Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Средства, формы и методы социально-культурных технологий
Средства, формы и методы в социально-культурных технологиях выступают в качестве основных составляющих процессуальной части технологического процесса и применяются в качестве инструментария для достижения воспитательных социально значимых целей. Средства, применяемые в социально-культурной сфере, профессор В.А. Монастырский рассматривает с точки зрения «инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности. Он видит применение средств воздействия в двух аспектах. Во-первых, в удовлетворении социально-культурных интересов и потребностей людей различных возрастов и профессий, а во-вторых, - в разработке инновационных технологий, способствующих более содержательному и развивающему досугу населения. К числу основных средств он относит: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литературу и художественную самодеятельность. А.Д. Жарков средствами СКД называет инструменты, с помощью которых раскрывается содержание культурно-досуговой деятельности, подразделяя их на устные и печатные, кино, радио, телевидение, искусство и самодеятельное творчество, технические средства, которые могут служить носителями того или иного содержания. К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия профессора Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красиль-ников относят средства, используемые «в развивающей, информационно-просветительной деятельности»: живое и печатное слово, наглядные средства, различные виды искусств. Особое место отводится психолого-педагогическим средствам, среди которых - общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечение. Таким образом, становится очевидным, что среди ученых-теоретиков нет единого толкования понятия «средства социально-культурной деятельности», что делает затруднительным их применение в современных технологиях. Попробуем их объединить в отдельные группы. В одном случае под средствами социально-культурной деятельности понимается «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности. Их назначением является служить своеобразным «инструментом» удовлетворения социально-культурных интересов и потребностей людей различных возрастов и профессий. В эту группу можно отнести средства наглядности, технические средства, различное Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: Изд-во ТГУ 2002. С. 27 оборудование. В другом случае помимо материальных средств «инструментов» для передачи содержания социально-культурной деятельности используются интеллектуальные средства, которые позволяют личности осуществлять мыслительную деятельность, способствуют воспитанию и развитию личности. В качестве интеллектуальных средств могут выступать общепринятые системы знаков, такие, как устная и письменная речь, произведения культуры и искусства, уровень квалификации и мастерство работника социокультурной сферы. В третьем под средствами социально-культурной деятельности понимаются такие, которые используются для создания условий оптимального воздействия на восприятие личностью содержания социально-культурного проекта. Разнообразие подходов позволяет нам подойти к рассмотрению средств социально-культурной деятельности как к своеобразной системе, подсистемы которой могут отражать всю совокупность возможного их применения в социально-культурных технологиях. В таком случае сами средства социально-культурной деятельности мы будем понимать как «разнообразные материалы, орудия и условия социокультурного процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально передается и усваивается содержание социокультурной деятельности и достигаются поставленные цели». Средства социально-культурной деятельности можно сгруппировать также в две большие группы по преимущественному использованию в воспитательно-образовательном процессе на средства, являющиеся источником информации, и средства - инструменты воздействия. В качестве средств, являющихся источником информации, выступают различные системы знаков - такие, как устное и письменное слово, система условных обозначений (ноты, формулы, аббревиатуры и т.п.), достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, музыка, театр, хореография и другие виды), средства наглядности, компьютерные программы, квалификация и внутренняя культура работника культуры, формы и методы организационной деятельности. Средства, выступающие в качестве инструментов воздействия, объединяют в себе такие технические средства, как: кино, радио, телевидение, компьютерные технологии, печатную продукцию, различное оборудование (оборудование сцены, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, лазерные установки, игровые автоматы, аттракционы и т.п.), дизайн среды, технические средства рекламы, механика сцены, свет, цвет, звук и др. Основным звеном в системе воспитания личности в условиях учреждений культуры, как мы уже отмечали, является содержание социально-культурной деятельности. Оно является ядром, над которым надстраиваются методы и формы организации воспитательной деятельности и весь процесс воспитания и развития личности. Содержание определяет способ его передачи, который требует взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязи используемых средств. Содержание социально-культурной деятельности формируется на трех уровнях: собственно формы, социально значимой программы и всего процесса деятельности учреждения культуры. На первом уровне - уровне формы - технолог проектирует использование таких средств, которые наиболее эффективно раскрывают выбранную тему, и определяет объем содержательного материала, который можно использовать для организации и проведения СКД.
Второй уровень применения средств сопдально-культурной деятельности предполагает их использование в крупных социально значимых программах общественного, государственного, регионального или местного масштаба, когда прорабатываются программы в целом, ее отдельные разделы, блоки. И если на первом уровне использование средств во многом зависит от степени подготовленности участников той или иной акции, кватификации работника культуры, ситуации, сложившейся в ходе проведения СКД, то содержание социокультурных программ часто определяется «социальным заказом» общества, разрабатывается по заказам Минкультуры, Минобразования, Минздрава и подобных правительственных учреждений, а в их разработке могут принимать участие научно-исследовательские институты, различные центры и административные образования. На этом уровне предполагается использование целой системы средств, определяющих взаимоотношения и взаимозависимость отдельных частей и разделов программы. Третий уровень использования средств в социально-культурных технологиях предполагает разработку концептуальной основы деятельности одного учреждения культуры или ряда учреждений культуры. В этом случае технолог использует все многообразие средств - от предметно-пространственного окружения, структуры объектов социально-культурной среды до применения конкретных средств в конкретных условиях. Таким образом, мы рассмотрели «средства социально-культурной деятельности» как систему, состоящую из отдельных элементов, которые, в свою очередь, также представляют собой сложные и самостоятельные подсистемы. Средства социально-культурной деятельности применяются в сочетании с другими элементами, находятся в тесной взаимосвязи между собой, дополняя и усиливая влияние друг друга, выступая в различных качествах - оборудования, наглядности, транслятора информации, эстетически организованной среды и т. п. Организация эффективного технологического процесса социально-культурной деятельности возможна лишь при использовании разнообразных форм. Форму можно рассматривать как структуру организации содержания, как характер подачи материала, как способ организации аудитории. Она находит отражение в структурном оформлении содержания не только в способах организации деятельности людей, но и в оформлении отдельных документов (сметы, отчеты, планы, реклама и т.п.). Слово «форма» в переводе с греческого означает наружный вид, внешнее очертание, и если «форму» рассматривать применительно к деятельности учреждений культуры, то ее можно понимать как «внешнюю сторону организации социокультурного процесса, отражающую характер взаимосвязи его участников». В то же время форма является внешним выражением содержания социально-культурной деятельности, и выбор формы напрямую обусловлен содержанием. Нам близко понимание «формы», данное А.Д. Жарковым, который определяет ее как «способы и приемы организации людей...в целях доведения до них определенного содержания1. Однако автор упускает то, что форма обладает способностью отражать характер содержательного материала, его жанровое разнообразие. Именно поэтому даже одна форма, выстроенная по законам жанра, будет иметь отличительные жанровые особенности. Примером могут служить классические формы клубных вечеров, которые делятся на: вечера-встречи, вечера-портреты, вечера-мемориалы. 1 Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность: Учебник. М: МГУК, 1998. С. 219 В зависимости от подбора методов подачи содержания и направлений воспитательной деятельности, используемых технологом в работе над проектом, можно выделить такие группы форм: информационно-просветительские - лекции, доклады, беседы, «круглые столы», вечера встреч, клубные гостиные и др.; зрелищно-развлекательные - праздники, концерты, фестивали, обряды и т.п.; игровые - всевозможные индивидуальные и командные спортивно-игровые состязания, конкурсы, аукционы, а также тематические игровые программы. К этой группе можно отнести также формы, построенные с применением родовых приемов, - иллюстрации или театрализации. Обладая определенной самостоятельностью, форма может оказать влияние на выбор содержания деятельности, и, наоборот, содержание диктует технологу поиск адекватной формы. Примером может стать нашедшая широкое распространение в первые годы советской власти форма «Живая газета», когда необходимо было для воюющей армии доносить информацию о происходящих событиях на фронте, в стране и за рубежом просто и доходчиво. Эта форма была рассчитана на воюющих солдат Красной армии, которые в основном были безграмотны и нуждались в получении легко запоминающихся сведений о последних событиях. В дальнейшем в связи с проведением общегосударственной кампании на достижение в стране всеобщей грамотности эта форма приобрела чисто агитационную направленность. Другим примером влияния формы на отбор содержания может служить форма «народных университетов», возникшая до революции 1917 года, когда отдельные благотворители открыли первый университет для рабочих. После революции форма «народные университеты» не нашла применения в деятельности учреждений культуры, поскольку страна переживала сложные экономические времена (революция, разруха, отечественная война, восстановление народного хозяйства), и лишь в 60-е годы XX века она вновь возродилась как отклик на потребность широких слоев населения в получении новых знаний в условиях научно-технической революции. Возродившаяся форма «народные университеты» способствовала расширению кругозора, повышению квалификации, получению необходимых дополнительных знаний на высоком теоретическом и методологическом уровнях, поскольку народные университеты были рассчитаны на разные уровни подготовки людей, их квалификацию и интерес. К сожалению, в новой России форма народных университетов остается невостребованной. В зависимости от способов организации аудитории формы социально-культурной деятельности могут подразделяться на массовые, групповые и индивидуальные. Следующей важной составляющей технологического процесса социально-культурной деятельности являются методы. Само понятие «метод» имеет греческие корни и означает «путь, способ продвижения к ожидаемому результату». И если в педагогической практике под методом понимают упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей, то в социально-культурной деятельности в условиях свободного времени под методом понимают упорядоченный способ деятельности для достижения социально значимых целей. При этом способы деятельности работника социально-культурной сферы и способы деятельности людей, участвующих в социально-культурных акциях на протяжении всею процесса от замысла до воплощения, проходят на фоне живого общения и являются актами совместной деятельности. Таким образом, метод характеризуется тремя признаками: применение метода предполагает четко сформулированную цель социально-культурного проекта, метод требует определения способов деятельности субъекта и объекта; он определяет влияние и характер их взаимодействия. Распространенной является классификация методов по источнику получения информации: - словесные методы - устное и печатное слово; - наглядные методы - наглядные пособия, явления, предметы; - практические методы - разнообразная практическая деятельность. Другая классификация группы методов основана на применении трех родовых методов, широко используемых в учреждениях культуры, и включает в себя метод театрализации, метод иллюстрации и метод игры. Данные методы применяются в разработке проектов культурно-досуговой деятельности, но их возможности находят самое широкое применение и во всех сферах социально-культурной деятельности. Однако весь спектр методов, применяемых в социально-культурной деятельности, не может вместиться лишь в эти классификации, и значительная их часть остается как бы за кадром предложенных классификаций. Вызывает интерес классификация методов, предложенная Е.В. Нова-торовым, сделавшим попытку их объединения в следующую структуру: - методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности; - методы формирования общественного сознания личности;
- методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения: - методы стимулирования социально-культурной активности; - методы социологических исследований социально-культурной дея На наш взгляд, данную классификацию следует дополнить, включив в нее и такие немаловажные методы: - методы стимулирования самовоспитания личности; - методы, рекреации; - методы организации творческой деятельности. В практике социально-культурной деятельности используется все многообразие методов, и ни один из них не является универсальным. Результативности можно добиться лишь при использовании комплекса методов, а их выбор зависит от: - общих целей воспитания и развития личности и ведущих установок социально-культурной деятельности; - особенностей содержания поднимаемой темы; - цели, задач и содержания конкретной формы социально-культурной деятельности; - возрастных особенностей и уровня подготовки аудитории; - материальной оснащенности учреждения культуры; - времени проведения выбранной формы; - возможностей работника социально-культурной сферы, его профессионального мастерства и личных качеств. Средства, формы и методы воздействия тесно связаны между собой и могут применяться в одном случае как метод, в другом - как средство, в третьем - как форма. Именно поэтому вопрос о разработке их четкой классификации представляется достаточно сложным, а может быть, для технологов-практиков и не является столь значимым. Следует, овладев ими в зависимости от поставленных задач, умело и творчески использовать все многообразие средств, форм и методов для эффективного достижения воспитательной цели. Современные технологии социально-культурной деятельности располагают значительным арсеналом средств, форм и методов и предъявляют самые высокие требования к специалистам, стимулируя их поиск и творческое использование в практике. Вопросы для самопроверки 1. Определите составные части инструментария технологического процесса социально-культурной деятельности и дайте им характеристику. 2. Что такое «средства социально-культурной деятельности», какова их классификация? 3. Каково значение формы в технологическом процессе? Приведите примеры удачного выбора формы в социально-культурной деятельности. 4.Что такое «метод социально-культурной деятельности»? Дайте общую классификацию методов социально-культурной деятельности. Литература 1. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998. 2. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. М.: МГУК, 1998. 3. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998. 4. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. Омск, 1992. 5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. / Под. ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2000. 6. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. 7. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА М, 2002. 1.6 Профессионализм и мастерство технолога-специалиста социально-культурной деятельности Проблема профессионального мастерства специалистов социально-культурной сферы вызывает пристальный интерес как у практиков, так и у теоретиков-исследователей социально-культурной деятельности. Объясняется это тем, что специалист, работающий в социокультурной сфере, должен обладать высоким уровнем образования, специальными навыками и умениями, организаторскими способностями, способностями к публичной творческой деятельности. Меняются современные критерии готовности к профессиональной деятельности, требования к отбору специалистов при устройстве на работу -он должен быть юридически грамотным, владеть экономическими знаниями, поскольку социально-культурная сфера носит как некоммерческий, так и коммерческий характер. Такой специалист должен быть готов к постоянной работе над повышением собственного профессионального уровня, уметь регулировать и координировать деятельность коллектива, быть коммуникабельным, любить людей, трансформировать их потребности в социально-культурной деятельности, возвышая их до достойного духовного уровня. Современный период социально-культурной деятельности характеризуется расширением номенклатуры специальностей и специализаций в отрасли, соединяющих в себе творческое, коммерческое, духовно-нравственное начала. Появляются новые специальности, возрождаются, казалось бы, давно забытые профессии в сфере управления культурой: - музыкальный продюсер; - персональный менеджер; - импресарио, или промоутер; - агент, работающий с профессиональными актерами, режиссерами, художниками, топ-моделями и т.д.; - продакшн-менеджер, или заведующий постановочной частью; - куратор выставки; - владелец галереи; - кинопродюсер; - менеджер проекта; - продюсер культурно-досуговых программ; - арт-менеджер и др.; - технолог социально-культурной деятельности. Специалист, работающий сегодня в социально-культурной сфере, -личность разноплановая. Он должен сочетать в себе качества руководителя, экономиста, организатора, управленца, творца, социального работника, педагога, психолога, рекламиста, специалиста по связям с общественностью и т.д. и т.п. О таком можно сказать, что это Богом отмеченная личность. Какими же профессиональными знаниями, навыками и умениями должен обладать такой специалист. Какие качества личности необходимы для подобной деятельности? До недавнего времени предполагалось, что качества руководителя и творческого человека являются в большей мере врожденными, а не приобретенными. Изучая личностные качества известных управленцев, психологи Лондонской школы бизнеса пришли к выводу, что наибольшего успеха достигает та личность, которая отвечает следующим характеристикам: - является первым ребенком в семье; - имеет ярко выраженное желание достичь жизненного успеха и серьезно относится к строительству своей карьеры; - обладает мощной жизненной энергией, не разочаровывается при временных неудачах, сопротивляется возникающим проблемам; - обладает способностью к долгосрочным прогнозам; - очень целеустремленна; - социально и политически активна; - интровертна; - мало зависима от обстоятельств и области деятельности;
- обладает способностью определять приоритеты в деятельности. Среди важных качеств личности можно отметить и такие, как: - способность работать с «большим кругом людей»; - умение брать ответственность за выполнение важных задач. - стремление к достижению значительных целей. Исследование профессиограммы менеджера социально-культурной сферы, проведенное С.А. Касаткиной в Московском государственном университете культуры и искусств, позволило ей сформулировать и систематизировать профессиональные умения и личностные качества специалиста. Такой специалист должен обладать следующими способностями, навыками и умениями: - способностями стратегического и системного мышления; - организаторскими умениями; - педагогическими умениями. - социально-психологическими навыками; - хорошим здоровьем и умением его сохранять; - практическим опытом работы. По мнению опрошенных студентов и выпускников МГУКИ, менеджеру необходимы знания: экономики, юриспруденции, психологии, культурологии, социальной политики и др. В сфере менеджмента опрошенные считают необходимой компетентность: - в области стратегии и тактики объектов управления в своем секторе - в методах управления (экономические, финансовые, социально- - в области структуры управления (технологические цепочки, организационная структура, оборотные и основные финансовые средства, принципы логистики): - в области ресурсов (материальные, финансовые, кадровые); - в области норм и нормативов (финансовые, правовые, таможенные, экологические, безопасности труда и др.). Среди личностных качеств будущие специалисты выделили следующие: - ответственность; - целеустремленность; - инициативность; - способность к нововведениям; - работоспособность; - настойчивость; - дисциплинированность; - терпение и такт. Современное поколение менеджеров, работающих в социально- культурной сфере, отличают не только развитые личностные качества и организаторские способности, но и высокая мобильность, обширные личные контакты, сильная харизма, умение убеждать и вести за собой. Поколение современных управленцев в сфере культуры должно овладеть азами психологии победителя. И вряд ли это могут быть лишь врожденные данные; их настойчивое воспитание открывает путь к любимой профессии целому отряду людей одаренных, но не имеющих ярко выраженных качеств лидера. Большинство исследователей-психологов и педагогов полагают, что профессионально значимые качества можно развить путем целенаправленной работы по самовоспитанию и в ходе профессионального обучения. Рассматривая показатели профессиональной компетентности социокультурного менеджера, авторы учебного пособия «Введение в социокультурный менеджмент» предлагают понимать эту компетентность как концептуальную основу профессиональной управленческой деятельности и сводят ее к следующей схеме. Если профессиограмма менеджера социально-культурной деятельности разработана в достаточной степени, то профессиограмма социокультурного технолога находится в процессе становления. Ему не в меньшей степени, чем менеджеру, необходимо обладать знаниями, умениями и навыками управленца, но есть и существенные отличия, которые проявляются на уровне освоения знаний, в видах деятельности, умениях и навыках, профессиональном мастерстве. Методологические знания в понимании общих принципов познания социально-экономических и политических явлений и процессов, происхо- дящих в обществе, являются для тех и других базовыми, но теоретические и технологические знания имеют некоторые отличия. Теоретические знания, которыми должен обладать технолог, работающий в социально-культурной сфере, должны строиться на знании: - конкретных управленческих и технологических моделей формирования коллектива и личности; - механизмов общественно-психологических явлений и путей их формирования; - психологии, индивидуально-психологических и возрастных особенностей личности; - психологических основ обучения и воспитания; - педагогических закономерностей организации этих процессов в условиях свободного времени и неформальных отношений. Технологические знания включают в себя знание видов профессиональной деятельности: педагогической, художественно-творческой, организаторской, управленческой; знание основных способов, форм, методов этой деятельности. Отличия проявляются и в навыках и умениях, необходимых технологу в профессиональной деятельности. Ему необходимы навыки и умения: - управления системой отношений, общения, организации обучения, - управления самовоспитанием и саморазвитием личности: - управления собственным развитием, собственным психическим со Особое место в обучении технолога отводится владению конкретными методиками и технологиями, освоению навыков работы с различными категориями населения, социальными и возрастными группами, умению применять конкретные формы и методы работы в конкретной ситуации, включая индивидуальные, групповые, массовые. Профессиональные знания, умения и навыки технолога социально-культурной сферы являются начальной школой, своеобразной базой становления профессионального мастерства специалиста. Профессор Н.К. Бакланова в учебном пособии «Профессиональное мастерство специалиста культуры» определяет объективные и субъективные факторы, влияющие на становление профессионального мастерства. Она обращает внимание на то, что профессиональное мастерство представляет собой систему знаний, умений, навыков и профессионально важных психических свойств и качеств личности, отвечающих требованиям профессионализма и необходимых для становления мастерства. Выделяются три группы объективных знаний, умений и навыков: орга Субъективные факторы включают качества, характеризующие индивидуальность личности, уникальность ее мастерства. К ним можно отнести: - характер интересов специалиста, определяющий систему его ценностных ориентации; - степень развития способностей, психических свойств, качеств, особенностей познавательной, эмоциональной и волевой сферы; - уровень освоения профессиональной деятельности. Профессиональная направленность интересов личности находит отражение в адекватном понимании и принятии целей и задач профессиональной деятельности, наличии сформированных профессиональных мотивов, устойчивых предпочтений, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, установок, относящихся к избранной профессии. Другая группа качеств, являющихся необходимым условием становления мастерства, базируется на развитии мыслительных процессов, проявляющихся в нахождении решения управленческих, организационных, творческих задач. Следующая группа качеств, необходимых для становления профессионального мастерства специалиста, основана на развитии профессионального самосознания. Они проявляются в осознании личностью самой себя в профессиональной деятельности во всем многообразии своих профессиональных качеств, возможностей, способностей. Мастерство специалиста не является чем-то застывшим и не подверженным изменениям, а в зависимости от развития перечисленных ниже качеств изменяется, совершенствуясь или деградируя, переходя с одного уровня на другой. Представляет интерес исследование деятельности режиссеров детских праздников, проведенное Г.П. Черным, который выявил три уровня мастерства специалистов, работающих в этой отрасли. Представленные в таблице материалы показывают достаточно значительный разброс характеристик уровней мастерства. И если высокому уровню присущи активная деятельность, интерес к своей работе, сочетание профессиональных знаний, умений и навыков, то на низком уровне специалист малоактивен, безынициативен, не обладает глубокими профессиональными знаниями, умениями и навыками. Можно сделать следующие выводы о факторах, влияющих на формирование профессионального мастерства технологов социально-культурной сферы: 1. Профессиональное мастерство проявляется в социально-культурной деятельности. 2. Основы профессионального мастерства можно формировать в процессе обучения. 3. Формирование профессионального мастерства прямо пропорционально творческой активности, деятельности и самостоятельности будущего специалиста. 4. Мастерство характеризуется высоким уровнем развития специальных обобщенных умений. 5. Мастерство основано на качествах личности, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность. 6. Мастерство специалиста находится в постоянном развитии, переходя из одного качественного состояния в другое. Однако профессионализм специалиста является лишь основой успешной творческой деятельности. Это относится ко всем творческим профессиям, в том числе и к технологу социально-культурной деятельности. Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов рассматривал творчество как важнейший элемент мастерства: «Уровнем развития знаний, умений и навыков определяется общая культура труда человека и его профессиональное мастерство. Но на этом профессиональное мастерство не исчерпывается. Необходима его составляющая - творчество, которое проявляется в творческом мышлении». Уместно вспомнить высказывание известного музыкального исследователя-педагога В.Г. Ражникова о соотношении профессионализма и творчества. Он отмечает: «Профессионализм - это обеспеченный средствами тыл художника, его основа и опора... Профессионализм, по преимуществу, деятельность нетворческая, потому что не имеет отношения к новому, неизвестному. Чтобы стать профессионалом, надо укрепиться в уже известном способе... Многое в профессионализме уже известно, потому что уже было, встречалось у всех, кто через известный прием чего-то достиг. Суть творчества, его сердцевину составляют неформализуемые принципиально явления - интуиция, вдохновение, предвидение, новизна... Профессионализм замечательно полезен как подготовка к творчеству». Творчество пронизывает все сферы деятельности специалиста-технолога. Философский словарь предлагает следующее определение творческой деятельности: «...Это активная и осознанная деятельность, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, никогда ранее не существовавшие произведения. Она порождает нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов». Имеющее много общего с менеджерской, педагогической, художественной деятельностью, мастерство технолога вбирает в себя «качественный уровень профессиональной деятельности», включающий высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, что является показателем профессиональной подготовленности специалиста. Формирование творческих возможностей специалиста социально-культурной сферы становится одной из актуальных задач в XXI веке. Разработка высокоэффективных способов ее решения предполагает, с одной стороны, использование новых психолого-педагогических представлений о творческой личности, а с другой - все более активное применение новых средств построения образовательных моделей в процессе формирования креативной личности. Творческие способности технолога проявляются в его стремлении к самораскрытию и самореализации, независимости, оригинальности и гибкости суждений и умозаключений, в стремлении к исследованию, в отсутствии стереотипов восприятия и мышления, в проявлении активности и инициативы. Несмотря на то, что творческие способности часто относят к сфере искусства, они могут проявить себя в любом деле, в разнообразных видах человеческой деятельности, в том числе и в специальных, облаченных в художественно-образные формы отражениях действительности. К общим способностям относят такие, которые выражаются в специфических человеческих качествах - восприятии, представлении, воображении, мышлении. Эти качества проявляются в разработке концептуальной основы проекта или программы, крупных масштабных или локальных форм СКД, они способствуют формулированию основной идеи, целей и задач, направленных на создание смыслового художественного образа. Специальные способности предполагают наличие особых качеств и свойств личности, которые ей необходимы в профессиональной деятельности (в одном из видов искусств или другой сфере). Например, в куль-турно-досуговой деятельности специальные способности включают в себя: быстроту и гибкость мышления, развитое эстетическое чувство, умение понимать и ценить прекрасное, образно-эмоциональную память, богатое воображение, интуицию, способность рождать оригинальные идеи, создавать нечто новое в профессиональной деятельности в сфере менеджмента или технологического проектирования (сценарий, проект, программу или другие формы), способность к риску и т.д. Специфические узкопрофессиональные способности предполагают конкретную управленческую, организаторскую, исполнительскую деятельность по организации себя, творческих коллективов, органов управления, направленную на реализацию творческих идей, создание стабильных отношений с окружающими, предвидение и разработку перспектив развития отрасли. Успешное развитие творческих способностей специалиста-технолога во многом определяется использованием в процессе подготовки кадров новых обучающих моделей различной степени обобщенности, развивающих общепсихологические и специальные качества творческой личности. Изучая психологию художественного творчества, известный отечественный психолог П.М. Якобсон выделяет несколько этапов творческого процесса: - появление замысла, обусловленное потребностью в творческой деятельности и сопровождающееся состоянием вдохновения; - разработка замысла, заключающаяся в поисках путей его образного решения; конкретизация отдельных фрагментов, эпизодов, сцен (у техно- Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 2266; Нарушение авторского права страницы