Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие культуры, ее структура и функции⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
В переводе с латинского языка термин «культура» означает «обработка земли». Понятие культуры включает в себя систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, а также формирования чел.а, обладающего способностями осваивать опыт предшествующих поколений для создания новых ценностей. Культура обуславливает строение и функционирование общества, она носит открытый характер, отражает те изменения, которые происходят в жизни того или иного народа. В структуре культуры можно выделить материальную и духовную стороны, которые теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом, границы между ними явл. подвижными. Материальная культура охватывает всю сферу производственной деятельности общества и ее результаты. В целом предметно-вещественная и техническая культура обеспечивает возможность людям осваивать природу в соответствии со своими потребностями. Это способствует усовершенствованию всех форм материально-производственной практики. Тем самым культура создает не только материальные условия для прогрессивного развития общества, но и духовные ценности, обеспечивающие процесс его активной творческой деятельности, мобильности и динамичности. Именно культура определяет строение, функционирование и историческую судьбу общества. Культуре присущ открытый характер. Она отражает те изменения, которые происходят в обществе. Основными функциями культуры явл. следующие: 1. Коммунитарная функция указывает на то, что культура представляет собой способ солидарного действия. Культура – это совокупность норм и правил поведения, принципов деятельности, ценностных ориентаций, которые явл. общезначимыми в рамках данного общества, и транслируются из поколения в поколение. Т. о., культура есть продукт и детерминанта социального развития и взаимодействия, она обеспечивает перенесения духовности чел.а на весь уклад его жизнедеятельности. 2. Информативная функция культуры заключается в том, что последняя не только явл. средством передачи социального опыта в пределах одного общества, но и содействует освоению культуры, ценностей других народов. Само развитие культуры во многом обусловлено коммуникацией с другими культурными системами. 3. Чел.отворческая функция. Поскольку культура явл. областью производства ценностей, то отдельный чел. оказывается полностью поглощенным этими нормами и образцами, он становится их носителем. В культуре есть механизмы, которые обеспечивают регуляцию поведения чел.а. Это происходит через право, мораль, этикет, наконец через всю систему ценностей, что способствует сохранению целостности этноса, его социальной и культурной жизни. 4. Адаптационная функция. Культура создает условия для приспособления общества к изменениям и взаимодействия с другими цивилизациями. 5. Негэнтропийная функция обеспечивает сохранение этноса, нации в качестве целостного своеобразного феномена. Культура аккумулирует ценности, которые явл. общечел. достоянием. Она охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности, объединяет социальную, экономическую, политическую, духовную подсистемы общества. Существует множество подходов, которые изучают культуру в различных аспектах. 1. Аксиологический подход определяет культуру как совокупность духовных и материальных ценностей. 2. Социологический подход рассматривает культуру в качестве социального института, кот. транслирует всю совокупность правил и норм человеческой деятельности. 3. Семиотический подход представляет культуру как систему знаков. В качестве универсальной знаковой системы выступает язык, кот. организует социальное пространство и формирует устойчивое мировоззрение. 4. Деятельностный подход определяет культуру как совокупность исторически меняющихся программ человеческой деятельности. Эти программы обеспечивают конкретно-исторический способ регуляции, сохранения и развития общества.
50. Динамика и диалог культур в глобализирующемся мире Современное художественное творчество использует различные стили и жанры, отличается плюралистичностью взглядов. Вместе с тем следует отметить, что многие особенности, характерные для постмодернистского искусства, присущи не только ему, но и общей культурной парадигме современности. Она отличается неопределенностью, открытостью, фрагментарностью, отказом от авторитетов, поверхностью, многовариантностью толкований, маргинальностью, стремлением к диалогу и полилогу, обращенностью к материальности, конструктивизмом, в котором используется иносказание, фигуральный язык. Все это обязывает делать вывод о том, что современная культура находится в кризисном состоянии, поскольку произошло рассеивание, инволюция ценностей и человечество не в состоянии найти определяющий принцип в своем развитии. Искусство больше не репрезентует реальность, а только трансформирует ее; не создаются новые художественные формы, они лишь варьируются и повторяются. Однако нельзя сказать, что современная культура полностью утратила традиционные ценности. В настоящее время все еще сохраняют актуальность образцы классической культуры. И в первую очередь потому, что в них идеалы представлены конкретно и отчетливо; выражены яркие образы нравственного и безнравственного, прекрасного и безобразного. Именно в произведениях классического искусства выражены универсальные общечеловеческие ценности, имеющие непреходящее значение.Новейшей тенденцией в социокультурном развитии мирового сообщества является активизация культурного диалога. Это понятие обозначает связи и отношения, которые формируются между разными культурами. Культурный диалог имеет различные вариации. Типичными из них являются обмен хозяйственными навыками и производственными технологиями, политические связи, межгосударственные отношения, взаимодействие лингвистических, художественных и религиозных аспектов культуры. Можно выделить несколько уровней культурного диалога: 1.этнический, складывающийся между локальными этносами; 2.межнациональный, характерный для отношений различных государственно-политических структур; 3.цивилизационный, основанный на встрече принципиально разных культурных систем. До ХХ столетия у человечества не было общей судьбы. Локальные культуры существовали изолированно и часто не подозревали о наличии других культурных систем. В настоящее время ситуация изменилась. Впервые в истории благодаря техническим достижениям и средствам массовой коммуникации устанавливается контакт между разными континентами, и события, происходящие на каждом из них, сразу же получат отклик во всем мире. Единство исторического процесса проявляется в установлении экономических и культурных связей, демократизации общественной жизни, интеграции науки и образования. Это, в частности, проявляется в сближении западной и восточной культур. Особенностью первой из них является ориентация на прагматичное, рациональное постижение действительности, делается акцент на активное социальное действие, проповедуются индивидуальные формы духовной жизни. Восточная культура, напротив, отличается традиционализмом, имеет созерцательную направленность. Личностное начало растворено в безличном абсолюте, присутствует отказ от деятельного участия в общественной жизни. Сегодня можно говорить о взаимном скрещивании различных элементов этих культур. В странах Востока пересматривается отношение к естественным наукам. Запад в свою очередь начинает активно пользоваться достижениями восточной медитативной психологии, склоняется к антиперсонализму.Т.о., если в прошлом культуры отличались большей замкнутостью, то теперь они становятся более открытыми для взаимодействия с другими культурами. Это во многом обусловлено процессом формирования общечеловеческой цивилизации. Однако можно говорить и о сохранении уникального своеобразия каждой культуры. В этой связи следует отметить, что любая культура существует как исторически сложившаяся система, обладающая своими традициями, ценностными установками. Субъектом культуротворчества могут выступать как отдельный человек, так и социальная группа, нация, человечество в целом.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы