Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сравнительная характеристика античной



и средневековой картин мира. © Чернов Г.Ю.

(фрагменты конспекта мультимедийной лекции)

 

Понятие «картина мира»:

• Совокупность представлений об устройстве мира в целом и месте в нем человека, разделяемых представителями данной цивилизации (нации) в данную эпоху.

• «Сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри определенной традиции, эпохи»

• Родственные понятия: «модель мира», «образ мира»

 

Структура картины мира

I. Представления о мире (мироздании) в целом:

• Космогонические – о происхождении мира

• Теогонические – о происхождении богов

• Эсхатологические – о возможном конце мира

• Об организации пространства и времени (ограниченное / безграничное, циклическое / линейное)

• О причинах изменений (воля бога (-ов), деятельность человека, природная эволюция и т.п.)

II. Представления о человеке в мире:

• О происхождении человека

• О его соотношении с Богом и природой (теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм)

• О жизни и смерти, о бессмертии

• О судьбе, свободе и счастье

• О прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном

• О труде и богатстве

 

Соотношение картины мира и общественной практики

(по А. Я. Гуревичу)

• С одной стороны, определенной ступени развития производства, общественных отношений, «выделенности» человека из природного окружения соответствуют свои формы переживания им мира,

• с другой – последние (формы) способствуют тому, что практика отливается в определенные, фиксируемые существующей «моделью (картиной) мира», формы.

Античная и средневековая картины мира:

Сравнительная характеристика

Критерий сравнения Античная картина мира Средневековая картина мира
Происхождение мира Рождение Космоса из Хаоса Мир создан Богом
Пространство Греки: центром пространства является Космос, который имеет границы, прекрасное шарообразное тело. 1)Мир Божий (бесконечный, непознаваемый) 2)Мир Земной (сотворенный, имеющий границы) (3)Мир Дьявола)
Время Время понималось как циклическое(вечное повторение, возвращение к идеальному образцу, к совершенству) 1)Линейное (необратимое и направленное время, существует точка отсчета) 2)Эсхатологическое время – предполагает движение к концу мира
Причина изменений Человеческая деятельность + вмешательство и помощь Богов Причина всех изменений – Бог
Происхождение человека Политеизм – создан Богами Создан Богом
Соотношение человека с Богами и природой АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ТЕОЦЕНТРИЗМ В центре человек Бог – творец мира и причина всех изменений в нем
Судьба Слепой рок (неизбежность), выпадает по случайному жребию мойр (богинь судьбы) Судьба в руках Бога: смирение, молиться богу о даровании лучшей судьбы

 

 

Раздел 3. Проблемы онтологии культуры. Функции культуры.

Содержание знаний. Место культуры в системе бытия. Соотношение культуры с природой, обществом и человеком. Система функций культуры: экологические, социальные, человекотворческие.

Культура и природа. Адаптивная и экологическая (природоохранная) функции культуры. Природоцентристская (натурцентристская) и антропоцентристская культурные парадигмы природопользования в различных типах культуры. Проблема формирования новой стратегии природопользования. Соотношение естественного и искусственного в бытии современного человека.

Культура и общество. Культурогенез и генезис общества. Социальные функции культуры. Культура как механизм трансляции социального опыта и производства новых ценностей. Культурные традиции и инновации. Культурная модернизация. Нормативно-регулятивная функция культуры. Право в системе культуры. Культурные нормы (моральные, юридические, религиозные, художественные каноны, научные парадигмы). Основные структурно-функциональные области (подсистемы) и социальные институты культуры. Культура и техника.

Культура и личность. Человек как творец и творение культуры. Человекотворческие функции культуры. Инкультурация и социализация. Жизненный мир человека как доминанта культуры. Аксиологические аспекты культуры. Культурные ценности. Культура, человек и творчество.

Основные темы

Тема 3.1. Культура и природа

Темы 3.2. - 3.3. Культура и общество. Культура и личность. Функции культуры

Экзаменационные вопросы по разделу

39.Природа и культура. Модели природопользования в различных культурах.

40.Культура и общество. Социальные институты культуры.

41.Культурные ценности и нормы, традиции и инновации, модернизация.

42.Культура и личность. Инкультурация и социализация.

43.Основные функции культуры (обзор).

 

 

Дайджесты и учебные материалы по темам раздела 3

 

3.1. Природа и культура. © Чернов Г.Ю.

(тезисы конспекта мультимедийной лекции)

1. Культура в известной мере противостоит природе как мир искусственный, сотворенный человеком миру естественному, существовавшему объективно (культура есть антипод природы, сфера отрыва / разрыва человека с природой)

2. Культура в значительной мере есть измененная, переработанная природа; связь с природой в культурных объектах (артефактах) сохраняется: их существование подчинено действию физических, химических законов, они окисляются, стареют и т.п.

3. Человек как существо природно-культурное также сохраняет связь и зависимость от природы:

А) как необходимой среды своего существования (нужда в чистомвоздухе, воде, биоресурсах)

Б) как природное, живое существо человек подвержен старению, смертен

В) в психике человека (согласно З.Фрейду) происходит противоборство природного (Оно) и культурного (Сверх-Я) начал, бессознательного и сознательного

4. В ряде теорий природа рассматривается как решающий фактор формирования и развития цивилизаций (культур):

по А.Тойнби ранние цивилизации рождаются в ответ на Вызов умеренно неблагоприятной природной среды;

согласно учению«географических детерминистов» природная среда предопределяет историю и судьбу народа (Ш. Монтескье: историю определяет география и природные условия);

И.А.Ильин: «… природа является колыбелью, мастерской, смертным ложем народа; пространство же есть его судьба и его воспитатель, преддверие его творческого духа, его окно к Богу» (работа «Сущность и своеобразие русской культуры»)

5. В сознании людей (картинах мира) формируются определенные образы природы, представления о соотношении «Бог (-и) – природа – человек», оказывающие влияние на практику природопользования.

Первобытная эпоха: анимизм, тотемизм (отождествление человека с природой)

Древний мир: Египет – зооморфизм, божества природы доминируют над человеком.

Древние Греция и Рим: антропоцентризм и культ земледельческих богов.

Восток (Индия, Китай): природоцентризм (натурцентризм):

у-вей (недеяние), культ природы, естественности; сансара, ахимса (непричинение вреда живому), джайны, дигамбары.

Западная цивилизация + Россия:

Антропоцентризм + радикальный гедонизм + сверхпотребление = экологическая катастрофа и самоубийство человечества

Земледельческие цивилизации :

природа (земля) – матушка (связь с природными циклами, зависимость от природы)

Индустриальные :

урбанизация, отдаление от природной среды; природа – «не храм, а мастерская», сырье для промышленности

Постиндустриальные:

нарастание искусственности существования, культ искусственного (красоты [силикон], здоровья, долголетия, разума – медиаресурсы, киборг);

сверхпотребление без анализа его глобальных последствий (психология «массового человека»: «на наш век хватит! », «после нас хоть потоп! »)

Функции культуры

3.2.1. Основные функции культуры [10]

1. Преобразующая функция культуры (освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной
потребностью человека). Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

2. Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной.
Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения, экологическая защита и т. п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической защиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты не только совершенствование техники безопасности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т. п., но и создание правовых норм охраны природы.

3.Коммуникативная функция культуры. (Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем). Человек, как существо социальное, для достижения различных целей нуждается в общении другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация действий. Культура определяет конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

4. Познавательная функция культуры (любая культура создает свою картину мира, познает, исследует человеческую душу, общество и мир). Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

5. Информационная функция культуры — накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.
В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

6. Нормативная функция культуры — любая культура содержи те нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно выделить юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы, нравственные нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

7. Гуманистическая функция — формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, способ развития человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств).

8. Ценностная функция — культура как формирование ценностей, идеалов, культурных норм. Культурная жизнь людей невозможна без ценностей, т. к. они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. Ценности — общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения. Каждая культура имеет свое уникальное ценностное ядро, воплощающее ее специфику, положение в мире, пребывание в потоке всемирной истории, а также накопленный исторический опыт. Благодаря этому ядру обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый облик. Культура поддерживает непрерывность существования за счет трансформации своих ценностей.

9. Семиотическая, или знаковая (греч. Semeion — знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Языком культуры называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Нами рассмотрены лишь основные функции культуры. Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, регулируя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство, наряду с художественно-эстетической, выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Нравственность становится основой построения религиозных систем. В экономической культуре, предпринимательстве, политике также существуют свои «моральные заповеди».
Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Наряду с функциональным, существует и феноменологическое описание культуры, которое признает самостоятельную ценность как культуры в целом, так и отдельных ее феноменов.

 

3.2.2. Функции культуры как ее роли по отношению к другим сферам бытия (природе, обществу, человеку) © Чернов Г.Ю.

(тезисы конспекта мультимедийной лекции)

Что такое функции культуры?

 
 

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.
  2. ДВЕНАДЦАТЬ ТЕЗИСОВ ОБ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ. – Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М.: Политиздат, 1988. – С. 153-170.
  3. Другие центры позднеантичной культуры: Милан и Равенна
  4. Искусство Греции времени кризиса античного полиса и разложения античной демократии (IV в. до н.э.)
  5. ИСХОДНЫЙ ПРИНЦИП И ДОМИНАНТА АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
  6. Классический период античной философии
  7. Композиционные пломбировочные материалы химического отверждения. Состав, свойства, сравнительная характеристика показания и методики применения. Особенности отделки пломб.
  8. Конституции РСФСР 1918,1925,1937, 1978 гг.: сравнительная характеристика.
  9. Минеральные силикатные цементы. Состав , свойства, сравнительная характеристика, показания к применению. Методика приготовления и пломбирования.
  10. Минеральные фосфатные цементы. Состав, свойства, сравнительная характеристика, показания к использованию. Методика приготовления.
  11. Основные этапы развития античной философии
  12. Памятники античной культуры классического периода. Архитектура. Скульптура


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 3397; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь