Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глобальные проблемы человечества и судьбы общественного прогресса⇐ ПредыдущаяСтр 84 из 84
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшиеся стихийными силами природы, как-то: землетрясения и наводнения, засухи, эпидемии и т. д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и сам он был лишь их жертвой. Кризисы же, с которыми пришлось столкнуться современному человечеству, являются уже результатом деятельности самого человека, имеют, так сказать, «антропогенный», строже говоря, социальный характер. Человечество ныне находится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит решение поистине «гамлетовского» вопроса: быть или не быть? Роковым для судеб человечества вызовом стал такой уровень познания, овладения и «контроля» человека над природой, который дал возможность взорвать атомную бомбу, открыв тем самым зловещую перспективу самоубийственной ракетно-ядерной мировой войны и породив архиглобальную (среди других глобальных проблем, с которыми уже столкнулось человечество) проблему — проблему войны и мира. В мире прогрессировало не только добро, но и зло. Зло концентрировалось в большей мере именно в войнах, которые разрушали все, что создавалось людьми, но еще большая горечь этого зла проявлялась в том, что войны уничтожали и самих людей. К сожалению, зло совершенствуется и при определенных условиях оказывается, по выражению А. Тойнби, Молохом, пожирающим все большую и большую долю увеличивающихся продуктов человеческой индустрии и интеллекта в процессе сбора все большей пошлины с жизни и счастья 1. Но человек не должен 1 История свидетельствует, что еще в то время, когда мрачные последствия научных открытий не были столь очевидными, уже тогда отдельные мыслители почувствовали таящуюся в них гибельную опасность. На глубокие раздумья оставаться беззащитным перед войной, как на определенной стадии организм — перед раковой опухолью. Первым средством в этой его «противораковой» борьбе должен быть отказ от войны как средства продолжения политики. В современном мире, где действуют во многом новые закономерности, сложившиеся в полтора-два последних десятилетия, формируется и новая логика прогресса, которую в нынешний ядерный век можно назвать «логикой ядерной эры». Она, эта логика, отменяет срабатывавшую веками общую формулу о том, что война есть рациональное продолжение политики, только иными средствами. Ныне очевидным стал именно ее иррациональный смысл, а точнее, полная абсурдность как какого бы то ни было средства решения международных проблем. Объективное изменение смысла войны предъявляет совсем иные требования к военно-политической, экономической и дипломатической роли государств на мировой арене. Отказ от войны как средства продолжения политики настойчиво диктуется не только субъективными устремлениями к мирному сосуществованию отдельных народов, но и объективными причинами: в ядерной войне не может быть победителя. А это полностью обессмысливает самую постановку вопроса о войне. Сложились условия, в которых противоборство между капитализмом и социализмом может протекать только в формах мирного соревнования и мирного соперничества. Человечество не имеет ни малейшего шанса выжить в истории, если не осознает в полной мере угрозу, нависшую над его существованием, и не примет мер, способных предотвратить его гибель. Единственная возможная ныне победа — это победа разума. На его мудрость человечество уповало с древнейших времен. Древнеиндийская философия, например, оставила нам множество изречений, свидетельствующих о глубоком гуманистическом проникновении в смысл жизни, человеческую способность самосовершенствования на основе любви к себе подобным. Одно из таких изречений Будды гласит: «Только такая победа может считаться настоящей, при которой все в равной мере являются победителями и никто не терпит поражения». К чести человечества следует оказать, что оно все острее осознает угрожающую ему опасность и в меру своих сил пред- наводит мысль, высказанная братьями Э. и Ж. Гонкур: «Говорили о том, что Бертело предсказал, будто через сто лет научного развития человек будет знать, что такое атом, и сможет по желанию умерять солнечный свет, гасить и снова зажигать его. Клод Бернар, со своей стороны, заявил, что через сто лет изучения физиологии можно будет управлять органической жизнью и создавать людей. Мы не стали возражать, но думаем, что, когда мир дойдет до этого, на землю спустится старый белобородый боженька, со связкой ключей, и скажет человечеству, так же как в пять часов говорят на выставке в Салоне: «Господа, закрываем! » (Гонкур Э. и Ж. де. Дневник. М., 1964, т. 1, с. 623). принимает всевозможные действия (как в индивидуальных формах протеста, так и в организованных массовых выступлениях) за предотвращение опасности гибели цивилизации. Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порожденные кризисным состоянием взаимоотношения природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым оказывается экологический кризис, выражающийся в повсеместном загрязнении окружающей среды одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты — ее земных и водных ресурсов. Человек выработал в себе чувство безграничной власти над природой, а теперь ему волей-неволей приходится осознавать ее и свою конечность: природа не неистощима, она оказалась более хрупкой и ранимой, чем думалось. Сегодня повсюду слышны призывы сохранить хрупкий баланс биосферы. И человечество теперь вынуждено искать пути выхода из этой крайне неблагоприятной для его нормального существования ситуации. Один из рациональных способов организации разумного природопользования, который просматривается в ближайшем будущем, — это изменение производственной технологии, в чем воплощается непосредственно материальное взаимоотношение человека и природы. Но для его осуществления требуется и изменение ценностных ориентации человека — формирование его экологического мышления, новой экологической этики. Еще одной не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийся ритм жизни, особенно в гигантски крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, химические свойства которых по своим неблагоприятным для организма последствиям оказываются зачастую неизвестными, — все это пагубно действует на человека. Это лишь маленькая толика из общего количества неблагоприятных для человека факторов. Трудно указать какой-либо конкретный фактор ставшего уже очевидным подрыва психического здоровья, к сожалению, немалого числа людей. Человечество задумалось над поиском решения проблемы уменьшения числа неблагоприятных и, напротив, увеличения числа благоприятных факторов, способствующих стабилизации и улучшению здоровья населения. От эффективного решения глобальных проблем, требующего, во-первых, комплексного подхода, а во-вторых, выработки межгосударственной (и даже еще шире — планетарной) стратегии, зависят судьбы общественного прогресса. Сейчас еще рано утверждать, что эта стратегия уже подробно разработана, обретя статус теории, и остается лишь осу- ществить ее на практике. Если марксистско-ленинская концепция мирного сосуществования развивается и апробируется практикой уже не одно десятилетие, то концепции глобальных проблем, миропорядка и глобальных социальных процессов находятся пока в стадии становления. Но уже теперь ясно, что без осмысления новых глобальных особенностей социального международного развития, без соответствующей корректировки целей, интересов, политической и экономической практики государств, выработки единых нравственных норм и принципов взаимодействия общества с природой невозможно сформулировать цельную стратегию действий государств в мире так, чтобы она в максимальной мере сочетала интересы каждого государства с интересами человечества в целом. Эта стратегия не может быть создана изолированно, каждым государством в отдельности. Она может выработаться лишь в результате активного и благоразумного их диалога, взаимодействия культур, в котором интересы отдельных государств будут соотнесены с общечеловеческими интересами выживания и развития и подчинены интересам миропорядка в целом. Человечество обязано научиться жить во все более интернационализирующемся, взаимопроникающем мире, вырабатывать новые принципы взаимодействия государств, построенные не на стремлении каждого из них проецировать свои интересы, ценности и цели на остальной мир, а на умении реалистически учитывать интересы других стран, как больших, так и малых. Стоящая перед человечеством глобальная проблема сохранения своего бытия и обеспечения условий дальнейшего прогрессивного саморазвития выдвигает как условие задачу формирования нового мышления. Только через преодоление надменного невежества по отношению к другим народам, через подлинное понимание друг друга возможно утверждение нравственных гарантий мира и выживания человечества. Человечество может и должно найти пути к тому, чтобы стать конструктивно и осознанно действующим субъектом единой всемирной истории. http: //www.sendspace.com/file/um0y06 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы