Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дайджесты и учебные материалы по темам раздела 7
7.1. Социодинамика культуры [43] Социодинамика культуры — это те изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменения — неотъемлемое свойство культуры. Понятие «изменение» включает в себя как внутреннюю трансформации культурных явлений (нетождественность самим себе во времени), так и внешние перемены (взаимодействия между собой, передвижения в пространстве и т. п.). Термину «динамика» близок по значению термин «развитие». - микромасштабные (1-25 лет) применяются при анализе npoцессов, происходящих в жизнедеятельности групп и отдельных индивидов (например, возрастных ритмов человека, циклов деловой активности и т. п.); - среднемасштабные используются при рассмотрении таких важных факторов социокультурной динамики, как экономические подъемы и спады (48-55 лет), процессы смены поколений (25-30 лет); - макромасштабные (100 и более лет) применяются при исследовании традиций, процессов смены династий, общественных формаций, изменений языка и т. п. Именно такие масштабы используются при анализе зарождения, расцвета, упадка и гибели того или иного типа культуры (например, в творчестве Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби). Различают ритм и темп социокультурных изменений: поскольку изменения в культуре протекают как в форме активизации, так и в форме замедления процессов. Современный культуролог Ю. М. Лотман в книге «Культура и взрыв» выделяет 2 пути изменений в культуре: 1) постепенные изменения, или предсказуемые изменения; 2) «взрывные непредсказуемые процессы изменений культуры», когда каждый «момент взрыва» имеет определенный набор равновероятных возможностей перехода культуры в другое состояние, из которых реализуется только одна из возможностей. Все взрывные динамические процессы реализуются в сложном взаимодействии с механизмами стабилизации. Так, например, по мысли Ю. Лотмана, процесс возникновения великих научных идей и открытий подобен взрыву, а их техническая реализация подчиняется законам постепенной динамики. Новое в технике всегда обусловлено и стимулируется практическими потребностями, и вследствие этого оно предсказуемо, то есть выступает «реализацией ожидаемого». Новое же в науке или искусстве всегда есть «осуществление неожиданного». Таким образом, динамические процессы в культуре строятся как своеобразные колебания маятника между состоянием взрыва и состояниями постепенных процессов изменения. Культура реализует себя через разновекторные действия людей, обусловленные противоречащими друг другу и даже противоположными мотивами, целями и желаниями. Часть этих действий соответствует норме (то есть подчинена устоявшимся в данной культуре правилам), а две другие ее части, противоположные по направленности (прогрессивные и регрессивные изменения), как бы «гасят» друг друга. Таким образом, система находится в устойчивом равновесии, процессы реорганизации не являются необходимыми, а потому социодинамика замедлена. Тем не менее, в процессе функционирования такой системы, как культура в различных ее элементах и подсистемах, формируются и накапливаются противоречия, возникают изменения и деформации. Если деформация происходит одновременно в нескольких подсистемах культуры (например, политике, экономике и т. д.), то кризис становится всеохватывающим, приобретает системный характер. Периоды кризисов неизбежны для любой культуры и могут играть не только негативную, но и позитивную роль в социокультурной динамике. Важную функцию в динамических процессах выполняют периоды подъема культуры. На этой конструктивной фазе рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы нового культурного опыта. Огромную роль при этом играют культурные заимствования — внедрение предметов, норм деятельности ценностей, апробированных жизнедеятельностью других культур. В реальной практике два вида процессов (процессы восхождения и кризисные процессы) зачастую тесно переплетены между собой. Процесс отмирания старых норм и процесс внедрения новых осуществляются параллельно, иногда стремительно, иногда постепенно, а потому незаметно. Изменения в культуре происходят в результате накопления культурного опыта, они не могут быть внезапными. Чтобы стать достоянием и ценностью человеческого бытия, им требуется определенное время, «большое время культуры», как определял отечественный мыслитель Михаил Бахтин.
* * *
Прогресс (эволюция, развитие) в исторической динамике культуры возможен, но отнюдь не обязателен. История свидетельствует, что большинство существовавших на Земле народов, достигнув определенного уровня развития культуры, вступает в состояние гомеостаза со своим природным и социальным окружением, при котором процессы изменчивости культуры продолжаются на микроуровне и не ведут к общему усложнению системы в целом. И, лишь в сравнительно редких случаях, некоторые сообщества (например, народы Западной Европы и ряд других) совершают последовательную прогрессивную эволюцию в своих основных социокультурных характеристиках от архаической до постиндустриальной стадии развития. Культура по природе своей изменчива. В ее динамике можно выделить несколько основных типов порождения и существования феноменов культуры. 1. Культурогенез — процессы порождения новых форм культуры и интеграции их в социальную практику, а также формирования новых систем и конфигураций культуры, протекающие постоянно на протяжении всей истории человечества и отражающие прежде всего адаптивную пластичность культуры. 2. Наследование традиций — процессы межпоколенной трансляции и воспроизводства, а также отмирания (утраты актуальности) уже существующих и интегрированных в социальную практику явлений, что определяет преемственность исторического социального опыта людей и позволяет осуществлять воспроизводство их сообществ как устойчивых социальных целостностей. 3.Диффузия культуры — процессы пространственно-временного распространения образцов культуры, заимствования и внедрения в новые, еще не практиковавшие эти формы системы культуры, ведущие к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию между разными сообществами. 4. Трансформация форм культуры — процессы их модернизации, прогрессивного развития или деградации, вплоть до исчезновения из практики. 5. Реинтерпретация форм культуры — процессы изменчивости смысловых и символических характеристик, форм и связей между ними, происходящие в течение их существования. 6. Системная трансформация культуры — процессы исторической изменчивости (эволюции, деволюции, волновой изменчивости, распада, слияния и пр.) самих систем культуры за время их существования, а также ряд иных видов динамики культуры.
7.2. Циклические модели социокультурных изменений [44] Существуют различные модели социокультурных динамических процессов: циклические (круговая и волновая), эволюционная, синергетическая и другие. 1. Циклическая повторяемость — закон биологического существования, ему подчиняются мир природы и человек (например, круговорот веществ в природе, смена времен года, чередование света и тьмы, биологические жизненные циклы). Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобные взгляды были распространены в V-IV вв. до н. э. в греческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сым Цянь) философии. Так, древнегреческий историк Полибий (201-120 гг. до н. э.) выделил цикл, состоящий из шести основных, сменяющих друг друга политических режимов: монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии, охлократии («власть толпы»). Теория круговорота в истории Дж. Вико (1668-1744) основана на том, что цикл существования любой нации состоит из трех эпох: I — «век богов», 2 — «век героев», 3 — «век людей», и затем — распад данного общества и культуры. 2. Идея цикличности развития культуры сформулирована в XIX — начале XX века в концепции русского социолога Н. Я. Данилевского о «культурно-исторических типах», в концепции О. Шпенглера, в теории круговорота «локальных цивилизаций» А. Тойнби, теории «этногенеза» Л. Н. Гумилева. В работе «Закат Европы» Освальд Шпенглер развивает идею, что, по аналогии с живыми организмами, культуры проходят следующие стадии, представляющие собой законченный цикл: «детство» — «весна », период хаоса, накопления сил; «юность» — «лето», «зрелость» — «осень», когда реализуются все потенциальные возможности культурной души; «старость» — «зима», период «цивилизации» — гибели культуры. По Шпенглеру, «цивилизация» — переход от творчества к бесплодию, механической работе, это — «мертвое время», «перегной» культуры, неорганическая жизнь. Арнольд Тойнби обосновал концепцию круговорота «локальных цивилизаций». Под «цивилизацией» понимается устойчивая совокупность территориальных, религиозных и политических характеристик. «Локальные цивилизации» проходят определенный цикл, включающий в себя пять последовательных стадий развития: возникновение, рост (эти фазы осуществляются за счет энергии «жизненного порыва»), надлом, разложение и гибель (связаны с истощением «жизненных сил»). Русский ученый, историк Лев Николаевич Гумилев в своей теории «этногенеза» показал, что человек не существует вне этноса, вне своего народа. Процесс этногенеза — процесс развития этноса — состоит из цикла, включающего в себя четыре фазы: возникновение, подъем, упадок и умирание этноса. Рождение культуры связано с появлением нового этноса. На формирование этноса сильно влияет природный ландшафт. Согласно Гумилеву, при возникновении этноса действует «импульс пассионарности» (passion (фр.) — страсть). «Пассионарностъ — это способность и стремление к изменению окружения... Импульс пассионарности бывает настолько силен, что носители этого признака — пассионарии — не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность — атрибут не сознания, а подсознания, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимую и фиксируемую историей форму проявления, для развития этноса и культуры необходимо, чтобы людей-пассионариев было много, то есть этот признак не только индивидуальный, но и популяционный». К пассионариям Л. Гумилев относил Александра Македонского, Чингис-Хана, Цезаря, Александра Невского, Наполеона, Рафаэля, Ван Гога и др., считая, что пассионарность — важный наследственный признак: «Ребенок, установивший связь с матерью первым криком и первым глотком молока, входит в ее этническое поле, которое потом лишь модифицируется вследствие общения с отцом, родными, другими детьми и всем народом». Импульсами для увеличения пассионарности на уровне общества и отдельных индивидов служат взрывы во Вселенной — «пассионарные толчки». «Этнические поля» подобны природным полям, в них взаимодействуют следующие факторы: социальные, как средства коммуникации в коллективе; географические — природный ландшафт, дающий человеку средства к существованию; технические — орудия труда. Именно действием этнических полей и постепенной утратой пассионарности в определенной фазе этногенеза объясняет Гумилев все историко-культурные реалии. Американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968) предложил теорию волнообразной социокультурной динамики, согласно которой происходит последовательная смена определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений людей о мире и методах его описания. «Культуры движутся силами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа», - считает Сорокин. В культуре происходит чередование основных типов, ориентированных на мироощущение человека: идеационального и чувственного; и промежуточных: идеалистического и эклектичного. В идеациональной культуре мироощущение направлено на сверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта, Бога. Для чувственного типа культуры характерна сенсорность: внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, эмпирический опыт и соответствие земному миру. Развитие заложенных сил в основных типах (идеациональном и чувственном) происходит до предела, затем начинается откат «волны». Чередование основных типов культуры связано с прохождением через переходные типы: идеалистический либо эклектичный. Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могут послужить эпоха античности и Возрождения). И, наконец, эклектичный тип культуры предполагает противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения. Культура реализует основополагающий принцип мироощущения и мировоззрения во всех своих элементах: искусстве, религии, политике, праве, морали. Так, для культуры европейского Средневековья главная истина, ценность — Бог. Сорокин оптимистически характеризует исторический процесс: если культура находится в кризисе (как, по мнению Сорокина, в кризисе современная западная культура), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя и зарождаются новые основания для формирования иного культурного типа.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы