Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 7. Источники романо-германского права
План лекции (2 часа) Занятие 1 1) Понятие источника романо-германского права 2) Основные виды источников романо-германского права 3) Закон в системе источников романо-германского права Занятие 2 4) Обычай как источник романо-германского права 5) Соотношение прецедента с другими источниками романо-германского права Литература: 1-5, 27, 40, 42-43, 71, 73-75
1. В романо-германской правовой семье, отличающейся своей доктринальностью и концептуальностью, традиционно значительное внимание уделялось как общей теории права, так и его источникам. Несомненно, это имело огромное значение не только для развития теории права и его источников, но и для юридической практики. В частности, при рассмотрении теоретически и практически важного вопроса, касающегося юридической природы и характера нормативно-правового акта как источника права и индивидуального акта. Вопрос традиционно для романо-германского права, по словам Жана-Луи Бержеля, ставился следующим образом: «следует ли исключать из правовых источников акты, формирующие только индивидуальные правила» или же, наоборот, их следует рассматривать в качестве таковых? Вопрос - не простой и решался он в зависимости от того, какой смысл вкладывался в понятие права и, соответственно - источникам права. Доминирующим в системе романо-германского права было и остается воззрение, согласно которому главным атрибутом права и его источников является наличие в них правил общего характера. Закон, резонно замечал в связи с этим автор, «имеет общий характер, потому что он может быть применим в отношении любого лица, соответствующего предписываемым условиям, а не только какого-то конкретного лица. Принцип, согласно которому закон имеет общий характер, позволяет в таком случае различать индивидуальный приказ и общее правило». Разумеется, резюмировал Жан-Луи Бержель, «мы не можем отрицать того, что индивидуальные акты порождают для тех, кого они затрагивают, новые правила и таким образом, изменяют общий правопорядок, как и того, что общие правила реализуются только в частных случаях их применения». Однако это не дает никаких оснований полагать, что эти акты «могут сами по себе квалифицироваться как правовые источники, поскольку они не образуют норм, способных регулировать бесконечный ряд случаев». Данное мнение разделяется, как показывает анализ научных работ, подавляющим большинством авторов, занимающихся исследованием проблем источников романо-германского права. Между тем по данному вопросу, касающемуся соотношения нормативно-правового акта как источника права и индивидуального акта, равно как и по более общим проблемам, касающимся понятия и содержания источников права, в романо-германской правовой семье нет единого их определения и единого о них представления. Разнообразие исторических, национальных и этнических различий, существующих в странах романо-германского права, особенности их политических и правовых культур и многие другие объективные и субъективные факторы не позволили выработать у компаративистов единого мнения о том, что такое источник романо-германского права, каковым должно быть его определение и в каких социально-политических, экономических и иных параметрах должно складываться о нем (если это вообще возможно в столь, разнообразной государственно-правовой среде) единое представление. В научной литературе в связи с этим совершенно справедливо указывалось на то, что представление об источниках права в пределах романо-германской правовой семьи, равно как и представление об их соотношении друг с другом и с источниками других правовых семей, обусловлено целым рядом обстоятельств и варьируется «от страны к. стране и даже в рамках отдельных стран - меняется время от времени, а нередко - от одной отрасли к другой, от одного предмета правового регулирования к другому». Изложить принятую в романо-германской правовой семье теорию источников права, писал Р. Давид, «нелегкое дело». Ведь правовые системы, составляющие эту семью, многочисленны, и каждая из них имеет свои специфические черты. Более того, даже в каждой системе национального права этот вопрос весьма сложен и зачастую спорен. Способ, с. помощью которого дается ответ на этот вопрос, «может зависеть от отрасли права, в отношении которой он поставлен. Этот ответ в известной степени зависит и от психологии, и от личного темперамента каждого автора. Он менялся в разные эпохи и в зависимости от философских тенденций, господствующих в данный момент». Однако отсутствие единого представления об источниках романо-германского права, а вместе с ним и единого их определения вовсе не означает, что среди исследователей, занимающихся проблемами этой правовой семьи, до сих пор не выработано общего о них и их специфике представления. Последнее складывается из общих признаков и черт, свойственных источникам права всех входящих, в романо-германскую правовую семью национальных правовых систем, и зачастую сопоставляется с источниками других правовых семей. В системе континентального права в случае возникновения противоречий среди источников права или в самом праве настоящий приверженец романо-германского («цивильного») права будет искать «справедливое решение» вопроса в нормах права, содержащихся в законодательных актах. В то же время, скажем, «наши американские коллеги» - сторонники общего права - будут пытаться, «по справедливости» решать аналогичный вопрос путем анализа судебных решений, «в манере судейского права». Первые придают исключительное значение «важности точного знания норм права и правовых принципов, характеру взаимосвязи и их взаимодействия, а также технике их применения». Способность к поиску решений в судейских спорах, в дискуссиях по поводу общих тенденций развития права, выявления сложившихся или складывающихся в процессе судебной деятельности правовых норм и проявляющихся при этом интересов играет в системе романо-германского права гораздо меньшую роль, по крайней мере, на уровне рассмотрения конкретных уголовных и гражданских дел, нежели это имеет место в системе общего права. Соответственно вторые, а именно - юристы, работающие в сфере применения общего права, придают исключительно важное значение знанию судебной практики и процедуры, умению находить в процессе осуществления судебной деятельности наиболее подходящие для каждого конкретного случая правила - прецеденты и «наиболее правильные» решения. С их точки зрения «европейские правовые конфликты» по своей природе и механизму их разрешения «чрезвычайно просты и прямолинейны», «довольно жестки и догматичны», поскольку возникают и разрешаются в строгом соответствии с заранее установленными с помощью законодательных актов и весьма- стабильными нормами права. Тогда как правовые конфликты и способы их разрешения в системе общего, в особенности - американского права, с точки зрения сторонников романо-германской -правовой семьи «безнадежно запутаны и неопределенны», подвержены постоянному влиянию «со стороны весьма многочисленных факторов и самых случайных, порою не согласующихся с принципами права, ad hoc решений». Говоря об общем определении понятия источника романо-германского права, необходимо обратить внимание на следующие, довольно типичные для данной правовой семьи обстоятельства. Во-первых, «источник права» представляется традиционно не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а в совокупности нескольких, взаимосвязанных между собой и дополняющих друг друга сторон. Многогранное и разностороннее понятие «источника права» должно рассматриваться не иначе, как в совокупности всех «составляющих его элементов» и с учетом всех объективных и субъективных факторов, оказывающих на него и на всю правовую семью в целом определенное влияние. Речь при этом идет об исторических, социологических, «философских» и иных тесно связанных с ними факторах. Соответственно имеются в виду и широко используются представления об источниках романо-германского права в историческом, социологическом, философском и иных смыслах. Во-вторых, несмотря на многообразие взглядов и подходов к определению понятия «источник права», в романо-германской правовой семье традиционно доминировал формально-юридический подход. В теоретическом и практическом плане это означает, что источник права всегда рассматривался не иначе, как «исходное начало» для всех-тех социальных норм, которые имеют обязательный характер «не только для простых граждан, но и для судей». В-третьих, формально-юридическое признание «источника права» как доминирующего начала и представления о нем в системе романо-германского права никогда не абсолютизировалось и не отрывалось от общих представлений об источниках права. В противном случае это могло бы привести к одностороннему и весьма искаженному представлению о нем как применительно к романо-германской правовой семье в целом, так и в отношении составляющих ее правовых систем. Если бы при рассмотрении, например, источников германского права авторы ограничились лишь формально-юридическим подходом, согласно которому признается только два вида источников права - законы (Gesetz) и обычное право (Gewohnitsrecht), то «получилась бы весьма искаженная картина того, что происходит в немецкой правовой системе сегодня». Из поля зрения были бы упущены такие неформальные источники права - факторы, оказывающие в течение многих столетий огромное влияние на германское право, как ее правовая-история, философия права, «общая конституционная и правовая теория», социология права и сравнительное правоведение. Кроме того, из системы источников права при одностороннем, формально-юридическом подходе неизбежно «выпали» бы решения Конституционного суда и других высших судебных инстанций, которые отнюдь «не являются только актами применения существующего права», а также акты применения права Европейского Союза (European Community Law). Наконец, односторонний, формально-юридический подход к источникам немецкого права, а вместе с ним - и всего романо-германского права неизбежно самым негативным образом сказался бы на деятельности судебных органов, на правовой обоснованности и убедительности их решений, ибо кроме двух формально признанных видов источников права они были бы лишены возможности в случае необходимости обращаться и к другим не менее важным видам. В-четвертых, в процессе выработки общего представления об источниках романо-германского права и их определении следует обратить внимание на то, что среди источников права, понимаемых в формально-юридическом смысле, ведущая роль неизменно отводится закону. Одним из традиционных различий романо-германского и англосаксонского права всегда было и остается то, что первое по своей природе и характеру является статутным-правом во главе с законом, а второе - судейским, прецедентным правом. В силу этого европейские юристы, имеющие дело с континентальным правом, «всегда предпочитали и приветствовали приоритет статутного права». В то же время как английские или же американские юристы, «всячески избегая статутного права», всегда чувствовали себя «более комфортно, когда имели дело с судейским (case law), прецедентным правом». Во избежание терминологической и «содержательной» путаницы следует заметить, что когда в научных и иных источниках говорится о «приоритете», «доминировании» и т. п. статутного права, то, как правило, имеется в виду право, состоящее из системы норм, содержащихся в актах высших законодательных органов тех или иных стран - законах. В такого рода случаях «статут» рассматривается в узком смысле слова как синоним термина «закон». Однако нередко в юридической литературе «статут» представляется и как формально-юридический, общеобязательный по своему характеру акт, принятый не только высшими, но и любыми иными правотворческими органами, включая как законодательные, так и исполнительно-распорядительные органы государства. «Статут» в данном, случае употребляется как синоним понятия и термина «нормативно-правовой акт». Соответственно, статутное право рассматривается при этом в виде системы норм, содержащихся не только в законах, но и в других нормативно-правовых актах. Кроме того, отмечая ведущую роль закона (статута) в системе романо-германского права, необходимо обратить внимание на то, что в правовой теории и юридической практике стран романо-германского права «закон» в собственном смысле слова традиционно не смешивался, с «правом». Устойчивые позиции сторонников теории естественного права в Европе повлияли на то, что «позитивный» закон последовательно воспринимался западноевропейскими юристами как весьма важная, но, тем не менее, лишь составная часть того, что именовалось «правом». Закон, в широком смысле слова, подмечал Р. Давид, - это, по-видимому, в наши дни «первостепенный, почти единственный источник права в странах романо-германской правовой семьи». Все эти страны - страны писаного права. Юристы здесь прежде всего обращаются «к законодательным и регламентирующим актам, принятым парламентом или правительственными и административными органами». Что же касается других источников права, то они в свете данного постулата занимают «подчиненное место по сравнению с предпочитаемым классическим источником права - законом». Это - доктрина, сложившийся теоретический подход, который «как бы много о нем не говорили, фактически очень далек от реальности». Такая доктрина «вполне могла бы быть идеалом, какой-либо школы, господствовавшей во Франции в XIX в.».. Однако она никогда не была полностью принята практикой и «даже в настоящее время в теории все более и более открыто признают, что абсолютный суверенитет закона в странах романо-германской правовой семьи является фикцией и что наряду с законом существуют и другие, весьма значительные источники права». Смешивать «право и закон и видеть в законе исключительный источник права - значит противоречить всей романо-германской традиции». В-пятых, при выработке понятия и формировании общего представления об источниках романо-германского права весьма важно иметь в виду, что доктрина ведущей роли законов, а вместе с ними - и всех иных законодательных актов в данной правовой семье органически связана с целым рядом других доктрин, таких, в частности, как теория «жесткого» суверенитета государства, теория «господства права» (rule of law) и др. Такая связь, прослеживаемая на протяжении весьма длительного исторического периода, вполне логична и легко объяснима. В основе ее лежит общепризнанный среди сторонников юридического позитивизма постулат, согласно которому только государство может творить право, а, следовательно, только государство, обладающее сильной властью и «жестким» суверенитетом, может обеспечить его полную реализацию, своего рода «господство права». Такого взгляда придерживался, например, один из видных представителей «континентального позитивизма» второй половины XIX в. немецкий юрист К. Бергбом, считавший, что «поскольку естественное и иное внепозитивное право представляет собой не более, чем предположение», нечто субъективно фиктивное, оно, если его всерьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой «разрушение правопорядка и анархию». Единственно реальным правом является то, что выражено в законе. Норма права - это альфа и омега права, его начало и его конец. «За пределами закона нет никакого другого права». Аналогичного мнения придерживались и многие другие авторы, не без оснований утверждающие, что юридический («государственный») позитивизм в том виде, как он «выражается в догме и абсолютном внутреннем и внешнем проявлениях государственного суверенитета неизбежно ведет к установлению монополии государства в области правотворчества». К таким же последствиям, только теперь уже в процессе правоприменения неизбежно ведет также строгое следование доктрине или принципу «господства права» в странах континентального права. По сравнению с общим правом, где на первом плане в процессе формирования и реализации принципа «господства права» стоят судьи и «сообщество юристов», в романо-германской правовой семье все обстоит совсем иначе. А именно - данный принцип создается не судьями и другими юристами, а «законодателем - парламентом и электоратом путем проведения референдумов». Отчасти на процесс его формирования оказывают влияние представители правовой науки, разрабатывающие и развивающие основополагающие идеи данной доктрины. Что же касается судей, то они при этом играют «второстепенную роль», сводящуюся к руководству данным принципом при рассмотрении конкретных дел. Однако по мере развития западноевропейского общества, государства и права ситуация в данной сфере государственно-правовой жизни постепенно, но весьма существенно менялась. Констатируя данный факт, Р. Давид и К. Жоффре-Спинози не без оснований отмечают, что позитивистская теория, «считающая, что закон является единственным источником права», казалось бы, бесспорно победила в разных странах романо-германской правовой семьи сразу же после периода кодификации. Эта доктрина и сегодня часто преподается студентам как общепринятая в этих странах общего права, считается, что она соответствует практике. На самом же деле «произошло значительное смягчение позиций юристов. Доктрина естественного права в наши дни возродилась». Кроме того, сами сторонники позитивизма отказались «от понимания закона таким, каким он представлялся в XIX в.». В настоящее время все больше признается «творческая роль судей». Никто сейчас не считает закон в системе романо-германского права «единственным источником права и не полагает, что чисто логическое толкование закона может привести во всех случаях к искомому правовому решению». Помимо названных особенностей источников романо-германского права и обстоятельств, оказывающих влияние на формирование их определения и общего о них представления, существуют и другие факторы. Однако в теории и практике «источниковедения» они играют незначительную роль. 2. Основные виды источников романо-германского права и критерии их классификации Говоря об источниках романо-германского права, равно как и любой иной правовой семьи, необходимо учитывать, как представляется, два обстоятельства. Одно из них заключается в том, что источники правовой семьи в целом не всегда полностью совпадают с источниками формирующих ее национальных правовых систем, а второе - в том, что национальные правовые системы в плане формирующих источников в силу исторических и национальных традиций, особенностей правовой культуры и иных факторов могут отличаться и в действительности весьма значительно отличаются друг от друга. Например, в силу исторических, политических и иных причин правовая система Италии отличается; в частности, тем, что содержит в себе, начиная с 30-40-х гг. - периода фашистской диктатуры - так называемые «корпоративные акты» или нормы. Суть их заключается в том, что они издавались в рамках отдельных корпораций, по природе своей имели локальный характер и регулировали лишь внутрикорпоративные отношения. Однако во всех тех случаях, когда «корпоративные акты» в виде внутренних правил или соглашений получали поддержку, своего рода - санкцию со стороны правительства, они «приобретали статус источника права». С разгромом фашизма данные акты «утратили свое прежнее практическое значение». Но, тем не менее, многие из них не были официально отменены, следовательно, в формально-юридическом плане сохраняют свой прежний статус. В силу вышеназванных й иных причин в одних национальных правовых системах, принадлежащих к романо-германской правовой семье, уделяется больше внимания таким источникам права, как делегированное законодательство, чем в других. В отдельных правовых системах придается особое значение правовым доктринам (Греция, Франция, Швеция) и «общим принципам» права, которые иногда «выводятся» как из «норм позитивного права», так и из «самого, существующего в стране правового порядка» и которые при этом наделяются статусом «первичных источников права». «Общим принципам права», в частности, уделяется повышенное внимание во Франции, где они нашли свое законодательное закрепление как в Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным собранием Франции еще в 1789 г., так и в последующих конституционных актах. Речь при этом идет о таких принципах, как принципы «приверженности правам человека»; «принципы национального суверенитета»; принцип выражения в законе общей воли: принцип признания «воспрещенными» лишь тех деяний, которые «вредны для общества» («все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом»); принцип свободы действий, состоящий в предоставлении «возможности делать все, что не приносит вреда другому»; принцип установления в законе «лишь тех наказаний, которые строго и бесспорно необходимы»; принцип отчетности «каждого должностного лица по вверенной ему части управления» перед обществом и др. Законодательное закрепление «общие правовые принципы» нашли не только во Франции, но и в некоторых других странах романо-германского права. В частности, Конституция Испании закрепляет и гарантирует соблюдение таких принципов, как принцип законности; принцип, согласно которому устанавливается и поддерживается «иерархия нормативных актов»; принцип «отсутствия обратной силы у норм, содержащих санкции, не способствующие осуществлению личных прав или- ограничивающие их», и др. Ряд «общих правовых принципов», согласно конституционному и гражданскому законодательству Испании (ст. 6 ГК Испании), признается в качестве одного из «возможных» источников права. Кроме того, в качестве таковых, по свидетельству исследователей, иногда признаются также «принципы морального порядка, не записанные в законе». Это, в частности, принцип frausi omnia corrumpit («обман уничтожает все юридические последствия»); принцип пещо contra facum' proprium venire potest («лицо не может оспаривать последствия действия, совершенного им же самим и к своей же собственной выгоде») и др. Общие принципы права признаются в качестве источников права также представителями ряда других национальных правовых систем, выступающих в качестве составных частей романо-германского права. Однако это делается зачастую с определенными, порою весьма существенными оговорками, в частности, по причине того, как замечает Жан-Луи Бержель, что понятие «общие принципы права», несмотря на то, что «мы регулярно к нему обращаемся», все еще «остается смутным», а природа общих принципов - неопределенной». Рассматривая общие принципы права как «положения (правила) объективного права (а не естественного или идеального права), которые могут выражаться, а могут и не выражаться в текстах, но (обязательно) применяются в судебной практике и обладают достаточно общим характером», автор верно подмечает такие, отнюдь, не способствующие восприятию общих принципов в качестве источников права их особенности, как их нормативная неопределенность: «необязательное воспроизведение их в положениях (правилах) позитивного права»; нередкое смешение их с обычной судебной практикой, с решениями, «сформулированными судьями для того, чтобы сгладить умалчивания, смутные места и противоречивость закона»; и др. Наряду с названными особенностями источников права, присущими различным национальным правовым системам рома- но-германской правовой семьи, существуют и другие особенности. Однако не они в этой правовой семье «делают погоду». Над особенностями источников права тех или иных стран романо-германской правовой семьи всегда преобладала общность различных видов источников права, характера их взаимосвязи и взаимодействия, общность принципов построения и поддержания иерархии различных источников права, общность путей их становления и развития и т. д. Общими для всех правовых систем, входящих в романо-германскую правовую семью, являются такие источники права, как а) нормативно-правовые акты во главе с законом; б) обычаи, формирующие систему норм, именуемых обычным правом; в) судебная практика, судебные прецеденты, которые являются общепризнанными источниками права, но которые, тем не менее, в некоторых странах (например, в Германии) нередко оспариваются; г.) международные договоры, которые некоторыми авторами считаются «сравнимыми» по своему значению с конституционными законами; д) общие принципы права, нередко именуемые и рассматриваемые в научной литературе как «высшие принципы», в соответствии с которыми должна строиться деятельность судебных и других государственных органов; е) доктрины, с помощью которых вырабатываются многие принципы романо-германского права и в законодательном порядке создаются многочисленные нормы права, охватывающие в разных сферах поведение людей. Нормативно-правовые акты, формирующие систему статутного права в западной юридической литературе, зачастую обобщенно называют письменными актами, формальными (формально-юридическими) актами или же просто - законами в широком смысле слова, в отличие от собственно законов, принимаемых высшими законодательными органами. Концепция принимаемых в законодательном порядке норм исходит из того, что в эту систему норм включаются нормы, содержащиеся не только в актах, принимаемых законодательными органами, но и в актах, исходящих от «исполнительно-распорядительных и административных органов, а также - принимаемых путем референдума». Разумеется, характер, название и виды этих актов в различных странах романо-германского права далеко не одинаковы. Во Франции, например, кроме законов в систему нормативно-правовых актов входят регламентарные акты (reglements), издаваемые, согласно ст. 37 Конституции Франции, по вопросам, «не входящим в сферу законодательства», исполнительно-распорядительными органами в лице правительства, министров, а также уполномоченных на то органов администрации разных уровней. К этому же виду источников права относятся также ордонансы (ordiances) - акты, принимаемые в соответствии со ст. 38 Конституции Франции правительством (Советом министров) страны с разрешения парламента «в течение ограниченного срока осуществлять путем ордонансов меры, которые обычно относятся к области законодательства», и по заключению Государственного Совета. В течение установленного законом срока ордонансы подлежат утверждению парламентом, после чего они приобретают силу закона и, согласно Конституции страны, «могут быть изменены только законом». В случае же если законопроект об утверждении ордонанса не внесен в парламент «до истечения срока, установленного законом о делегировании полномочий», данный нормативно-правовой акт теряет юридическую силу. По существу своему ордонансы представляют собой одну из разновидностей делегированного законодательства, состоящего из особого рода (по своему характеру, процедуре принятия, юридической силе и т. п.) нормативно-правовых актов, действующих практически в каждой относящейся к романо-германскому праву стране. Особая значимость в системе нормативно-правовых актов Франции придается правительственным декретам, принимаемым в ряде случаев лишь после положительного заключения Конституционного Совета, а также декретам президента. В Италии к системе нормативно-правовых актов, кроме законов, относятся, согласно ст. 76 Конституции страны, так называемые «законодательные декреты», издаваемые правительством в порядке осуществления законодательной функции, легированной ему от парламента «не иначе, как с указанием руководящих принципов и критериев такой делегации и только на ограниченное время и по определенному кругу вопросов». В случаях «особой необходимости и срочности» правительство уполномочивается также принимать в соответствии со ст. 77 Конституции Италии «под свою ответственность» такие нормативные акты, как «временные распоряжения, имеющие силу закона». В тот же день они должны быть представлены в парламент для утверждения, палаты которого, «даже если они распущены, специально, созываются и собираются в течение пяти дней». Кроме данных актов, принимаемых, по сути дела, в порядке делегирования законодательных функций (предшествовавшего или последовавшего за принятием того или иного правительственного акта), в системе нормативно-правовых актов Италии выделяются также декреты президента, имеющие силу закона, и регламенты. В отношении этих актов Конституция страны особо оговаривает, что: а) «никакой акт Президента Республики недействителен, если- он не контрассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны» и б) акты, имеющие силу закона, равно как и другие указанные в законе акты, «контрассигнуются также председателем. Совета Министров». Определенное место в системе нормативно-правовых актов Италии занимают акты, принимаемые местными органами государственной власти, и управления. Для федеративных государств (Бельгия, Германия, Швейцария) важное значение имеют, кроме того, акты, принимаемые уполномоченными на то государственными органами на уровне субъектов федерации. Свои особенности в форме проявления, названии и даже содержании рассматриваемых юридических актов имеются, естественно, и в других странах романо-германского права, причем не только на уровне национальных правовых систем, но и на уровне составляющих их отраслей права. Одним из наиболее ярких примеров такого рода особенностей отраслевых источников права может служить трудовое право Финляндии, источниками которого являются, наряду с общепринятыми для трудового права других стран актами, такие источники, как так называемые «абсолютные нормы права», значимость которых не может подвергаться сомнению ни при каких обстоятельствах; «абсолютные статуты», от нормативного содержания которых допускается возможность «отклонения» при заключении коллективных соглашений;, акты, в которых. содержатся нормы обычного права; сложившаяся в сфере трудовых отношений практика, которая в юридическом плане «приравнивается к условиям, содержащимся в трудовом контракте»; и др. Однако эти особенности в значительной мере «поглощаются» и «сглаживаются» теми общими, нередко более важными признаками и чертами, которые объединяют большинство этих актов под одним, общеродовым названием и соответственно содержанием «нормативно-правовых» или просто - «нормативных» юридических актов. Данные акты объединяет прежде всего то, что они: а) являются результатом деятельности законодательных и исполнительно-распорядительных государственных органов; б) имеют общеобязательный характер, содержат в себе предписания общего характера - правовые нормы; в) рассчитаны на многократное I применение; г) обеспечиваются и охраняются государством; д) выступают всегда только в письменной форме; е) в случае нарушения содержащихся в них предписаний с неизбежностью, предполагают применение соответствующего государственного " воздействия в виде уголовно-правовых, гражданско-правовых, административно-правовых и иных санкций в отношении нарушителей. Рассматривая вопрос о классификации форм, или источников романо-германского права, следует заметить, что в зарубежной и отечественной литературе довольно традиционной является их классификация прежде всего в зависимости от способа формирования тех или иных источников права. В соответствии с этим критерием все источники романо-германского права подразделяются на две группы: а) на акты, исходящие от государственных законодательных и исполнительно-распорядительных, органов различных уровней и формирующих статутное право; б) на источники, возникающие и развивающиеся в силу развития тех или иных отношений в обществе, а также - самого общества (как, например, обычаи, традиции, правовая культура). Ко второй группе источников права следует отнести также правовые доктрины И работы (нередко - комментарии действующих законов) видных уче- ных-юристов. Широко распространенной в странах романо-германского права является классификация источников права в зависимости от способа их оформления и формы их внешнего проявления. В соответствии с данным критерием все источники права подразделяются на писаные и неписаные, формальные и неформальные. Последние, хотя и не относятся в прямом юридическом смысле в пределах романо-германского права непосредственно к источникам права, тем не менее, оказывают на него, на процесс его развития и совершенствования определенное влияние. К таковым относятся, в частности, правовые доктрины, правовые традиции, общие принципы права, в особенности в тех странах, где они закреплены законодательно. Особая значимость в процессе классификации источников права по данному критерию придается, естественно, формально-юридическим, писаным источникам права, к каковым относятся прежде всего нормативно-правовые акты. Писаные источники права играют определяющую роль как во всей системе романо-германского права в целом, так и в отдельных, составляющих ее правовых системах. Писаные источники, к которым относятся Конституция и другие нормативные акты, «являются наиболее важными источниками права, которые широко используются во Франции при разрешении как гражданских, так и уголовных дел». В Швейцарии источники права, имеющие писаный характер, «являются наиболее важными источниками права». Они различаются между собой по ряду признаков и прежде всего по своей «ценности» - юридической силе. «В порядке приоритетности» на первом плане стоит «Федеральная Конституция, затем - кодексы и другие федеральные статуты и, наконец, - административные акты». Однако, несмотря на существующие между писаными актами различия, всех их объединяет то, что в судебной практике и иной правоприменительной деятельности им отдается по сравнению с другими источниками швейцарского права приоритетная роль. Аналогично обстоит дело с приоритетностью писаных источников права и в других национальных системах права, так же как и во всей системе романо-германского права в целом. Наряду с названными вариантами классификации источников романо-германского, права во многих странах, принадлежащих к данной правовой семье, практикуется еще одна, довольно специфическая для романо-германского права. классификация. А именно - подразделение различных источников права на группы в зависимости от комплекса критериев, включающих в себя их юридическую силу, социальную значимость и степень их распространенности среди других источников права. В зависимости от уровня проявления данных признаков-критериев в западной юридической литературе выделяют соответственно первичные и вторичные источники права. Причем такая классификация источников права некоторыми авторами-компаративистами рассматривается не иначе, как «фундаментальная». В теории источников романо-германского права наиболее важным, фундаментальным подразделением источников права на различные группы является их классификация на «первичные источники, в которых содержатся нормы, имеющие обязательную силу для судов, и на вторичные источники, иногда называемые просто источниками или документами (authoriries)». Первичные источники во всех странах романо-германского права охватывают нормативные акты (enacted law) и обычаи.с «несомненным преобладанием первых над вторыми». Иногда к первичным источникам относят также «общие принципы права». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2292; Нарушение авторского права страницы