Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Тема 10. Источники мусульманского права




План лекции (1 час):

1. Мусульманское право и его источники. Коран

2. Сунна, кияс и другие источники мусульманского права

Литература: 1-5, 27, 52, 73-75

 

1. Мусульманское право представляет собой систему норм, выражающих в религиозной форме волю и интересы религиозной знати, которые изначально санкционировались и поддержива­лись демократическим мусульманским государством. Сложив­шись в своей основе еще в VII-X вв., в период становления и раз­вития феодальных отношений в Арабском халифате, мусульман­ское право неизменно выступает лишь как одна из сторон ислама. Эта религия, отмечается в научных источниках, содержит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что не должен верить, а во-вто­рых, предписания верующим, указывающие на то, что они долж­ны делать и что не должны. В исламской религии совокупность таких предписаний называется шариатом (в пер. с араб. - «путь следования») и составляет собственно то, что называют мусуль­манским правом.

Согласно догмам ислама мусульманское право имеет своим происхождением Аллаха, который открыл это право и довел его до всего общества и отдельно взятого человека через своего по­сланника и пророка Мухаммада. Личность последнего занимает важное место в религиозной доктрине ислама в целом.

Этот человек был избран самим Богом в качестве посланника и пророка, говорится в самых ранних и более поздних богослов­ских исследованиях. Признание пророческой миссии Мухамма­да - один из двух непременных символов мусульманской веры. А именно веры в то, что «нет никакого божества, кроме Аллаха», и что Мухаммад является пророком и посланникам Аллаха.

Незыблемая основа мусульманского права - Коран. Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различ­ные проповеди, обрядовые и юридические установления, молит­вы, заклинания, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммадом в Мекке и Медине. Содержание Ко­рана составляют высказывания Аллаха, адресованные своему пророку и посланцу Мухаммаду. Коран является первым и основ­ным источником мусульманского права. Однако «никто из мусуль­манских юристов его не воспринимает ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положе­ния юридического характера, содержащиеся в Коране, далеко не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации. Более то­го, многие правовые институты, имеющие огромное значение для формирования и развития мусульманского права, в этой священ­ной книге даже не упоминаются.

Вот почему мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы ав­торитетными юристами, учеными-богословами и содержащими в себе такое толкование.

Коран же как главная священная книга, как «руководство для богобоязненных» и предостережение для неверующих/для всех, которые «пытаются обмануть Аллаха, и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя», будучи основополагающим источником мусульманского права, выступает все же в первую очередь как фундаментальный богословский труд. Он является моральной и религиозно-философской основой мусульманского государства и права, исходным моментом в процессе их возникно­вения и развития. Однако Коран не может рассматриваться ис­ключительно как правовой памятник, как чисто или даже преиму­щественно юридический акт.

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на ос­новные положения и основополагающие идеи, которые пронизы­вают Коран.

Среди них выделяются прежде всего положения и идеи о не­сравненном могуществе, абсолютной власти и авторитете Алла­ха. Аллах сотворил «небеса и землю истиной», «сотворил челове­ка из капли». «И скот 'Он создал; для вас в нем - согревание и польза, от них вы питаетесь». На Аллахе «лежит направление к пути». Он «тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питие, и от нее деревья, где вы пасете». Аллах подчинил вам «ночь и день, солнце и луну. И звезды подчинены Его велениям». Он знает все и «про то, что в груди». «И говорит Он то, чего вы не знаете». Аллах - всепроникающий, сведующий. Он «тот, кто рас­сеял вас по земле, и к Нему вы вернетесь». Он «тот, кто растил вас и даровал вам слух, и зрение, и сердце». Аллах вам Господь. «Ему принадлежит власть, нет божества, кроме Него».

В священной книге - Коране - содержатся также положения о чистоте и непререкаемости мусульманской веры, о непримери- мости ее самой и ее носителей к другим верам и их. носителям - «неверным». «О сыны Исраила! - говорится в связи с этим от имени Аллаха в суре 2, 38 (40). - Вспомните милость Мою, кото­рую Я оказывал вам, и верно соблюдайте Мой завет. Тогда и Я бу­ду соблюдать завет с вами. Меня страшитесь и веруйте в то, что Я ниспослал в подтверждение Истинности того, что с вами. Не будьте первыми неверующими в это. И не покупайте за Мои зна­мения ничтожную цену и Меня бойтесь».

Согласно Корану за истинную (мусульманскую) веру каждо­му правоверному воздадутся милости Аллаха, и он будет всегда счастлив. А те, кто переступают веру и «измышляют на Аллаха ложь, не будут счастливы».

Поистине, отмечается в суре 47, «тем, которые не веровали и уклонялись от пути Аллаха, потом умерли, будучи неверными, никогда не простит Аллах». И далее: «Не слабейте и не призывай­те-к миру, раз вы выше. Аллах - с вами, не ослабит Он ваших дея­ний». Ведь «ближайшая жизнь - только игра и забава. А если вы уверуете и будете богобоязненны, то Он дарует вам ваши награды и не спросит о ваших имуществах».

Что же касается тех, «которые не веровали или уклонились от пути Аллаха», то им грозит «заблуждение» в их делах, ниспослан­ное свыше, подверженность «дурным деяниям» и расстройство их состояния. «Во имя Аллаха милостивого, милосердного, - пред­писывается в Коране, - когда вы встретите тех, которые не уверо­вали, то - удар мечом по шее. А когда произведете, великое избие­ние их, то укрепляйте узды». И далее в отношении «многобожников»: избивайте их, где найдете, «захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу. Ведь Ал­лах - прощающий, милосердный».

Наряду с положениями чисто религиозного и философско-ре­лигиозного характера, в Коране содержатся положения, рассмат­риваемые в сугубо юридическом плане. Например, предписания правоверным по праву ценить милосердие Аллаха и самим быть милосердными; предписание давать убежище «многобожникам», если «они у тебя это попросили»: приюти такого человека, «пока он не услышит слова Аллаха». Это - требования быть твердым в вере, ибо «счастливы верующие, которые в своих молитвах сми­ренны, которые уклоняются от пустословия, которые творят очи­щение», соблюдают «свои доверенности и договоры», «соблюда­ют свои молитвы» и т. д. А если кто «устремится за это», иными словами, нарушит данные, императивные по своему характеру, за­поведи, то он будет рассматриваться как нарушитель («те уже на­рушители»).

Коран предписывает быть благодарными и справедливыми («И устанавливайте вес справедливо и не уменьшайте весов»), проявлять щедрость и давать подаяние бедным, сиротам и захва­ченным в плен («Мы ведь кормим вас ради лика Божия и не жела­ем от вас ни воздаяния, ни благодарности»), избавляться от ску­пости и избегать неправедного обогащения. На этот счет сура 92 гласит: «А кто скупился и обогащался, и считал ложью прекрас­нейшее, тому Мы облегчим к тягчайшему. И не спасет его достоя­ние, когда он низвергнется».

В Коране имеется множество и других, аналогичных по харак­теру норм и предписаний. Большинство из них весьма обширно и неимперативно; оставляет огромные возможности для проявле­ния в установленных ими религиозных рамках правовой инициа­тивы. Это касается как содержания данных предписаний, так и не­разрывно связанных с ними разного рода санкций и поощрений.

Универсальной санкцией за нарушение разных предписаний является грех, угроза быть проклятым, оказаться «в убытке», ли­шиться покровительства Аллаха. «Если ваши отцы, и ваши сыно­вья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы обрели, - говорится в связи с этим в суре 9, - милее вам, чем Аллах и его Посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока придет Аллах со Своим повелением. А Аллах не ведет народа распутного».

Отдельная сура (83) в Коране посвящена такому неблагочес­тивому поступку, как обвешивание покупателей торговцами. Горе обвешивающим, говорится в ней, «которые, когда отмеривают се­бе у людей, берут полностью, а когда мерят им или вешают, сбав­ляют. Разве не думают эти, что они будут воскрешены для вели­кого дня - того дня, когда люди встанут перед Господом миров». В Коране предрекается, что за такие и им подобные поступки эти нарушители,-грешники, конечно же, будут,все гореть в огне, в то время как все праведники будут находиться в благодати.

2. Сунна, кияс и другие источники мусульманского права

Говоря о Коране как об основе и первом источнике мусуль­манского права, в котором «людям приводятся всякие притчи» в надежде что «может быть, они опомнятся» и исправятся, нельзя забывать и о таком ключевом источнике, как Сунна. В отличие от Корана, содержащего высказывания Аллаха, адресованные Му­хаммаду, Сунна является сборником адатов, традиций, касаю­щихся действий и высказываний самого Мухаммада, воспроизве­денных и обработанных рядом известных в тот период (VII-IX вв.) - становления и развития мусульманского права - богословов и юристов. Содержание Сунны составляют признан­ные достоверными Хадисы, каждый из которых представляет со­бой предание о поступках и изречениях Мухаммада.

Сунна есть своеобразный итог толкования Корана, проводив­шегося самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти Мухаммада богословами и юристами. Сунна так же, как и Коран, не содержит в себе каких бы то ни бы­ло ярко выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к «книгам пра­ва», толкованиям широко известных правоведов, нежели к Кора­ну или Сунне. Аналогичная ситуация сохраняется в мусульман­ском мире и поныне с учетом, однако, того, что в мусульманском праве помимо Корана и Сунны существуют другие источники права.

Среди источников мусульманского права следует выде­лить иджму - согласованное заключение древних правоведов, знатоков -ислама, об обязанностях правоверных, получившее зна­чение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа вос­полнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возни­кающие вопросы.

При выработке иджмы древние знатоки богословия и права неизменно исходили из двух неколебимых постулатов-догм: а) единство и непогрешимость мусульманского общества, которое «не примет ошибочного решения», и б) чистота и непоколеби­мость мусульманской веры, исходящей от Аллаха. «Он - Аллах - един. Аллах вечный; не родил и не был рожден. И не был Ему рав­ным ни один». Эти две догмы позволили признать религиозную и юридическую силу согласованных мнений и решений богослов­ских и юридических авторитетов, непосредственно не вытекаю­щих из Корана или Сунны.

Источником мусульманского права издревле признается также рассуждение в области права по аналогии под названием «кияс». Суть кияса заключается в применении тех или иных ус­тановленных Сунной или иджмой предписаний к новым, не преду­смотренным этими источниками права, случаям.

В научной литературе применительно к мусульманскому пра­ву вполне оправданно указывалось на ограниченный характер аналогии. При помощи суждения по аналогии, резонно замечал Рене Давид, чаще всего можно найти решение, исходя из сущест­вующих норм права, лишь применительно к данному частному случаю. Однако нельзя надеяться приспособить при помощи это­го метода всю систему мусульманского права к современности.

К тому же, следует отметить, что подобная задача никогда не ставилась и не могла ставиться богословами и юристами исходя из религиозно-догматической основы данной правовой системы. Мусульманское право «не хочет быть отражением действительно­сти. Это скорее свет, который должен вести верующих к религи­озному идеалу, так как часто они не видят нужного направления. Идея приспособления права к эволюции фактов совершенно чуж­да этой системе».

Согласно теории мусульманского права государство в лице суверена-монарха или же в более позднее время - парламента не может творить право, законодательствовать. Суверен в исламист­ском понимании является не господином, а слугой права.

Мусульманское право создается самим Аллахом и его по­сланником и пророком Мухаммадом. Что же касается суверена, то он, следуя праву, издает лишь административные акты и сле­дит за правильным осуществлением правосудия.

Сказанное относилось особенно к ранним этапам становления и развития мусульманского права. Сохранилось множество доку­ментальных материалов, свидетельствующих о данной обуслов­ленности и подчиненности нормотворческой и судебной деятель­ности требованиям шариата, т. е. свода мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «веч­ным и неизменным» плодом божественных установлений.

Суверен, или властитель, в мусульманском мире всегда обладал огромной властью. Издаваемые им акты имели существенное для жизни страны значение. Но все его акты и действия никогда не должны были противоречить и нарушать традиции и требования ислама.

Суд тоже осуществлялся в рамках требований и на основе об­щепризнанных канонов ислама. Теоретически он вершился име­нем или от имени Аллаха. Практически же - специально избран­ным лицом (кади), которому властитель поручал выполнение су­дебных функций.

Несмотря на то, что институт судейства считался весьма важ­ным в обществе и играл в мусульманском мире огромную роль, отношение среди населения к нему и к самой судейской должно­сти не всегда было однозначным.

В «Книге о судьях», дошедшей до нас с X в., говорится, напри­мер, с одной стороны, о том, что судейская должность - дело Бо­жье, возвышает человека, сулит ему почет и уважение; быть судь­ей - значит исполнять религиозный долг по отношению к общине верующих. А с другой стороны, судейская должность вызывает у людей смятение и страх. Исполнение ее воспринимается ими как подлинное «испытание и бедствие».

Считалось, что, приняв должность, человек вступает на весьма опасный путь, ибо он может допустить просчет в своих действиях, совершить неправильный поступок (поскольку знание истины принадлежит только Аллаху), проявить высокомерие и тщесла­вие, или же оказаться замешанным во мздоимстве, взяточничест­ве. За все это, согласно исламским канонам, его ожидает в «буду­щей жизни» суровое наказание.

Характерными уже для раннего ислама были предостерегаю­щие по своему характеру рассуждения типа: «Тот, кто станет судьей, будет зарезан без ножа». Или: «Из трех судей двое попа­дут в ад, а один в рай. Если человек обладает знаниями и судит на основе того, что знает, то он попадет в рай. Если же человек неве­жествен и судит на основе невежества, то он попадает в ад». Были и такие предостережения. «Судейство - это испытание и бедст­вие. Тот, кто становится судьей, предает себя гибели. Освободить­ся от судейства трудно, но следует от него бежать тотчас же. Стре­миться к нему глупо, хотя бы оно и оплачивалось».

Особо суровые предостережения, согласно установившимся традициям, звучали в адрес тех людей, которые сами добивались для себя должности судьи и стремились занять ее. Предание гла­сило, что такому человеку придется особо туго, ибо помощи и поддержки Аллаха он не добьется и во всем должен рассчиты­вать только на себя.

Для того чтобы этого не случилось, Аллах постоянно направ­лял судью на праведный путь, кандидат в судьи должен был вся­чески проявлять отвращение к занимаемой должности и демонст­рировать по этому поводу свое неудовольствие.

Источники свидетельствуют, что, следуя традиции видимого уклонения от занятия судейской должности, намеченные для су­действа благочестивые мусульмане вначале отказывались, демон­стрируя отвращение, затем колебались и наконец изъявляли свое согласие. На ранних и на более поздних стадиях развития общест­ва мусульманские судьи руководствовались преимущественно ре­лигиозными канонами, толкованиями ученых-богословов, но от­нюдь не иными источниками права, включая законы. Последние в современном их понимании как акты, изданные высшими орга­нами государственной власти, долгое время вообще не признава­лись в мусульманском праве. Однако теория и практика примене­ния мусульманского права не отвергали всякого рода регламенты, соглашения и обычаи. Строго говоря, они не входили и не входят в содержание мусульманского права, находятся как бы рядом, вне этого права. Но даже при таком положении дел все они, в первую очередь широко распространенный обычай, вовсе не осуждаются и не отвергаются правом.

Мусульманское право, констатирует в связи с этим Рене Да­вид, занимает по отношению к обычаю позицию, «схожую с отно­шением нашего западного права к оговорке о полюбовной или ми­ровой сделках, которые в некоторых случаях признаются судь­ей» Заинтересованным лицам разрешено в таких случаях орга­низовать отношения между собой и урегулировать свои разногла­сия без вмешательства права.

В системе источников права определенную роль играют обычаи. Само собой разумеется, что не все обычаи одинаково вос­принимаются и освящаются мусульманским правом. Некоторые из них категорически отвергаются им. Однако те, которые согла­суются с ним, фактически расширяют сферу его приложения и дополняют его. В числе такого рода обычаев можно назвать обычаи, касающиеся размеров и способов выплаты приданого; осуждающие наряду с мусульманским правом необоснованное обогащение или получение «финансовых преимуществ без взаим­ного вознаграждения»; регулирующие совместное использование различными землевладельцами одних и тех же водных источни­ков, и др.

Наряду с признаваемыми обычаями, важное практическое значение для функционирования мусульманского права и его фактического приспособления к изменяющейся действительно­сти имеют соглашения. Так же как и обычаи, они не являются ис­точниками права, однако играют важную роль в его эволюции.

Огромная возможность использования соглашений и обычаев в мусульманском праве предопределяется прежде всего тем, что оно при всей своей религиозной строгости и ортодоксальности оставляет широкое поле для самостоятельной деятельности субъ­ектам правоотношений, для проявления ими инициативы. «Нет никакого преступления в заключении соглашений с учетом того, что предписывает закон», - говорится в одном из актов-обычаев, из которых у ряда мусульманских народов формировалось.обыч­ное право.

Благодаря соглашениям, зачастую вносились значительные изменения в существующие правовые нормы, которые, согласно сложившимся представлениям о праве не всегда считались обяза­тельными. В силу этого судебная практика ряда мусульманских стран допускала раньше и допускает сейчас, например, при за­ключении браков или при решении других семейно-бытовых во­просов, некоторые отступления от существующих правил (воз­можность расторжения брака по инициативе жены, а не только мужа; расторжение брака в случае нарушения мужем единобра­чия и проч.).

Приспособление мусульманского права к изменяющимся ус­ловиям производилось не только с помощью актов суверена, обы­чаев и соглашений, но и с помощью так называемых юридических стратагем и фикций. Суть их заключается в том, чтобы, исполь­зуя сложившиеся в правоприменительной практике многих му­сульманских стран традиции, учитывать прежде всего букву, а не дух закона, внешние обстоятельства рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, обходить всякого рода приемами и ого­ворками действующие нормы мусульманского права. Например, запретительную норму на аренду земли обходят, не нарушая зако­нодательства, путем замены ее на разрешенный законом договор товарищества. Запрет Кораном ростовщичества, выдачи займа под процент обходится путем ограничительного толкования кру­га лиц, на который он распространяется. Утверждается, что дан­ный запрет распространяется лишь на частных лиц, но не на бан­ки и другие соответствующие им институты.

Всякого рода запретительные и ограничительные нормы в му­сульманском праве обходятся также с помощью учета и использо­вания того обстоятельства, что данное право, в основе которого лежат положения и догмы ислама, распространяется лишь на му­сульман. Например, запрет на договор страхования между му­сульманами обходится путем заключения его между мусульмани­ном и немусульманином.

Существование многочисленных путей и приемов обхода ка­нонов мусульманского права, использование для этого обычаев, соглашений и иных форм со всей очевидностью свидетельствуют о том, что жизнь всегда была и остается гораздо сложнее и разно­образнее, чем она представляется в этических, религиозных или юридических догмах. Неслучаен поэтому тот факт, что ни в одной стране мусульманского права, в том числе в арабских странах, где господствующей религией традиционно является ислам, данная правовая система никогда не существовала в чистом виде, а всегда дополнялась и изменялась с помощью обычаев, договоров, согла­шений, административных решений и других актов, содержащих позитивные нормы.

Отечественные и зарубежные ученые-юристы исходят из того, что не следует смешивать мусульманское (религиозное) право с по­зитивными правовыми системами мусульманских стран. Необхо­димо различать два близко стоящих друг к другу, но далеко не идентичных понятия: «мусульманское право» и «право отдельно взятых мусульманских стран». Такое различие существует не только в теории, но и в жизни каждой мусульманской страны, ибо как в христианских и других странах, в исламе гражданское обще­ство никогда не смешивалось с религиозным сообществом и жи­вет преимущественно по своим писаным и неписаным законам, а отнюдь не только по религиозным канонам.

Отмечая это обстоятельство, Рене Давид вполне резонно заме­чает, что гражданское общество в мусульманских странах «всегда живет под властью обычаев или законов», которые, безусловно, опирались, в общем, на принципы мусульманского права и отво­дили им серьезную роль. Однако в различные эпохи в определен­ных странах и по определенным вопросам они в то же время мог­ли отходить от ортодоксальных положений и входить в противо­речие с принципами и нормами религиозного мусульманского права. Даже тогда, когда мусульманское право обладало самым высоким авторитетом, далеко не всегда его элементы имели оди­наковое практическое значение.

В «смеси» правовых, моральных и религиозных положений и норм, составляющих мусульманское право, всегда были и есть юридические положения, предписания определенного поведения, нормы нравственной дисциплины. Исходя из этого следует всегда отличать реальность от утопии, существующие нормы и действи­тельные результаты юридической жизни от химер, созданных во­ображением теологов. Отчасти в силу этой причины мусульман­ское право воспринималось чаще всего «лишь частично как кор­пус права».

По мере развития общества дуализм правовых систем мусуль­манских стран не только не сокращался и не ослабевал, а, наобо­рот, все более расширялся и возрастал. Это объясняется многими причинами, в первую очередь, усложнением социально-экономи­ческих, политических и иных отношений внутри самого общест­ва, которые на определенном этапе уже не могут регулироваться только с помощью религиозных норм и догм. Это объясняется также расширением и углублением связей между разными, в том числе исламскими и неисламскими странами, объективно тре­бующими развития не столько религиозного, сколько светского нормотворчества. Наконец, далеко не.второстепенными причина­ми усиления правового дуализма в мусульманских странах явля­ются факты объективного «врастания» мусульманского права в правовые семьи и системы других стран, факторы вестерниза­ции, влияние западного права на правовые системы мусульман­ских стран.

Есть и другие причины усиления дуализма и приспособления правовых систем, существующих в мусульманских странах, к из­меняющейся в мире экономической и социально-политической среде. Их много, и они весьма разнообразны. Но все они вместе и каждая в отдельности обусловили в ряде мусульманских стран радикальную модернизацию правовых систем, проведение во многих из них прозападных правовых реформ, кодификацию за­конодательства, реорганизацию судебных систем и проч.

Справедливости ради следует сказать, что . если мусульман­ское право подверглось вестернизации, то некоторые правовые институты ряда немусульманских стран охватила за последнее столетие исламизация. В связи с этим некоторые западные авто­ры предрекают, что развитие современных правовых систем будет непременно включать не только рецепцию западных правовых институтов, вестернизацию, но и одновременно исламизацию.

 





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.) Главная | Обратная связь