Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предметный мир Древнего Рима.
По преданию, Рим был основан Ромулом и Ремом в 754 году до н. э. В раннюю пору своего существования он был республикой, а с 49 г. стал управляться императором. Границы государства в период расцвета простирались от Британии на севере до Сирии на юге, от Испании на западе до Армении на востоке. В 476 г. был низложен последний император, и Римское государство перестало существовать. Рим времен своего расцвета был громадным, перенаселенным и, вместе с тем, очень хаотично застроенным городом. Улочки шириной 4-6 м предназначались лишь для пешеходов. Днем никаких повозок и тележек на улицах не было, вельмож переносили на носилках. Громадные по тем временам скопления людей самых разных сословий и национальностей требовали совершенной организации городской жизни. Был устроен водопровод, канализация, существовала служба охраны порядка, пожарная служба и т.д. Для многотысячной массы любителей увеселений устраивались всевозможные зрелища – гладиаторские бои, цирковые представления, для которых были воздвигнуты специально оборудованные сооружения. Совершенно особым видом культурного общения людей было пребывание в термах – огромных банях с бассейнами, местом для гимнастических упражнений, отдыха и даже библиотекой. На улицы города выходили многочисленные торговые помещения, лавки, мастерские, харчевни. Устройство всех этих небольших заведений было хорошо продумано. Лавка мясника с навешанными тушами, четко и экономно спланированная, или, выражаясь современным языком, закусочная, были примерами организации функциональной среды. Остроумно устроена была, например, лавка обувщика, в которой раскрывающиеся во время торговли створки использовались для выставки товара и была предусмотрена плоскость для опирания ноги при примерке. Нам известны два типа жилища римлян: домус – отдельно стоящий дом, и инсула – многоэтажный дом. В своем первоначальном виде инсулы, как и их обстановка и утварь, в них находившаяся, не сохранились. О том, каков был домус, можно судить по находкам в Геркулануме и Помпеях – городах, погибших в результате извержения Везувия в 79 г. н. э. Жилые комнаты домуса располагались вокруг атриума – центрального помещения с большим отверстием в потолке. Стекавшая вниз дождевая вода собиралась в водоеме, называемом комплювиумом. Свет из атриума попадал в окружавшие его помещения, отделявшимися обычно от него занавесками. Наружные стены дома, выходившие на улицу, были глухими. Публичный характер римской жизни сформировал чуждую интимности и уюту в нашем понимании этого слова бытовую среду. Мебели и домашней утвари было немного, в помещениях пространство превалировало над предметами. Почти не было корпусной мебели (во всяком случае, в парадных комнатах), хотя по сравнению с греческой культурой мы сталкиваемся уже с большим количеством предметов и их функциональным многообразием. Время сохранило немногое; почти все, что было сделано из дерева и тканей утрачено полностью, о формах мебели и о том, как она была расставлена, можно судить лишь по косвенным источникам. Сидения, легкие столики, переносные треножники и курильницы – вот из чего состояло предметное наполнение комнат. Римляне признавали несколько типов сидений (и для дома и для улицы): это табуреты на вертикальных ножках или Х-образных опорах и кресла на изогнутых ножках (катедра). Монументальные тронообразные сидения солиум ставились в храмах и предназначались для священнослужителей. Вообще каждый из видов сидений имел строгое назначение, а потому играл и знаковую роль. Например, двойной ширины табурет на точеных ножках – бицеллиум – предназначался для видных сановников. Известен надгробный памятник с барельефным изображением этого сидения, свидетельством знатности покойного. Сидения на скрещенных опорах селла курулис предназначались для членов сената, а подобное же сидение, называемое селла императорис – для императора. По-особому обставлялся триклиний – т.е. традиционное пиршество на составленных определенным образом ложах вокруг небольшого столика с яствами и вином. Основой ложа была деревянная или металлическая, установленная на профилированные ножки рама с натянутыми на нее ремнями. И подголовник, и рама, и ножки отличались пластическим богатством. Были распространены небольшие столики на одной ножке ( моноподии), а иногда и на четырех опорах, накрытых круглой столешницей. Возможно, она снималась и служила подносом для подачи очередной смены блюд. Легкие, состоящие из металлических стержней переносные столики иногда бывали устроены так, что могли менять высоту. С ними схожи и треножники, на которые ставились вазы с цветами и фруктами, курильницы и прочее. В предметах мебели заметно характерное для Рима соотношение конструкции и внешнего декора. Скульптурный и орнаментальный декор обогащал конструктивное устройство предметов. Богатство пришедших с Востока мотивов дополнялось безудержной фантазией, порождавашей причудливое сочетание звериных лап, растений, фрагментов человеческой фигуры – так называемым гротеском. В пору римской цивилизации появились дотоле неизвестные приборы для приготовления пищи. Прежде всего, это аутепса, устройством напоминавшая современный самовар – металлическая емкость на ножках для жидкости. В расположенную посередине полость закладывались раскаленные угли, которые нагревали эту жидкость. Тот же прибор служил для охлаждения вина или воды, но тогда полость заполнялась льдом или снегом. Опорожнялась аутепса при помощи черпака. В более совершенных приборах уже имелся кран, а емкость закрывалась крышкой на петлях. Сохранилось несколько других предметов, в которых сочетались жаровня и емкость для жидкости, которая подогревалась нагретыми углями. И все эти, в общем, утилитарные устройства украшались наложенной на них скульптурой в самых причудливых сочетаниях. Вилками и ножами за столом не пользовались: еду нарезали слуги. Но было два вида ложек: лигула (большая с фигурной ручкой) и кохлеар (поменьше, с заостренным концом для того, чтобы раскрывать створки раковин и разбивать скорлупу яйца). Большого совершенства достигла кухонная посуда. Найденный в Помпеях набор такой посуды содержит ведра, кастрюли, сковороды, формы для печенья и проч. Все эти предметы морфологически целесообразны, но при этом обильно украшены орнаментикой. К числу предметов домашнего обихода, в которых причудливо уживалась техническая мысль с самым безудержным декорированием, с полным правом можно отнести разного рода светильники. Сам способ освещения оставался неизменным: горящий фитиль в резервуаре с маслом. Масляный светильник нещадно коптил и давал мало света. Увеличить световой поток можно было только за счет множественности источников света. Это и дало толчок к созданию светильников, в которых собиралось несколько источников света; из одного сосуда выходило несколько фитилей, а сам этот сосуд приобретал порой сложную форму – удлиненную, похожую на барку, звездообразную, кольцеобразную и т.п. В большинстве своем светильники оттискивались из глины, но у состоятельных граждан в обиходе бывали и бронзовые светильники, а так как возможности объемно-пространственного строения у металла несравненно больше, чем у керамики, светильники имели тонкие ручки с изящными перехватами тулова, украшались объемной изобразительной скульптурой и орнаментикой. Светильники иногда подвешивались, иногда же бывали переносными, порою представляя собой сложную конструкцию – канделябр. Традиционно он состоял из основания, ствола и завершения, на котором и устанавливался сам сосуд с фитилем или несколько сосудов. Иногда тонкий стержень мог изменять высоту, иногда же невысокие настольные светильники представляли собой скульптурные композиции с включением растительных мотивов, фигур животных и человека, на которых укреплялись сами источники света. Культура древних римлян естественно находила отражение в их одежде. Во всех своих разновидностях она не сшивалась, а оставлялась комбинацией драпировок, скрепленных специальными булавками – фибулами. Мужская одежда – тога - была знаком свободного гражданина, рабы не имели право ее носить. Она состояла из полотнища около пяти метров в длину и двух с половиной метров в ширину. Количество полос на тоге определялось положением человека в обществе. Тога надевалась поверх хитона, мало отличавшегося от греческого. Женская одежда – палла - была также одной из разновидностей драпировки. Достигшая в Риме большого для того времени совершенства разнообразная военная техника, за исключением личного оружия и доспехов, щедро орнаментированных и украшенных эмблемами, естественно не претендовала на художественное оформление. Римское государство заканчивало собой эпоху античной цивилизации. За время ее существования была сформирована специфическая предметно-пространственная среда как в масштабах города, так и жилища со всеми ее составляющими – мебелью, домашней утварью – прототипами современного вещного мира. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1484; Нарушение авторского права страницы