Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дайджесты и учебные материалы по темам раздела 2



 

2.1. Многообразие подходов к пониманию культуры [5]

Исходной проблемой культурологии является проблема: что же такое, собственно, культура? Сегодня исследователи насчитывают более 500 определений и понятия «культуры». Самое короткое и самое емкое определение предложил американский ученый М. Херсковиц: «Культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)». Условно выделяют материальную культуру (материальные орудия, продукты человеческого труда, технику, жилища и т. п.) и духовную культуру (искусство, науку, религию, идеологию, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания). Первоначально слово «культура» восходит к латинскому «cultuга», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии, в I в. До н. э., знаменитым Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.

Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он впервые применил слово «cultura» в ином, т. е. переносном смысле — применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же «cultura» стала противостоять другому латинскому понятию — «natura», т. е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой. Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Видимо, это дало основание великому немецкому философу Гегелю дать следующее определение культуры: «Культура — это созданная человеком «вторая природа».

С одной стороны, культура может пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт. Поэтому можно встретить такое, например, определение: «Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии – материальных предметов, текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению» (Б.В. Бирюков, Р.Х. Зарипова, С.Н. Плотников). С другой стороны, расширенное толкование понятия «культура», может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием — «общество». Будучи очень близкими, они, тем не менее, не тождественны. Культура, например, в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.

Но это далеко еще не все трудности при определении понятия «культура», постоянно меняющегося и развивающегося. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, то позднее — перестало ею быть. К примеру, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Потом же, когда человек поставил на поток их производство, — это перестало быть фактом культуры. И сегодня многое из того, что творит человек, культурой не является. Так, когда человек изобрел письмо и с его помощью стал передавать информацию, — это явилось великим культурным событием. Современный человек (Homo urbanus), пишущий на заборе или стене учебной аудитории матерные слова, создает все, что угодно, но только не культуру.

Учитывая вышеперечисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие аспекты: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологический; 4) гуманистический; 5) нормативный; 6) социологический.

В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Феномен культуры можно рассматривать в качестве измерения общества. «Культура, — писал Альберт Швейцер, — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».

В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения. Исходя из этого понимания, нередко дают следующее определение: «Культура — это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.А. Сорокин). В этом и заключается суть аксиологического (ценностного) аспекта культуры.

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда следующее определение: «Культура — это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.М. Межуев).

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). Это – тоже культура.
В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений: «Культура — это особое измерение общества…» (А. Кребер).
«Культура — это есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии…» (А. Швейцер). «Культура — это специфически человеческий способ деятельности» (Э. Маркарян).

Таким образом, культура — это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура — ядро, основа, «душа» общества:

- это — материальные и духовные ценности человека;

- это — способ жизнедеятельности людей;

- это — их отношения между собой;

- это — своеобразие жизни наций и народов;

- это — уровень развития общества;

- это — накапливаемая в истории общества информация;

- это — совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

- это — религия, мифология, наука, искусство, политика;

- это — особая знаковая система и т. д.

 

2.2. Цивилизация и культура © Чернов Г.Ю.

(фрагменты конспекта мультимедийной лекции)

 

Основные понятия культурологии

• Внутридисциплинарные: сформулированы в рамках данной науки (здесь – культурологии) и ею же и используются: контркультура, аккультурация, инкультурация, артефакт, символат и др.

• Междисциплинарные: разработаны и используются в различных социальных и гуманитарных науках, однако наиболее активно и эффективно применяются именно в культурологии: цивилизация, картина мира, ментальность, субкультура и др.

Понятие цивилизации

• От латинского civilis – городской, гражданский, общественный

• Начало активного употребления: середина – 2-я половина XVIII века, Франция

• Клод Гельвеций (1715-1771); Оноре де Мирабо (1749-1791), работа 1756 г. «Друг людей»

 

Основные подходы к пониманию цивилизации

«Унитарный» (от «уни» - один, единый): Цивилизация рассматривается как единый для всего человечества идеал его будущего устройства (просветители: Общество Разума;

Фрэнсис Фукуяма: общечеловеческая цивилизация …)

 

Стадиальный: Цивилизация рассматривается как этап в развитии общества (Л. Морган: дикость, варварство, цивилизация; Олвин Тоффлер: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная Ц.)

Локально-исторический (по А. Тойнби)

 

«Антиподный» (по О. Шпенглеру, Н. Бердяеву)

 

 

Локально-исторический подход:

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)

• Английский историк и философ истории, автор работы «Постижение истории», теории локальных цивилизаций, развивающихся циклически

Цивилизация – локализованное во времени и пространстве социальное образование, скрепляемое общностью религии и культуры и, как правило, превышающее размеры национального государства

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь