Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура и состав современного культурологического знания. Основные разделы культурологии.



© Чернов Г.Ю.

 

Таблица 1. Основные разделы культурологии

Раздел   Задачи (S задач= предмет культурологии)
I Онтология культуры Изучение сущности, функций культуры, ее взаимодействий с обществом, природой, человеком, смысла и назначения, будущего культуры
II Гносеология культуры   Изучение методов исследования культуры, различных школ, направлений, подходов к пониманию культуры
III Динамика культуры   Учение о способах, формах, движущих силах культурных изменений
IV Типология культуры     Изучение общих черт различных культур, выявление культурных типов по разным основаниям
V Морфология культуры   Учение о “форме” культуры. Изучение внутреннего устройства культуры как на макро-, так и на микро- уровне
VI Семиотика культуры     Изучение языков культуры, культурных кодов и коммуникаций, знаков и текстов в культуре
VII Проблемы социологии культуры Изучает взаимодействия культуры и общества. Занимается исследованием составных частей культур (субкультур), изучением текущего состояния культуры тех или иных слоев общества  
VIII Проблемы психологии культуры   Исследует влияние культуры на человеческую психику и механизмы культурного творчества, созидания культуры человеком


1.4. Методы и принципы культурологических исследований [4]

Опираясь на другие обществоведческие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы изучения культуры.
К числу наиболее традиционных способов изложения явлений, факторов, событий мировой и отечественной культуры принадлежит диахронический метод, то есть хронологическая последовательность их появления и протекания. (Хронология — это наука об измерении времени). Однако диахронический метод играет при этом подчиненную роль: ведь факты нужно не только изложить, но и, прежде всего, обобщить, проанализировать, оценить. Поэтому данный метод сопрягается с другими, в частности, с синхроническим.

Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.
Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой-либо одной страны. Более широкие и универсальные возможности в этом смысле представляет сравнительно-исторический метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие, на первый взгляд, исключительные либо самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Так, при изучении Древнего Востока на первый план выступает факт массового обожествления природных явлений: солнца, звезд, воды, животных и т. д. Тот же факт не менее рельефно и весьма оригинально проявляется в другую эпоху у совсем другого народа — славян — и являет миру их уникальную языческую культуру. Однако в данном и других подобных случаях речь идет не о формальном, а о сущностном (стадиональном) сравнении, когда обеспечивается сравнимость сопоставляемых объектов. В противном случае легко допустить вульгарно-социологический подход.

Структурно-функциональный метод. Его суть заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними. Этот метод применяется, например, при анализе сущности, структуры, функций культуры, проблемы сложной и во многом дискуссионной. Исследователи проблем культурологии считают, что на основании структурно-функционального и системного анализа можно подойти к установлению внутреннего сходства изучаемых явлений культуры. Это составляет содержание еще одного — типологического метода. Он предполагает изучение структур системы культур путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости элементов историко-культурного процесса. По мнению некоторых специалистов (А.С. Мыльникова и др.) в области теории и истории культуры, культурология с успехом может использовать и другие методы:

а) семиотический метод (семиотика — наука о знаковых систе-
мах); б) психологический метод (важен при изучении особенностей национальной культуры); в) биографический метод (анализ жизненного пути ултеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира); г) метод моделирования (создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты).

В культурологии используются методы, связанные с глубоким вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей, что, так или иначе, связано с позитивно направленной ценностной позицией. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности, сравнительно-исторический метод, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача — отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений. М. Вебер одним из первых привлек внимание к особенности наук об обществе и культуре, где объект и субъект анализа невозможно разделить. Поэтому он считал, что эти науки должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Процедуру, которая соединила бы их воедино, М, Вебер называл «объясняющим пониманием».

Культурология, как самостоятельная наука, использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших из них. Принцип культурно-исторического подхода является важнейшим в системе культурологического знания. Он означает, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которые они происходили. Всякая попытка «изъятия» из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, а то и просто вульгарным искажением историко-культурных процессов. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии мировой и отечественной культуры должно включать в себя все, без исключения, многообразие явлений, событий, фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание и уж тем более искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении политически острых и злободневных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие амбиции и пристрастия.

 

1.5. Важнейшие представители культурологической мысли:

портреты, ключевые идеи (приложение). © Чернов Г.Ю.

 

Лесли Элвин Уайт (1900-1975)

Американский антрополог и культуролог, основатель современной культурологии (работы «Наука о культуре», «Понятие культуры» и др.)

 

Протагор (ок.490-ок.420 до н.э.)

 

Древнегреческий философ, виднейший из софистов

Творцами материальной культуры считал богов

 

Демокрит (460 – около 370 до н.э.)

Древнегреческий философ- материалист, один из основателей

античной атомистики

Считал творцами материальной культуры людей

 

Аристотель (384-322 до н.э.)

Древнегреческий философ и ученый

Одним из первых использовал термин «катарсис» для характеристики воздействия искусства на человеческую душу

 

 

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.)

Римский политический деятель, оратор и писатель

Культуру понимал как «возделывание человеческой души»

 

 

Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)

 

Немецкий философ, критик, эстетик

Один из первых ученых, специализировавшихся на изучении проблем культуры

 

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Французский мыслитель эпохи Просвещения, философ, реформатор педагогики, писатель. Основатель сентиментализма в литературе.

Критик общественного неравенства и двойственности прогресса

 

Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805)

 

Немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения

Его взгляды по поводу воздействия искусства на жизнь характеризуют как «эстетическую утопию»

Франц Боас (1858-1942)

 

Американский лингвист, этнограф и антрополог,

Основатель американской школы культурной антропологии

 

Альфред Луис Кребер (1876-1960)

 

Американский этнограф, теоретик истории культуры.

Ученик Ф.Боаса

 

Маргарет Мид (1901-1978)

 

Американский этнограф

Ученица Ф.Боаса

 

 

Фридрих Ницше (1844-1900)

 

Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма,

один из основателей ”философии жизни”

Выделял в культуре два начала: аполлоновское и дионисическое

Был одним из первых критиков зарождавшейся «массовой» культуры

 

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

 

Русский публицист и социолог, идеолог панславизма

В книге «Россия и Европа» обосновал цивилизационный подход

к историко-культурному процессу

Представитель теории «жизненных циклов»

 

Освальд Шпенглер (1880-1936)

 

Немецкий философ-идеалист, историк, представитель философии жизни

В работе «Закат Европы» определил цивилизацию как «предсмертную» фазу

в развитии культуры

 

 

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)

 

Английский историк и социолог,

Автор работы «Постижение истории», теории локальных цивилизаций, развивающихся циклически

 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968)

 

Выдающийся русско-американский социолог,

Сторонник циклической модели культурного развития (теория классических циклов)

 

Карл Ясперс (1883-1969)

 

Немецкий философ, ведущий представитель экзистенциализма, психиатр

Сторонник линейной модели развития культуры, автор идеи «осевого времени»

 

Каган Моисей Самойлович

 

Выдающийся современный российский культуролог и теоретик искусства, академик

Представитель деятельностного подхода в культурологии

 

Лотман Юрий Михайлович

 

Советский литературовед, основатель тартусско-московской семиотической школы

Культуру понимал как СЕМИОСФЕРУ

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1171; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь