Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Марксистская концепция прогресса и проблема его критериев



Истинное понимание проблемы социального прогресса оказалось возможным лишь на основе материалистического понимания истории, которое позволило научно обосновать и критерии, и движущие силы, и направление развития человечества. Диалектико-материалистическое объяснение прогресса сформировалось в процессе критического преодоления К. Марксом и Ф. Энгельсом идеалистических и метафизически-односторонних концепций и основывалось на научной теории развития как необратимого и закономерного по своему характеру движения в природе и в обществе. В противоположность всем существовавшим в истории концепциям прогресса марксизм отказался от понимания его как примитивно-однолинейного процесса, во-первых, и, во-вторых, как от движения по замкнутому кругу. Им четко было осознано, что в общем развитии общества наряду с прогрессивным движением вперед существуют и понятные движения, носящие деструктивный характер, то есть имеет место регресс. «...Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно» 1. Общество являет собой сложно организованную систему, части которой развиваются неравномерно, разновременно и, подчиняясь в своем развитии в конечном итоге законам системного целого, имеют и свою внутреннюю логику развития. Марксизм подчеркнул противоречивый характер исторического процесса: вместе с отрицанием одних форм и на основе этого отрицания осуществляется возможность возникновения иных форм, то есть представляя этот процесс в общем виде, можно сказать, что история — это взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс отрицания, преемственности и новации. Мировое развитие как раз и подтверждает тот фундаментальный принцип материалистического понимания истории, что история общества — не сумма случайных слагаемых, не беспорядочное броуново движение, а закономерный поступательный процесс, противоречия которого являют собой источник, движущую силу общественного прогресса. Всемирная история человечества постоянно выдвигала перед умами мыслителей проблему противоречий общественного прогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о катаклизмах, переворотах, революционных процессах (в той или иной области жизни общества или в обществе в целом), и вместе с тем она являет собой необходимый процесс закономерного поступательного движения человечества от одних форм своей социальной организации к другим,

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 6.

более совершенным. Результатом этого необратимого процесса является и не может не являться постоянное возвышение качественного состояния человечества.

Для понимания общественного развития марксизм обратился не к каким-то потусторонним, внеположным человечеству силам, а к самому человеку, к непосредственному субъекту своей собственной жизнедеятельности. Человеческая деятельность предстала не как односторонняя абстракция отдельно взятого индивида, а как эмпирически воспринимаемый, реальный фактор совокупной человеческой деятельности, то есть как общественно-историческая практика, в которой выделяются два ее основных вида: производственная и социально-преобразующая. Это позволило выработать и подлинно научный критерий общественного прогресса.

Как уже говорилось, философы по-разному понимали сущность прогресса, и это понимание в немалой степени зависело от того, какой критерий виделся в основании этого прогресса — сознание свободы, степень развития человеческого разума и т. п. Марксизм не отбросил огульно эти критерии, но подчинил их тому реальному, всегда налично фактическому, эмпирически достоверному, никогда не прерывающемуся процессу человеческой жизнедеятельности — его практике во всем неисчерпаемом богатстве ее чисто человеческих проявлений. Ядром этой практики выступает развитие производительных сил как высшего критерия общественного прогресса. Однако было бы неверным трактовать этот критерий, как это еще нередко встречается, с узкой технико-экономической точки зрения, потому что главное-то в производительных силах — сам человек. Этим и объясняется то, что в данном критерии воплощаются и достижения науки, принципы управления, и социально-политическое состояние общества, и уровень образования, здравоохранения, а также образ жизни вплоть до нравственного сознания и мировоззрения в целом, которые опосредствованно, через трудовую дисциплину и культуру труда, влияют на эффективность общественного производства. Вот почему «развитие производительных сил человечества», по словам К. Маркса, означает прежде всего «развитие богатства человеческой природы как самоцель» 1. Хотя ядро критерия общественного прогресса составля-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26. ч. II, с. 123. Прогресс — не потусторонняя цель исторического процесса. А. И. Герцен писал: «Если прогресс — цель, то для кого мы работаем? кто этот Молох, который, по мере приближения к нему тружеников, вместо награды пятится и, в утешение изнуренным и обреченным на гибель толпам, которые ему кричат: “Morituri te salutant” («Осужденные на смерть приветствуют тебя» (лат.). — Ред.), только и умеет ответить горькой насмешкой, что после их смерти будет прекрасно на земле? » (Герцен А. И. Собр. соч. В 30-ти т. М., 1955, т. 6, с. 34).

ют производительные силы, тем не менее одного этого понятия недостаточно, и оно с неизбежностью будет порождать его неверные, узкотехницистские интерпретации до тех пор, пока эти производительные силы будут оставаться абстракцией, неконкретизированной структурой тех или иных производственных отношений. Тогда действительным критерием общественного прогресса, а лучше сказать — его действительным ядром, выступит способ производства.

Найденный и разработанный марксизмом критерий общественного прогресса дал возможность представить всемирную историю как единый процесс существования и смены различных общественно-экономических формаций. Более того, удалось показать, что различные формации сменяют друг друга не хаотично, не как в калейдоскопе, а по принципу, согласно которому новое общество качественно превосходит предыдущее по фундаментальным экономическим, социальным, политическим и культурным показателям.

Общественный прогресс совершался как противоречивый процесс, в котором марксизмом выделены определенные типы в зависимости от основного характера способа производства, наличия или отсутствия в нем антагонистического противоречия. История в своем прогрессивном развитии, по мере решения фундаментального для того или иного способа производства противоречия, последовательно проходит первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации.

Для всех классов антагонистических обществ характерно сужение поля реальных возможностей их прогрессивного развития. В результате прогресс совершается, так сказать, односторонне, то есть всегда таким образом, что нечто развивается за счет другого. Этой тенденции в условиях капитализма К. Маркс придал нарочито резкую, парадоксальную форму: «Новые, до сих пор неизвестные источники богатства благодаря каким-то странным, непонятным чарам превращаются в источники нищеты. Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации... Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества» 1. Жестокую сущность прогресса при капитализме он обнажил посредством символа отвратительного языческого идола, «который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых» 2.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 4.

2 Там же, г. 9, с. 230.

Принципиально иной тип прогресса — возникновение и развитие социализма. Социализм есть начало той эры, когда социальный прогресс осуществляется всесторонне. Что это означает? Это прежде всего расширение поля реальных возможностей общественного развития как результата исторического творчества народных масс. Смысл этого творчества заключается в наиболее полной реализации принципа социальной справедливости, предполагающего высокий уровень общественного благосостояния, и усматривается не в чем ином, как именно в человеке, в наиболее полном и глубоком раскрытии его человеческих качеств и сил.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1494; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь