Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел 1. Становление культурологии.
Структура и состав современного культурологического знания. Содержание знаний. Культура как объект культурологического исследования: явление, понятие и термин. Развитие представлений о культуре в античном обществе. Проблемы происхождения, функций культуры в древнегреческой философии. Эволюция значения термина “культура” в Древнем Риме. Специфика развития культурологических знаний в Средние века, эпоху Возрождения. Вклад мыслителей эпохи Просвещения в разработку комплекса культурологических идей (И.Гердер, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Шиллер, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель и др.) Становление предмета культурологи в XIX – XX вв. Культурфилософское и этнологическое направления в изучении культуры. Этнографические исследования как предпосылка развития культурологии. Школа эволюционистов, социальная и культурная антропология. Л.Уайт и становление культурологии как науки. Особенности становления отечественного культурологического знания. Научный статус современного культурологического знания. Место культурологии в системе наук, изучающих культуру. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология, история мировой и российской культуры. Взаимосвязь культурологии с философией, эстетикой, искусствознанием, социологией и другими науками. Методологическая роль культурологического знания. Предмет и задачи культурологии. Основные разделы культурологии. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Теоретические и эмпирические, общенаучные и частнонаучные методы в культурологии. Дискриптивный, компаративный, историко-генетический, структурно-функциональный, системный, синергетический и др. методы и подходы. Принцип дополнительности методов в культурологическом исследовании. Важнейшие школы, направления и теории в современной культурологии. Школы социальной и культурной антропологии. Функционализм Б.Малиновского и А.Редклифф-Брауна. Деятельностный подход в культурологии (М.С.Каган, Э.С.Маркарян и др.) Игровая теория культуры. Информационные и семиотические теории культуры. Социологическое и психологическое направления анализа культуры. Психоаналитическая модель культуры (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм и др.) Постмодернистские трактовки культуры. Основные темы Тема 1.1.Этапы становления культурологических знаний и предмета культурологии. Тема 1.2. Научный статус, структура и состав современного культурологического знания. Тема 1.3. Важнейшие школы, направления и теории в современной культурологии. Экзаменационные вопросы по разделу 1. Развитие представлений о культуре в античном обществе. Эволюция значения термина “культура” в Древнем Риме. 2. Проблемы культуры в трудах просветителей. 3. Становление предмета культурологии в XIX – XX вв.: культурфилософское направление. 4. Основные особенности и этапы развития этнологического (культурантропологического) направления в изучении культуры. 5. Школа эволюционистов: общие идеи. 6. Школы социальной и культурной антропологии. 7. Научный статус современной культурологии. Место культурологии в системе наук, изучающих культуру. 8. Предмет и задачи культурологии. Теоретическая и прикладная культурология. 9. Структура и состав современного культурологического знания. Основные разделы культурологии. 10.Методы культурологических исследований. 11.Многообразие подходов к пониманию культуры и его причины. 12.Важнейшие школы, направления и теории в культурологии. 13.Сущность деятельностного подхода к пониманию культуры. 14.Игровая теория культуры (по Й.Хёйзинге). 15.Информационные теории культуры. 16.Семиотические теории культуры. 17.Психоаналитическая модель культуры.
Дайджесты и учебные материалы по темам раздела 1 1.1. Введение в культурологию. Предмет и задачи культурологии. [2] Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой. Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом Оствальдом в 1909 году, который под «культурологией» понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Предметом культурологии является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, изучает разумную человеческую форму существования. Среди задач культурологии выделяются: - анализ культуры как системы культурных феноменов; - выделение типов связей между элементами культуры; - исследование типологии культур и культурных единиц; - разрешение проблем социокультурной динамики; - исследование культурных кодов и коммуникаций. Культурология в нынешнем ее видении представляется как наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, «живые» памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей. Под культурологией понимают науку, которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик. К собственно культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный объект познания. Структурно культурологические науки могут быть сгруппированы в три блока: - гуманитарно-культуроведческие, осуществляющие в основном - социально-культурологические, осуществляющие научную систематизацию культурных явлений по их сущностным признакам и объяснение их генезиса и функций, а также их места в системе иных явлений; - прикладные культурологические, разрабатывающие технологии и методы трансляции культурных норм и ценностей. Культурология как наука выполняет и изучает наиболее важные законы возникновения, функционирования и развития культуры, которые не менее объективны и строги, чем другие законы (экономические, например), однако значительно менее изучаемые и понятые нами. Законы развития культуры, которые определяет и научно анализирует культурология, — это объективно существующие, повторяющиеся, ведущие связи явлений или этапов в этой сфере общества. Каковы же эти законы? По мнению ряда авторитетных ученых (Л.Н. Коган и др.), их несколько. Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества; она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества; культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью. Потери культурных завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачиваются потерей для всего человечества. Закон преемственности в развитии культуры. Он является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Культура — это, прежде всего, исторически унаследованный опыт поколений, точнее говоря, — 1200 поколений рода человеческого. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык, колесо и жилище, искусство и науку и т. д. Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Он гласит, что культура — это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры — одни уходят, на смену им приходят другие — так появляется прерывность в развитии культуры. Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, то есть предшествующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Поэтому мы можем сказать так: 1) прерывность носит относительный характер; 2) непрерывность — абсолютный. Она здесь — ведущий элемент. Несмотря на перерывы, потери, даже провалы, свершения культуры накапливаются в историческом масштабе, «уплотняются», вбирая в себя результаты прошлого развития. И хотя история культуры знает «погибшие цивилизации» (полумифическая культура атлантов, остатки разрушенной культуры ацтеков в Америке, культура народа Зимбабве в Южной Америке и т. д.), все же главные достояния культуры совсем не исчезли. Эта тенденция поступательного развития культуры носит объективный характер.
1.2. Этапы становления культурологических знаний и предмета культурологии. [3] Общий обзор В античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. В системе образования формируется не узкий специалист-профессионал, а личность с определившимися ценностными ориентациями (идеал человека). В средние века складывается христианская культура, которая понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование человека, осознание его духовного родства с Богом. В 17 веке культура понимается как результат собственных человеческих свершений; то, что возвышает человека. В 18-19 вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. Так, немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения. Аналогичных взглядов придерживался и другой мыслитель — Вильгельм фон Гумбольдт (1769-1859), утверждавший, что культура есть господство человека над природой, которое он осуществляет с помощью науки и ремесла. В такой трактовке понятие «культура» тесно переплеталось с понятием «прогресс». Иммануил Кант (1724-1804) называл культурой совершенство разума и понимал прогресс как развитие культуры и человека. Карл Маркс в качестве глубинного основания культуры рассматривает материальное производство. Результатом такого производства является материальная культура, которая признается «первичной» по отношению к культуре духовной, обеспечивает накопление и передачу прогрессивных ценностей и традиций. Таким образом, К. Маркс одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способность связывать историю человечества в единый целостный процесс. - возможность гармоничного развития человека; - непререкаемую власть Разума, как двигателя Мировой Истории; - представление о мире как о разумном строе вещей; - линейное или прогрессивное представление об истории и культуре; - действие единых для всех обществ законов; - сходство с биологическим организмом. В XX веке стали популярными иные трактовки. Одна из них — антропологический функционализм: исследование культуры — это исследование того, как функционируют ее составные части в отношении друг к другу и целому (идея неравенства культур). Во второй половине XX столетия получила развитие идея равенства культур. Концепция Херсковиц М.: каждый народ творит свою собственную культуру, обеспечивающую целостность и жизнеспособность общества. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита. Современная концепция культуры — «постклассическая модель» — выражает разочарование в возможностях разума. «Постклассическая модель» культуры содержит в себе следующие основные положения: - ориентация на повседневную жизнь человека; - культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия; - характерен пессимизм, идея абсурдности; - приоритет отдается личному над общественным в жизни человека; - скептическое отношение к преобразованию мира: мир не только не поддается человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы; - понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы