Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Секуляризация философии в эпоху Возрождения



Хронологически Возрождение занимает два века-XV и XVI. В XVb. преобладает интерес к человеку, а мысль XVI в. распространяется также и на природу. Это время крупных эко­номических изменений - закладывание основ для более поздней мировой торговли и перехода от цеховой организации ремесла к мануфактуре. На этом базисе складываются национальные монархии. Духовная сфера жизни общества характеризуется развертыванием процессов секуляризации /освобождение от религии и церковных институтов/ в экономике, политике, фи­лософии, науке, искусстве. Ренессанс - это возрождение антич­ной культуры, образа жизни, способа мышления и чувствова­ния, но не тождественность античности. К античности относи­лись, как к идеалу, - восхищаясь эстетически, но не теряя дис­танции между ним и реальностью.

Одной из специфических черт эпохи Возрождения был гу­манизм, обусловленный развитием гражданской жизни и про­блематики, стремлением к политической свободе. Если инди­вид эпохи средневековья представлял ту или иную корпорацию, то в эпоху Возрождения он представляет самого се­бя - вырастают новое самосознание человека и его обществен­ная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собствен­ной силы и таланта. Свои заслуги человек склонен приписывать себе, а не традиции. Он становится творцом самого себя. Осла­бевает представление о греховности человека и испорченности человеческой природы, в результате чего он уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения.

Эпоха Возрождения в целом ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Художник подражает не просто созданиям бога, но самому бо­жественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в себе самом - в своей душе, теле, телесности /культ красо­ты - Боттичелли, Леонардо, Рафаэль/. Разносторонность разви­тия и дарования особенно почитались в эту эпоху. Например, Леон Батиста Альберта был гуманистом с широким кругом ин­тересов, о чем свидетельствуют даже названия его произведе­ний: «Об архитектуре», «О живописи», «О семье», «О ведении домашнего хозяйства».


Философия Ренессанса, как и вся эта эпоха в целом, антро-поцентрична. Возрастает ценность отдельного человека, свое­образие и уникальность каждого индивидуума, что во многом связано с зарождением буржуазного индивидуализма. Основа­ния антропоцентризма Возрождения нужно искать в изменении экономических отношений. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства, широ­кое распространение централизованного типа мануфакту­ры-все это знаменовало переход от зрелого средневекового феодализма к раннему капитализму, что не могло не отразиться на содержании общественного сознания.

Натурфилософские взгляды философов эпохи Возрождения можно охарактеризовать как пантеистические. «Христианский бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя обожествляется. Весьма распространенным является магико-алхимическое по­нимание природы, стремление с помощью тайных оккультных сил управлять природой. Представителем этого течения был Парацельс.

Отличие философии эпохи Возрождения от философий пре­дыдущих эпох состоит в следующем.

С одной стороны, происходит формирование нового созна­ния, отличного от античного: для греков - предел выше беспре­дельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, для философов Возрождения - возможность богаче действительно­сти, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия.

С другой стороны, философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии по ряду оснований: ■ в гносеологии происходит разрушение религиозной пара­дигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой машинной материально-технической базы и новых общественных отношений;

ш в этике имеет место переход от теоцентризма к антропо­центризму;

а в натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической во взглядах Бруно, Коперни­ка, Галилея.


Поделиться:



Популярное:

  1. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  2. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 3280; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь