов.

Эмпиризм - направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

Эсхатология - учение о конце света.

Вопросы для самоподготовки

Философия средневековья.

1) Теоцентризм и антропоцентризм. В чем, по вашему мнению,
состоит смена акцентов в рассмотрении философской пробле­
матики средневековья и Возрождения?

2) Основные проблемы и своеобразие средневековой философии.

3) Ценность духовности в христианской философии средних ве­
ков.


 

4) Тема бога и человека в философии А. Августина.

5) Идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков.

6) Обоснование идеи бога у А. Августина и доказательства суще­
ствования бога у Ф. Аквинского.

7) Схоластический спор об универсалиях: реализм и номинализм.

8) Каковы разновидности и смысл теодицеи?

9) Дух, душа и тело в понимании философов средневековья.

10) Особенности понимания природы и человека как творений бо­
га.

11) Специфика средневековой онтологии.

12) Специфика средневековой гносеологии.

13) Грехопадение человека и христианское учение о грехе.

14) Смысл человеческой жизни и смысл истории в средневековом
мировоззрении.

Философия Возрождения

1) В чем проявился гуманизм философии Возрождения?

2) Дух новой эпохи в искусстве Возрождения.

3) Платонизм в философии Возрождения.

4) Что такое пантеизм? У каких мыслителей Возрождения он
встречается?

5) Вселенная глазами мыслителей Возрождения. Н. Кузанский,
Н. Коперник, Дж. Бруно.

6) Возрождение античной диалектики: совпадение противопо­
ложностей /Зенон - Н. Кузанский/.

7) Социально-философские взгляды Н. Макиавелли.

8) Утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.

9) В чем состоит смысл названия эпохи - «Возрождение».

10) В чём суть философских достижений эпохи Ренессанса, ока­
завших влияние на философию Нового времени.

Философия Нового времени.

1) Рождение научного естествознания.

2) Механико-материалистическая картина мира.

3) Бэкон и Декарт: две концепции научного метода.

4) Антитеза эмпиризма и рационализма.

5) Субъективный идеализм Дж. Беркли: аргументы и контраргу­
менты.

6) Что такое агностицизм? Ваше отношение к концепции Юма.

7) Дуализм метафизики Декарта. Теория врожденных идей.

8) Лейбниц: монадология - учение об «истинах факта» и «исти­
нах разума».

9) Пантеистическая натурфилософия Б. Спинозы.

10) Представления о субстанциях во взглядах Декарта, Спинозы,
Лейбница.

11) Учение Бэкона об «идолах» человеческого ума.

Философия Просвещения. 1) Как относились философы-просветители к религии?


3) Индуктивный метод Ф. Бекона и дедуктивный метод Р. Декар­
та.

4) Философские и социально-политические взгляды Дж. Локка.

5) Теория общественного договора и общественно-правовой иде­
ал Просвещения.

6) Проблема универсали и спор реалистов и номиналистов.

7) Философия неоплатоников и христианство.

8) Какое влияние оказал труд Н. Коперника «Об вращении не­
бесных сфер» на развитие философии и науки?

9) Пантеизм Дж. Бруно.

10) Характеристика эмпиризма и рационализма, их значение в
развитии философии и науки.

И) Т. Мор и Т. Кампанелла как представители утопического со­циализма.

12) Французские материалисты Гольбах, Гельвеции, Ламберт о
мире, человеке и познании.

13) Философские взгляды и просветительская деятельность Д.
Дидро.

Литература

1) Антология мировой философии. T.I. ч.2.

2) История философии в кратком изложении. М., 1991.

3) Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.

4) МорТ.Утопия., 1978.

5) Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

6) Руссо Ж. Об общественном договоре. М., 1938.

7) Асмус В.Ф. Историко-философские Этюды. М., 1984.

8) Бабкин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль
мышления. М., 1978.

9) Бурлацкий Ф.М. Загадки и уроки Никколо Макиавелли.
М., 1977.

10) Горфункель А.Г. Философия эпохи Возрождения. М., 1960.

11) Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

12) Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового вре­
мени /Философский аспект проблемы/. М., 1989.

13) Майэрон Г.Г. Формирование средневековой философии.
М., 1979.

14) Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века.

15) Моторшилова Н.В. Рождение и развитие философских идей.
М., 1981.

16) Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века.
М., 1974.

17) Рассел Б. История западной философии. М., 1959. кн.2, 3.

18) Соколов. В.В. Европейская философия XV-XVII веков.
М., 1964.

19) Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. М., 1984.

20) Французское Просвещение и революция /М.А. Киссель, Э.Ю.
Соловьев. Т.И. Ойзерман и др./ М., 1989.



Упражнения и задачи

1. Попробуете установить, кому могли бы принадлежать сле­
дующие суждения:

«Материя не существует. Она есть совокупность наших
ощущений»;

«Мы не можем познать материю, так как наше познание ог­
раничено нашими ощущениями, которые отражают лишь
внешнюю сторону вещей»;

«Математик изучает одно и то же пространственное от­
ношение методами геометрии, аналитической геометрии, ал­
гебры и теории чисел. Богослов и ученый изучают человече­
скую жизнь разными путями и потому религия и наука могут
существовать рядом, не уничтожая друг друга».

(Дж.Беркли, Т. Гоббс, И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, А.Шопенгауэр, У. Джемс).

2. Как понимают различия между вещью в себе и явлением
И. Кант и А.Шопенгауэр?

3. Что такое триада Г. В. Ф. Гегеля? Нарисуйте ее схему.
Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности разви­
тия?

4. «Все действительное разумно, все разумное действитель­
но». Кому принадлежит это суждение (И. Канту, Г.В.Ф. Гегелю,
И.Г.Фихте, К Марксу)? Можно ли считать, что в этом суждении
содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выра­
зить его автор?

5. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдель­
ному индивиду. В своей действительности она есть совокупность
всех общественных отношениий». «...Возникшее общество произ­
водит, как свою постоянную действительность, человека со всем
этим богатством его существа, производит богатого и всесто­
роннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».

Какому К. Марксу принадлежат эти суждения - молодому или зрелому? Поясните различие этих высказываний: по их структу­ре, по их смыслу, по их применимости в разных контекстах.


Литература

1) Антология мировой философии. т.З, М., 1971. с.89 - 352.

2) Рассел Б. История Западной философии. Кн. 3, ч.2. М., 1993.

3) Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века.
М., 1976. с.З - 526

4) Кант И. Пролегомены. // Кант И. Сочинения. чЛ, М., 1965,
с.67-210.

5) Кант И. Основы метафизики нравственности. чЛ, М., 1965,
с.219-310.

6) Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.
// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 42.

7) Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20.

8) Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

9) Поппер К. Нищета историцизма. // Вопросы философии, 1992,
№ 8, 9, 10.


ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ

Экзистенциализм

Экзистенциализм, или «философия существования» был са­мым модным философским течением в середине XX в. Его наиболее яркими представителями были: К. Ясперс и М. Хайдеггер в Германии, Г. Марсель, Ж. - П. Сартр, А. Камю во Франции, Н. Аобаньяно в Италии, У. Баррет в США. Это философия - непосредственная преемница философии А. Бергсона и Ф. Ницше. Свой метод она заимствовала у Э. Гуссерля, а основные идеи - у С. Кьеркегора.

Датский мыслитель С. Кьеркегор дал данному направлению идею экзистенциального мышления. В отличие от научного мышления экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью человеческой индивидуальности, с ее интим­ными переживаниями. Если объективное научное мышление безразлично к мыслящему субъекту, то экзистенциональный мыслитель заинтересован в своем мышлении, он существует в нем. Поэтому для негоне бывает объективной реальности, ото­рванной от субъективной.

Вместе с тем С. Кьеркегор писал об обреченности человека, его ужасе и отчаянии. Человеческий разум не в силах понять жизнь, поэтому ему остается только верить, а чем абсурднее жизнь, тем крепче должна быть вера.

Поскольку задача экзистенциальной философии - занимать­ся вопросами сугубо человеческого бытия, постольку главным методом философии является феноменологический метод. Суть его состоит в том, что предметом философии, по Э. Гуссерлю, является «чистое» сознание, т.е. сознание, очищенное от связи с внешним миром. Это чистое сознание представляет собой аб­солютное бытие, в котором только и возможно истинное зна­ние.

Однако это идеальное бытие, напоминающее идеальный мир Платона, на самом деле имеет с ним мало общего. У Платона идеи образуют идеальный мир истинного бытия, тогда как у Э. Гуссерля идеальные сущности вообще не обладают бытием. 88


В его учении сущность отделена от существования. Это и взял на вооружение экзистенциализм, разделив сущность и сущест­вование человека.

Отсюда мысль экзистенциализма о том, что нет общей для всех людей сущности. Есть лишь существование каждого ин­дивида, абсолютно не похожего на других. Вопрос о том, «быть или не быть собой», встает перед каждым, кто задумывается о человеческой жизни вообще и о своей жизни в частности. Дей­ствительно, в мире всеобщей обезличенности, социального и духовного гнета крайне важно сохранить свою самобытность и ценность. Вопрос состоит в том, как это сделать. С точки зре­ния экзистенциализма, поскольку человек живет в чуждом ему и страшном мире, один из героев Ж.-П.Сартра говорит: «Ад - это другие», ему остается либо уйти в собственную экзи­стенцию, либо бунт.

И здесь на первое место выдвигается проблема свободы: ведь человек, по Ж.-П.Сартру, обречен быть свободным. А это означает, что свобода превращается в мучительную необходи­мость, т.е. свою противоположность. К тому же свобода трак­туется не как свобода действия, а как свобода либо выбора, ли­бо отношения к миру. Например, узник или раб тоже могут быть свободными, если осознают свое положение и невозмож­ность его изменить.

Действительно, идеи свободы, сохранение своей индивиду­альности во все времена волновали мыслящих людей, но фило­софия должна давать им истинное понимание того, что нужно для этого делать. Экзистенциализм этого дать не может. Ведь если человек обречен быть свободным, то, что бы он ни делал, все будет правильно. В результате получается, что ему нечего выбирать, любой его выбор ничуть не лучше и не хуже другого, а значит, в конечном счете, лишен смысла.

Экзистенциализм поставил большое количество проблем человеческого бытия /смысла жизни, свободы и ответственно­сти человека, сохранения своей индивидуальности и т.д./, но не одну проблему он так и не решил. Но, как правильно назвал его С. Великовский, он - большая совесть западной цивилизации, и в этом смысле сам является способом духовно пережить кризис неистинных человеческих отношений. В этом, по-видимому, его непреходящее значение. Общую тенденцию «очеловечива­ния» мира экзистенциализм довел до полного антропоцентриз­ма и субъективизма. Но мысль, что человек с его переживания­ми, эмоциями, страхами и надеждами и есть главная философ­ская проблема, ничто не может отменить.

Наряду с рассмотренными философскими направлениями гносеологические и социальные противоречия XX века привели


также к появлению таких течений, как герменевтика, феноме­нология и т.д.

Словарь

Аналитическая философия - направление в философии XX в., сводящее философию к анализу языка, который считается единст­венным способом постановки философских проблем. Аналитиче­ская философия отрицает способность философии отражать объек­тивный мир и по сути выражает тенденцию неопозитивизма в со­временной философии.

Герменевтика - искусство понимания, искусство истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир.

Иррационализм - направление в философии, которое, в противо­положность рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности. И делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает во­лю /волюнтаризм/, интуицию /интуитивизм/, инстинкты /бессознательное/.

Неопозитивизм - отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в., сводит зада­чи философии к анализу языковых форм познания.

Неотомизм - философия современного католицизма, претендую­щая на универсализм, на синтез веры и разума, умозрения и эмпи­рии, созерцательности и практичности, индивидуальности и со­борности. Однако основой этого направления все равно остается религиозная догматика, опирающаяся на божественное открове­ние. Подобно томизму неотомизм считает философию служанкой богословия.

Неофрейдизм - направление в современной философии, которое соединяет классический психоанализ с социологическими и этно­графическими теориями. В отличие от биологизма З.Фрейда, не­офрейдизм считает, что личность детерминируется обществом и культурой.

Позитивизм - философское направление, считающее, что «поло­жительное» знание есть результат частных наук и их синтеза, и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследо­вание реальности, не имеет права на существование.

Прагматизм - субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а об­щим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей це-


лью познать мир, главное для него - успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины.

Психоанализ - метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания психические процессы и мотивации. Томизм - направление в теологии католицизма, опирающееся на учение Ф. Аквинского. Попытка соединить религиозную догмати­ку с уважением к правилам разума.

Феноменология - философское, направление, стремящееся осво­бодить сознание от связи с внешним миром, т.е. исследовать «чис­тое» сознание, выявив его предельные характеристики.

Философия жизни - иррациональное философское течение, цен­тральной категорией которого выступает «жизнь» как некая ин­туитивно постигаемая целостная реальность, не относящаяся не к материи, ни к духу.

Фрейдизм - общее обозначение различных школ в психоанализе, применяющих психоанализ для объяснений явлений культуры, общества, творчества.

Экзистенциализм - философия существования в отличие от клас­сической философии сущности. Существование в отличие от сущ­ности постигается не разумом, а чем-то вне- или наднациональ­ным. Поэтому познавательные функции философии и науки для постижения экзистенции не применимы. Сама экзистенция, по Сартру и Хайдеггеру, есть бытие, направленное в ничто и сознаю­щее свою конечность. Поэтому философия экзистенциализма глу­боко трагична.

Вопросы для самоподготовки

1) Чем классическая философия отличается от неклассической?

2) Может ли наука быть «сама себе» философией?

3) Основной принцип экзистенциализма «существование пред­
шествует сущности». Как это понимать?

4) Можно ли считать человека свободным, если не он выбирает
свободу, а она его?

5) Чем отличается понимание практики в марксизме и прагма­
тизме?

6) Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность
истинна?

7) Что такое феноменологическая редукция?

8) Почему позитивизм, опирающийся на науку и научный метод,
является тем не менее разновидностью субъективного идеа­
лизма?

9) Как понимается «жизнь» в «философии жизни»?

10) Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гу­
манизмом?


10) Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологи­
ческой философии. М., 1986.

11) Мир философии. Книга для чтения, М., 1991, 4.1, 2.

12) Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Вопросы философии,
1989, № 5.

13) Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

14) Ортега - и - Гассет. Что такое философия? 1991.

15) Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

16) Поппер К. Нищета историзма. // Вопросы философии, 1992,
№8-10.

17) ПолперК. Открытое общество и его враги. М., 1992. т. 1, 2.

18) Проблема метода в современной буржуазной философии.
М., 1986.

19) Рассел Б. Почему я христианин. М., 1958.

20) Рассел Б. История Западной философии. М., 1969, Кн.З, ч.2.

21) Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы.
М., 1957.

22) Сартр Ж.П. Избранные произведения. М., 1992.

23) Социальная философия Французской школы. /Критические
очерки/. Изд. второе, дополненное. М., 1978.

24) Сумерки богов. Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю,
Ж П. Сартр. М., 1989.

25) Тавризян Г. М. О. Шперглер, Й. Хейзинга: две концепции кри­
зиса культуры. М., 1988.

26) Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990.

27) Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки.
М., 1986.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.131 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь