Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Занятие 4. Многонациональная Республика Коми



 

Цель: дать детям представление о многонациональности населения Республики Коми.

Оформление: на доске - карта Республики Коми и рисунки, на которых изображены представители разных национальностей.

Домашнее задание: дети готовят рассказ о какой-либо национальности, приносят рецепты национальных блюд.

Организационный момент

Педагог. Внимательно посмотрите друг на друга. Поднимите руки те, у кого темные волосы (светлые, длинные, короткие), у кого темно-карие глаза (светло-карие, зеленые, голубые, серые)?

Вы все разные, а что вас объединяет? Вы учитесь в одной школе, в одном классе, живете в одной республике, в одной стране. (Звучит песня о Коми крае).

В гости к детям приходит Знайка и приносит с собой карту Республики Коми. Педагог вешает на доску карту и рисунки, на которых изображены представители разных национальностей.

Введение новой темы

Педагог. История выковала характер северян. Нет людей надежней и крепче, чем жители нашей многонациональной республики. Именно благодаря их труду и терпению Коми земля стала одним из самых перспективных и привлекательных регионов России.

В Коми проживают представители более 100 национальностей. Каждый народ нашел на северной земле жилье и работу, применение своим силам и талантам, получил возможность жить в спокойствии и добрососедстве, сохранять и развивать культуру, язык, традиции и обычаи своего народа.

При рассказе о той или иной автономии фоном звучит национальная музыка.

Коми

Основной частью мужского народного костюма 19 - нач. 20 вв. служила рубаха. Ее шили из белого холста или пестряди. Старинные рубахи были очень длинными, почти до колен, с широкими рукавами. Воротник был стоячий или его совсем не было. Старинные рубахи были без пуговиц, с завязками у ворота. Их носили навыпуск. Штаны шили из сукна - пестряди, холста. Их носили заправленными в сапоги или высокие вязаные носки. Простейший вид верхней одежды - шабур - длинная рубаха с рукавами, сшитая из грубого синего холста. Для головы прорезано отверстие, с краю которого пришивали капюшон. Эта одежда была рабочей. Осенью носили кафтан, сшитый из домотканого сукна до колен. Зимой носили шубу из овчины (пась) или тулуп.

Головными уборами издавна были шапки различной формы.

Основной элемент женского костюма - рубаха, очень длинная. Верхняя ее часть шилась из пестряди, тонкого холста, а нарядная - из дорогих тканей: шема, парчи, атласа; а нижняя часть - из более грубого холста.

Поверх рубахи надевался сарафан. Сарафаны отличались покроем, и названия у них были разные: шушун, кунтэй, китайка, штодник. Поверх сарафана коми женщины носили запон - передник без нагрудника.

Большим разнообразием отличаются женские головные уборы. Они делятся на две группы: головные уборы девушек и головные уборы замужних женщин. Девушки заплетали волосы в одну косу. Девичий головной убор оставлял неприкрытым часть волос. Это был обруч на берестяной основе или полоска ткани в виде ленты, которая повязывалась вокруг головы. Его часто украшали цветными камешками, бисером, блестками. Очень интересны свадебные головные уборы. Ижемские невесты за время свадьбы меняли 5 головных уборов.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, укладывали их вокруг головы и покрывали голову специальным чепцом или платком.

Традиционная обувь у мужчин и женщин была почти одинаковой. Летом и осенью - коты. В южных районах республики были популярны берестяные и лыковые лапти. В зимнее время носили валяную обувь (тюни, катанки). В северных районах республики шили обувь из оленьего меха: тобоки, пимы.

Национальные коми блюда - шаньги, рыба по-коми, различная выпечка из муки грубого помола. Национальный напиток - сур.

Коми региональное отделение ижемцев «Изьватас»

Коми региональное отделение ижемцев «Изьватас» в Сыктывкаре появилось в декабре 1990 года. Сегодня его возглавляет Александр Южин. У земляков-ижемцев есть свой дом в столице республики - Изьвакерка, свой ансамбль - «Изьва», свои таланты, а главное - желание работать и развиваться. Для ижемцев важна работа с молодежью, забота о будущем поколении. Они помогают студентам в Сыктывкаре создать свои землячества, организовывают для них встречи, помогают молодым коми-ижемцам адаптироваться в незнакомой для них городской среде. Изьвакерка (ижемский дом) - гордость ижемцев. Они постоянно что-то переделывают и меняют в Изьвакерке, привозят из Ижмы картины, поделки, утварь, старинные иконы. Для них Изьвакерка - это и сельский клуб, и гостевая, и музей, и духовный центр. Там собираются на праздники и даже играют свадьбы.

Педагог проводит коми игру «Сувт, кö р! » (Стой, олень! )

Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середину площадки.

После сигнала «Беги, олень! » все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из участников, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень! » Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Условия проведения: разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень! », пойманные участники уходят с площадки в заранее обозначенное место, касаться палочкой следует осторожно.

Русские

Русский язык в своей истории тесно связан с родственными ему белорусским и украинским языками.

Для женской традиционной одежды была характерна холщовая домотканая рубаха с поликами (вставками на плечах), поверх которой надевался сарафан различных типов в северорусских и среднерусских зонах, а в южнорусской - архаичная цветная, часто клетчатая понева из шерстяной ткани. Девушки носили на голове ленту, венец; в косы тоже вплетали ленты. Замужние женщины должны были закрывать волосы шапочкой-кичкой с твердой передней частью в форме рогов или сороки, а в праздник надевали кокошник различной формы. Мужская одежда отличалась меньшей спецификой и нарядностью. Ее особенность - рубаха-косоворотка, которая носилась навыпуск поверх штанов с узким шагом, в праздничные дни - с нарядным плетеным поясом. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходной - суконный кафтан, зипун, пониток; зимой - шуба, полушубок, тулуп.

Традиционная обувь - лапти прямого плетения с обмотками-онучами.

Пища русских сохраняет традиционные особенности, но на ней сказываются общие бытовые изменения. Большую роль играли хлебные, мучные и крупяные блюда в разнообразных повседневных, праздничных и обрядовых формах - блины и лепешки, хлеб из кислого теста, в праздники - различного рода пироги, пряники и печенья. В качестве обрядовых блюд бытовали курники и караваи (на свадьбе); фигурное печенье (коровки, козюли); крашенные яйца, пасха и куличи (на пасху); кутья, блины и кисели (на поминках).

Устное народное творчество представлено эпическими песнями, сказками, пословицами, поговорками, лирическими песнями - дойнами, танцами (хороводные, парные, круговые, линейные).

Педагог проводит русскую народную игру «Фанты». Он обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

Затем педагог проводит с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы для того, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант.

Дети должны внимательно слушать вопросы и следить за своей речью.

Например, педагог ведет следующий разговор:

- Что продается в булочной?

- Хлеб.

- Какой?

- Мягкий.

- А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

- Всякий.

- Из какой муки пекут булки?

- Из пшеничной и т.д.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке.

Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проштрафятся несколько человек.

Условия проведения: играют не более десяти человек. Все участники перед началом игры должны приготовить несколько фантов. На вопросы педагога участники отвечают быстро и без исправлений. Педагог может вести разговор одновременно с двумя участниками. При выкупе фанта педагог не показывает его участникам игры.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь