Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предметный мир Средневековой Европы.



Признаки кризиса рабовладельческого Рима во многих своих проявлениях стали ощутимыми, начиная с III в. н. э.

Многочисленные восстания колонов, обнищавших крестьян, рабов, нашествие варварских племен расшатывали могущество Рима.

Гибель Римской империи была предрешена, и в 410 году город Рим был захвачен ордами германцев под водительством Алариха. Культура античности доживала последние дни. Вся долгая линия преемственности была нарушена. Государство распалось на две части – Западную, со столицей в Риме и восточную со столицей в Константинополе. Создавались предпосылки для формирования нового, феодального общества. Как отражение кризиса рабовладельческого строя возникла и распространилась христианская религия.

Коренные изменения религиозных верований, смена политеизма монотеизмом, господство германцев, пришельцев с Севера, упрочнение феодального устройства коренным образом изменили всю материальную структуру, наступила пора Средневековья.

В архитектуру пришел Романский стиль, отличавшийся от всего, что было характерным для античного искусства. Тяжелые толстостенные архитектурные сооружения, непременная замкнутость пространственной структуры выражали мощь их владельцев – церкви, или рыцаря - феодала. Существенно изменился весь облик материально-пространственной среды.

Раннее Средневековье не знало общественных сооружений, кроме христианских храмов – базилик, вытянутых по оси зданий с рядами колонн внутри, а также центрических (крестово-купольных) сооружений. Христианские храмы отличались от языческих самим отношением к пространству. Если греческие или римские храмы были раскрыты в окружающее пространство, внутри находилось только святилище и богослужение происходило вне его стен, то в христианском храме богослужение, «общение с богом» происходило внутри замкнутого пространства храма. С развитием городов появились светские общественные постройки – ратуши (здания, где помещалось городское самоуправление) и крытые рынки.

Жизнь средневекового человека была далека от публичности гражданина древнего Рима. Дом горожанина, как и замок феодала, как и весь обнесенный стенами город, был замкнутым пространством: он должен был защищать владельца от внешних враждебных сил. Зажатый между соседними постройками, узкий и высокий, этот дом с выступающими на улицу эркерами, маленькими дверями, окованными железом, и окнами, защищенными ставнями, вмещал в себе как жилье, так и хозяйственные помещения.

Главная комната дома была одновременно и столовой и кухней. Над очагом висел медный котел, поодаль стоял шкаф с посудой. Большой прямоугольный стол, скамьи да сундуки с утварью и одеждой по стенам – вот и вся обстановка.

Принятое в античности выделение женской части дома, в Средние века уже не встречалось. В общей спальне на небольшом возвышении стояла широкая кровать с пологом или балдахином, защищавшим от сквозняков, копоти и насекомых.

Главная комната или зал феодального замка также не отличались уютом. Примитивный очаг, а иногда и топка «по черному» как в крестьянском доме, совсем немного мебели, набросанная на полу свежая трава или сено, иногда ковры.

Мебель, как и вся домашняя утварь, изготовлялась в рамках замкнутого натурального хозяйства. Только самые привилегированные представители духовенства и рыцарской знати нанимали ремесленников-профессионалов, мастеров своего дела. Последние не закреплялись на одном месте, переходили от одного хозяина к другому, теряя при этом профессиональные традиции. Совершенство и изысканность античного искусства были забыты, тонкости ремесла преданы забвению. Материалом для изготовления мебели порою служили плохо отструганные доски и кованое железо, из которого делались скрепляющие эти доски элементы. Хорошо освоенная во времена Рима рамная вязка, дававшая столярным изделиям долговечность и элегантность, долгое время не применялись.

Конструктивная схема скамей и табуретов – это широкая доска и расходящиеся книзу ножки, непосредственно врезанные в сидение. Столы строились примерно по той же схеме, но иногда столешница в виде дощатого щита была оперта на козлы или связанные поперечной и укрепленные по торцам дощатые опоры.

Сундук (или ларь) во времена Средневековья служил одновременно как ложем, так и сиденьем, оставаясь при этом емкостью для хранения имущества, а иногда и для его транспортировки. Существовало много типов сундуков разной величины и пропорций, иногда опертых на ножки. Первые шкафы Средневековья напоминали поставленный на торец сундук, у которого передняя стенка служила створкой. Грубость отделки досок компенсировалась усложненной обивкой металлическими коваными полосами, иногда затейливо вырезанными и создававшими некоторую систему очень своеобразной для этого периода орнаментики, в своих истоках восходящей к ремесленному традиционному искусству стран Северной Европы. Вообще в романской мебели и утвари прослеживается много местных региональных различий.

В результате развития общественных отношений в XII-XIII вв. в странах центральной Европы растет население городов, при этом купцы объединяются в гильдии, ремесленники – в цеха.

В искусстве возникает новый стиль, получивший название готический. Главное внимание в этот период по-прежнему отдается храму, который приобрел совсем иной облик.

Меняется и жилье. Интерьеры частных домов становятся наряднее. Тщательно выравниваются поверхности дощатых или кафельных полов, стены облицовываются деревом. В парадных комнатах появляется много ковров и подушек (под влиянием Востока, с которым познакомились купцы и участники крестовых походов). Формируется и иная мебель, подражающая своими формами и орнаментикой каменной храмовой архитектуре.

Много сдвигов происходит в одежде. Именно в Средние века заметно постепенное распространение шитой одежды. Большое внимание уделялось знаковым функциям: свою форму имели представители различных цехов, университетов, должностные лица и т.п. Ее непременная знаковость охранялась законодательством. Во Франции королевским приказом, например, было запрещено носить одежду из парчи и шелка всем, кроме дворянской знати. При этом богатство украшений должно было соответствовать материальному состоянию человека. В этом, в частности, находила выражение борьба феодального дворянства с быстрорастущим классом городской буржуазии.

Предметный мир Ренессанса.

В Европе XIV-XVI века – пора Ренессанса, или Возрождения.

Эта новая эра в истории человечества пришла сначала в Италию, где капиталистические отношения складывались раньше, чем в других странах Европы. Такие города, как Флоренция, Венеция, Сиена, провозгласили себя республиками. Бурное развитие торговли и ремесла дали толчок развитию светского искусства.

Гуманизм итальянского Возрождения вернул доверие к человеческому разуму, отвергнув средневековую схоластику и религиозный фанатизм. Духовное освобождение личности сказалось на появлении первых признаков проектирования как самостоятельной деятельности. В Италии, богатой памятниками древности, возродилось влияние античной культуры. Архитекторы и художники изучают памятники античного искусства – руины храмов, дворцов, вилл, терм, копируют замечательные росписи стен, мозаичные узоры полов. В такой же степени ревностно изучаются литературное и научное наследие античности, сочиняются комментарии к произведениям древних авторов, самым внимательным образом анализируется весь накопленный материал.

Эпоха Возрождения дала человечеству множество изобретений: книгопечатание, механические часы в дополнение к ранее известным песочным и солнечным. Освоено было изготовление прозрачного стекла, позволившего создать линзы, а значит, и телескопы и микроскопы, через которые человек впервые проникнул в недоступные ему ранее миры.

Кардинально изменился облик жилого дома и его интерьера. Это бывали и скромные, и очень помпезные, изысканные дворцы (в Италии - палаццо), уже ничем не напоминающие средневековый городской дом. Одна из самых характерных его черт – отношение к пространству, которое особенно остро ощущается в произведениях живописи того времени. В интерьерах много воздуха; окна и двери делают это внутреннее пространство не обособленным от пространства внешнего. Когда художникам нужно развернуть какой-либо сюжет, они выносят действие вовне. В этом убеждают картины Боттичелли /Botticelli, 1445-1510/, Мантеньи /Mantegna, 1431-1506/ и других мастеров раннего итальянского возрождения, в которых ощущается предпочтение пространства предметам, немногочисленным и вторичным в интерьере.

Предметы меблировки XV в. – это знакомый нам сундук для хранения одежды и всякого рода ценностей, несколько разновидностей табуретов и кресел, столы, спальные ложа.

Мебель раннего Возрождения была относительно проста и зрительно несравненно легче средневековой. Бросается в глаза ее конструктивная четкость и тектоническая осмысленность. Сидения на четырех ножках с ажурной спинкой, очень своеобразные Х-образные сидения двух видов – Дантеско и так называемое кресло Савонарола. Это последнее состоит из нескольких криволинейных опор, соединенных металлическими стержнями и образующих единую криволинейную фигуру. Верхние их концы скрепляются подлокотниками и, таким образом, вся система делается жесткой. Кресло Дантеско схоже по силуэту, но его основу составляет всего два элемента. По своей структуре оба этих предмета мебели напоминают античные Х-образные складные стулья, но отличаются от них весьма существенно – их несущие структуры пространственны. Стулья и кресла на трех и четырех ножках, как и другие виды сидений, прежде всего, конструктивно ясны, все их элементы «работают» в тектонической взаимосвязи подобно деталям архитектурного организма. Полные статического напряжения стойки, рамы, спинки четко отражают свое предназначение, а их декор не заслоняет основное – конструктивную схему. Не случайно все предметы мебели, как правило, сохраняли свою естественную поверхность – цвет и фактуру слегка навощенной древесины, что дополняет правдивость из строения.

Что касается емкостей в доме, которые обычно стояли у стены, их образная близость к архитектуре сказывалась в четком разделении частей – сложного профилированного основания, фриз и карниза. Такими были замечательные флорентийские сундуки конца XV в. В них, однако, ощущался и далекий прообраз – античный саркофаг.

В дальнейшем, ближе к XVI в., сундуки по своей форме начинают нередко терять трехчастность, а опоры приобретают форму звериных лап – тоже реминисценция древнеримского мотива.

Еще во времена Средневековья сундук служил для сидения. Но во времена Возрождения был создан совершенно новый тип мебели, так называемая кассапанка - сочетание емкости и сидения, со своей спинкой и подлокотниками. Первоначально касапанка служила для торговцев и менял, которых было много на улицах городов и которые во время своих операций предпочитали сидеть на своей кассе в буквальном смысле этого слова.

Уже с XV в. получают распространение буфеты и поставцы – невысокие, как правило, двухстворчатые шкафчики. Их фронтальные плоскости расчленялись филенками или поддерживающими карниз трехчетвертными колонками на цоколе. Поэтому все изделие воспринималось зрительно как модель архитектурного сооружения.

Подобная схема продолжила существовать в самых неожиданных вариантах: если ранее обвязки филенки делались гладкими, а поле внутри филенки орнаментировалось, то в XVI в. чаще обвязка орнаментировалась, а поле филенки оставалось гладким. Но как бы то ни было, четкое архитектурное деление на несущую часть и на заполнение было неизменным.

Разнообразием отличались столы. Прежде всего, из средневековья пришел тип длинного стола на нескольких поперечных, связанных подстольем, опорах. Стол стал несравненно наряднее, в принципе сохраняя ту же структуру. У коротких столов гладкая столешница покоится на скульптурных резных боковинах – мотив, опять же почерпнутый из античности (вспомним римский картибул). Античные мотивы ощущаются и у восьмигранных столов на волютообразных ножках.

Ложа в домах богатых итальянцев по своей схеме были традиционными. Их конструкция состояла из скрепленной по углам рамы, на угловых стойках держался балдахин, который очерчивал пространство над ложем.

Все совершенство мебели Возрождения было обеспечено многими техническими достижениями – механической распиловкой досок и изготовлением шпона, что позволяло покрывать расхожую древесину тонким слоем дорогих пород и главное – совершенство было обеспечено высоким искусством столяров-краснодеревщиков.

Естественно, не могла избежать влияния господствующего стиля эпохи и одежда зажиточных горожан. Многое было унаследовано от позднего средневековья. С XII в. в Европе уже появились самые разные материалы: хлопчатобумажные ткани (с Востока), сукна, полотна, парча, бархат; ремесленники освоили выделку кож. Успехи геометрии, освоение чертежей и кроков помогли искусству выкройки сформировавшихся в это время разнообразных фасонов и типов одежды.

Молодые люди в пору раннего Возрождения брили лицо и носили длинные волосы, носили обтягивающие ноги штаны-чулки, жакеты или более широкие претины или джорне. Примерно с начала XIII в. мужская одежда стала кардинально отличатся от женской.

Одежда пожилых людей была длинной и широкой. В ней иногда чувствовались античные традиции, в частности, любовь к драпировкам, иногда пересекающим фигуру по диагонали.

В одежде горожан Северной Европы костюмы были иными, чем в Италии, и там ощущалось влияние рыцарской одежды. Как бы то ни было, четкие конструктивные формы одежды подчеркивали фигуру, выделяя талию, показывая линию ног. Можно сказать, что, несмотря на нарядность, а иногда и пышность одежд Возрождения, в них всегда проглядывало рационально-конструктивное начало.

Разносторонность и пытливость художников Возрождения не могли не вызвать их интереса к технике. Леонардо да Винчи /Leonardo da Vinci, 1452-1519/ конструировал текстильные, металлообрабатывающие машины. Он предвосхитил изобретение вертолета, танка, парашюта и многое другое, что смогло получить реальное воплощение только через несколько веков. Леонардо был автором фортификационных сооружений, как и другой гений Возрождения Микеланджело Буонарроти /Michelangelo Buonarroti, 1475-1564/.

Формообразование машин перекликалось с конструктивной и художественной ясностью архитектурных форм. Машины тех времен при самом различном их назначении во многом походили одна на другую, так как они компоновались из одних и тех же конструктивных элементов (блоков, воротов, рычагов и пр.). Основа, несущая все устройство, обычно выполнялась из массивного дерева; рабочие детали, зубчатые колеса, стержни, ковши, резцы и т.п. – из металла. Обладая большим запасом прочности, машины, как правило, были громоздки и тяжелы, поскольку достижения механики были еще невысоки. При этом устройство машины было очень наглядным, так как и конструкции станин, и механизмы были открыты и доступны со всех сторон. В духе времени было осмысление машины как некоторого разумного организма. Знаменитый архитектор и теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти /Alberti, 1404-1472) говорил, что машина должна подражать движению мышц и сухожилий человека. В своих трактатах Альберти проводил мысль, что в создаваемых человеком машинах польза должна сочетаться с красотой; польза осмысливает красоту, а красота одухотворяет пользу. Это было одним из оснований того, что к машинным формам как и к архитектуре он предъявлял требования композиционного единства и пропорциональности.

Несмотря на все произошедшие со временем изменения и исторически неизбежный пересмотр ценностей, итальянское Возрождение оставило неизгладимый след в культуре Европы, это было величайший прогрессивный переворотом из всех, пережитых до того человечеством.

Этот переворот произошел впервые на земле Италии, дав толчок к развитию соседних европейских стран. К XVI в. Италия теряет роль ведущего европейского государства и законодателя культурных достижений, уступив свое место странам Центральной Европы. Здесь в силу совсем иных национальных традиций и климатических условий предметная среда существенно отличалась от Италии. Менее осязаема была и внутренняя связь с античным прошлым.

Наблюдая ренессансную живопись Франции и Нидерландов, легко обнаружить совсем иное отношение к внутреннему пространству. Идеал, воплощенный художниками того времени, показывает нам, что жилище несравненно более замкнуто, чем итальянское, в нем меньше ощущается взаимопроникновение внутренней среды и окружающего пространства. Подчас оно выглядит просто тесным из-за большого количества предметов. В обывательских домах свое постоянное место занимают емкости для посуды – поставцы и креденцы, шкафы. Поверхности стен и потолка деревянные, а не каменные, каковые чаще встречаются у итальянцев. Все это вместе создает больше ощущения тепла и уюта. Важную роль в пространстве интерьера играет камин, сменивший очаг древних. В интерьере мы видим много незнакомых нам ранее предметов: рукомойник с приспособлением для хранения полотенца, удобные светильники – настенные и подвесные, регулируемые по высоте. Вместо чадящих масляных плошек в них горят сальные или восковые свечи. Платья уже не укладывают в сундук, а вешают в шкаф.

Все предметы не разрознены, не размещены по углам и вдоль стен, а занимают свое место в пространстве интерьера, соотносятся одни с другими, создают стилистически единые сочетания.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2171; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь