Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-культурные технологии как система управления социокультурной деятельностью



Проходящее в России становление новой системы воспитания, образо­вания личности идет в русле мировых образовательных тенденций, в ко­торых значительное место отводится освоению новых процессуальных знаний, умений и навыков, таких, как владение компьютерными техноло­гиями, оперирование разноуровневой информацией, выход в интернет-пространство и т.п. Меняются традиционные способы передачи информа­ции - вместо устной речи и письма, средств массовой информации все больше используются компьютерные технологии, проникая в различные сферы деятельности - от производства до сферы досуга: игровые техноло­гии, технологии в шоу-бизнесе, интернет-кафе и др. формы.

В связи с активным проникновением научно-технического прогресса и новейших технических средств в производственную, образовательную и досуговую сферы первостепенное значение в формировании личности приобретает духовное, нравственное воспитание как стержневое в ее раз­витии и социальном самоопределении.

Особенно актуальными становятся проблемы поиска новых эффектив­ных средств, форм и методов воспитания, интеграции образовательных и воспитательных систем микро- и макросоциума, поиск и проработка акту­альных направлений деятельности в сфере обучения и досуга молодежи отдельных социальных структур и институтов.

Растет потребность в новом управленческом подходе к поиску опти­мальных путей взаимодействия различных структур, оказывающих непо­средственное влияние на внутренние и внешние процессы социально-культурной деятельности.

Именно поэтому одним из главных стратегических направлений со­вершенствования управления деятельностью социальных систем и инсти­тутов становится развитие и внедрение в практику современных социо­культурных технологий, мобильных, конкурентоспособных, построенных на профессиональной основе, вбирающих в себя новейшие достижения научно-технического и социального прогресса. Сложность решения этой проблемы заключается в том, что управление социально-культурной дея­тельностью как наука еще сравнительно молода. До сих пор недостаточно разработаны ее теоретико-методологические основы.

В научной литературе, обязанной учитывать все сложности, прежде всего нарастающую динамику социальных и культурных процессов, про-


исходит постоянный поиск, уточнение теоретического обоснования, ос­новных понятий, содержания, видов и направлений социально-культурной деятельности. В этом направлении нельзя не отметить научные исследо­вания, проводимые в Московском государственном университете культу­ры и искусств коллективом ученых, занимающихся разработкой методо­логических, теоретических и методических основ социально-культурной деятельности, а соответственно - социально-культурных и культурно-досуговых технологий.

Активное участие в исследованиях принимают Т.И. Бакланова, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, Г.Я. Никитина, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др."

Значительный вклад в разработку новых концепций и технологий соци­ального управления культурно-досуговои деятельностью внесли ученые Санкт-Петербургского университета культуры и искусств и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов - М.А. Ариар-ский, А.С. Запесоцкий, В.Е. Триодин, А.П. Марков, Г.М. Бирженюк, Б.В. Титов, К.Н. Измайлов.

Возникают новые научные школы и новые исследовательские направ­ления социально-культурной деятельности и в регионах России. Успешно работает коллектив ученых в Тамбовском филиале МГУКИ под руково­дством Е.И. Григорьевой. Интенсивным поиском новых научных и про­фессиональных аспектов социально-культурной деятельности занимают-сяН.Ф. Максютин, В.В. Туев и др..

Жарков А.Д Технология культурно-досуговои деятельности: Учебное пособие. М.: МГУК, М.: 1999; Жаркова Л.С, Жарков А.Д, Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: тео­рия, практика и методика научных исследований. М.: МГУК, 1994; Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, 1998; Киселева Т. Г., Кра-сильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М.: МГУКИ, 2004; Социаль­ные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: / Материалы Все­российской научно-практической конференции (ноябрь 2001 г.). Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ. 2001.

Бакланова Т.Н. Педагогика художественной самодеятельности: Уч. пособие. М.: МГИК, 1992; Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Уч. пособие. М.: МГУКИ, 2003; Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики. М.: МГУКИ, 1999; Ярошенко Н.Н. Социокультурная деятельность: парадигмы, методология, методика: Монография. М.: МГУКИ, 2000.

Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. СПб., 1999; Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. СПб., 1991; Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Уч. пособие. СПб., 1998; Триодин B.C. Педагогика клубной работы. М., 1984.

Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки. Вып.23. М.: МГУКИ, 2001. С.25-39; Современные технологии социально-культурной деятельности: Уч. пособие. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002


Социально-культурная деятельность как особая сфера представляет со­бой самостоятельную подсистему общей системы социализации личности - социального воспитания и образования людей. Именно поэтому соци­ально-культурное воспитание учеными московской школы понимается как педагогически ориентированная и целесообразная система общест­венной помощи, необходимая детям, подросткам, молодежи в период их включения в социальную жизнь.

С учетом этих позиций в социокультурной деятельности вполне право­мерно полноценное использование всего воспитательного арсенала средств, форм, методов, способствующих формированию личности, адек­ватной требованиям общества с учетом специфики конкретной отрасли.

Ю.Д. Красильников после многолетних научных поисков уточнил оп­ределение социально-культурной деятельности, сведя его к формуле: «Социально-культурная деятельность - это воспитательная деятельность, ориентированная на человека, на исчерпывающее раскрытие в нем духов­ного потенциала».

Это определение указывает на главный ориентир социально-культурной деятельности - воспитательную деятельность. Так понятое воспитание не сдерживает рамки выбора содержания, форм и методов воспитательной работы, не требует единых стандартов и определенного набора приемов в различных сферах социально-культурной деятельности.

Несколько иное понимание социально-культурной деятельности у В.В. Туева, который определяет ее как «...управляемый обществом и его соци­альными институтами процесс приобщения человека к культуре»".

Вступая в полемику с В.В. Туевым, Н.Н. Ярошенко находит подобное определение социально-культурной деятельности «безразмерным и пре­дельно широким, а следовательно, лишенным специфики»^ И далее он ар­гументирует свою мысль: «Социально-культурная деятельность...имеет своей целью не только приобщение человека к культуре, но и создание условий для того, чтобы культура становилась основой для социального взаимодействия».

Рассматривая социально-культурную деятельность как особый вид пе­дагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры обу­словливают формирование качественно новых общественных отношений, Н.Н. Ярошенко предлагает следующее определение: «Социально-

Красилышков Ю.Д. СКД как категория научного знания // Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001 г.). Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ, 2001. С. 18.

Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки. Вып. 23. М.: МГУКИ, 2001. С. 25-39

Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых ка­честв социального взаимодействия //Ученые записки. Вып. 23. М.: МГУКИ, 2001. С. 46


культурная деятельность должна пониматься как совокупность педагоги­ческих технологий, которые обеспечивают превращение культурных цен­ностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы».

Это определение передает, на наш взгляд, реальную специфику соци­ально-культурной деятельности, включая в сферу ее педагогического влияния как отдельного человека, так и всю систему социального взаимо­действия во всем многообразии проявлений, выдвигая в качестве основ­ной задачи построение социального взаимодействия на основе ценностей культуры. Кроме того, автор подчеркивает технологичность социально-культурной деятельности, вводя в оборот такие словосочетания, как «со­вокупность педагогических технологий» и «технологично определяют со­циализирующие воспитательные процессы». Для нас это особенно важно, поскольку рассмотрению технологических основ социально-культурной деятельности посвящено предлагаемое учебное пособие. Дефиниция со­циально-культурной деятельности, предложенная Н.Н. Ярошенко, стано­вится для нас базовой.

Актуальность рассмотрения технологических основ социально-культурной деятельности с позиций педагогических технологий обуслов­лена тем, что на эмпирическом уровне технологический процесс теорети­ками и практиками понимается недостаточно четко. Не все из них обла­дают навыками и умениями грамотно определять цели и задачи предпола­гаемой акции, варьировать отдельными структурными элементами техно­логического процесса, использовать новейшие управленческие приемы и организационные формы.

Современные технологии социокультурной деятельности сложно вхо­дят в практику небольших городов и сел. Здесь по-прежнему в сфере про­фессиональной работы наблюдается засилье устаревших методик, органи­зационных и управленческих форм деятельности. Целые направления со­циально-культурной деятельности как бы исчезают из поля зрения спе­циалистов.

Это объясняется не только отсутствием средств, но и спецификой под­готовки будущего специалиста, отсутствием или недостаточностью навы­ков работы в поисках новых, результативных воспитательных систем мо­лодыми специалистами социально-культурной сферы. Мешает также и непонимание в научной среде социально-культурных технологий как сис­темы, интегрирующей технологические, педагогические, психологиче­ские, социокультурные, культурологические и другие знания. Нет усто­явшихся критериев в оценке эффективности социально-культурных тех-

Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых ка­честв социального взаимодействия // Ученые записки. Вып. 23. М.: МГУКИ, 2001. С. 46


нологий, все еще недостаточным является уровень профессиональной квалификации специалистов, значительны стереотипы мышления, не в полной мере востребованы навыки специалиста - мобильного, гибкого и оперативного реагирования на социокультурные ситуации. У теоретиков и практиков нет единого взгляда на социально-культурные технологии как процесс управления социально-культурной деятельностью.

Понятие «технология» (techne) имеет греческие корни и переводится как искусство, мастерство + logos - мысль, разум, знание, и на первых эта­пах относилось к производственной сфере. Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения качествен­но нового продукта с заранее заданными свойствами.

В 60-е годы XX столетия в связи с проникновением компьютеров в об­разовательные системы и процесс образования понятие «технология» прочно вошло в новые сферы деятельности - образовательную, культур­ную, социальную. Интенсивно стали развиваться педагогические, куль-турно-досуговые, социально-культурные и другие технологии. Появилось значительное число специальных работ, анализирующих педагогические технологии - от определения понятия до рассмотрения всего технологиче­ского процесса в целом или отдельных его компонентов.

Однако обилие научных исследований не говорит о том, что дискуссия по актуальным проблемам современных технологий завершена, по-прежнему ученые спорят как о самой категории «технология», так и о критериях сферы ее воздействия. В формулировке понятия «технология» в педагогической науке существуют большие разночтения (встречается бо­лее 300 вариантов понимания категории «педагогическая технология»).

Чтобы понять, в чем сущность этого определения, обратимся к некото­рым из них. Большой толковый словарь русского языка определяет техно­логию как «совокупность производственных операций, методов и процес­сов в определенной отрасли производства, приемов, применяемых в ка­ком-либо деле, мастерстве». Б.Т. Лихачев трактует понятие педагогиче­ская технология» как «организованное, целенаправленное, преднамерен­ное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс». В.М. Монахов видит в ней «продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и прове­дению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных усло­вий для учащихся и учителя». М.В. Кларин определяет педагогическую технологию как «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, ис­пользуемых для достижения педагогических целей». Л.Г. Семушкина вы­деляет внутри педагогических технологий образовательные технологии и определяет их как «специально сконструированную совокупность взаимо­связанных форм, методов, средств обучения, обеспечивающую при реали-


зации заданного учебными программами содержания наилучшие дости­жения поставленных целей». М.М. Левинова определяет педагогические технологии как проект педагогической системы, осуществляемый на практике. В.П. Беспалько понимает педагогические технологии как «сис­тематическое и последовательное воплощение на практике заранее спро­ектированного учебно-воспитательного процесса». А.Г. Казакова видит в них «педагогический процесс, при котором происходит качественное из­менение педагогического воздействия на обучаемого».

Заслуживает внимания концепция Г.К. Селевко, рассматривающего по­нятие педагогической технологии с позиций содержательного обобщения, вбирающего в себя смыслы определений различных авторов.

По мнению Г.К. Селевко, педагогическая технология функционирует: в научном плане, исследующем наиболее рациональные пути обучения; как система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении; в качестве реального процесса обучения. С позиций многофункционально­сти педагогической технологии он выводит ее определение, вычленяя три аспекта:

- научный, где педагогическая технология выступает как часть педаго­гической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и ме­тоды обучения и проектирующей педагогические процессы;

- процессуально-описательный, базирующийся на описании (алгорит­ме) процесса, включающий совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов обучения;

- процессуально-действенный, где происходит осуществление техноло­гического (педагогического) процесса, функционирование всех личност­ных, инструментальных и методологических средств.

Таким образом, в этом определении педагогической технологии мы ви­дим важные для понимания ее сущности общие положения. Во-первых, педагогическая технология понимается как проектная часть педагогиче­ского процесса. Во-вторых, как совокупность последовательных алгорит­мов, направленных на достижение планируемых результатов, и, в-третьих, как процесс функционирования личностных, инструментальных и мето­дологических средств.

Технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их мож­но легко приспособить к любым условиям социально-культурной дея­тельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических техноло­гий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и про­цессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.


Более близко к пониманию технологии как педагогического процесса подошел А.Д. Жарков. Он рассматривает технологию на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, выделяя «организа­цию» и «методику». По мнению А.Д. Жаркова, организация и методика наиболее полно характеризуют производное понятие технологии как про­фессиональной деятельности, направленной на объекты (посетителя уч­реждения культуры и домашнего участника) и обусловленной влиянием социально-экономических и культурных факторов. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности», по мнению А.Д. Жаркова, идентично понятию «педагогическая технология» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, прие­мов, средств, форм; взаимодействием с педагогической технологией, ос­нованным на взаимопроникновении их друг в друга.

Однако технология объединяет средства, формы, методы не только с определенной целью, но и в определенной последовательности, логике, что возможно при научно-объективном прогнозе, выраженном в опреде­ленном проекте, программе, на реализацию которых и направлена система форм, средств, методов. В последние годы в науке и практике специали­сты социально-культурной деятельности все чаще стали использовать слова и словосочетания «проект», «программы», «проектные техноло­гии»', в которых логически обосновываются творческие идеи.

Мы полагаем, что социально-культурные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования лично­стных, инструментальных и методологических средств, направлен­ных на достижение планируемых результатов.

Такое определение содержит в себе понимание социально-культурной деятельности как совокупности педагогических технологий, вбирающих весь комплекс процессуальной деятельности от замысла до осуществле­ния. В нем отражено понимание системности и последовательности тех­нологических процессов, включающих важнейшие алгоритмы действий от разработки концептуальной основы предполагаемого социокультурного проекта - через диагностику - прогноз - четкое формулирование целей и задач - отбор форм, методов, средств - условий - организацию и управле­ние, способствующих достижению прогнозируемого результата с кон­кретным субъектом в конкретной среде.

Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. М.: МГУК, 1998.С. 20

Социальные проекты: Материалы Всероссийской конференции «Лидер XXI века» (март 2001г.). М: МГУКИ.2001; Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектиро­вания: Учебное пособие. М.: МГИК, 1993 и др.


А поскольку, как мы уже отметили, социально-культурная деятель­ность представляет собой особого рода воспитательную деятельность, то и технологии социально-культурной деятельности направлены на разви­тие личности, включение ее в культурно-ценностные социально-значимые отношения как главный смысл воспитания.

Технология сложна по своей структурной организации. Главным и оп­ределяющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребностями, своего рода социальным заказом. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимым уточнение и определение «проблем­ного поля», главной стратегической цели, формирование тактических це­лей и задач, требующих последовательности действий и интеграции уси­лий различных элементов социально-культурной деятельности, направ­ленных на поэтапную реализацию главной цели.

В этом случае обычно прибегают к построению «древа целей», «иерар­хии целей». При определении целей в социально-культурных технологиях необходимо учитывать конкретные задачи региона, специфику и возмож­ности социально-культурных институтов, запросы и интересы социально-демографических групп, характер их трудовой деятельности и производ­ственных условий, возможности координации усилия различных социаль­ных структур и институтов, временные характеристики циклов воздейст­вия.

Определение целей зависит не только от самого факта многосубъектно-сти социально-культурной деятельности, но и от разнообразия объектов влияния. Ими могут являться различные государственные структуры, ин­ституты и специалисты, многочисленные общественные и религиозные организации, формальные и неформальные группы, инициативные движе­ния, частные, коммерческие, кооперативные и другие организации и, ко­нечно же, отдельные личности.

Если представить, что в качестве главной цели, которой необходимо добиться, выдвигается некий идеал - высокообразованная, культурная, духовно богатая, социально активная, гармонически развитая личность, то такая цель получается несколько расплывчатой, нечеткой. Чтобы четко определить содержание технологического процесса, необходимо ставить более конкретную цель, иметь полное представление о конечном резуль­тате, чтобы точно диагностировать его. Для этого требуется переформули­ровка главной цели в диагностическую, а ее (диагностическую цель) в свою очередь необходимо разбить на этапы, в которых определяются диагностируемые цели для каждого этапа.

Диагностирование цели предполагает: во-первых, выявление «про­блемного поля», во-вторых, ориентацию на формирование качеств, свойств, умений, опыта, необходимых для конкретной личности, группы,


коллектива, общности. В-третьих, поиск диагностического инструмента, позволяющего объективно и однозначно выявить данное качество, свой­ство, умение, опыт, замерить уровень его развития, оценить этот уровень и сравнить его с полученным промежуточным или конечным результатом.

Детальное определение конечного результата и точных действий спе­циалиста для его достижения в социально-культурных технологиях стро­ится на основе специально отобранного проектантом содержания инст­рументария как совокупности форм, методов, средств, условий, диктуе­мых педагогическими целями формирования качественно новых социаль­ных отношений с заданными генеральной целью параметрами.

И здесь появится необходимость в соединении содержания, форм, ме­тодов, средств, цели в единое целое, которое выражается в прогнозирова­нии как процесса, так и результатов. В конечном счете все выливается в своеобразный проект, который раскрывает конкретные цели и задачи, раз­рабатывает поэтапно пути достижения поставленной цели и определяет условия, способствующие более эффективному протеканию технологиче­ского процесса.

Если представить систему технологического процесса схематично, то его структурные составляющие могут выглядеть следующим образом.

Концептуальная часть социально-культурных технологий предполага­ет глубоко проработанное научное обоснование проблемы, включая фило­софские, дидактические, социально-педагогические, культурологические стороны, выявление или осознание острых социально значимых целей и задач.

Диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточнения «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности.

Прогностическая часть социально-культурных технологий направлена на выработку предположений и конечных результатов, к которым должны прийти технологи в результате осуществления проекта.

Собственно проектная часть включает в себя отбор конкретных дей­ствий и оформление их в форму конкретного художественного или соци­ального проекта.

Процессуальная часть реализует на практике технологический про­цесс. Она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагностику, анализ и возможную коррекцию протекающего процесса.

В процессе осуществления проекта все части технологического процес­са взаимодействуют между собой на всех стадиях рождения и осуществ­ления технологической конструкции: замысел ведет к поиску концепту­альной основы содержания, средств, форм, методов, далее к выражению замысла в конкретном проекте, программе, затем подбору условий, спо­собствующих получению оптимального результата.


Процессуальная часть вызывает пристальный интерес ученых и доста­точно хорошо разработана в практической социально-культурной дея­тельности. Ее можно представить в виде нескольких подсистем, среди ко­торых важнейшие: организационная подсистема, которая рассматривается как совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам, методическая, разрабатывающая тактику действий, трансформирующую и переводящую в русло конкретной деятельности содержательный матери­ал, а также корректирующая, вносящая необходимые изменения в ходе реализации проекта.

В процессуальную часть социально-культурных и культурно-досуговых технологий на уровне теоретических разработок мы предлага­ем включить управляющую подсистему. Включение этой подсистемы в

Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1998. С. 23.


процессуальную часть делает законченным весь технологический процесс. Эта подсистема должна содержать такие операции, как целеполагание, планирование, проектирование, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью корреляции результатов. Она позволяет управлять конкретными проектами и программами на всех стадиях работы над проектом - от замысла до реализации, делая их более эффективными. Ее можно представить в виде схемы.

Схема организационно-управленческой части технологического процесса

Блок управления

Управляющая подсистема в технологическом процессе становится од­ной из основополагающих и позволяет профессионально грамотно пере­водить социально-культурную деятельность с одного уровня на другой, более высокий, охватывая все этапы технологического процесса, вносить необходимые коррективы.

Анализ отечественных и зарубежных ученых по проблемам педагоги­ческих технологий позволяет выделить ряд их качественных критериев, среди которых:

- воспроизводимость и гарантированность результатов, которые харак­теризуются позитивными изменениями в развитии личности (группы, коллектива) в связи с применением данной технологии;

- целенаправленность технологической системы, указывающая на то, что полученный результат не случаен, а проектировался, и для его дости­жения была создана конкретная программа или проект;

- системность, указывающая на то, что социально-культурные техноло­гии - это определенная система действий, средств и методов, соединен­ных определенной целесообразной логикой их использования в конкрет­ных условиях, которая позволяет добиваться достижения запланирован­ных результатов;

- новизна, раскрывающая возможности технологии как передового
опыта;


- актуальность, проявляющаяся в решении конкретных воспитательных проблем и затруднений, которые удается преодолеть в практике, исполь­зуя данную технологию.

Однако диагностика направлена на выявление не только достигнутых результатов, но и причин, тормозящих их достижение. Только при этих условиях возможен выбор приемов и методов, снимающих проблемы в деятельности работников социальной сферы, а также требующих допол­нительной работы с отдельными социальными стратами, группами насе­ления или отдельной личностью.

Человек является многофакторной системой, и на нее оказывают влия­ние не только социально-культурные институты, но и социально-экономическая ситуация в стране, семья, друзья, среда, условия производ­ства, образование и др. Эффект значимости того или иного влияния зара­нее предсказать часто бывает невозможно. Однако технология социально-культурной деятельности позволяет вносить существенный вклад в разви­тие личности, объединяя социально значимые и личностные цели.

Представляя собой сложную систему педагогического влияния на лич­ность, социально-культурные технологии соединяют в себе целостность и логику педагогического процесса, взаимосвязывают все его части, объе­диняя их в конкретном проекте или программе.

Таким образом, процессы, основанные на использовании социально-культурных технологий, лишь тогда достигнут своей цели, когда они управляемы, т.е. основаны на целеполагании, планировании, проектиро­вании, включают поэтапную диагностику, широко используют возможно­сти варьирования методами, средствами с целью корреляции поиска оп­тимальных вариантов достижения поставленной цели.

В условиях конкуренции социально-культурные технологии; должны быть эффективны по результатам и оптимальны по затратам, гарантируя при этом определенный уровень удовлетворения социально-культурных потребностей.

Ценность социально-культурных технологий как системы педагогиче­ского влияния на личность в условиях социально-культурной деятельно­сти заключается в том, что основанные на использовании определенного алгоритма они могут быть воспроизведены во многих социально-культурных технологиях с другими объектами и субъектами влияния.

Вопросы для самопроверки

1. Чем обусловлено появление социально-культурных технологий?

Казакова А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональ­ном образовании преподавателей. М: ИПО Профиздат, 2000. С.1 ] 8


2. Что представляют собой социально-культурные технологии? Прове­дите сравнение с педагогическими технологиями.

3. Охарактеризуйте системные части социально-культурных техноло­гий. Как и почему они образуют систему?

4. Какими критериями необходимо руководствоваться при определе­нии качественных параметров социально-культурных технологий?

5. Технология реализована. Что дальше?

Литература

1. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педаго­гика, 1989.

2. Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. тр. / Под науч. ред. В.М. Чижикова, Т.Н. Новиковой. М.: МГУКИ, 2002.

3. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Уч. по­собие для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998.

4. Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятель­ность: Учебник. М: МГУКИ, 2004.

5. Культурно-досуговая деятельность: Учебник/Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М: МГУК, 1998.

6. Новикова Г.Н. Социально-культурные технологии: Программа курса для студентов специализаций кафедры менеджмента социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2003.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 2867; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь