Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Технологии социально-культурного проектирования



Если социально-культурная программа представляет собой крупную форму социально-культурного технологического процесса, вбирающего в себя разнообразные виды и формы деятельности региона, города, района, то проект может быть выражен прежде в модели какой-либо конкретной


формы вне зависимости от ее масштаба. К примеру, это может быть меж­дународный проект конкурса «Мисс Вселенная», проект московского му­зыкального фестиваля «Рождество в Москве», проект ежегодной церемо­нии вручения престижной премии тележурналистам ТЭФИ, концерта на Красной площади известного тенора Лучано Паваротти, выпускного бала школьников в Парке культуры им. Горького, семейного вечера отдыха в доме культуры, рекламный проект московских изданий «Обложка года», проект международной выставки современного искусства «Москва - Па­риж», а также театральные, телевизионные, кино-шоу. музыкальные и др. проекты.

В перечисленных нами формах при их разработке и реализации широко применяется понятие «проект», «творческий проект». При этом практики, работающие в сфере культуры, под проектом имеют в виду оригинальный замысел какой-либо формы: конкурс молодых исполнителей эстрадной песни на ОРТ «Фабрика звезд», рождение новых традиций - проект пре­зентации эстрадной звезды на площади у концертного зала «Россия», но­вый взгляд на хорошо известные праздники (проект предновогодних и но­вогодних праздников «Великий Устюг - родина Деда Мороза») и т.п.

Проект входит в социально-культурную программу как составная часть, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности по реализации разработанной концепции и сегодня является обязательным компонентом профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы.

Процесс проектирования основывается на методологических принци­пах, этапах, закономерностях, характерных для прогнозных технологий: учете духовных интересов и потребностей группы населения, на которую он рассчитан; предполагает адекватный проблемно-ситуационный подход в определении цели, благодаря чему обеспечивается эффективное воздей­ствие на людей в тех или иных социальных ситуациях; ориентирован на междисциплинарное использование взаимодополняющих методов и со­вместное сотрудничество, координацию и интеграцию усилий различных организаций; предполагает гибкость и адаптацию к изменениям среды, в которой он будет функционировать.

Выбор методов проектной деятельности определяется такими условия­ми, как характер самого объекта проектирования (физический объект, форма межличностных отношений, возрождение традиций и др.), уровень проектирования (внутри коллектива, в масштабе населенного пункта, тер­риториальной общности), социально-экономической и социально-культурной ситуацией и т.д. Широко применяются методы информацион­но-целевого анализа прессы, телевизионных и радиопрограмм, а также мониторинг результатов опросов, рейтингов, выступлений отдельных воз­растных, социальных, профессиональных групп населения.


Благодаря применению разнообразных методик при разработке проекта специалист накапливает и углубляет знания об ареале и дифференциации культурного пространства, качестве и количестве различных видов социо­культурной деятельности населения, процессах взаимодействия социаль­ных общностей в решении текущих задач.

Однако проектные технологии имеют и ряд особенностей, характерных именно для этого вида творческой деятельности.

В энциклопедических словарях проект определяется как предваритель­ный план, замысел. В данном параграфе мы также будем исходить из это­го постулата и рассматривать проект как творческий план, замысел кон­кретной художественной или художественно-публицистической формы.

Проект - это своеобразный ответ на «социальный заказ» общества, от­клик в художественной форме на то или иное социальное явление - будь это празднование юбилея города («Петербургу - 300 лет»), страны или всего мира (международный проект «Миллениум - 2000»), коллектива, личности, возрастной группы (проект областного праздника детского ху­дожественного творчества «Воздушные замки Заполярья»), историческое событие (проект ежегодного праздника, посвященного сражению русской армии с наполеоновским войском на Бородинском поле), общественно-политическая акция, национальный праздник и т.д.

Грамотно разработанный творческий проект поможет избежать многих ошибок при его реализации, обойти «подводные камни» в непредсказуе­мом мире конкуренции, поможет найти ответы на многие вопросы его разработки и реализации.

В нем гибко сочетаются творческие, технические, финансовые и ры­ночные аспекты деятельности:

- во-первых, проект служит основанием предполагаемой творческой работы и дает оценку результатам деятельности за определенный период;

- во-вторых, проект становится документом, который определяет курс действий и формы управления ими, он выполняет как стратегические цели планирования предстоящей работы, так и тактические;

- в-третьих, проект в большинстве случаев может быть использован как средство для получения необходимых инвестиций и может служить мощ­ным инструментом нахождения путей финансирования;

- в-четвертых, проект обязательно рассматривается как документ, от­крытый для различного рода нововведений (организационных, информа­ционных, технических, технологических, экономических и т.п.);

- в-пятых, проект может служить хорошей рекламой для предполагае­мой акции, программы и в то же время стать своеобразной визитной кар­точкой проектной организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно насыщенным;


- в-шестых, проект демонстрирует готовность разработчиков идти на риск и является развернутым документом, страхующим от неудач;

- в-седьмых, проект является инструментом самообучения, поскольку его разработка являет собой непрерывный процесс познания и самопозна­ния.

В практике социально-культурной деятельности существует множество версий творческих проектов по форме, содержанию, структуре и т.д.

В рамках одного региона могут разрабатываться как общая стратегиче­ская программа оздоровления всей социально-культурной деятельности региона, конкретных учреждений культуры, так и отдельные проекты, для решения одной из проблем общей программы, ориентированные на разра­ботку отдельной формы или конкретного нововведения. Проекты могут носить четко очерченные временные рамки и в процессе проводимого си­туационного анализа, разработки и осуществления могут корректировать­ся и даже пересматриваться.

Как мы уже отмечали, творческий проект строится на учете общей стратегии социально-культурного развития страны в целом или конкрет­ного региона и сочетает различные этапы, функции и результаты деятель­ности, присущие разработке социокультурной программы.

Как видно из предложенной схемы, работа над проектом, как и над со­циокультурной программой, начинается с решения трех функций: целепо-лагания, диагностики и прогнозирования. Обосновывается общая концеп­ция предлагаемого проекта, определяются учредители, место проведения, его стратегические преимущества, финансовые и организационно-правовые условия.

 

Этапы работы над проектом Результаты деятельности Функции
Подготовительный этап Цель Целеполагание
  Диагноз Диагностическая
  Прогноз Прогностическая
  Проект Проективная
  План Планирования
Этап реализации Информация Информационная
  Организация Организационная
  Оценка, контроль, коррекция Оценочная, контрольная, коррекционная
Этап завершения Результат Аналитическая

При получении благоприятного прогноза на реализацию поставленной цели специалист приступает к собственно проектированию модели (фор­мы) предстоящей деятельности, выбору средств, способов, конкретных этапов достижения поставленной цели, определяя частные задачи, виды и формы оценки полученных результатов.

Щ


На этом этапе происходит детальная проработка идейно-тематического замысла конкретной формы, подготовка сценария в целом и отдельных его частей, определяется композиционное решение предлагаемой формы, обосновывается ее жанр, художественный образ.

Подготовительный этап работы над творческим проектом____________

Уточнение проблемы, изучение запросов и интересов аудитории____________

Конкретизация темы, формулировка идеи, цели, задач____________________

Обоснование выбора формы, жанра___________________________________

Поиск художественного образа_______________________________________

Определение композиционного построения сценария (завязка, развитие дейст-

вия, кульминация, развязка), отбор, формирование содержания_____________

Предварительный план-график выполнения проекта______________________

Предполагаемый расчет расходов и доходов____________________________

На этом этапе вскрываются финансовые ресурсы, сроки возврата заем­ных средств (если в них возникает необходимость), ожидаемая прибыль, условия инвестирования. Кроме того, указываются условия для потенци­ального инвестора или кредитора, возможности государственной под­держки проекта, органов местного самоуправления, соучредителей или партнеров, включая учреждение культуры, где проект может реализовы-ваться. Обосновываются ключевые факторы успеха: факторы выигрыша времени, полноценного или частичного изменения выявленной проблем­ной ситуации. На данном этапе целесообразно подготовить три возмож­ных варианта реализации проекта: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. В этой части необходимо отразить потенциальные риски, возникающие при реализации проекта. Третий этап работы над творческим проектом, например, над постановкой спектакля, включает следующие процедуры.

 

Утверждение сценария
Утверждение бизнес-плана
Выбор сцениче­ской площадки, разработка ре­жиссерского сце­нария Создание эскизов декораций Создание эскизов костюмов Подбор и разработка музыкального сопровождения
Подбор и утвер­ждение отдель­ных исполните­лей и коллективов Согласование с техни­ческими службами, ут­верждение эскизов де­кораций и их техниче­ского решения Утверждение эскизов костю­мов и их ис­полнителей Работа в студиях звукозаписи над за­писью музыкально­го сопровождения

После утверждения сценария и бизнес-плана начинается непосредст­венная работа над организационно-управленческой стороной реализации проекта на практике. В этом этапе работы над проектом находят отраже-


ние формы и методы управления проектом, дается характеристика персо­нала, отвечающего за реализацию проекта (возраст, пол, образование, по­служной список, квалификация), оценивается конъюнктура рынка, опре­деляются организации и коллективы, заинтересованные в продвижении проекта, формируются группы и оргкомитеты. Кроме того, определяются ответственные за тот или иной участок работы, разрабатываются положе­ния, условия отбора в форме конкурса и других видов кастинга как внутри проекта (для участников), так и вне (зрителей, посетителей).

В этом этапе проекта утверждаются творческие коллективы и отдель­ные исполнители, организаторы, принимающие участие в реализации про­екта, доказательно обосновывается использование различных технических средств: световой и сценической техники, лазерных установок, дыма, шу­мов, светового, цветового и музыкального оборудования, разрабатывают­ся эскизы одежды сцены, ее художественно-декорационного решения. С этой целью предлагаются макеты оформления, образцы тканей, эскизы костюмов, технические характеристики предлагаемой к использованию техники.

Финансово-экономическая часть проекта содержит в своей структуре развернутый бизнес-план с указанием стоимости всех видов работ, по осуществлению проекта и конкретных источников финансирования. Оп­ределяются пути возможной самоокупаемости постановочных затрат, обосновываются штатное расписание и заработная плата персонала, раз­рабатывается смета с подробным указанием статей доходов и расходов, отчислением на налоги и другими статьями.

Важное место отводится разработке режиссерского сценария, который является отправным пунктом для деятельности всех служб, задействован­ных при разработке проекта на данном этапе.

Следующий этап работы над проектом - это этап непосредственного производства, включающий аренду или покупку оборудования, репетици­онный период, производство декораций и костюмов, проведение реклам­ной кампании.

 

Этап непосредственного производства и вторичного финансирования проекта
Производство декораци­онного оформления Производство реквизита и пошив костюмов Запись музыкального оформления, шумов
Проведение рекламной кампании Организация и проведе­ние репетиций Подбор, аренда, покупка технического оборудова­ния

На этом этапе разрабатываются и подписываются трудовые соглаше­ния, контракты, договоры, составленные в соответствии с трудовым зако-


нодательством Российской Федерации и обоснованно заключаемые между организаторами (учредителями) и участниками проекта.

Промоутерская часть проекта включает в себя основные приемы ин­формационной и рекламной деятельности, в ней обосновывается необхо­димость применения тех или иных приемов, разрабатываются (при необ­ходимости) слоган, видеоклипы, видеоджинглы. Организуются и прово­дятся пресс-конференции, осуществляется поиск информационных парт­неров и спонсоров, разрабатываются стимулирующая система скидок на билеты, флаерсы, утверждаются эскизы афиши, листовок, буклетов, ис­пользуются рекламные формы и приемы, усиливающие и подогревающие интерес зрителей к проекту.

Заключительный этап работы над проектом, т.е. непосредственная его реализация, включает завершение монтажных работ по оформлению и оборудованию сцены, монтажные и генеральные репетиции, премьеру, экспертные оценки деятельности по реализации проекта и анализ творче­ских и финансовых результатов. Схематично этот период можно предста­вить следующим образом:

 

Монтаж декорацион­ного оформления Монтаж светотехнического оборудования Монтажные репетиции и генеральный прогон
ПРЕМЬЕРА    
Экспертиза и анализ творческих, педагогических и финансовых результа­тов

В этот период особую роль играет разработка режиссерско-постановочной документации, прежде всего монтажного листа, соеди­няющего деятельность всех технических служб, задействованных в поста­новочной работе (рабочие сцены, звукооператоры, радисты, осветители, исполнители). Благодаря монтажному листу каждая служба согласованно и без каких-либо заминок и срывов включается в рабочий процесс.

Монтажный лист ___________________________________________________

; Название блока, эпизода, акта, сценки, его порядковый номер и время_________

Фрагменты текста сценария, сценического действия_______________________

Декорационное, техническое оформление сцены__________________________

Музыкальный, звуковой и шумовой ряд_________________________________

Световое лазерное оформление________________________________________

Место действия, основные мизансцены__________________________________

Исполнители_______________________________________________________

Особую, если не главную, роль играет в проекте творческий замысел предстоящей акции. На значимость замысла в работе над творческим про­изведением указывал великий немецкий поэт и философ Иоганн Вольф­ганг Гёте, отметивший, что «в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла».


Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, со­бытий, выразительных средств. Замысел несет в себе логику проекта бу­дущего шоу. социальной акции, выставки, концерта, отдельного номера и других художественных и социальных форм. В нем отчетливо видны как общий смысл проекта - его тема, идея, содержание, форма, так и его от­дельные составляющие - действующие лица, события, конфликт, строгая логичность построения, образность.

Подчеркивая решающее значение замысла в технологическом процессе создания проекта, теоретики и практики нередко сравнивают творческий социально-культурный проект с архитектурным. В нем архитектор преду­сматривает целостный образ всего строительного сооружения, а также гармоническое соотношение его отдельных частей, производит расчеты «несущих» конструкций.

Что же входит в замысел творческого социокультурного проекта? Ка­ковы, в чем заключаются его «несущие» конструкции, составные части, как и зачем производить расчеты? Рассмотрим это подробнее.

Говоря о проектном замысле, мы не можем обойти его концептуальную основу - ведущую мысль проекта, т.е. то, что волнует людей и тревожит автора как личность, о чем он хочет поведать, рассказать зрителю.

Работая над проектом, автор из всего многообразия окружающих явле­ний и свойств каждого из них выбирает лишь некоторые. Этот выбор оп­ределяется тем, что автор считает наиболее интересным и важным. Отби­раются те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают ми­ровоззрение автора, которые он считает наиболее важными и характерны­ми. Именно поэтому выбор явлений, отображение связей, в которые эти явления вступают, глубоко личностны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции, понимания общественной значимости отобранных фактов и явлений.

Отображая ту или иную сторону жизни, тот или иной факт, человече­ский характер, автор так конструирует, чтобы в этих событиях, фактах, поступках проступали наиболее важные и существенные черты современ­ной жизни, наиболее значимые проблемы человека.

Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материа­ла и характер художественного повествования, охват жизненных явлений, входит в понятие темы. Вечные темы смысла жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, войны и мира, власти и капитала всегда привлека­тельны для человека. Они-то и становятся основой творческого замысла проекта, но раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, лично­стный характер.

Через тему автор доносит главную мысль проекта до зрителей, подни­мая круг вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, по­скольку проект не создается абстрактно, а рассчитан на определенную


конкретную аудиторию и предполагает, как уже говорилось нами выше, изучение ее культурных запросов и интересов, возрастных, образователь­ных, профессиональных, социальных и других особенностей.

Определенность и ясность выбранной темы обусловлены постановкой автором проблемы или идеи, требующей ответа на вопрос: «Что я хочу сказать зрителям, аудитории? », «Какие обобщающие выводы сделает по­бывавший на предполагаемой программе? », «Какое отношение у него (зрителя) сформируется к увиденному и услышанному на сцене? », т.е. ра­ди чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воз­действие на зрителя.

Тема и идея составляют идейно-тематический смысл проекта. Они яв­ляются тем стержнем, который держит весь замысел проекта в едином русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а наобо­рот, объединяет их в единое целое, углубляя и уточняя основную тему и идею, усиливая впечатление от их восприятия. Рассмотрим это на примере формирования идейно-тематического замысла «Праздника народных ре­месел» в городе Суздале Владимирской области.

В этом городе в XIX и начале XX века процветали ремесленнические промыслы. Суздаль славился своими мастерами: резчиками по дереву, жести, вышивальщицами, художниками, расписывающими деревянные изделия, кружевницами, ткачихами ковров, мастерами плетения из лозы, бересты, соломы, лыка, а также плотниками, краснодеревщиками, кузне­цами, гончарами, печниками. Однако после революции 1917 года многие ремесла перестали существовать, а оставшиеся находились на грани ис­чезновения.

Интерес к народным промыслам и ремеслам возродился в XX веке, по­скольку Суздаль является одним из всемирно известных туристических центров России. Он награжден международной организацией ЮНЕСКО призом «Золотое яблоко» за сохранение памятников национальной куль­туры. Отчасти и поэтому он привлекает значительное число туристов, проявляющих повышенный интерес к покупке сувениров, изучению раз­личных видов ремесленничества.

Но среди мастеров оставались в основном пожилые люди. Повысить интерес к народным ремеслам у молодежи, пропагандировать исчезающие и существующие виды народных промыслов - таковы были цели и задачи, которые поставила администрация города перед проектировщиками бу­дущего праздника.

Авторами проекта был проведен значительный объем информационно-аналитической работы по изучению истории ремесел в городе, личному знакомству с известными в городе мастерами, поиску малоизвестных фак­тов и событий. На основе полученных сведений был сформулирован идейно-тематический замысел будущего праздника. Он трактовал тему


«Праздник народных ремесел» (а именно так авторы назвали проект, а за­тем и сам праздник) как тему красоты и поэзии народных ремесел. Идея праздника (ради чего? ) должна заключаться в понимании того, что красо-ха и поэзия народных ремесел нуждаются в защите через их возрождение и преемственность.

Следующим важным конструктивным элементом проекта был выбор содержания и формы. Идейно-тематический план цепко держит фантазию и воображение авторов проекта, направляя «по заданному маршруту» по­иск содержательного материала, отбор наиболее выразительных концерт­ных номеров, разнообразных жанров литературы и искусства, докумен­тальных материалов, способных адекватно отразить авторскую мысль.

Выбранная форма активно влияет на отбор содержания проекта, содер­жание же, в свою очередь, лепит форму. Ответ на вопрос: «В какой форме будет реализован проект? » не менее важен, чем ответ на вопрос: «Какое содержание, какова основная сущность будущего проекта? ».

Многообразие драматургических форм социально-культурной деятель­ности (театрализованные представления, праздники, гала-концерты, лите­ратурно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы, разговорные (talk) шоу и другие) диктует свои законы при отборе содер­жания, соответствующего форме.

Проект, основанный на использовании такой формы, как литературно-музыкальная композиция, предполагает включение в замысел произведе­ний художественной литературы, публицистики, музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг друга. Проект гала-концерта раскрывает содержание через отдельные эст­радные номера, являющиеся основными конструктивными составляющи­ми и раскрывающими основной смысл проекта.

Активно развивающиеся авторские телевизионные разговорные шоу, типа «Основной инстинкт», «Свобода слова» или игровые шоу «Поле чу­дес», «Слабое звено», предполагают каркасную форму, рассчитанную на конкретного ведущего (очень часто автора или соавтора проекта), перио­дичность выхода в эфир и регулярные воздействия на зрителя. Ориги­нальность каждого выпуска подобного проекта заключается в отборе не­ординарного содержания, поиске интересных героев, непосредственно участвующих в обсуждении проблемы, разработке «острых» вопросов к участвующим в дискуссии, сиюминутность ответов и убедительного ком­ментария ведущего программы. Личность ведущего, его владение техни­кой импровизации становится важными условиями успешности разрабо­танного проекта. Иногда проект разрабатывается под конкретного веду­щего творческой программы, и его смена влечет за собой снижение инте­реса к проекту и отказу от него. Примером может служить проект музы-


кального шоу «Два рояля», который исчез из телевизионной сетки второго канала после замены ведущего шоу.

За поиском и нахождением сюжета или сюжетного хода, конфликта, основных событий и действия следует его композиционное построение.

Композиция организует форму проекта, не просто упорядочивает но­мера, эпизоды, блоки, но и требует такого их расположения, которое по­зволит наиболее полно, порой интригующе, выразить главную мысль.

Композиция включает в себя такие элементы, как: экспозиция, завязка, эпизоды, раскрывающие развитие основного действия, кульминация, раз­вязка, финал.

Приведем в качестве примера композиционное построение проекта «Праздника народных ремесел» в г. Суздале:

- Экспозиция. «Спешите скорей на праздник ремесел, на праздник дру­зей». (Выход на главную площадь скоморохов и зазывал на праздник.)

- Завязка. Праздничное шествие фольклорных коллективов России и стран содружества.

- Развитие действия:

- Эпизод 1. «Город мастеров». (В музее деревянного зодчества распо­ложены ряды ремесленников, демонстрирующих свое искусство; разыг­рываются «ожившие» этнографические сценки, организуется аукцион по продаже изделий ремесленников.)

- Эпизод 2. «Потешная поляна». (На специально оборудованной поляне проводятся старинные и современные народные игры и зрелища.)

- Эпизод 3. «Суздальские крылечки». (На крылечке крестьянского до­ма, расположенного в музее деревянного зодчества, организуются конкур­сы частушечников, гармонистов, плясунов.)

- Эпизод 4. «Семейная дубравка». (Проведение конкурсов юных участ­ников праздника в различных жанрах народного творчества.)

- Эпизод 5. «Посиделки». (Накрываются столы с самоварами и чаем, работают пряхи, вязальщицы, кружевницы; демонстрируется фрагмент этнографического свадебного обряда; организуются конкурсы среди мо­лодых супружеских пар на лучшее знание ремесел.)

- Финал. «Мы приветствуем древний Суздаль! ». (Заключительный кон­церт фольклорных коллективов, праздничный фейерверк.)

Следующая важная составляющая проекта - поиск художественного, зримого образа, который может быть выражен в театральной символике через метафору, когда музыка, свет, цвет, пластика становятся лейтмоти­вом проекта, создавая ту или иную (нужную замыслу автора) атмосферу; через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным образным смыслом проекта. Так чайка становится символом невинности и праздности, персонифицирующим главную героиню Нину Заречную в спектакле МХАТ по пьесе А.П. Чехова «Чайка».


Толчком к рождению художественного образа проекта могут послужить подробное и глубокое знакомство с личностью героя, находка интересного документа, увиденный фильм, спектакль, прочитанная книга, жизненный факт, событие, т.е. весь окружающий мир. И чем глубже знание этого ми­ра, чем богаче жизненный опыт, чем любопытнее и внимательнее взгляд автора проекта, тем шире его возможности в нахождении художественной образности.

Но автора всегда подстерегают подводные рифы творчества - штампы, т.е. однажды найденное оригинальное решение, которое неоднократно по­вторяется в ряде программ.

Умение отказаться от найденного ранее художественного решения (да­же очень интересного и своеобразного), искать и находить новые пути и новые, порой нетрадиционные подходы к решению стоящих творческих задач становится важной характеристикой творческой состоятельности специалистов, работающих над проектом.

Не менее важным аспектом, свойственным социально-культурным про­ектам, является организация общения, которое программируется в ходе работы над проектом. Именно общение, которое возникает в ходе реали­зации проекта, способствует проявлению сильных коллективистских эмо­ций, стимулирует возникновение эстетических переживаний.

Специальные приемы, активизирующие участие зрителей в проекти­руемой программе, планируются уже на уровне замысла (массовые шест­вия, ярмарки, игрища, конкурсные состязания, встречи, открытые кинопо­казы, театрализованные представления и т.п.), что позволяет создать усло­вия для активной духовной деятельности, максимального самовыражения, расширяет границы и формы общения.

Проектный замысел находит конкретное выражение в определенных формах записи. В зависимости от сценарной обработки содержательного материала различают и формы записи:

а) сценарный план - набросок композиционного построения содержа­
ния будущей программы с разработанной темой, идеей, педагогическими
задачами, характеристикой аудитории;

б) либретто - конкретное содержание, более развернутое, чем в сценар­
ном плане;

в) литературный сценарий - представляет собой развернутую подроб­
ную литературную разработку содержания программы с полным текстом,
описанием действующих лиц, музыкальной темы, применяемых техниче­
ских средств;

г) режиссерский сценарий - представляет собой развернутый план ли­
тературного сценария с точным указанием сценической площадки, кон­
кретным использованием технических служб, с подробно расписанной
светозвуковой и музыкальной партитурой, с указанием конкретных про-


изведении, литературных текстов, мизансцен, исполнителей, времени ис­полнения, организационных моментов.

Работа над замыслом и проектом в целом - процесс творческий и тре­бует от авторов владения навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного варианта решения проблем, волнующих общество, не­устанной работы над саморазвитием и расширением своего кругозора, ус­тоявшегося мировоззрения, ценностно-ориентационной направленности, высоких профессиональных и нравственных качеств.

Только в этом случае личностная позиция автора, работающего над проектом, будет востребована аудиторией, а успех проекта возможен при условии творческого подхода в использовании инновационных методик, нетрадиционных форм и приемов, огромной работоспособности и точного расчета организационно-финансовой деятельности разработчиков и под­бора лиц и организаций, занимающихся реализацией проекта.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите, в чем сходство и в чем различие между социально-культурной программой и творческим проектом.

2. Назовите составные части творческого проекта и дайте им характе­ристику.

3. Охарактеризуйте роль замысла в творческом проекте и раскройте этапы работы над ним.

Литература

1. Азбука фандрайзинга // Артменеджмент. М., 2002. № 1, 2.

2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.

3. Жданова Е.И. и др. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Красгшьников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирова­ния: Учебное пособие. М.: МГИК, 1993.

5. Новикова Г.Н. Социально-культурные технологии: Программа курса для студентов специализаций кафедры менеджмента социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2003.

6. Социокультурные проекты: Материалы Всероссийской конференции «Лидер культуры XXI века» (Москва, март, 2001 г.). М.: МГУКИ, 2001.

7. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятель­ности: Сб. науч. трудов / Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 2000.; Вып. 2 / Под науч. ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001.

Ъ.Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менедж­мент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003.


Поделиться:



Популярное:

  1. CASE-средства проектирования баз данных
  2. IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса
  3. IX. Альтернативные технологии
  4. V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
  5. VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  6. VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
  7. Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова
  8. Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе.
  9. Анализ педагогической технологии
  10. Б1.В.ДВ.5.4 «Информационная культура личности и современные коммуникационные технологии»
  11. Билет №2. Кадровые технологии. Основные принцыпы разработки.
  12. Биологические объекты биотехнологии


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 2141; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь