Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Импрессионизм в скульптуре Огюст Роден



-Творчество Огюста Родена.

ОГЮСТ РОДЕН (1840-1917)

Один из крупнейших мастеров западноевропейской скульптуры.

Роден стремился к утверждению положительного героя, к воспеванию значи-тельных качеств человека. Эпоха капитализма.Он думал, что единственно реальный, положительным образ, достойный героически-монументального воплощения, был образом человека труда, в частности образом пролетария. Духовная жизнь человека воспринимается Роденом как мир сложных переживаний, богатый внутренним развитием. В этом отношении Роден — продолжатель великих традиций реализма нового времени. Что особенно ценно, искусство Родена далеко от хотя бы косвенной попытки опоэтизировать, эстетически принять сложившийся образ жизни, характерный для буржуазной Франции того времени. Роден учился у довольно посредственных представителей салонного академимизма. Его полными учителями стали ма- стера французской готической скульптуры Микеланджело. Уже в сравнительно ранней работе

«Человек со сломанным носом» (1864)

Роден выступает как беспощадно правдивый реалист. Вместе с тем Роден утвер-ждает значительность образа человека, раскрывая внутреннее духовное его состоя-ние, резко выявляя характерные черты облика. И в дальнейшем, в своем

«Идущий человек» (1877)

Роден стремится перейти к созданию монументальных, значительных произведений. Чрезвычайно характерно, что скульптор при этом ищет для этих образов некий характерно выразительный, полный внутреннего эмоционального содержания мотив движения. Таков широкий, уверенный, стремительный

шаг в «Идущем человеке», затем переосмысленный в образе

«Иоанна Предтечи» (1878).

«Бронзовый век» (1876)

В «Бронзовом веке» передан образ жизненной силы, пробуж-

дающейся от сковывающего ее сна. Желание преодолеть академ. красивость

«Врата ада» (1880—1917)

По замыслу Родена это должна была быть синтетически монументальная композиция, воплощающая в образах одновременно реалистических, предельно жизненных и вместе с тем символически обобщенных как бы судьбы человечества в целом.

Чрезвычайно характерно, что сюжетные мотивы этой композиции почерпнуты Роденом не из реальной жизни, а из литературно-поэических образов. Это придавало аллегорический характер всей композиции, лишало ее той непосредственной жизненной и социальной значимости. В целом проект «Врат ада» поражает своей перегруженностью, дробностью мотивов, неясностью назначения. Ворота не соотнесены к реальному зданию, они ведут «в никуда». «Врата ада» никогда не были осуществлены и не могли быть осуществлены. Однако, разрабатывая отдельные сюжетные мотивы «Врат ада», Роден создал значительные самостоятельные произ- ведения. Таков его полный грузной силы

- «Мыслитель» (1879—1900; установлен в Париже перед Пантеоном в 1904 г. Образ Евы, изгнанной из рая, охваченной горечью раскаяния

-Фактура приобретает у него образно выразительный, подчеркнуто эмоциональный, драматический характер. Она подчинена задаче раскрытия общего эмоцио- нального, духовного состояния героя.

«Поцелуй» (1886)

Грубая обработка мрамора. В этом случае, сохраняя природную структуру камня, не только пере- дает ощущение спутанных косм волос. Ощущение придавленности тяжким грузом стыда и раскаяния Евы. Чувство внутренней цельности, законченной полноты художественного воплощения идеи —характерные черты роденовского искусства периода его расцвета. К этому периоду относятся и его

«Гра ждане Ка ле» (1884—1886; установлен в Кале в 1895г.) — одно из немногих значительных явлений реалисти- ческой монументальной скульптуры второй половины 19 в. Роден сумел отойти от литературных образов и символических ассоциаций и обратиться к реальному историческому событию прошлого. И Роден действительно сумел в «Гражданах Кале», правдиво воплотив красоту человека, жертвующего

- Общая приподнятость над обыденностью, высокий духовный подъем, которым наделены герои, и вызывает ощущение внутреннего единства группы в целом.

 

Памятник Ба льзаку (1893—1897, установлен в Пари- же), в котором он стремился к героизации образа большой творческой личности. Элементы нарочитого заострения образа.

-Она слишком массивна и грузна, слишком не расчленена пластически, чтобы легко «читаться»

на открытом воздухе.

Значителен вклад Родена в развитие скульптурного портрета. Раскрытие наиболее выразительных чертфизического, так и эмоционального характера модели. Таковартистический, аристократичный

- Дали (1883)

внешне мешковатый и духовно сосредоточенный Вертело (1906), нервно вызывающий, чуть насмешливый Рошфор (1897) то полные нежной задумчивости, то порывистые женские портреты. В портретном бюсте Гюго

(1897) раскрыты черты человека, охваченного могучей силой

творческого горения. Черты лица передают индивидуальную неповторимость его физического облика но одновременно и них мастер раскрывает и духовную силу великого писателя:

пафос концентрированной творческой воли и страсти передан с большой убедительно-стью. По сравнению с бюстом проект

памятника Гюго (1893), изображающего писателя обнаженным, сидящим на скале с возбужденно вопящей над его ухом музой, производит несколько искусственное, надуманное впечатление и в какой-то мере характерен для захлестнувшего Родена уже с конца 90-х гг.

Постимпрессионизм

(лат. post – после + импрессионизм) художественное направление начала 19 века последовавшее после импрессионизма.

Причисляемые направления (неоимпрессионизм), группировки (школа Pont-Aveno), тенденции (сезанизм), творчество отдельных художников (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек).

Постимпрессионизм сформировался как противоположность чертам импрессионизма – натурализму, фиксированию кратковременных визуальных впечатлений.

Разница между импрессионизмом и постимпрессионизмом в отношении художника к миру, постимпессионист не ладит с окружающим миром, противопоставляет себя ему, находится в постоянном скитании.

Развивался в двух основных направлениях: одни художники анализировали и синтезировали формы действительности, другие стремились выразить внутренний мир, условные, удалённые от натуры символьные смыслы.

Начало постимпрессионизма связывается с последним показом импрессионистов в 1886 году в Париже, на котором выявились новые установки. Автор термина – английский художник Р. Фрай организовавший в 1910-11 годах в Лондоне выставку французской живописи «Манэ и импрессионисты». Постимпрессионизм распространился в большинстве Европейских стран.

Ж. Сера. Купальня Anjere. 1883-84 m.

В конце 19 века появилась оппозиция концепции импрессионистов – их способа использования цвета, случайности композиции. Наиболее близкая по взглядам на концепцию цвета импрессионизма была группа художников, называвшихся неоимпрессионистами.

Группа, наиболее выдающиеся представители Жорж Сера (Georges Seurat) и Поль Синьяк (Paul Signac) стремились систематизировать метод живописи импрессионистов и составить для него правила научной теории. Они внимательно изучали классическое искусство и новейшие достижения в области цветов, контрастов и их влияния на психику человека.

П. Синьяк. Две женщины у колодца

П.Синьяк. Приморье

Композиция картин неоимпрессионистов высчитывалась математически, краски наносились в технике пуантилизм. Этот метод не давал ожидемых результатов. На сложные части разделённые частицы цветов оптически смешивались не так, как было задумано в теоретических подсчётах, и создававли впечатление сереющей поверхности картины.

Однако Ж. Сера и его друзья сделали ещё один шаг в направлении автономизации картины, как определённой, самостоятельной пластичной структуры. В их картинах импрессионисткие натуры уступают место визуальным конструкциям.

Ж. Сера. Цирк

Смелые колоритные поиски импрессионистов, новая иконография, радикальный отказ от академических традиций открыли дорогу новым поискам и экспериментам, которых становилось всё больше. Новые художники обвиняли импрессионистов в поверхностности, в отсутствии глубокой мысли, в потере структуры картины, неоимпрессионистов – в сухости. В Европейской живописи конца 19 века появлялось множество новых направлений и отдельных художников, которым приписывали и некоторые общие картины. В истории искусства этот промежуток времени называется постимпрессионизмом.

36. -Поль Сезанн и преодоление импрессионистического метода работы над картиной. Особенности понимания мастером пространства и формы. Влияние Сезанна на искусство начала XX в.

Сезанн

Ровесник Моне. Творил далеко от парижа с Эксе, в провансе. Был состоятелен, поэтому не заботился о коммерческой стороне живописи, а занимался чистым экспериментом. Самоучка. Не находил долго ценителей. Отвращен. К академизму. Влияние писсаро. на рубеже 19 в – статус главного современного художника.. родоначальник: фовизма, кубизма, сезанизма.

Реформатор в искусстве. Открытый спектральный цвет. Моментальность и мимолетность отталкивали его. Консерватор и католик – он искал устойчивости в новой системе. «совместить пуссена с природой» « видеть в природе основн. Геометрич. Тела: куб, шар, конус.» « очистить природу от случайностей»

(влияние Писсаро, родонач: -кубизма, -фовизма, - сезанизма)

 

-Убийство (ранее творч) Ранняя деятельность – консервативность, темные тона.-Убийство. Темная имприессионистич. Тенеброссо.

-Сосна в Эксе . добивается новой живописной модели, конструирует из модулей новые живоп. Плоскости. Доо этого зрителя пытались заставить понять природу из мировоззрения, присущего художнику.

70- гг – работа под присмотром писсаро. Палитра – более выстветленная. Сезанн подчеркивает предметность, ритмизирует мазки. -Серия, посв. Горе Сан Виктуар. Сезанна интересует незыблимое. Отсутствует восприятие природного цвета. Не подвержен мимолетности атмосферы. Сталкивает живоп. Плоскости – создает новый объем. «если от дерева оторвать ветку, то она оорвется вместе с куском неба». Не надо имитировать природу, идти на поводу у нее.

- Шато Нуар ( поздняя работа) Средневек. Крепость. Небо входит в здание, живоп. Плос-ти перемешиваются.

-Гора Сен Виктуар ( поздняя) Серия, посвящ. Горе Сен Виктуар ( под присмотром Писсаро) момент самоценного живописного пространства.

-Этюд Листвы ( акварель)нет деления на планы. Листва существует в едином плане- плане картинной плоскости.

 

 

Портрет

Нивелировка личности. Человек как объект.

(отец антипсихологизма)

- Портрет Жены Гартензии Орих. Лепка большой формф, деиндувидуализация, реальный объем транформир. В живописный.

-Пьеро и Арлекин

-Этюд арлекина. Фовистские черты. Агрессия красного противоп. Синему.

-Игроки в карты. Писал нес-ко лет. До 3 м по большой стороне. Уходит от синтементальности, социального подтекста и заниматльного сюжета. Интересуется общей плоскостьью холста. Картина - Монумент челоовеч. Быта.

-Цикл, посвящ. Купальщицам. Предвосхищение куббистич. Восприятие. Линии, паралл. Плоск-ти.

-портерт сына

-бидон и молоко

-натюрморт с драпировкой

Поль Гоген.

-Искусство Поля Гогена. Эволюция творчества мастера, роль примитивных культур в становлении его эстетического идеала. «Клуазонизм» и «синтетизм» как авторский метод художника.

Гоген

Постимпрессионизм – усиление индивидуальности. Перв. Период жизни имеет непохой доход. Собрал коллекцию импрессионизма, к-рая и стала его азбукой искусства. Увлек. Живоп-ю, как дилетант. Общается с дега- вкус к линии, к энгровской картине.

Женщина с плодами манг о (таитянские периоды) все закончено, продумано. Увлеч. Первобытной живоп-ю. создал гибрид европ. Картины. Страсть к экзотике, путешествиям, черты локальных примитивных культур. Дает начало модернистским мифам. Автор – как символ, неискоренимый знак.

-Мадмуазель Женер. Синтетизм или клуазонизм. Перегородчатая эмаль. Темные перегородки между заливками цвета. Насаждает свою жив-сь. Молодым художникам и призывает к более упрощенному восприяию жвописной плоскости. Дает ключи к стилизации, культ плоскости, ритмичность, темные обводки. Один из проповедников мультикультуризма. Ис-во классицизма + ис-во аборигенов.

- Гаитянки на пляже

Автопортрет Гогена (в Гефсиманском саду)

Ктомы? Откуда мы? Куда мы идем? Поздний период – синтетизм достиг пика. Философские обертны, символизм.

Жорж Сера (Серед 80-х гг19 в, стряпал рецепты общедоступной живописи)мазок не имитирует предмет, а лишь его обозначает. Момент условности.. живоп. Перестает быть подобием действительности и обретает собств. Самоценность.

Воскресная рогулка на острове Гранд-Жатт проблематика силуэта, декоративного произведения. Лаконичю. Декоратив. Звучание. Египетская манера ставить фингуры в профиль. Сюжет – встреча с куртизанкой. Символы похоти ( собачки) помещены у ного женщины.

(60 гг)

-Купальщики в Аньере строгий науч. Анализ + дробление цвета. Декоративное чувство плосткости. Проблематика сюжета.

1886 г – последняя выс-ка импрессионистов.

 

 

-Творчество Винсента Ван Гога и его место в контексте эпохи.

Ван Гог Винсент

 

Ван Гог

Увлекается старой голландской живописью. Подчеркнутая консервативность с подчеркнутой грубостью трактовки.

· Этюд ботинок

· Скелет, курящий сигарету

 

· увлечение импрессионизмом и японской гравюрой. – Портрет папаши тонги

культура декоративного пятна.

Красное кафе в Арле переезжает в Арль – жаркое солнце. Экспериментирует.

Спальня особая сила мазка и толщина живоп. Слоя. Кипящая лава.

Виноградники в Арле протоэекспрессионизм.

Вороны над полями (последняя картина) перед самоубийством.

 

Тулуз Лотрек

Проклятый художник. Из общества таких же, как он, одержимы саморазрушительной силой.

Мольберт- Бар – Бардель. Жестоое отн. К окр. Миру. Дворянин, он всячески отвергал свое происх.

 

Портрет Ван Гога

Джейн Аврильтанцовщица.

Мсье Буало. На негрунтов. Холст наносит разведенное скипидаром масло. Штриховка. Увлечение ночной жизнью парижа.

Анри Сомариактер, друг.

Серия, посв. Борделям

Подругиполное отсутствие сострадания к людям. Взгляд циничного критика. Женская любовь.

Деван Жапоне

Плакаты

А фиша к Мулен Руж

родоначальник качеств модерна и плакатной живописи. Джейн авриль. Увлекается литографией и тиражной графикой. Культура пятна, тональные массивы, работа с пятном, силуэтом, знаковость.

Артист Бродвея. Грубость манеры, асоциальный тип из народа.

Поль Синьяк:

Главный теоретик пуантилизма. Его индивидуальность – прямоугольный мазок.

- Красный буй.

 

Появление неоимпрессионизма говорит о существенных изменениях. Моне по-прежнему одержим освещением, сериями работ. В это время Ренуар уходит в освоение классического рисунка:

- Большие купальщицы (1988).

Иные пластические средства, композиция – классический треугольник. Чёткие линии, силуэтность.

 

- Купальщица.

Более свободная, но в плане понимания форм более классическая работа. Традиции академического рисунка.

 

- Портрет девушки, заплетающей косу.

Почти неоакадемизм.

Восприятие импрессионизма в других странах имеет свои локальные особенности. Импрессионизм часто смыкается с реализмом. Зачастую перенимается не техника мазка, авосприятие цвета, колорит.

 

Хоакин Соролья Бастида:

- Дети на пляже (1910).

Свободное произведение, выполненное на одном дыхании. Эффектный мотив, освобождённый, «экономный» мазок, импрессионистическая гамма, открытое письмо.

 

- Девушка с цветами.

Этюдная природа живописи.

 

Джованни Больдини:

- Портрет Мадмуазель Лантельм (1907).

Резкие, спонтанные мазки. Прекрасный рисунок, стихийность живописного образа.

 

Сарджент:

- Утренняя прогулка Мадам Вайолет Ормонд (1888).

Близок Моне, пишет в его ключе.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1512; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь