Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. Язык и речь. Речь в межличностном общении.Стр 1 из 14Следующая ⇒
Тема 1. Язык и речь. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии (2 часа) Определение русского литературного языка. Его особенности (нормативность, кодифицированность, стилистическое многообразие). Речь как средство коммуникации. Особенности речи в межличностном общении. Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации. Тема 2. Стили современного русского языка. Функциональные стили. Взаимодействие функциональных стилей (2 часа) Стили языка. Связь русского литературного языка с народной речью. Стили литературного русского языка и их разновидности. Характеристика различных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Разговорно-обиходный стиль.
Тема 3. Особенности научного стиля (1 час) Лексический состав научного стиля. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.
Тема 4. Особенности публичного выступления. Ораторская речь (3 часа) Понятие ораторской речи. Особенности публичной речи (выразительность, информативность, понятливость). Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Правила построения ораторской речи. Этика ораторского выступления. Эстетические качества речи.
Тема 5. Особенности полемики (1 час) Общая характеристика спора. Понятие дискуссии, полемики.
Тема 6. Официально – деловой стиль и сфера его функционирования. Служебная документация (4 часа) Язык документа. Официально-деловой стиль. Свойства управленческой информации. Требования к управленческой информации. Основные черты официально-делового стиля. Требования к текстам документов (употребление специфической лексики. Употребление устаревшей лексики, неологизмов, заимствованных слов. Употребление сокращений. Употребление языковых формул. Построение предложений). Документы для внутреннего пользования. Документы для внешнего пользования.
Тема 7. Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор (2 часа) Особенности проведения деловых бесед и совещаний. Особенности телефонной коммуникации.
Тема 8. Использование технических средств в коммуникации (1 час) Технические средства информирования. Телефакс, факс-модем, сканер, электронная почта, пейджер. Технические средства обслуживания. Телефон, сотовый телефон, средства коллективной работы в компьютерных сетях. Тема 9. Культура речевого общения (2 часа) Фонетические нормы. Произношение. Дикция и выразительное чтение. Грамматические нормы. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Наименование лекционных и практических занятий
Тема 1. Язык и речь. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии (2 часа) 1.1. Определение русского литературного языка. 1.2. Особенности литературного языка (нормативность, кодифицированность, стилистическое многообразие). 1.3. Язык и речь, их особенности 1.4. Как средство коммуникации. 1.5. Особенности речи в межличностном общении. 1.6. Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. 1.7. Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации. Любой язык, в том числе и современный русский язык, имеет две основные функциональные разновидности: литературный язык и живую разговорную речь.
Речь как средство коммуникации Слово «коммуникация» происходит от латинского «communico», что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является слово «общение». Слово «коммуникация» имеет несколько значений. Мы будем рассматривать это слово в следующем смысле. Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Различают вербальную коммуникацию – это общение с помощью слов и невербальную – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков: с помощью кинесики, такесики, просодики, праксемики. Формы и типы речевой коммуникации Различают устную и письменную формы вербальной речевой коммуникации. Типы речевой коммуникации определяются по ряду признаков.
Виды речевой деятельности Видами речевой деятельности называют: говорение, слушание, письмо, чтение. Говорение – это процесс отправления речевых акустических сигналов, несущих информацию Слушание – (или аудирование) восприятие речевых акустических сигналов и их понимание Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, декодирования - при слушании и чтения. Эти четыре вида речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации
Отличия речи в социально ориентированном общении от речи в межличностном общении 1. В социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. 2. В социально ориентированном общении более строгая регламентация речевого поведения, то есть более строгое соблюдение норм речевого поведения.
Тема 2. Стили современного русского языка. Функциональные стили. Взаимодействие функциональных стилей (2 часа) Связь русского литературного языка с народной речью Стили литературного русского языка и их разновидности Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Художественный стиль Разговорно-обиходный стиль
Официально-деловой стиль
Деловой стиль используется в сфере социального регулирования. Этим стилем пишутся законы, указы, дипломатические документы, различного рода протоколы, акты, доверенности, заявления и т.д. Основное требование к деловому стилю 1. Точность, не допускающая инотолкований. Отсюда огромное количество уточнений (я, Иванов Федор Петрович, доверяю своей жене Ивановой Тамаре Васильевне…), 2. Использование стандартных формулировок, которые в связи с применением машинной обработки документов превращаются в жесткие ГОСТы, специальных бланков (см., например, бланки почтовых переводов, посылок и т.д.), не допускающие разнобоя.
Деловой стиль в основном использует письменную форму речи, но в дипломатии и в судопроизводстве возможна и устная его форма (вербальная нота, заявление посла, допрос подсудимого и т.д.). От устной формы речи необходимо отличать произносимую (читаемую) письменную речь, широко используемую в дипломатии, отчетно-выборных собраниях, научных докладах.
Публицистический стиль
Публицистический стиль применяется в общественно-политической сфере и имеет как письменную (газета), так и устную форму (радио, телевидение, публичные лекции, выступления на собраниях). Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам и всегда имеют четко выраженный воздействующий характер. Используемые в этом стиле слова имеют оценочный характер, причем не лично авторский, а социально обусловленный. Такую оценочность (прагматическое значение) приобретают: - общественно-политические термины (см., например, использование слов коммунистический, социалистический), - имена собственные (фамилии государственных и общественных деятелей, названия государств и их объединений – Гитлер, Наполеон, Сталин). Прагматическое использование имен собственных приводит к образованию в публицистическом стиле своеобразных общественно-политических терминов с ярко отрицательным отношением к передаваемому ими содержанию (гитлеровская Германия, франкистская Испания и т.д.). В публицистике четко выражено в языке деление: - на «свое» и «чужое», - «дружеское» и «враждебное», - «положительное» и «отрицательное». Так, мы не можем употреблять прилагательные, образованные по модели «про + производящее прилагательное», если речь идет о положительных, дружеских нам явлениях общественной жизни. Например: проамериканские, профашистские элементы, взгляды, группировки (при невозможности в советские времена употребления таких выражений «просоветский», «прокоммунистический»). С ярким прагматическим значением используются слова: «визит – поездка – вояж; форум – митинг – сборище – шабаш; вождь – лидер – главарь; суд – судилище – судебная расправа и т.д. Широко употребляется в публицистических текстах и собственно оценочная лексика: 1. Ярко отрицательная – оголтелый молодчик, распоясавшийся, фашиствующий; 2. Ярко положительная – доблестный, героический, плодотворный, ударный, ценный и т.д. Функциями публицистического стиля являются: · Основной функцией является – воздействующая функция . · Воздействие на массы людей, а не на одного человека. · Использование чередования экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессии в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения (холодная война, разрядка, напряженность, гонка вооружений, акция возмездия – метафоры, почти сразу же превратившиеся в общественно-политические, т.е. стандартно употребляемые термины). Ораторский стиль – является разновидностью публицистического стиля, используется при устном воздействии на массы. Одно из основных средств ораторского стиля – особый экспрессивный синтаксис, т.е. воздействие на слушателей самим построением речи (период, анафора и т.д.).
Художественный стиль
Художественный стиль противостоит всем ранее названным стилям: · эстетическим принципом организации речи, · ее образностью, поскольку используется для образного отражения действительности, образного моделирования человека и его переживаний. Художественный стиль индивидуально вариативен, поэтому многие филологи отрицают его существование. Но необходимо учитывать, что индивидуально-авторские особенности речи того или иного писателя возникают на фоне общих особенностей художественного стиля. В художественном стиле все подчинено цели создания образа при восприятии текста читателями. Этой цели служит: 1. использование писателем самых нужных, самых точных слов, благодаря чему для художественного стиля характерен самый высокий индекс разнообразия лексики (отношение количества разных лексем к общему количеству слов текста); 2. широкое использование выразительных возможностей языка (переносные значения слов, обновление метафор, фразеологизмов, сравнения, олицетворения и т.д.); 3. особый подбор любых образно-значимых элементов языка: фонем и букв, грамматических форм, синтаксических построений. Они создают фоновые впечатления, определенный образный настрой у читателя. Основная форма художественного стиля – письменная. Поэтому даже в стихе, рассчитанном на чтение вслух, играют роль не только звуки, но и буквы. Все рассмотренные стили имеют нечто общее: · они используются преимущественно в письменной форме; · представляют собой заранее подготовленную речь.
Поэтому они получили общее название книжных стилей или стилей книжной речи. При создании текстов, отражающих любой из названных стилей, необходима высокая степень заботы о форме выражения. Еще более ответственно создание закона, написание дипломатической ноты, также требующих многократных перестроек текста, поисков самых точных, самых удачных для этого слов.
Разговорно-обиходный стиль
Разговорный (обиходно-бытовой) стиль. Для этого стиля характерно отсутствие заботы о форме выражения мыслей. Обиходно-бытовой стиль используется в неофициальной обстановке. Степень подготовленности речи может быть различной (от спонтанности речи в непосредственном общении – разговоре до написания письма с черновиком). Но никогда она не достигает степени подготовленности книжных стилей. Это приводит к тому, что фактически неиспользованными оказываются многие возможности языка, не реализуется его синонимическое богатство, невольно упрощается синтаксис, допускаются речевые неточности, а подчас и ошибки. Эти особенности неофициальной наиболее ярко выражены в условиях непосредственного общения, когда человек в буквальном смысле слова не имеет ни секунды для подготовки своей речи. Речь в условиях непосредственного общения получила название разговорной речи. « Разговорная речь – специфическая разновидность литературного языка, употребляемая в условиях непринужденного общения и противопоставленная (в пределах литературного языка) кодифицированной книжной речи». Разговорная речь – это устная, диалогическая, непринужденная, персонально адресованная, неофициальная речь. От разговорного стиля она отличается обязательностью устной формы, тогда как разговорный стиль возможен и в письменной форме (бытовые письма, дневники).
Различия между стилями отражают все стороны языковой системы. По одним явлениям все книжные стили противопоставлены обиходно-бытовому, по другим – все стили противопоставлены художественному и т.д., но в целом каждый стиль представляет особую систему. Дело не только в том, что в стилях языка используется: · разная лексика, · разное количество существительных или прилагательных (например, на каждые 1000 слов в научном стиле приходится около 370 существительных, в художественном – около 290, в разговорном – 130 и т.д.), · наличие тех или иных синтаксических конструкций.
Каждый стиль связан со своим типом работы сознания (познавательно-обобщающее, т.е. понятийно - логическое; изобразительно-выразительное – образное; информационно-эмоциональное и т.д.), со своим
Понятие ораторской речи
Эмерсон
«Если знания человека не упорядочены, Герберт Спенсер
В наше время все большее значение, все большую актуальность приобретает живое, убедительное, страстное слово лектора. Знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Очень полезно, когда умение выступать публично развивается в юношеские годы. В свое время А. П. Чехов писал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить, можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным». Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое одновременно воздействует и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Слушателям не главное, что скажет оратор. Они хотят получить заряд энергии, которая поддержит их на жизненном пути. Поэтому оратор должен делиться энергией с окружающими. Убежденность в той идее, с которой оратор выступает перед аудиторией, способствует успеху оратора. Оратор должен быть актером, и как каждый актер знать
· Первое, что должен сделать оратор, готовясь к выступлению, определить свою сверхзадачу и задачи, которые помогут воплотить ее. · Второе: после разработки задач необходимо создать образ (в котором Вы предстанете перед аудиторией): манеры говорить, жесты, мимику, характер. · Третье: выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее. Первый этап · сбор и осмысление материала. Это, прежде всего, определение ведущей идеи, главной мысли, основной целевой установки выступления. · Затем разработка подробного рабочего плана подготовки, составление предварительной библиографии для изучения вопроса, подбор и систематизация теоретического и иллюстративного материала с собственной точки зрения и с точки зрения слушателей. · Очень важно распечатать (или написать от руки) «начисто» текст своего выступления, прочитать его от начала до конца, исправить то, что Вас не устраивает и распечатать «чистовой вариант» (окончательный). · Нужно помнить, что записи в руках оратора на пятьдесят процентов уничтожают интерес к выступлению. Избегайте этого. Главное – не читайте своих речей. Трудно заставить аудиторию вынести чтение речей по бумажке.
Второй этап · Расположение материала - композиция выступления. Важную роль играет формулировка темы выступления. Она должна быть конкретной и точной, соответствовать содержанию выступления и заинтересовать слушателей. · В композиции выделяют обычно классическую триаду: вступление, содержание, заключение.
Вступление
Начало выступления представляет собой наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Вступление подготавливает слушателей к восприятию основного материала. В нем могут быть перечислены вопросы, которые будут рассматриваться в выступлении, приведены факты, от которых можно отталкиваться для последующего изложения и т.д. Нельзя полагаться на случайность, так как это может привести к слишком серьезным последствиям; начало выступления следует тщательно готовить заранее. С первых же слов лектор начинает некое единоборство со слушателями, которые много знают, много читали, много видели. Ему необходимо завоевать внимание слушателей, установить контакт с ними, возбудить и удержать их интерес, непрерывно обостряя его. Пожалуй, самое важное и самое трудное – настроить аудиторию на восприятие информации. Однако это состояние и налаженный контакт с людьми могут быть легко разрушены, если выступающий неудовлетворительно владеет самим материалом и недостаточно эффективно словом. Основная часть
В содержании излагаются основные вопросы, идеи выступления.
1. При этом предполагается, что содержание удовлетворяет следующим требованиям: 2. Оно должно быть идейным, связанным с жизнью; 3. Информативно насыщенным; 4. Иметь познавательную ценность, творческий характер, исключающий догматизм; 5. Быть доказательным и убедительным, в нем должен быть целесообразно использован фактический материал, подтверждающий основные идеи выступления. 6. Основная часть выступления – доказательство, которое может быть: 7. 1. Логическим; 2. Информационным; 3. Эмоциональным 1. Логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Очень важно, но и очень трудно быть ясным. При публичном выступлении удобно опираться на заранее заготовленные тезисы – короткие предложения, отмечающие тот или иной логический поворот в изложении содержания речи. 2. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Все факты, освещающие Вашу тему, должны быть собраны, систематизированы, изучены. Так же в выступлении перед слушателями, не связанными с Вашей профессией, очень важно не пользоваться профессиональными терминами или пользоваться терминологией, в крайнем случае. Тема, которую Вы освещаете, должна быть ясной и понятной, прежде всего для Вас. 3. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты – отсылочное доказательство. В выступлении необходимо использовать зрительное восприятие слушателей (применять экспонаты, картинки, иллюстрации). Не пытайтесь затронуть в выступлении слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.
Заключение
Концовка речи является самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить. Поэтому, очень важно тщательно подготовить концовку речи заранее, прорепетировать ее, чтобы знать ее почти слово в слово. Плавно заканчивайте свою речь, не оставляйте ее незавершенной и разбитой. В заключение подводятся итоги сказанному, иногда слушатели призываются к активному обсуждению или действию.
Известный американский психолог Д. Карнеги предлагает следующие варианты концовок: · Резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении · Призвать к действию · Вызвать смех · Процитировать подходящие поэтические строки · Использовать цитату из Библии · Создать кульминацию
Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем Ваши слушатели захотят этого.
Третий этап · Словесное выражение темы. Устная речь во многом отличается от письменной речи. · Оратор в присутствии слушателей произносит свою речь сразу, так сказать, набело. Поэтому он одновременно обдумывает мысль, формирует ее и излагает вслух. · Однако, это вовсе не значит, что он обдумывает ее именно во время выступления. Даже импровизация, спонтанность выступления требуют подготовки. · После того, как Вы обдумали и скомпоновали свою речь, репетируйте ее про себя. Уединитесь где-нибудь и произнесите речь полностью с начала до конца. · Представьте себе, что Вы обращаетесь к настоящей аудитории. Чем чаще Вы это будете делать, тем лучше Вы будете чувствовать себя, когда настанет время Вашего публичного выступления.
Содержание речи всегда связано с ее формой. И форма тоже должна продумываться заранее. Сила воздействия, убедительность, доходчивость речи зависят от многих факторов, в том числе и от языка. В устной речи свойственна некоторая упрощенность в построении фразы, повторы, что связано с восприятием речи на слух. Опытные ораторы утверждают, что речь должна производить впечатление не припоминания, не повторения уже готовых мыслей, готового текста, а активного формирования положений, идей в ходе выступления. К слову следует относиться внимательно. Небрежное его использование, неумение точно выразить мысль, может свести на «нет» самую эмоциональную речь. «...Слово дано человеку, – писал Короленко, – не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает – другим людям... Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: он должен подумать за собой чужого настроения, – мы оцениваем его значение и силу». В любом выступлении должны органически сливаться объективное, правильное, отвечающее реальной действительности изложения фактов и убедительная, доходчивая, четкая подача материала. Уделяя должное внимание научности и аргументированности выступления, актуальности темы, следует вместе с тем совершенствовать его форму, добиваться того, чтобы речь была лексически точной, стилистически правильной и выразительной. Язык, важнейшее средство человеческого общения, является мощным орудием культуры, важнейшим фактором духовного развития нации. Эту роль языка нельзя не учитывать при работе над словом. Успешная пропаганда политических и научных знаний неразрывно связано с искусством речи. К совершенству ведут два условия: глубокое знание предмета и обстоятельное знание языка. Информативная и легко воспринимаемая речь обладает рядом качеств, которая усиливает его смысловую емкость и эмоционально-экспрессивную напряженность. На первом месте находится содержательность, ее информативная насыщенность, глубокое раскрытие темы. Как и в других случаях, сказывается примат содержания над формой при органическом единстве. Информация рождает доверие, когда она объективна. Только в этом случае она помогает отстоять истину и понять ее, только в этом случае она рождает искренний отклик у слушателей. Существенное значение имеют точность и ясность речи. Это две стороны одной медали, они взаимосвязаны, но не совпадают в своих значениях. Критерий точности речи – ее соответствие мыслям говорящего человека. Найти форму выражения, адекватную внутренней речи, не так то просто. «Муки слова» испытывает не только писатель, но и лектор. Точность речи понимается двояко: с одной стороны, это достоверность, истинность высказывания, с другой – отсутствие лишних, неопределенных, двусмысленных слов и выражений. Второй момент связан с ясностью изложения. Иногда при выборе слова мы не учитываем его слово, которое оно имеет в современном литературном русском языке, или его многозначительности. Критерий ясности речи – ее понимание аудиторией. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – призывал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан. Непременным условие построения выступления является логичность речи – такая связь между предложением, когда образуется единый текст, когда последующая часть неизбежно вытекает из предшествующей, есть поступательное развитие мысли. Речь лектора, выступающего перед аудиторией, должна отвечать таким требованиям, как простота, доступность, понятность. Здесь имеется в виду естественность речи, отсутствие вычурности, наукообразности, узкоспециальных терминов, ненужных иностранных слов, четкость изложения.
Можно говорить эмоционально и даже образно, но... непонятно, сложно, бессвязно. И эффект от такой речи будет равен нулю. Известный судебный деятель А. Ф. Кони советовал лекторам: «Форма речи простая, понятная. Иностранный элемент допустим, но следует тот час же объяснить, а объяснение должно быть кратким начеканенным; оно не должно задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать труднопонимаемых иронии, аллегорий и т. п... Хорошо действует простое наглядное сравнение, параллель, выразительный эпитет».
Большое внимание уделяется простоте изложения. Под простотой Речь воспринимается слушателями по-разному. Это зависит от многих моментов, в том числе и от уровня знаний аудитории. Скажем, в одной аудитории слово «дивиденд» будет понятно, а в другой его потребуется объяснить: С требованием простоты органически сочетается требование популярности, то есть изложения в общедоступной форме какого-либо сложного вопроса для неспециалистов. Это требование-говорить доходчиво, но, не упрощая проблему, не перегружая изложения материалом, которой может быть трудным для слушателей. Популярное изложение тщательно избегает всякой отвлечённости. «Каждое общее положение должно быть подтверждено обязательными факторами, и пояснено частными примерами... популярное изложение должно смягчать быстроту и отвлечённость строго-настрого языка...» – говорил Д. И. Писарев. Отнюдь не упрощая вопроса, мы должны изложить его доступно, популярно, то есть, учитывая уровень данной аудитории, её интересы. Речь в таком случае максимально конкретна, предметна, наглядна. Выводы и рассуждения строятся на подобном, наглядном объяснении мысли. А это достигается, например, использованием ярких и доходчивых примеров, убедительных цифр, ссылок на документы, описанием, цитированием, полемикой с воображаемыми оппонентами, наконец, языковыми изобразительно-выразительными средствами, которые будят ассоциативное мышление, то есть связи между восприятиями, представлениями, идеями. Выступление должно отмечать богатство языка. Речь идёт не о количественной стороне, а о разнообразии лексико-фразеологичесих и грамматических средств. Ничто так не опасно для публичного выступления, как монотонность. Привлекая богатейшие ресурсы русского языка, используя разнообразие приёмов подачи материала, оратор повышает интерес слушателей и сохраняет их внимание.
Важнейшим требованием к языку и стилю является эмоциональность и наглядность высказывания. Важную роль играет живость изложения, то есть выразительность, отсутствие шаблонов. Оправданное использование изобразительно-выразительных средств языка, оживление речи удачно подобранными метафорами, сравнения и т. д. усиливает доходчивость материала, облегчает его усвояемость слушателями. Не надо при этом впадать в крайность, гнаться за внешними красивыми фразами, прибегать к ложным красотам слога. Важно сохранить чистоту речи, не засорять её словами ограниченного использования, избегать с сложносокращенных слов. Нельзя не обратить внимания на такую сторону речи, как ее уместность, то есть соответствие целям и задачам публичного выступления, учет особенностей аудитории. Важное условие действительности выступления - правильность речи. Необходимо соблюдать нормы литературного произношения и ударения. Речь оратора должна быть безукоризненной в произносительном, орфоэпическом отношении. Чем совершеннее, отточеннее слово, тем сильнее она действует на слушателей. А для этого выступающий должен овладеть культурой речи. При публичном выступлении важно помнить о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве («универсальная восьмерка»). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора. Так же нужно помнить об «эффекте мортиры» – субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди лояльные оратору. Важное значение имеет и тембр голоса. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросс пауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии. Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При это, надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленного оппонента необходимо «дожимать» на протяжении всей дискуссии. При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1330; Нарушение авторского права страницы