Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Челябинский ИНСТИТУТ (филиал)



ФГОУ ВПО

«Уральская академия государственной службы»

Челябинский ИНСТИТУТ (филиал)

 

 

К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Я

ДАЙДЖЕСТ УЧЕБНЫХ материалов для подготовки к семинарским занятиям и экзамену

 

для студентов заочного отделения вуза по специальностям

030501.65 – Юриспруденция,
080507.65 – Менеджмент организации,

080105.65 – Финансы и кредит,

080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит,

080504.65 – Государственное и муниципальное управление,

080103.65 – Национальная экономика

 

Составитель:

Чернов Г.Ю.

 

 

ЧЕЛЯБИНСК

 

 

Пояснительная записка

Дайджесты лекционных и других учебных материалов по культурологии предназначены для студентов заочного отделения ЧИ УрАГС. Представлены материалы для освоения курса «Культурология», подготовки к семинарским занятиям и экзамену по данной дисциплине по восьми дидактическим единицам (разделам), выделенным в УМКД. В числе представленных материалов – извлечения из учебных пособий и курсов лекций по политологии нового поколения, многие из которых мало доступны для студентов ОЗО, другую часть составляют авторские разработки (таблицы, мини-лекции, тексты) составителя данного электронного пособия (помечены © Чернов Г.Ю.[1]). Составитель ни в коем случае не посягает на права авторов предлагаемых текстов и не преследует коммерческих интересов. Использование текстов сопровождается ссылками на источники, авторство.

Материалы располагаются в следующем порядке:

1. Название раздела программы курса.

2. Содержание знаний по разделу (извлечение из УМКД).

3. Перечень тем и экзаменационных вопросов по данному разделу.

4. Тексты для освоения курса и подготовки к семинарским занятиям и экзаменам по культурологии ( Дайджесты и учебные материалы по темам раздела ).

Для облегчения поиска материалов введены оглавление и постраничная нумерация.

Ряд материалов предлагаются для изучения с учетом опыта участия студентов и преподавателей вуза в ФЭПО по культурологии (в частности 6.5, 7.4 и др.)

Оглавление

  Стр.
Пояснительная записка
Перечень дидактических единиц (разделов)
Раздел 1. Становление культурологии. Структура и состав современного культурологического знания.
1.1. Введение в культурологию. Предмет и задачи культурологии.
1.2. Этапы становления культурологических знаний и предмета культурологии.
1.2.1. Общий обзор
1.2.2. Теории культуры 18-19 вв. Философия культуры.
1.2.3. Теории культурной антропологии (эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм, культурный релятивизм, неоэвлюционизм).
1.3. Структура и состав современного культурологического знания. Основные разделы культурологии.
1.4. Методы и принципы культурологических исследований
1.5. Важнейшие представители культурологической мысли: портреты, ключевые идеи
Раздел 2. Основные понятия культурологии
2.1. Многообразие подходов к пониманию культуры
2.2. Цивилизация и культура
2.3. Понятие ментальности
2.4. Понятие «картина мира». Сравнительная характеристика античной и средневековой картин мира.
Раздел 3. Проблемы онтологии культуры. Функции культуры.
3.1. Природа и культура
3.2. Функции культуры
3.2.1. Основные функции культуры
3.2.2. Функции культуры как ее роли по отношению к другим сферам бытия (природе, обществу, человеку) 57
3. 3. Традиция и инновация, ценности и нормы, социальные институты культуры (из культурологического словаря)
Раздел 4. Морфология культуры
4.1. Морфология культуры. Структура культуры
4. 2. Артефакты в культуре
4.3. Уровни дифференциации культуры по субъекту-носителю
4.4. Субкультуры
4.5. Понятие контркультуры
4.6. Элитарная культура
4.7. Массовая культура
Раздел 5. Семиотика культуры
5.1. Введение
5.2. Из словаря семиотики культуры: языки культуры; коды культурные; коммуникация культурная
5.3. Языки культуры (Каган М.С. Философия культуры)
5.4. Классификация языков культуры
5.5. Понятие символа и его роль в культуре (Лотман Ю.М. Избраннные статьи)
5.6. Знаки и символы
5.7. Семиотика культуры: общий обзор
Раздел 6. Типология культуры
6.1. Понятия типологии и типологизации культур
6.2. Характеристика основных типологических моделей культур (Н.Данилевский, О.Шпенглер, Ф.Ницше, П.Сорокин, К.Ясперс)
6.3. Диахронный (исторический) подход к типологии культуры
6.4. Восточные и западные типы культур
6.5. Этнический и национальный типы культуры
Раздел 7. Динамика культуры
7.1. Социодинамика культуры
7.2. Циклические модели социокультурных изменений
7.3. Линейные (эволюционные) модели культурной динамики. Синергетическая модель развития культуры.
7.4. Культурогенез (по А. Я. Флиеру)
Раздел 8. Охрана и использование культурного наследия
8.1. О реституции и перемещении культурных ценностей
8.2. Рекомендации для подготовки по темам раздела

Перечень дидактических единиц (разделов)

Раздел 1. Становление культурологии. Структура и состав современного культурологического знания.

Раздел 2. Основные понятия культурологии.

Раздел 3. Проблемы онтологии культуры. Функции культуры.

Раздел 4. Морфология культуры

Раздел 5. Семиотика культуры

Раздел 6. Типология культуры

Раздел 7. Динамика культуры

Раздел 8. Охрана и использование культурного наследия

Раздел 1. Становление культурологии.

Структура и состав современного культурологического знания.

Содержание знаний. Культура как объект культурологического исследования: явление, понятие и термин. Развитие представлений о культуре в античном обществе. Проблемы происхождения, функций культуры в древнегреческой философии. Эволюция значения термина “культура” в Древнем Риме. Специфика развития культурологических знаний в Средние века, эпоху Возрождения. Вклад мыслителей эпохи Просвещения в разработку комплекса культурологических идей (И.Гердер, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Шиллер, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель и др.) Становление предмета культурологи в XIX – XX вв. Культурфилософское и этнологическое направления в изучении культуры. Этнографические исследования как предпосылка развития культурологии. Школа эволюционистов, социальная и культурная антропология. Л.Уайт и становление культурологии как науки. Особенности становления отечественного культурологического знания.

Научный статус современного культурологического знания. Место культурологии в системе наук, изучающих культуру. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология, история мировой и российской культуры. Взаимосвязь культурологии с философией, эстетикой, искусствознанием, социологией и другими науками. Методологическая роль культурологического знания.

Предмет и задачи культурологии. Основные разделы культурологии. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований. Теоретические и эмпирические, общенаучные и частнонаучные методы в культурологии. Дискриптивный, компаративный, историко-генетический, структурно-функциональный, системный, синергетический и др. методы и подходы. Принцип дополнительности методов в культурологическом исследовании.

Важнейшие школы, направления и теории в современной культурологии. Школы социальной и культурной антропологии. Функционализм Б.Малиновского и А.Редклифф-Брауна. Деятельностный подход в культурологии (М.С.Каган, Э.С.Маркарян и др.) Игровая теория культуры. Информационные и семиотические теории культуры. Социологическое и психологическое направления анализа культуры. Психоаналитическая модель культуры (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм и др.) Постмодернистские трактовки культуры.

Основные темы

Тема 1.1.Этапы становления культурологических знаний и предмета культурологии.

Тема 1.2. Научный статус, структура и состав современного культурологического знания.

Тема 1.3. Важнейшие школы, направления и теории в современной культурологии.

Экзаменационные вопросы по разделу

1. Развитие представлений о культуре в античном обществе. Эволюция значения термина “культура” в Древнем Риме.

2. Проблемы культуры в трудах просветителей.

3. Становление предмета культурологии в XIX – XX вв.: культурфилософское направление.

4. Основные особенности и этапы развития этнологического (культурантропологического) направления в изучении культуры.

5. Школа эволюционистов: общие идеи.

6. Школы социальной и культурной антропологии.

7. Научный статус современной культурологии. Место культурологии в системе наук, изучающих культуру.

8. Предмет и задачи культурологии. Теоретическая и прикладная культурология.

9. Структура и состав современного культурологического знания. Основные разделы культурологии.

10.Методы культурологических исследований.

11.Многообразие подходов к пониманию культуры и его причины.

12.Важнейшие школы, направления и теории в культурологии.

13.Сущность деятельностного подхода к пониманию культуры.

14.Игровая теория культуры (по Й.Хёйзинге).

15.Информационные теории культуры.

16.Семиотические теории культуры.

17.Психоаналитическая модель культуры.

 

Дайджесты и учебные материалы по темам раздела 1

1.1. Введение в культурологию. Предмет и задачи культурологии. [2]

Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.

Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом Оствальдом в 1909 году, который под «культурологией» понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Предметом культурологии является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, изучает разумную человеческую форму существования. Среди задач культурологии выделяются:

- анализ культуры как системы культурных феноменов;

- выделение типов связей между элементами культуры;

- исследование типологии культур и культурных единиц;

- разрешение проблем социокультурной динамики;

- исследование культурных кодов и коммуникаций.

Культурология в нынешнем ее видении представляется как наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, «живые» памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей.

Под культурологией понимают науку, которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик. К собственно культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный объект познания.

Структурно культурологические науки могут быть сгруппированы в три блока:

- гуманитарно-культуроведческие, осуществляющие в основном
описание культурных объектов и их классификацию по внешним признакам;

- социально-культурологические, осуществляющие научную систематизацию культурных явлений по их сущностным признакам и объяснение их генезиса и функций, а также их места в системе иных явлений;

- прикладные культурологические, разрабатывающие технологии и методы трансляции культурных норм и ценностей.

Культурология как наука выполняет и изучает наиболее важные законы возникновения, функционирования и развития культуры, которые не менее объективны и строги, чем другие законы (экономические, например), однако значительно менее изучаемые и понятые нами. Законы развития культуры, которые определяет и научно анализирует культурология, — это объективно существующие, повторяющиеся, ведущие связи явлений или этапов в этой сфере общества. Каковы же эти законы? По мнению ряда авторитетных ученых (Л.Н. Коган и др.), их несколько.

Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества; она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества; культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью. Потери культурных завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачиваются потерей для всего человечества.

Закон преемственности в развитии культуры. Он является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Культура — это, прежде всего, исторически унаследованный опыт поколений, точнее говоря, — 1200 поколений рода человеческого. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык, колесо и жилище, искусство и науку и т. д.
Преемственность — основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.

Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Он гласит, что культура — это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры — одни уходят, на смену им приходят другие — так появляется прерывность в развитии культуры. Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, то есть предшествующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Поэтому мы можем сказать так: 1) прерывность носит относительный характер; 2) непрерывность — абсолютный. Она здесь — ведущий элемент. Несмотря на перерывы, потери, даже провалы, свершения культуры накапливаются в историческом масштабе, «уплотняются», вбирая в себя результаты прошлого развития. И хотя история культуры знает «погибшие цивилизации» (полумифическая культура атлантов, остатки разрушенной культуры ацтеков в Америке, культура народа Зимбабве в Южной Америке и т. д.), все же главные достояния культуры совсем не исчезли. Эта тенденция поступательного развития культуры носит объективный характер.
Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоречивых культур. Взаимосвязь, сотрудничество различных культур — важнейшая объективная закономерность, изучаемая культурологией. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по-своему выражали собственное понимание мира, его освоение («мировидение»). Этот факт неоспорим: культура Китая, например, и Запада; народов Востока (ислам) и христианского мира. Каждая из перечисленных культур имеет свою специфику, своеобразие, неповторимость, и в то же время они являются составными частями единой целостной общности, то есть всего человечества, единое развитие которого обеспечивается общими закономерностями, однопорядковым характером социологических законов, действующих в различных обществах. Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического развития. В закономерности взаимодействия и сотрудничества различных культур ведущим является стремление создать лучшие условия для бытия человека, возвысить его интеллектуальные, духовные и нравственные силы. Каждая культура при всех ее специфических особенностях способствует общечеловеческим достижениям, общему прогрессу мирового сообщества

 

1.2. Этапы становления культурологических знаний и предмета культурологии. [3]

Общий обзор

В античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. В системе образования формируется не узкий специалист-профессионал, а личность с определившимися ценностными ориентациями (идеал человека).
«Пайдейя» (культура) — процесс формирования культурного человека (идеал человека), поэтому у человека надо развить разумную способность суждений, эстетическое чувство прекрасного, способность жить в гармонии с природой (единство природы и бога), в соответствии с законами гражданского общества, достичь физического и нравственного совершенства (уметь защитить свою честь, достичь славы, брать ответственность при принятии решений).

В средние века складывается христианская культура, которая понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование человека, осознание его духовного родства с Богом.

В 17 веке культура понимается как результат собственных человеческих свершений; то, что возвышает человека. В 18-19 вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. Так, немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения. Аналогичных взглядов придерживался и другой мыслитель — Вильгельм фон Гумбольдт (1769-1859), утверждавший, что культура есть господство человека над природой, которое он осуществляет с помощью науки и ремесла. В такой трактовке понятие «культура» тесно переплеталось с понятием «прогресс». Иммануил Кант (1724-1804) называл культурой совершенство разума и понимал прогресс как развитие культуры и человека.

Карл Маркс в качестве глубинного основания культуры рассматривает материальное производство. Результатом такого производства является материальная культура, которая признается «первичной» по отношению к культуре духовной, обеспечивает накопление и передачу прогрессивных ценностей и традиций. Таким образом, К. Маркс одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.
В 18-19 веках исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где социальные институты уподоблялись органам и частям тела, а социокультурные процессы — физиологическим процессам. Культура подобно биологическому организму проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти. «Классическая модель» культуры в лице французских, немецких просветителей, немецкой классической философии и марксизма утверждала:

- возможность гармоничного развития человека;

- непререкаемую власть Разума, как двигателя Мировой Истории;

- представление о мире как о разумном строе вещей;

- линейное или прогрессивное представление об истории и культуре;

- действие единых для всех обществ законов;

- сходство с биологическим организмом.

В XX веке стали популярными иные трактовки. Одна из них — антропологический функционализм: исследование культуры — это исследование того, как функционируют ее составные части в отношении друг к другу и целому (идея неравенства культур).

Во второй половине XX столетия получила развитие идея равенства культур. Концепция Херсковиц М.: каждый народ творит свою собственную культуру, обеспечивающую целостность и жизнеспособность общества. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита. Современная концепция культуры — «постклассическая модель» — выражает разочарование в возможностях разума. «Постклассическая модель» культуры содержит в себе следующие основные положения:

- ориентация на повседневную жизнь человека;

- культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия;

- характерен пессимизм, идея абсурдности;

- приоритет отдается личному над общественным в жизни человека;

- скептическое отношение к преобразованию мира: мир не только не поддается человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы;

- понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры.

 

Таблица 1. Основные разделы культурологии

Раздел   Задачи (S задач= предмет культурологии)
I Онтология культуры Изучение сущности, функций культуры, ее взаимодействий с обществом, природой, человеком, смысла и назначения, будущего культуры
II Гносеология культуры   Изучение методов исследования культуры, различных школ, направлений, подходов к пониманию культуры
III Динамика культуры   Учение о способах, формах, движущих силах культурных изменений
IV Типология культуры     Изучение общих черт различных культур, выявление культурных типов по разным основаниям
V Морфология культуры   Учение о “форме” культуры. Изучение внутреннего устройства культуры как на макро-, так и на микро- уровне
VI Семиотика культуры     Изучение языков культуры, культурных кодов и коммуникаций, знаков и текстов в культуре
VII Проблемы социологии культуры Изучает взаимодействия культуры и общества. Занимается исследованием составных частей культур (субкультур), изучением текущего состояния культуры тех или иных слоев общества  
VIII Проблемы психологии культуры   Исследует влияние культуры на человеческую психику и механизмы культурного творчества, созидания культуры человеком


1.4. Методы и принципы культурологических исследований [4]

Опираясь на другие обществоведческие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы изучения культуры.
К числу наиболее традиционных способов изложения явлений, факторов, событий мировой и отечественной культуры принадлежит диахронический метод, то есть хронологическая последовательность их появления и протекания. (Хронология — это наука об измерении времени). Однако диахронический метод играет при этом подчиненную роль: ведь факты нужно не только изложить, но и, прежде всего, обобщить, проанализировать, оценить. Поэтому данный метод сопрягается с другими, в частности, с синхроническим.

Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.
Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой-либо одной страны. Более широкие и универсальные возможности в этом смысле представляет сравнительно-исторический метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие, на первый взгляд, исключительные либо самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Так, при изучении Древнего Востока на первый план выступает факт массового обожествления природных явлений: солнца, звезд, воды, животных и т. д. Тот же факт не менее рельефно и весьма оригинально проявляется в другую эпоху у совсем другого народа — славян — и являет миру их уникальную языческую культуру. Однако в данном и других подобных случаях речь идет не о формальном, а о сущностном (стадиональном) сравнении, когда обеспечивается сравнимость сопоставляемых объектов. В противном случае легко допустить вульгарно-социологический подход.

Структурно-функциональный метод. Его суть заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними. Этот метод применяется, например, при анализе сущности, структуры, функций культуры, проблемы сложной и во многом дискуссионной. Исследователи проблем культурологии считают, что на основании структурно-функционального и системного анализа можно подойти к установлению внутреннего сходства изучаемых явлений культуры. Это составляет содержание еще одного — типологического метода. Он предполагает изучение структур системы культур путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости элементов историко-культурного процесса. По мнению некоторых специалистов (А.С. Мыльникова и др.) в области теории и истории культуры, культурология с успехом может использовать и другие методы:

а) семиотический метод (семиотика — наука о знаковых систе-
мах); б) психологический метод (важен при изучении особенностей национальной культуры); в) биографический метод (анализ жизненного пути ултеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира); г) метод моделирования (создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты).

В культурологии используются методы, связанные с глубоким вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей, что, так или иначе, связано с позитивно направленной ценностной позицией. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности, сравнительно-исторический метод, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача — отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений. М. Вебер одним из первых привлек внимание к особенности наук об обществе и культуре, где объект и субъект анализа невозможно разделить. Поэтому он считал, что эти науки должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Процедуру, которая соединила бы их воедино, М, Вебер называл «объясняющим пониманием».

Культурология, как самостоятельная наука, использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших из них. Принцип культурно-исторического подхода является важнейшим в системе культурологического знания. Он означает, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которые они происходили. Всякая попытка «изъятия» из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, а то и просто вульгарным искажением историко-культурных процессов. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии мировой и отечественной культуры должно включать в себя все, без исключения, многообразие явлений, событий, фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание и уж тем более искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении политически острых и злободневных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие амбиции и пристрастия.

 

1.5. Важнейшие представители культурологической мысли:

портреты, ключевые идеи (приложение). © Чернов Г.Ю.

 

Лесли Элвин Уайт (1900-1975)

Американский антрополог и культуролог, основатель современной культурологии (работы «Наука о культуре», «Понятие культуры» и др.)

 

Протагор (ок.490-ок.420 до н.э.)

 

Древнегреческий философ, виднейший из софистов

Творцами материальной культуры считал богов

 

Демокрит (460 – около 370 до н.э.)

Древнегреческий философ- материалист, один из основателей

античной атомистики

Считал творцами материальной культуры людей

 

Аристотель (384-322 до н.э.)

Древнегреческий философ и ученый

Одним из первых использовал термин «катарсис» для характеристики воздействия искусства на человеческую душу

 

 

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.)

Римский политический деятель, оратор и писатель

Культуру понимал как «возделывание человеческой души»

 

 

Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)

 

Немецкий философ, критик, эстетик

Один из первых ученых, специализировавшихся на изучении проблем культуры

 

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Французский мыслитель эпохи Просвещения, философ, реформатор педагогики, писатель. Основатель сентиментализма в литературе.

Критик общественного неравенства и двойственности прогресса

 

Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805)

 

Немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения

Его взгляды по поводу воздействия искусства на жизнь характеризуют как «эстетическую утопию»

Франц Боас (1858-1942)

 

Американский лингвист, этнограф и антрополог,

Основатель американской школы культурной антропологии

 

Альфред Луис Кребер (1876-1960)

 

Американский этнограф, теоретик истории культуры.

Ученик Ф.Боаса

 

Маргарет Мид (1901-1978)

 

Американский этнограф

Ученица Ф.Боаса

 

 

Фридрих Ницше (1844-1900)

 

Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма,

один из основателей ”философии жизни”

Выделял в культуре два начала: аполлоновское и дионисическое

Был одним из первых критиков зарождавшейся «массовой» культуры

 

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

 

Русский публицист и социолог, идеолог панславизма

В книге «Россия и Европа» обосновал цивилизационный подход

к историко-культурному процессу

Представитель теории «жизненных циклов»

 

Освальд Шпенглер (1880-1936)

 

Немецкий философ-идеалист, историк, представитель философии жизни

В работе «Закат Европы» определил цивилизацию как «предсмертную» фазу

в развитии культуры

 

 

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)

 

Английский историк и социолог,

Автор работы «Постижение истории», теории локальных цивилизаций, развивающихся циклически

 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968)

 

Выдающийся русско-американский социолог,

Сторонник циклической модели культурного развития (теория классических циклов)

 

Карл Ясперс (1883-1969)

 

Немецкий философ, ведущий представитель экзистенциализма, психиатр

Сторонник линейной модели развития культуры, автор идеи «осевого времени»

 

Каган Моисей Самойлович

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Банкротство как правовой институт
  2. Ведущие центры международного коммерческого арбитража: Международный арбитражный суд при международной торговой палате (Париж), Арбитражный институт при торговой палате Стокгольма.
  3. Волжский институт строительства и технологий
  4. Вологодский институт права и экономики
  5. Вопрос 3 (Конституционно-правовые нормы и основные институты конституционного права: их понятие и соотношение)
  6. Вопрос 3. Небанковские институты финансового посредничества в структуре кредитной системы России
  7. Вопрос 54. Адвокатское расследование как институт уголовного процесса. Понятие, природа, сущность и его значение.
  8. ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
  9. ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный инженерно-экономический институт»
  10. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА МВД
  11. ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА МВД
  12. ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.177 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь