Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Венский акционизм. Х. Нитш. А. Райнер.
— радикальное и провокационное движение, связанное с деятельностью группы австрийских художников, работавших вместе на протяжении 1960-х. Творчество венских акционистов развивалась одновременно, но в значительной степени независимо от других авангардных движений эпохи, отрицавших традиционные формы искусства. Практика постановки акций в определенных энвайронментах перед аудиторией несет сходство с Флуксусом, но действия венских акционистов заметно отличались деструктивностью и насилием, часто включали использование обнаженного тела, крови, экскрементов, туш животных. История движения Художники начали сотрудничать в 1961, а в 1966 начали называть себя «Institut fü r Direkte Kunst» (Институт прямого искусства). Как акционисты они были активны между 1960 и 1971. После 1970 большинство художников продолжили свою творческую деятельность независимо друг от друга. Раннее творчество группы включало грубые ассамбляжи и живопись действия, от которых они быстро перешли к экстремальным и провокационным перформансам. Венские акционисты принадлежат к поколению австрийцев, которые выросли с памятью о Второй мировой войне, их работа отчасти является реакцией на то, что они считали политическим угнетением и социальным лицемерием в своей стране. Акции, которые они проводили, часто носили ритуальный характер, включали элементы из древнегреческих церемоний и христианскую символику — кровь, вино и крест. Во многих перформансах венские акционисты использовали жертвенных животных, наносили себе увечья и пили мочу. Они видели эти акции как род катарсиса, избавление от агрессивных человеческих инстинктов, подавляемых обществом. Названия некоторых акций Мюля дают представление об их содержании: «Penis Action» («Акция пениса»), 1963; «Christmas Action: A Pig is Slaughtered in Bed» («Рождественская акция: свинья, убитая в постели»), 1969; «Action with Goose» («Акция с гусем»), представленная на Wet Dream Festival в Амстердаме в 1971. В «Libi» (1969) разбитое яйцо разбрызгивалось в рот Мюля из вагины женщины с менструацией. Такой тип перформансов привел в ряде случаев к аресту участников. В июне 1968 Гюнтер Брус начал отбывать шесть месяцев заключения за унижение символов государства, а затем покинул Австрию, чтобы избежать второго ареста. Отто Мюль получил месяц тюрьмы после участия в публичной акции «Art and Revolution» в 1968. После «Piss Action» перед аудиторией в Мюнхене Мюль скрывался от полиции Западной Германии. Герман Нитш получил две недели заключения в 1965 после участия с Рудольфом Шварцкоглером в фестивале психо-физического натурализма. Нитш был главным оратором группы. Он описывал подобное творчество как «эстетическую форму молитвы» и утверждал, что это принесет освобождение от насилия через катарсис. Вена дала миру не только шницель и Моцарта, но ещё и одно из самых скандальных (возможно, самое скандальное) и богопротивных направлений в современном искусстве – Венский Акционизм. Эти австрийские художники - назвали себя в какой-то момент " Венским Институтом Прямого Искусства". Вначале создавали жестокие action paintings и грубые ассамбляжи, но разочаровались во вторичной природе живописи и скульптуры: они искали форму выражения, которая была бы более непосредственной и прямой. В начале 60-х они провели серию " акций", которые напоминали нью-йоркские " хэппенинги" дада, и завоевали дурную славу благодаря своему брутальному, садомазохистскому содержанию с вовлечением наготы, крови и деструкции трупов животных. Например, Брюс работает только со своим телом, используя его в качестве холста и произведения искусства. Нитш создаёт свой кошмарный «Театр Оргий и Мистерий», куда вовлекает большое количество статистов, участвующих в этих «дионисийских» перфомансах. Ну и, конечно же, Отто Мюль, собравший вокруг себя «радикальную комунну», совершающую самые скадальные и кощунственные акции, если видели «Сладкий Фильм» Макавеева – именно комунна Мюля задействована там в сцене с ужином среди «умалишённых». Притом, все кадры там не были постановочными, Мюль просто делал как всегда - шокировал и провоцировал зрителя. Как итог – тюрьма на 8 лет за растление малолетних. Но разве ж это важно? Любой акционист рано или поздно сталкивается с этим. Часто Венский акционизм называли продолжением экспрессионизма с его предчувствием войны, разрушения и геноцида. Акционисты не отображали фрагменты истории, причастные к таким понятиям, они создавали всё это в реальном времени перед зрителями, становившись на момент акции и животными, и палачами, и неодушевлёнными предметами.
Естественно, что резонанс деятельности акционистов был огромен. Неизменно всё заканчивалось громкими скандалами, люди покидали галереи, не в силах выдержать тот кошмар, что им показывали художники. -X. Нитш. Кровь - великая сила, особенно в искусстве, в чем убежден художник Герман Нитш. За свои перформансы он трижды попадал в тюрьму, однако не считает это своими главными достижениями Одна из самых противоречивых фигур в искусстве перформанса, да и в искусстве вообще, 69-летний Герман Нитш шокирует людей своими работами с 1960-ых годов. Вместо красной краски он использует кровь; заклания животных для него - неотъемлемая часть творческого процесса, подчас напоминающего древние кровавые ритуалы. Центральная тема его работ - религия. В своем замке Принцендорф в Австрии он проводит похожие на вакханалии события, которые сам Нитш называет " празднествами экзистенции". Эти перформансы проходят при участии многочисленных поклонников Нитша, предающихся насыщенному действу, включающему обильные трапезы и возлияния, под атональную музыку самого Нитша. Следы этих событий также остаются на полотнах, которые на выставках обычно дополняются видео с места их создания, и как обычно влекут протесты защитников животных и обвинения в сатанизме. Последняя экспозиция Нитша открылась 30 ноября в Мартин-Гропиус-Бау в Берлине. Когда ваши работы впервые были выставлены на обозрение в начале 1960-ых, они оказались абсолютно беспрецедентным. Каковы истоки вашего творчества? - Будучи маленьким, я увлекался спортом, но в 15 лет начал рисовать и это изменило мою жизнь. Я понял, что все остальное - просто нонсенс. Я изучал изобразительное искусство 5 лет и вскоре заинтересовался историей искусств, придяк идее того, чем на самом деле может быть жизнь. Я также заинтересовался поэзией, философией и религией (что примечательно - в круге любимых авторов Нитша - Ницше, а также Алистер Кроули и Антон Ла Вей). Как скоро вы задумались о перформансе как о художественном средстве? - В начале моей карьеры художника я хотел поставить действо, которое длилось бы 6 дней и 6 ночей, я хотел, чтобы это было лучшим из того, что я когда-либо написал. Я хотел включить в него фрагменты таких произведений как " Фауст", " Гамлет" , древнегреческие трагедии. Я решил привнести мифологию и психологию - весьма важным для меня являлся Юнг. Но впоследствии я понял, что хочу задействовать чувства присутствующих более непосредственно. Что вы имеете в виду под этим? Разве чувства не используются при восприятии традиционного театра, поэзии, любого другого произведения искусства? - Не в том смысле, в каком вы делаете это воспринимая обычную поэзию. Если вы читаете поэму Гёте, вы всегда подключаете вашу память. Вам необходимо представлять что-то там еще. Я хотел, чтобы мой театр действовал прямо. Я хотел интенсивности ощущений. Это было начало того, что я делаю сейчас. Вы говорите о том, чтобы быть прямым - означает ли это, что ваши работы не подразумевают что-нибудь еще. Они символизируют собой что-нибудь? - Они ничего не означают. Они - то, чем они являются. Например, " шестидневное действо" (впервые поставлено в 1998-ом), это большой праздник, во время которого мы все счастливы. Но действительно ли это ничего не означает? В ваших работах силен религиозный подтекст; вы сами говорили, что корни вашего искусства кроются в религии. - Да, это действительно имеет нечто общее с религией. Для меня искусство всегда было чем-то вроде религии. Я вырос в то время, когда религия уже не имела большого значения в моей стране, но мне достаточно было оглянуться на традиции венского " Сецессиона" и Густава Климта - для них искусство несомненно являлось религией. Имеют ли ваши работы политический подтекст? - Я никогда не интересовался политикой. И по-прежнему не интересуюсь. Политики - это некомпетентные люди без образования. Когда мне было шесть лет, меня заставляли отдавать салют Гитлеру, а потом пришли американцы и русские, поливавшие друг друга грязью в радиоэфире. И уже тогда я понял, что и те, и другие - ничем не лучше Гитлера. Ваши работы отличаются скандальностью - В 1968 году в Нью-Йорке мои перформансы имели большой успех, мне посвящали обложки журналов и у меня не было никаких проблем, в то время как в Вене меня сажали в тюрьму! В Европе, например, барьер между исполнителями и публикой абсолютен, в то время как в Америке многие зрители участвовали. Я сделал в США много перформансов. Насколько важна живопись в вашем общем творческом продукте? - Мое искусство весьма визуально. Я активно использую цвет и текстуру, и они очень важны для меня. Я более известен как художник, но звуки для меня также весьма важны. Я не очень известен как композитор, но все, кто посещал мои акции, слышали звуки, и они наверняка поняли, насколько сложна моя музыка, а также насколько для меня важны традиции, заложенные Шенбергом, и, в особенности Джоном Кейджом. Кейдж научил меня пользоваться случайностью. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1599; Нарушение авторского права страницы