Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье / Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С.101-108.



Чтение характера

Признак, который отличает консультанта, - его большая чувствительность к людям, - чув­ствительность к их надеждам и опасениям, а так­же личностным напряжениям. Особенно чувстви­телен консультант ко всем мелким проявлениям характера, таким, как тон голоса, осанка, выра­жения лица, даже одежда и, вероятно, случай­ные движения тела. И таким образом он учится читать характер - совсем не так просто, как от­крытую и общеизвестную книгу, он, скорее, по­хож на путешественника в неизведанной стране, для которого все ново и интересно и который делает попытки понять.

Все эти сведения добавляют штрихи к лично­стной картине. Ничто не бывает случайным или лишенным смысла, даже малейшее движение или смена выражения лица; внутренняя индивидуаль­ность постоянно выражается через голос, жест, одежду, и единственный вопрос заключается в способности консультанта воспринять эти выра­жения и почувствовать их значение. Личностный паттерн «проявляет себя в любой активности ин­дивида. Его можно очень ясно увидеть во внешних проявлениях индивида, например: как он смот­рит на другого человека, как пожимает руку или разговаривает. Его личность как целое может про­изводить неизгладимое впечатление тем или иным образом, которое мы ощущаем почти интуитивно».

В этой главе мы перечислим некоторые основные моменты в чтении характера2. Однако необходимо сра­зу сделать предупреждение: значения этих проявлений характера несколько своеобразны для каждого инди­вида, и поэтому консультанту не следует быть катего­ричным при выведении заключений. Проблема некоторым образом парадоксальна; ибо, хотя значимость любого жеста или выражения лица — это симптом, подобный буйку на поверхности воды, он в каждом случае выяв­ляет уникальный личностный паттерн, и поэтому же­сты и выражения двух разных людей нельзя интерпре­тировать одинаково.

Исходя из этого, можно сформулировать основное правило для консультантов: гипотезы о личностном паттерне индивида необходимо строить лишь на сово­купности множества различных факторов . Поза и тон голоса, положение в семье, конкретная проблема, описываемая индивидом, взаимоотношения с друзья­ми и противоположным полом, успех или неудача в работе — все это и многое другое — подсказки для чтения, но по отдельности ни одно из них не является достаточным основанием для заключения. Лишь полу­чив несколько ориентиров чтения, свидетельствующих в основном об одном и том же, можно начать постро­ение гипотезы.

Приход клиента дает консультанту первое представ­ление о его характере. Твердый, размеренный шаг ука­зывает на смелость; в то время как неуверенные шаги, когда индивиду каждый раз приходится набираться решимости, говорит о робости и желании избежать интервью. Мой офис во время недавней практики кон­сультирования в колледже был расположен в конце коридора, и простой звук шагов студента и стук в мою дверь помогали мне составить впечатление, каким мо­жет быть этот человек. К примеру, один студент делал несколько шагов по коридору в моем направлении, останавливался, потом снова шел; он стучал в дверь в извиняющейся манере человека, надеющегося никого за ней не застать. Другой студент шел по коридору стре­мительно, отпечатывая каждый свой шаг, подобно герою, торжественно появляющемуся на сцене, резко стучал в дверь и мог войти без приглашения.

Манера рукопожатия давно признана значимым выражением установки и характера. «Влажное» пожа­тие с быстрым отдергиванием руки означает прибли­зительно следующее: «Я не хочу нашей встречи». Та­кой человек или отличается неуверенностью по отно­шению ко всем, или просто боится именно этого ин­тервью. Тяжелое, крепкое рукопожатие, когда человек захватывает руку как тисками и жмет ее с энтузиаз­мом, как бы желая произвести на другого впечатление прямого потомка рода отважных первооткрывателей и вообще настоящего мужчины, может быть простой попыткой компенсировать некое глубокое чувство не­полноценности. Пожатие рук является символом еди­нения между людьми; и оно является признаком здо­ровья личности, когда выражает подлинное дружелю­бие, интерес к другому человеку и готовность давать.

Значение одежды общеизвестно; люди (возможно, мы должны выделить женщин в особенности) на про­тяжении многих веков обучались чтению характера по одежде. Неправда, что «одежда делает человека», но детали платья действительно многое говорят об уста­новках личности его хозяина. Фрейд объясняет это с психотерапевтической точки зрения: «Равное значение ДЛЯ врача имеет все, что человек, даже не осознавая, Делает со своей одеждой, и это достойно наблюдения. Любая перемена в привычном наряде, любая малень­кая небрежность, например не застегнутая пуговица, любой след воздействия личности означает для знато­ка то, чего хозяин одеяния не желает говорить прямо; Как правило, он абсолютно этого не осознает»3.

Неряшливость платья, неухоженные волосы, обо­рванные концы шнурков - в значении этих признаков Никто не сможет ошибиться. С другой стороны, чело-

век, проявляющий излишнюю скрупулезность по от­ношению к наряду, ногти у которого находятся всегда в образцовом порядке и галстук всегда сидит идеально, одновременно способен испытывать излишнее беспо­койство и относительно деталей в других областях сво­его существования. Многие индивиды, развивающие религиозный, или компульсивный, невроз, о котором пойдет речь в следующей главе, проявляют в манере одежды это преувеличенное желание, чтобы все было в идеальном порядке и абсолютно безупречным.

Если девушка использует для маникюра лак, цвет которого бросается в глаза, или переусердствует при использовании губной помады, то посредством этого она сообщает нам о желании привлечь к себе внима­ние. Либо ей недостает подлинного социального вни­мания, либо ее повышенные требования вызваны чрез­мерной избалованностью в детстве; и в любом случае вызывающий макияж следует трактовать не как зло само по себе, но как симптом глубокой неприспособ­ленности личности девушки.

Клиенты, испытывающие особенную тревогу по поводу интервью, часто перед приходом уделяют мно­го внимания своему наряду. К примеру, когда кон­сультант видит клиентку, которая явно выглядит так, как подобает для особого случая, он может сделать вывод, что в ожидании интервью она волновалась. Конечно, ее безупречный внешний вид может ука­зывать на субъективный, вероятно, бессознательный интерес к консультанту, и в этом случае еще более важно правильное чтение этого признака, предохра­няющее от появления субъективного элемента в ин­тервью. Индивид, небрежно одетый на вечеринку, этим самым показывает свое равнодушие к тем, кто там находится. А повседневная неухоженность внешно­сти указывает на общее отсутствие интереса к другим людям.

Чтение значения дистанций также бывает полез­ным на пути к пониманию людей. Если клиент занимает стул, находящийся рядом с консультантом, мы можем сделать вывод о дружелюбной установке с его стороны; если же человек садится далеко, то можно предположить наличие барьера. Это адлерианская ин­терпретация значения дистанций, которую можно на­звать чем-то вроде «геометрии любви». Дружелюбие и интерес, а также другие аспекты любви проявляются в движениях по направлению к другому человеку, в то время как движения от него показывают ненависть и негативные эмоции. Конечно, в нашем обществе люди настолько себя контролируют, что эти движения не­заметны; однако консультант может обратить внима­ние даже на малейшее движение или почти неощути­мый наклон одного человека от или к другому. Нор­мой и идеалом здоровой личности в этом случае явля­ется свободное движение к другому, радушная уста­новка по отношению к жизни, или, другими слова­ми, установка объективной любви. Невротик, всегда отодвигающийся, именно тот человек, который не­способен любить.

Один из способов «чтения» мыслей другого чело­века заключается в простом наблюдении незаметных мышечных реакций на ход мыслей. Теоретически лю­бая мысль находит свое отражение в том или ином мышечном изменении тела; и если научиться читать эти проявления, — простейшим примером которых являются улыбка и нахмуренное лицо, — то эта спо­собность оказывает большую пользу в понимании ха­рактеров других людей.

Существует множество признаков нервозности, наблюдаемых во время интервью, например: клиент сцепляет и перекрещивает ноги, крепко сжимает руч­ки кресла или любым другим образом проявляет натя­нутость в поведении. В таких случаях мы задаем себе вопрос, с чего бы данному индивиду нервничать; дру­гими словами, что он прячет или с чем борется внутри себя? И ответ на эти вопросы приведет нас к его личностной проблеме.

Выражения лица несомненно обладают огромной важностью в чтении характера. У большинства челове­ческих существ способность читать значение спонтан­ных выражений лица своих соплеменников бывает раз­вита с той или иной степенью точности, но, как пра­вило, они не могут заглянуть за пределы притворного выражения. Консультант должен уметь читать выраже­ния радости, боли, страха; однако, с другой стороны, ему бывает необходимо определить боль, даже под мас­кой счастья, или страх, даже если человек своей по­зой симулирует самообладание и непринужденность. Всегда улыбающийся человек, по всей видимости, проявляет фальшивый оптимизм. А неизменное в со­вершенстве внешнее самообладание на самом деле является компенсацией страха ситуации.

Я проводил наблюдение за лицами невротиков на фотографиях и в действительности, интересуясь особен­ностями их внешних выражений; и здесь я намерен пред­ложить некоторые из моих наблюдений, которые можно взять за основу для размышлений, хотя их не следует считать безусловными правилами. Уголки рта у невроти­ка часто опущены. Это «вытягивает» лицо, что создает выражение пессимизма, подавленности и отсутствия социального интереса. Для такого индивида характерны медлительность, негативные саркастические коммен­тарии и общий недостаток решительности. Взгляд не­вротика часто напряжен, глаза раскрыты шире, чем это бывает в норме, что обычно создает впечатление испу­ганного человека. У многих невротиков наблюдается бледный и болезненный цвет лица; это вполне понят­но, поскольку невротическая установка подразумевает общее снижение жизненной энергии, и личность вслед­ствие психического беспорядка приобретает тенденцию к физическому заболеванию. Невротическое выражение весьма схоже с выражением любого человека в момен­ты переутомления, или даже страха или тревоги.

Достоевский, являясь страстным исследователем человеческой природы, удачно подметил: «Можно намного больше сказать о характере личности по смеху, чем по скучному психологическому обследованию». Невротику очень трудно засмеяться. Такой человек может сардонически или иронически усмехаться, бро­сать взгляды искоса, подобно негодяю из старой дра­мы, — поскольку при этом углы рта остаются опущен­ными, — однако ему не удается искренний смех. Насто­ящий смех выражает психическое здоровье. Это при­глашение к дружбе, истинное доказательство добро­желательного отношения к жизни.

Мы можем узнать многое по интонации голоса, по­скольку в голосе звучит музыка, столь же определенно выражающая психическую и духовную установку, как отрывок симфонической музыки. Часто просто по тону голоса можно сказать, что имеет в виду оратор, даже если нам неизвестны используемые им слова. Искрен­ность видна в ясном голосе, храбрость — в твердом, а интерес к людям можно услышать настолько отчетливо, что от этого невозможно уйти. Несомненно, инди­вид, мычащий нечленораздельно или говорящий на­столько тихо, что приходится напрягаться, чтобы ус­лышать его, не хочет идти на контакт с вами.

Нервозность и эмоциональный беспорядок нахо­дят в голосе наиболее четкое проявление. Если речь клиента замедленна и сильно контролируется, как в случае Джорджа Б., описанном в первой главе, мы можем сделать вывод о существовании в его разуме определенного психологического напряжения. Мы уже обращали внимание, как можно заметить подавления и торможения, наблюдая за тем, какие слова индивид произносит нерешительно, в какие моменты смуща­ется или повторяется. Или если клиент «слишком про­тестует», мы можем усомниться, на самом ли деле он верит в то, что говорит. Преувеличенным подчеркива­нием он дает доказательство существования в его соб­ственном сознании сомнений относительно правоты его утверждений (доказательство того, что он пытает­ся заодно со слушателем убедить и самого себя). Со своей обычной проницательностью Фрейд замечает, что, когда писатель или оратор использует запутан­ный стиль и «бродит вокруг да около», мы вправе за­даться вопросом, в чем он пытается нас обмануть. Прямота речи означает честность, и человек, который с излишним усердием копается в деталях или которо­го выдает нервный голос или уклончивая речь, впол­не способен напасть со спины.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь