Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства как средство духовно-нравственного и интеллектуального развития личности дошкольника.



Знакомство детей 4—5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом — на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво. Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, как по представлению, так и с натуры, используя дымковскую игрушку. Для этого в начале занятия игрушку рассматривают, обращая внимание на ее пластические и другие выразительные особенности. Далее воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылеплены заранее, и воспитатель лишь показывает, как их нужно соединить, плотно примазав друг к другу.

Одной из задач эстетического воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров.

С помощью игрушки проходит более полное ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий. В их чередовании присутствует определенная логика, последовательность, используется принцип от простого к постепенному нарастанию сложности приемов и навыков в работе.

Народная дымковская игрушка - одно из важнейших средств эстетического воздействия на детей. Красота росписи и выразительность формы вызывают у них чувства радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни и природе.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста ставят следующие задачи:

- познакомить с новым видом декоративно - прикладного искусства-дымковской игрушкой;

- сформировать знания об особенностях дымковской росписи, колорите, основных элементах узора;

- воспитывать детей на народных традициях (изобразительное искусство неотделимо от народной музыки и народного устного творчества);

- развивать у детей воображение и стремление к творчеству;

- воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к изделиям народных промыслов;

- развивать чувство цвета и цветовое восприятие;

- развивать эстетическое восприятие;

- вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам;

- закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание;

- учить создавать изображение по мотивам дымковских игрушек;

- знакомить с художественными материалами и инструментами, приемами и способами работы.

47. Современные требования к обучению дошкольников предметному и сюжетному рисованию.

В детском саду сюжетное рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей. В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета. Графические материалы, краски.

 

48. Современные требования к обучению дошкольников предметной и сюжетной аппликации.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Основные задачи обучения аппликации следующие:

- различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

- знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

- знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

- развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

- составлять изображение предмета из отдельных частей;

- располагать предметы в сюжетной аппликации.

 

49. Современные требования к обучению дошкольников предметной и сюжетной лепке.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

 

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2—3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

 

50. Психолого-педагогические аспекты организации совместной продуктивной деятельности дошкольника (на примере аппликации).

Аппликация является разновидностью художественной деятельности дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей:

Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

Добровольное присоединение детей к деятельности. Дети сами решают, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.

Свободное общение и перемещение детей во время деятельности. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

Открытый временной конец деятельности. Дети работают в разном темпе. Объем работы каждый ребенок определяет для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.

Совместная деятельность взрослого и детей - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Предполагает: индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Совместная деятельность взрослого с ребёнком, это, прежде всего деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Очень важно организовать совместные действия так, чтобы педагог мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В коллективной аппликации большое место занимают совместные действия детей, то есть выполнение таких элементов, которые направлены на решение достаточно простых текущих задач. Например, подготовка одним ребёнком основы для совместной аппликации (выбор фона, тонирование поверхности…), вырезание другим ребёнком крупных деталей сюжета или композиции и расположение их на подготовленной основе, третий ребёнок работает с мелкими декоративными украшениями. Для целесообразного распределения совместных действий необходимо умение владеть речевым диалогом со сверстниками, согласовывать свои действия, умения, доброжелательно договариваться о совместном решении предложенной задачи.

Перед занятием коллективной аппликацией, воспитателю нужно знать, нравится ли детям заниматься вместе, как они оценивают друг друга в процессе совместной работы, готовы ли следовать определённым правилам и способам взаимодействия. Для этого нужно проводить беседы с детьми, задавая следующие вопросы:

- С кем из детей ты чаще всего выполняешь задания на занятиях? Почему?

- Если тебе хочется сделать большую красивую работу, ты будешь делать её один или позовёшь друзей? Почему? Кого из детей ты пригласишь?

- Лучше или хуже у тебя получится, если ты выполнишь работу со своим другом?

- Если вы будете делать работу вместе, вы будете помогать или мешать друг другу?

- Как вы будете договариваться, распределять работу между собой?

- С кем бы ты хотел выполнить работу? Почему?

Ответы детей помогут оценить отношение детей к занятиям, содержащим элементы сотрудничества, а также позволят определить с кем предпочитает заниматься ребёнок.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Какой заголовок подходит к данному тексту?
  2. BIM как частный случай PLM. Жизненный цикл продукта, жизненный цикл строительного проекта.
  3. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  4. I. Какое из данных утверждений выражает основную идею текста?
  5. I. Логистика как системный инструмент.
  6. I. Понятие как форма мышления
  7. I. Предмет, метод и специфика административного права как отрасли права
  8. I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников.
  9. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  10. I. Флагелляция как метод БДСМ
  11. I.1. Основные предпосылки и механизмы развития речевой деятельности
  12. I.4. Кино и «старшие» искусства


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1366; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь