Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Системы функций языка в различных концепциях и у различных авторов



 

Вопрос о характере и функциях языка не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Многократное обсуждение в лингвистической литературе функций языка к разным классификациям, большинство которых имеют право на существование и на сосуществование, хотя бы потому, что функции языка рассматриваются относительно различных ипостасей языка. Совершенно очевидно, что функции языка как реляционной системы будут несколько отличаться от функций языка как орудия мышления или средства общения.

В общем и целом можно сказать, что иногда рассматриваются отдельно функции языка и функции речи. Функции языка в достаточно грубом приближении рассматриваются в двух основных аспектах – как внутриязыковые и внеязыковые.

Последние, т. е внеязыковые функции – это функции языка относительно неязыковых структур, т. е относительно мира, общества и мышления. Очень много неясного даже в возможности изучения того, как функционирует язык по отношению к миру вещей и миру людей.

Тем не менее, здесь можно выделить так называемую объектную функцию языка – отображение и моделирование языком и речью объектного, вещного мира. Очевидно, что нет прямой и строгой соотнесенности между структурой мира и структурой языка, но нет и полной независимости одного от другого. Например, имя существительное и имя прилагательное в большинстве языков мира соотнесены с предметной и признаковой сторонами мира. Глагол и наречие соотнесены с процессуальными аспектами мира. Подлежащее и дополнение моделируют предметы, включенные в отношения зависимости и независимости. Сказуемое и определение могут осознаваться как модели временных и вневременных признаков. Очевидно, что высказывания в своем структурно-языковом плане, - содержание даже не имеется в виду – является знаковой моделью ситуаций и событий реальной жизни.

Субъектная функция отображает в языке модели не мира, а модели человеческого сознания, мышления. Под сознанием понимается процесс отображения действительности в головах людей, а под мышлением – процесс отображения действительности в специфических логических формах – понятиях, суждениях, умозаключениях, пропозициях. В языке отображаются – как в содержательном, так и структурном плане – процессы и результаты мыслительной деятельности человека. (Этим, кстати, занимается когнитивистика)*****

Еще более очевидна субъективная функция в речи. Изучая структуру речи, её развертывание, можно, как считается, увидеть и понять некоторые стороны человеческой мысли и шире – сознания. Речевая последовательность достаточно точно моделирует процесс мысли. За смысловыми связями слов в высказывании, за смысловыми связями самих высказываний в текстах достаточно четко просматриваются связи понятия и связи между ними, связи между суждениями и пропозициями, умозаключениями. Мысль и сознание все еще остаются для науки непознанным Чем-то вроде черного ящика. Но на входе и на выходе из этого черного ящика имеется речь, её структура, её развертывание. Когнитивистика пытается найти методики, позволяющие проникнуть в черный ящик мышления посредством изучения речи.

Прагматическая функция, прагматическое функционирование языка – это функционирование в среде людей. Скорее приходится говорить о прагматической функции речи, чем языка, поскольку функцию воздействия единицы языка приобретают в речи. Эта функция речи существенна и охватывает все стороны поведения людей. Речь информирует, регулирует действия и настроения, формирует научные понятия, объединяет и разобщает, доставляет эстетическое удовлетворение. Слово в речевой цепи, тем более высказывание - это мощнейший источник воздействия на психику и поведение человека Прагматическая функция языка реализуется и в деловом регулировании трудовых усилий в процессе совместной деятельности и управления, в степени успешности пропаганды и агитации, эффективности научного общения, в рекламном бизнесе, в преподавании и пр. и пр.

Прагматическое функционирование языка связано как с психологией производства и воспроизводства речи, с проблемами культуры речи в частности, культуры общения и этнокультуры в общем.

Ясно, что проблематика прагматического функционирования языка и речи не могут рассматриваться в рамках одной только лингвистики. Наука о языке здесь должна сопрягаться с науками о человеческой психологии и человеческом мышлении. Возможно, этим должна заниматься психолингвистика.

Под внутриязыковыми функциями языка понимают две функции: мыслеформирующую и номинативную.

Мыслеформирующая функция – выражение языковой формой определенного содержания, смысла. Язык здесь служит средством формирования и выражения мысли. Мысль тогда становится оформленной и чувственно воспринимаемой, когда она воплощена в формах языка и высказана в речи. Язык материализует и выражает мысль прежде всего предложением и словом, с помощью которого именуются предметы, явления и действия.

Но минативная функция – способность слова служить средством наименования предметов и явлений. Свойство именовать вещи делает имя орудием мысли. Имя вещи становится её знаком, что позволяет оперировать мыслью о вещи: выводить понятия о предметах, отражать существенные их свойства, строить суждения и умозаключения.

Общественные функции языка, вытекающие из его роли в человеческом обществе. Виктор Владимирович Виноградов, например, выделяет такие функции как общение, сообщение и воздействие.

В учебнике Бориса Юстиновича Норманна «Теория языка» перечисляются следующие функции языка: коммуникативная, мыслительная, познавательная, номинативная и регулятивная. Представляется, что не все они однопорядковы.

Двумя важнейшими социальными функциями языка Анатолий Антонович Гирудский считает коммуникативную функцию и аккумулятивную.

В коммуникативной функции, как по Гирудскому, так и по Норману, язык выступает универсальным средством общения людей. В коммуникативной функции реализуются два свойства языка – как системы знаков и как средства общения. Язык осуществляет свою коммуникативную функцию благодаря тому, что является системой знаков. Иначе невозможно общаться. А знаки, в свою очередь, предназначены для того, чтобы передавать информацию от человека к человеку, т.е. общаться. Центральная функция языка – коммуникативная, внутренне сложна, поскольку сложна коммуникативная деятельность человека. Роман Осипович Якобсон, основатель как Московской, так и Пражской лингвистических школ, русско-американский лингвист, глубокий ученый, выделил, в рамках коммуникативной функции, такие вторичные функции как эмотивная, фатическая, метаязыковая и эстетическая. Так, общение может быть не столько информативным, сколько нацеленным на передачу внутреннего состояния говорящего, его чувств, желаний ( эмотивная). Метаязыковая функция предполагает, что человек использует язык для истолкования языка – например, с целью пояснения или уточнения своей речи. В этих ситуациях язык выступает как объект языка, т. е язык используется для того, чтобы говорить о языке. Метаязыковая функция обычно сопровождает общение, связанное я языковыми трудностями – в разговоре с иностранцем, ребенком, при использовании в беседе с незнающим человеком социального или профессионального подязыка. В этих условиях необходимо время от времени проверять канал связи. При метаязыковом употреблении языка имеют место: толкования слов, оценка уместности слов и выражений, мотивировка своего выбора какого-нибудь выражения, подчеркивание индивидуальных оттенков смысла и пр. Вся наука о языке – овеществленная метаязыковая функция. Уроки грамматики, лексики и пр. Словари, учебники, языковые пособия и пр. – все основаны на метаязыковой функции.

Область проявления эстетической функции не только художественная речь Эстетическая функция заметна там, где текст, его словесная и звуковая фактура приобретает самостоятельную эстетическую ценность, перестает быть только оболочкой содержания, когда отдельное слово, оборот, предложение начинают восхищать своей красотой, точностью, выразительностью, наглядностью. Сама речь, а не её содержание начинает восприниматься как нечто безобразное или прекрасное. Эстетическая функция начинает ощущаться говорящими, когда нарушается автоматизм повседневной речи, когда слова употребляются в преобразованных значениях, когда преобразования касаются и грамматики, и структуры высказывания, и сверхфразовых единиц, и других аспектов языка, т.е. в тех условиях, когда внимание невольно привлекается не к тому, что говорится, а к тому, как это говорится. Эта функция языка сродни с теми механизмами воздействия на человека, которые характерны для искусства и магии. Сущность этого воздействия состоит в вовлечении сознания в круг чувственного, дилогического мышления, где человек утрачивает различие субъективного и объективного, где внушающее слово заставляет его реагировать так, как будто свершился сам факт, обозначенный словом.

Кстати, имеется еще и магическая функция языка или заклинательная, реализуемая в особых обстоятельствах, когда язык наделяется надчеловеческой, потусторонней силой. Примеры – заговоры, божба, клятвы, проклятия и некоторые ритуальные виды текстов

Под аккумулятивной, познавательной функциями языка понимается, очевидно, функция, в которой язык служит средством накопления общественного опыта и знаний, средством формирования и развития материальной и духовной культуры. Несоизмеримо большая часть знаний человека – несоизмеримо большая по сравнению с тем, что человек добывает при помощи собственных органов чувств и собственного опыта – пришла к нему с языком, посредством языка.

Основной мыслительный инструмент, с помощью которого человек познает мир – это понятие, концепт, которое вырабатывается благодаря способности разума человека к абстрагированию, обобщению. Магистральный путь человеческого познания – от отдельного к общему, от конкретного к абстрактному. Языки семантически эволюционируют от приземленных, конкретных понятий к понятиям обобщенным, отвлеченным. Скажем, ВОСПИТАНИЕ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ обозначают некие отвлеченные понятия, но образованы от других слов, с более конкретным значением: « питать, пища», «правый, находящийся по правую руку»

Очевидно, что язык оказывается для человека готовым классификатором объективной действительности. Человек рождается в язык и видит мир практически таким, каким он представлен в языке, таким, каким он языком раскатегоризирован и обобщен в концептах. Язык, таким образом, облегчает человеку познание мира. Наверно, если бы человек должен был бы приложить некоторые, довольно значительные усилия и немалое время для того, чтобы понять, что карликовый пинчер, бордосский дог и далматинец – это все собака, если бы опирался исключительно на собственные ресурсы, а не на опыт человечества в этой сфере, закрепленный в языке. Но вместе с тем язык навязывает свою систему классификации всем участникам данного языкового сообщества. Даже в языках, принадлежащих одной цивилизации, можно найти сколько угодно примеров различной классификации окружающей действительности. Ср. названия частей человеческого тела: Нога – голень –ступня – бедро; leg –foot; das Bain – der Fus. Палец; finger-toe, thumb. Вряд ли имеются точные соответствия русским ЗАТЫЛОК, ТЕМЯ, ВИСОК, ЗАГРИВОК, МАКУШКА. Многочисленные несоответствия наблюдаются как в сфере лексики, так и в сфере грамматики.

Несомненно, что язык оказывает влияние и на наше мышление и на восприятие внешней действительности. При этом очевидно также, что в каждом языке действительность представлена не идентичным образом. И бессмысленно ставить вопрос – а какой язык наиболее точный, близкий к реальному положению вещей? Каждый язык прав, ибо имеет право на свое видение мира, на свою картину мира, тем более так и неизвестно, что такое мир.

Итак, язык воспитывает человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире – в этом суть познавательной функции языка. Он же может быть источником недоразумений, ошибок и заблуждений. Язык консервативен, в нем сохраняются и оберегаются категоризации и концепты, уже отвергнутые наукой и общественной практикой. Весь живой мир мы делим на животных и растения, и это отражено и закреплено в языке, хотя существуют грибы и микроорганизмы, которые не являются ни растениями, ни животными. Не совпадает с научным наше бытовое, языковое понимание того, что такое минералы, насекомые, ягоды. Арахис – это бобы, не орехи. Банановое дерево – трава, бамбук – злак, паук – не насекомое, а арбуз – ягода.

Мыслительная функция наиболее тесно связана с коммуникативной. Вернее сказать, эти две функции обусловливают друг друга. Говорить – значит, выражать мысли. С другой стороны, мысли формируются с помощью языка. Мысль человека при своем рождении опирается не только на универсальные содержательные, логические, ментальные категории и модели, но и на категории и единицы конкретного языка. Ф. де Соссюр определял язык как «мысль, организованную в звучащей материи» Это не значит, что, кроме словесного мышления, не существует иных форм разумной деятельности. Мир репрезентирован в сознании образами, схемами, сценариями, пропозициями, ментальными пространствами и пр., и пр.

Однако язык в мыслительной деятельности представлен несколько в ином виде, чем в вербальной деятельности. Разнообразные экспериментальные исследования сообщают, что при умственной деятельности речевой аппарат человека находится в состоянии активности. Присутствует так называемая внутренняя речь. Она бывает двух типов, если не считать всевозможные переходные фазы. Это – беззвучное проговаривание. ничем не отличающееся от речи как таковой, только не вокализированное. И, во-вторых, это - редуцированная, максимально сокращенная фрагментарная речь, не совпадающая по своей синтаксической и смысловой структуре с внешней. Она неполна, переплетена с образами – зрительными, осязательными, слуховыми. Она хаотична, и единицы языка трудно выделимы. Тем не менее тот факт, что структуры внутренней речи обусловлены категориями и единицами конкретного языка, не подлежит сомнению.

Эти три функции языка можно считать основными, главными, однако ими не исчерпываются функциональные возможности языка. Скажем, можно выделить еще номинативную функцию. Номинативная функция – неотъемлемо связана с познавательной функцией языка, поскольку называние – часть познания. Человек испытывает потребность закрепить полученное знание в слове, так появляется название. Если бы не было названия, то понятие так и осталось бы единицей мышления, непосредственно не данной в ощущениях. Вся система понятий, то, что называется концептосферой, системой знания, опирается на систему названий. Концепт – единица ментальных или психических ресурсов сознания, отражающая опыт и знания человека Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводят их под одну рубрику. Они позволяют хранить знания о мире и оказываются строительными элементами концептуальной системы, способствуя обработке субъективного опыта путем подведения информации под определенные, выработанные обществом категории и классы

Всю познавательную деятельность человека можно рассматривать, как направленную на умение ориентироваться в мире. Для этого, в первую очередь, необходимо различать и отождествлять предметы. Концепты и возникают для обеспечения операций этого рода. Для выделения концептов необходимы и перцептуальная выделенность некоторых признаков, и предметные действия с объектами, и их конечные цели и оценки таких действий. Тем не менее когитологи не могут ответить на вопрос о том, как возникают концепты.

Считается, что лучший доступ к описанию природы концепта обеспечивает язык. Существуют 4 точки зрения по поводу того, как соотносятся концепты и единицы языка:

1. Простейшие концепты - слова, сложные концепты – словосочетания и предложения;

2. Простейшие концепты – семантические маркеры, семы, семантические признаки, обнаруживаемые в ходе компонентного анализа лексики;

3. Концепты – отражены в небольшом количестве семантических примитивов, таких как в ЕСМ ( Естественный Семантический Метаязык) А. Вежбицкой – НЕКТО, НЕЧТО, МЕСТО, ВЕЩЬ, ПОТОМУ ЧТО и т.д., комбинацией которых можно описать далее весь словарный состав языка;

4. Часть концептуальной информации имеет языковую привязку, но часть представлена в психике принципиально иным образом – ментальными репрезентациями другого типа -образами, картинками. схемами, сценариями, скриптами. Скажем, различие между сосной и елкой легко представимо визуально, и, видимо, концепты эти визуальны, даны прежде всего образно.

Но самые важные концепты кодируются именно в языке – в виде грамматики и лексики. Грамматическая категоризация создает каркас для распределения всей концептосферы, выраженной лексически. Номинативная функция служит, таким образом, не просто для ориентации человека в пространстве и времени, среди вещей и явлений, она участвует в процессе познания мира. С формированием языка когнитивное освоение реальности обеспечивает выход за пределы непосредственного опыта, хранение опыта в долговременной памяти.

Регулятивная функция – трактуют по-разному. Для одних это – те случаи использования языка, когда говорящий непосредственно стремится воздействовать на адресата, побудить его к действию, запретить, заставить ответить на вопрос и т.д.

Она направлена на создание, поддержание и регулирование отношений в человеческих микроколлективах. Иногда вместе с ней рассматривают еще – видимо. как часть регулятивной функции – и фатическую, или контактоустанавливающую функцию. Имеется в виду приветствия, формулы извинений, способы войти в и выйти из разговора, прощания, пожелания здоровья и т.д. Здесь общение идет ради общения, оно сознательно или обычно бессознательно направлено на поддержание и установление контакта. Содержание и формы контактоустанавливающего общения варьируются обычно в зависимости от пола. возраста, социального положения. взаимоотношений говорящих, они конвенциональны, и диктуются традицией, вежливостью. принятыми установлениями, обычаями и пр. Фактически фактическая функция гораздо шире и отличить ее от регулятивной сложно.

Практически все наше общение носит регулятивный, неинформационный характер. Это – разговоры о погоде, о соседях, об общих знакомых, о политике, о женщинах, о мужчинах, футболе, детях, прислуге. Цель этих разговоров – занять, а потом и поддерживать определенное место в коллективе, сигнализировать о своем хорошем отношении к собеседнику, для самоутверждения, для реализации себя как личности. Надо отметить, что информативная недостаточность таких разговоров совсем не означает, что фатическая функция языка является чем-то периферийным, ненужным обществу в целом и людям в частности. Сама стандартность, легкость, поверхностность фактического общения помогает устанавливать контакты, преодолевать разобщенность, некоммуникабельность, способствует гладкому социальному взаимодействию. Установлено, что детская речь в общении как с родителями, так и со сверстниками осуществляет именно фатическую функцию.

В другой интерпретации регулятивная функция – важнейшая, даже существеннее коммуникативной и познавательной. В биоэпистемологии – одном из направлений философской антропологии последних трех десятилетий, связавшем познание с биологическими процессами – был выдвинут тезис о том, что язык – это форма ориентирующего поведения. Основную функцию языка представители этой области знания видят не в передаче информации, а в создании области взаимодействий между говорящими путем выработки общей системы отчета, т.е. путем создания предпосылок для гладкого, кооперативного, неконфликтного социального взаимодействия. Информация не передается говорящим, а слушатель сам создает информацию, уменьшая под воздействием получаемых сообщений неопределенность в собственной когнитивной области, и это предопределяет его поведение.

Понятие языковой функции разрабатывалось Пражским лингвистическим кружком, и немецким языковедом К.Бюлером, и русско-американским лингвистом Романом Якобсоном, французом Сепиром и американцем Хеллидеем.

Бюлеровская концепция опирается на структуру коммуникативного акта, на язык как органон (орудийная концепция языка), и говорит он не о функциях языка, но о трех семантических функциях языковых единиц. В эту структуру коммуникативного акта входят:

1. Конкретное языковое явление

2. Три переменных фактора, которые должны придать этому языковому явлению статус знака: а) предметы и положение дел, т.е. объективный мир. Языковое явление, соотносясь с ним, имеет статус символа, и выполняет репрезентирующую функцию; б) языковое явление по отношению к своему отправителю – симптом, индекс, и осуществляет экспрессивную функцию; с) в силу своего обращения к слушателю языковое явление становится сигналом, и в этом аспекте языковой знак выполняет апеллятивную функцию, управляя внешним поведением или внутренним состоянием слушающего, как и другие коммуникативные акты.

Считается, что у пражских лингвистов понятие функции основывается на теории Бюлера, но, в принципе, сходства не больше, чем с остальными теориями функций языка. Бюлеровские функции основаны на психических способностях человека – мыслить, чувствовать и выражать волю – а пражские лингвисты рассматривают сам язык как функциональную систему, т. е как систему средств выражения, служащую определенной цели. И термин функция они понимали как целевую установку речевого высказывания.

Теорию функций языка разрабатывали также Сепир, Роман Якобсон и Хеллидей. Якобсон выделил шесть функций, и основной, по его мнению и мнению Сепира, является референционная или идеативная или когнитивная, связанная с отражением мира и передачей и получением информации. Возможно даже теоретически представить себе язык, который будет осуществлять исключительно референционную функцию. Сепир говорит также о волитивной функции и эмотивной функции. Хеллидей в своей теории трех макрофункций упоминает, кроме неизбежной идеативной – также интерперсональную и текстуальную функции.

 

Вопросы:

1. Каковы факторы, обуславливающие разнообразие функций языка в различных классификациях, теориях и направлениях?

2. Каковы основные функции языка как средства общения?

3. Чем отличаются мыслительная и познавательная функции?

4. Каковы существующие интерпретации регулятивной функции языка?

5. Каково значение термина " функция", разработанного в рамках Пражского лингвистического кружка?

6. Каковы особенности бюлеровской концепции функций языка?

 

Литература:

1. Бюлер К. Теория языка. М., 2000

2. Гируцкий А.А.Общее языкознание. Минск, 2001

3. Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974

4. Норман Б.Ю. Теория языка. М., 2004

5. Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь