Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности и уровни развития социально-культурных технологий
Развитие любой сферы деятельности проходит несколько ступеней. В производственной (промышленной) сфере периоды исторического развития характеризуются переходами от ручного труда мастера-одиночки к коллективной цеховой деятельности, а от нее к более высокой производительности труда на фабриках и заводах с участием машинного производства. Появление машинного производства заставило по-новому взглянуть на сам процесс производства, подняв на более высокую ступень производительность труда, а также изыскивать новые резервы в его повышении. Тогда и возникло современное понятие «технология», разрабатывающее алгоритмы, способы и средства, применение которых должно привести к задуманным результатам и гарантирует получение продукции заданного качества и количества. Сам термин «технология» образуется из двух латинских слов «техне» -искусство, ремесло и «логос» - наука. Технология в современном понятии концентрированно выражает достигнутый уровень производства. Как мы уже отмечали, начиная с 60-х годов технологии представляют собой регу- лируемый процесс различных сфер деятельности - образования, науки, средств массовой информации, социально-культурной сферы и др. Как отмечает известный исследователь педагогических технологий В.П. Бес-палько, «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». Пока не созданы технологии, господствует единичный, случайный опыт. Графически это можно представить в виде цепочки:
На стадии случайного опыта происходит освоение какого-либо явления (опыта, приема) через получение информации о предмете или явлении и навыков работы с ним. Этот период можно назвать периодом начального накопления знаний о явлении (предмете) и его освоения. Следующая стадия более сложная, явление или предмет не только осваивается, но на полученных навыках выделяются специфические виды профессиональной деятельности, какого-либо ремесла (ткач, гончар, плотник и др.) И наконец, третий этап развития - технологический, когда достигается такой уровень производства, профессиональной деятельности, при котором создаются специальные механизмы и технические средства, способствующие эффективному производству какого-либо продукта. На этой ступени ведущую роль в процессе деятельности начинают играть механизмы и технологические средства. Любое изменение в наборе средств приводит к изменению самой технологии - технологической цепочки, характеристик и параметров деятельности. Если в промышленных технологиях доминирующую роль и основную нагрузку несут средства производства под управлением человека, то в социально-культурных технологиях эту роль выполняют средства социально-культурной деятельности. В этом случае функции управления этими средствами, стимулирования и координации деятельности участников социокультурных акций выполняет работник социально-культурной сферы. Интересно сравнить особенности деятельности, основанной на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, построенной по принципам технологического процесса: 1 Беспсаько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. 1989. С. 5.
Очень часто в теории и практике социально-культурной деятельности не видят различия между методикой и технологией. Однако рассмотренные нами ступени развития сфер деятельности и сравнительный анализ процессов индивидуального мастерства (ремесленичества) и технологии свидетельствуют об обратном. Это различие сопоставимо с различием между ремесленничеством и высокопроизводительным машинным производством. Современная наука о социокультурной деятельности (СКД) давно «созрела» для технологического подхода, признает его целесообразность и рационализм. Споры возникают лишь о невозможности механического переноса промышленных приемов в сферу СКД. И это понятно, поскольку, если на производстве каждый отдельно работающий на определенном цикле, выполняя часть трудовых операций, не обязан знать все тонкости всего процесса, а должен добросовестно выполнять лишь свою часть работы, то в таком удивительно тонком особом «интеллектуальном производстве», каковым является СКД, такой подход не всегда уместен. Однако социально-культурные процессы многими технологами логично рассматриваются как имеющие определенное сходство с производственными, поскольку общество диктует социальный заказ как производству, так и социокультурной сфере. Это объясняется тем, что сфера СКД, как и производство, обладает материальной базой, способствующей решению стоящих перед нею задач, а процессы моделируемые, разрабатываемые и осуществляемые, направлены на решение задач, поставленных обществом. В этом смысле мы имеем дело со своего рода аналогом производственного процесса, поскольку он предполагает планирование предполагаемого результата, поиск путей, средств, форм и методов его достиже- ния, разработку планов, моделей управления деятельностью и поведением людей, реализующих планы. Управленческая деятельность, в свою очередь, выстраивается на основе изучения информационных потоков, которые целенаправленно освещают и анализируют эффективность функционирования системы. Социально-культурные учреждения располагают целой системой стимулов, направляющих и корректирующих процессы, протекающие в социокультурной сфере, используют коммуникативные сети для получения информации о процессах, происходящих внутри системы, в целях необходимой корректировки управления всем ходом воспитательной работы. Эффективность проектируемых результатов в СКД (так же, как и на производстве) в значительной степени зависит и от созданной окружающей среды внутри учреждения, и от социального окружения, в котором функционирует личность вне производства (семья, школа, внешкольные учреждения, различные социальные институты, находящиеся в зоне ближайшего влияния, СМИ, отдельные возрастные группы и др.). Качество продукции является основным критерием эффективной деятельности производства, результативность и качество деятельности социально-культурных институтов также определяются конечным результатом полученной продукции. Насколько готова молодежь к самостоятельной жизни, каковы у нее моральные ценности и приоритеты, насколько жители микрорайона разумно проводят свой досуг, каковы их культурные интересы и запросы, насколько низок процент преступности и асоциального поведения в неформальной социальной группе, и многие другие показатели могут свидетельствовать непосредственно и опосредованным образом о результативности проводимой работы. Технологии, активно проникая в социокультурные процессы, вызывают к жизни новые направления в теории и практике. И если в педагогике появился даже технологический радикализм, которым грешат западные воспитательные системы, распространяющие концепции так называемой точной педагогики, то в педагогике воспитания, да и в социокультурной деятельности как одном из ответвлений педагогики, сложился несколько иной подход. Прежде всего, не существует разработанных технологий, опираясь на которые каждый специалист СКС мог бы сформировать идеальную личность, отвечающую всем современным требованиям. Сегодня, когда мы говором о педагогических или социокультурных технологиях, мы вправе говорить об элементах технологизации (в дальнейшем для простоты обращения мы будем их называть технологиями), которые делают социокультурные процессы более эффективными и управляемыми. Теперь об отличиях социокультурных технологий от производственных. 1. Прежде всего, социокультурные процессы носят целостный характер, и их не всегда возможно представить в виде отдельных операций, в виде последовательных этапов формирования тех или иных качеств личности, поскольку эти процессы протекают не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно. 2. Следующее очень важное отличие - выбор профессионалов, работающих в социокультурной сфере (СКС). К ним предъявляют очень строгие критерии, поскольку человек, работающий в СКД, должен владеть не только отдельными «технологическими операциями», но и обязательно уметь вести технологический процесс от начала до конца. Вот почему специалист должен в совершенстве владеть индивидуальным мастерством и опираться в своей деятельности на общие основы технологии. 3. При технологическом подходе решения социокультурных проблем работник социокультурной сферы проходит несколько этапов, ведущих к достижению цели, контролируя и корректируя промежуточные результаты в заранее определенных так называемых узловых точках. Между ними остается поле действий, где можно творчески проявить свой профессиональный потенциал, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей. Наглядно этот процесс можно представить в виде следующей схемы, где основной элемент технологии - звено - сохраняется и адаптируется в соответствии со спецификой воспитательного процесса, проходящего в социокультурной сфере. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1856; Нарушение авторского права страницы