Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дайджесты и учебные материалы по темам раздела 4
4.1. Морфология культуры. Структура культуры [11] Морфология культуры — раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования В обобщенном смысле морфология культуры — это изучение строения искусственной среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности. Основные методы познания — структурно функциональный семантический генетический. В более частном смысле, морфология культуры — это изучение вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, исторического, географического распределения. Основные методы познания — общая теория систем организационный и динамический анализ. Основные пограничные области — социология, психология, этология, экология. Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: • генетическое: порождение и становление культурных форм; • микродинамическое: динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственная трансляция культурной информации); • историческое: динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени; • структурно-функциональное: принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; • технологическое: распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени. Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением: — специализированный, — трансляционный, — обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: — культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); — культурные модусы социально значимого знания (искусство, религия, философия, право); — культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализированных модальностей культуры: — социальная организация (домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль); — социально значимое знание (обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки); — трансляция культурного опыта (игры, слухи, беседы, советы и т. п.). В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определенной культуры.
* * * В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры. В едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Обыденная культура — совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Специализированный уровень культуры подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности общества) и трансляционный. Исходя из антропологической модели человека, на кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся: хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, философская культура, религиозная культура, научно-техническая культура, художественная культура. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической культуре соответствуют нравы и обычаи; правовой культуре — мораль; философии — обыденное мировоззрение; религии — суеверия и предрассудки, народные верования; научно-технической культуре — практические технологии; художественной культуре — обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией. Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи: 1) сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям; 2) средства массовой коммуникации (СМК) — телевидение, радио, печать, — где осуществляется взаимодействие между «высокими научными ценностями» и ценностями повседневной жизни, произведениями искусства и массовой культурой; 3) социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т. п.). Американский культуролог Т. Элиот, в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в ее вертикальном срезе два уровня: высший и низший, понимая под культурой определенный образ жизни, вести который могут только избранные — «элита». Испанский культуролог X. Ортега-и-Гассет в работах «Восстание масс», «Искусство в настоящем и прошлом», «Дегуманизация искусства» выдвинул концепцию массового общества и массовой культуры. Если элитарная культура ориентирована на избранную, интеллектуальную публику, то массовая культура ориентируется на «усредненный» уровень развития массовых потребителей, часто поощряет примитивные склонности людей. Массовая культура — форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики без учета региональных, религиозных или классовых различий. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Элитарная культура включает изящные искусства, классическую музыку и литературу, созданные талантливыми профессионалами, предназначенные для образованных или высших слоев общества. В материальную культуру входят: 1) культура труда и материального производства; 2) культура быта; 3) культура топоса, т. е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культура отношения к собственному телу; 5) физическая культура. Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную; художественную; правовую; педагогическую; религиозную. В рамках культуры общества можно выделить субкультуры: системы символов, ценностей, убеждений, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-то социальную группу от культуры большинства общества (например, субкультура молодежи, субкультура девиантных преступных групп). Можно выделить западные, восточные, национальные, профессиональные, конфессиональные религиозные субкультуры. А религиозные культуры, в свою очередь, делятся на православную, католическую, протестантскую, мусульманскую, буддийскую. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности. В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. Сегодня вновь дискутируется проблема классовой дифференциации феноменов культуры. В свое время она была сформулирована В.И. Лениным в качестве идеи двух культур в каждой национальной культуре антагонистического общества. По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура, как человекоформирующее явление, может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную. - с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления. Оба эти направления взаимосвязаны» (Л.Н. Коган). Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура. Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называемое «ядро» культуры; которое выступает как ее основополагающий принцип, выражающийся в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основных формах экономической, политической и социальной организации, в менталитете и образе жизни. Специфика «ядра» той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей. Таким образом, структуру культуры можно представить как разделение на центральное «ядро» и так называемую «периферию» (внешние слои). Если ядро обеспечивает устойчивость и стабильность, то периферия более склонна к инновациям и характеризуется относительно меньшей устойчивостью. Например, современную западную культуру часто называют обществом всеобщего потребления, поскольку на первый план выдвинуты именно эти ценностные основания. Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия. Мифология — одна из самых ранних форм культуры, и она включала в себя мифы, сказки, которые отражали духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. Самой ранней была форма тотемической мифологии: люди верили, что они связаны родственными связями с животными, растениями, скалами, явлениями природы и образуют единый тотем. Позже, с переходом людей к земледелию, возникла хтоническая мифология (от слова «хтон» — земля): люди верили, что существуют могущественные существа с человеческо-звериным обликом. Например, древние греки верили в Минотавра (человекобыка, связанного с подземным миром), все египетские боги были звероподобны. И лишь позже хтонические звероподобные боги вытесняются Небесными богами с человеческим обликом (греческие мифы о олимпийских богах — Зевсе, Аполлоне, Афине, Венере и т. д.). Мораль — форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые моральные запреты — табу). Искусство — форма культуры, которая возникла уже в первобытном обществе и отражала действительность и духовную жизнь людей в художественных образах. При зарождении искусства его элементы слитны, переплетены, а затем выделяются в отдельные виды искусства — танцы, песни, музыку, живопись, скульптуру, архитектуру, театр, художественную литературу, поэзию, киноискусство и т. п. Религия — форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воплощающим в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на монотеистические (иудаизм, христианство, ислам, — вера в одного Бога); языческие (политеизм — вера во многих богов, восточные культы); трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство). По степени распространенности в мире выделяют: мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые широко распространены; локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм). Право — форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм — законов, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества. Право формируется вместе с государством, является признаком цивилизованного образа жизни людей. Идеология — форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в которых обобщается и осознается отношение людей друг к другу, к обществу, миру. Наука — форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке. Философия — форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине 1 тысячелетия до н. э. в трех регионах мира: Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания.
* * *
Морфология культуры – учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную… Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида. [12]
4. 2. Артефакты в культуре [13] Интерпретативное воплощение какой-либо культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении. Всякая культурная форма как образец решения задачи по удовлетворению какой-либо групповой или индивидуальной потребности (интереса) людей может быть реализована во множестве артефактов, представляющих практические акции и их материализованные результаты (продукты), в том числе интеллектуальные, образные и т. п. по удовлетворению соответствующей потребности. Поскольку артефакт создается в условиях или при обстоятельствах, практически никогда не бывающих идентичными тем, при которых порождалась исходная форма, то и всякий артефакт никогда не бывает абсолютно тождественен воплощаемой им культурной форме, а воспроизводит ее более или менее вариативно… Существует особый тип культурных форм, называемых авторскими произведениями (художественного, философского, научного и иного творческого характера), которые не предназначены для непосредственного вариативного воспроизводства, по крайней мере, в материальных аналогах.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы