Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Линейные (эволюционные) модели культурной динамики.



Синергетическая модель развития культуры. [45]

Для линейных моделей развития культуры характерны две важнейшие черты – представления о необратимости и направленности культурных изменений (необратимый прогресс либо регресс, последний, например, в поэме Гесиода «Труды и дни»). Линейно-прогрессивную модель развития культуры часто называют эволюционной.

Эволюция культуры понимается как процесс развития человеческого рода внебиологическими средствами (развитие технологий совместного существования и взаимодействия со средой, способов социализации, знаковых систем и т. д.). Различия жизненных условий обусловливают специфику этих средств и самих культур. Процесс адаптации к конкретным условиям существования, то есть развитие отдельных культур, называется специфичной культурной эволюцией. А универсальный процесс последовательной смены стадии перехода от простого к сложному — общей эволюцией. Эволюционизм понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению.

Можно выделить две основные эволюционных модели: однолинейную и многолинейную.

Согласно однолинейной концепции Э. Тайлора, Л. Моргана, Дж. Фрэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры выделяется три универсальных последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизация. Развитие идет по пути усовершенствования организации общества и человека. Эволюция культуры выражается в наслоении одного элемента культуры на другой и оттеснении старого новым.

В основе прогрессивного развития человечества, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, лежит развитие производительных сил и производственных отношений. Научно-технический прогресс приводит к изменению образа жизни людей, их культуры и быта. В своем поступательном развитии человечество проходит через этапы первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической общественно-экономических формаций, стремясь к воплощению идеалов коммунизма. Прогресс рассматривается как зигзагообразное, неравномерное, антагонистическое развитие.

Многолинейная эволюционная модель отказывается от всеобщих законов эволюции и признает множественность путей социокультурного развития. Происходит культурная адаптация — процесс приспособления к среде, в ходе которого происходит усложнение культуры, дифференциация, возникновение новых культурных феноменов.

Синергетическая модель развития культуры. Сама необходимость изучения динамических процессов в различных системах, в том числе и культуре, породила новое научное направление, получившее название «синергетика». Основателями синергетики — науки, изучающей динамические процессы в сложных системах, были бельгийский физик русского происхождения И. Р. Пригожин и немецкий физик Г. Хакен.

Согласно синергетике, культура предстает в виде неравновесной, открытой, нелинейной самоорганизующейся системы. Открытость системы означает наличие в ней источников (входов) и стоков (выходов) обмена веществом и энергией с окружающей средой. Всякая культура имеет свою коммуникационную сеть (систему линий связи, путей перемещения и распределения политический религиозных и других духовных идей, социальных и материальных ресурсов), которая обеспечивает определенное состояние ее жизнедеятельности. Система является неравновесной, неустойчивой, нестабильной, включает в себя два начала: созидающее и разрушающее. Именно два противоположных начала — «порядок» и «хаос» — обусловливают протекание социокультурных процессов. Синергетика открывает новые принципы управления сложными системами, где главным оказывается не сила, а малые, но правильно организованные воздействия.

 

 

7.4. Культурогенез (по А. Я. Флиеру) [46]

Культурогенез – один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании самих новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформации уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но представляет собой процесс постоянного порождения новых форм и систем.

С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т. п.). Существенную роль в процессе культурогенеза играет также индивидуальный творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах.

Структурно в культурогенезе можно выделить такие частные процессы, как генезис культурных форм и норм, формирование новых культурных систем человеческих сообществ (социальных, этнических, политических, конфессиональных и др.), а также межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентаций.

 

 


Раздел 8. Охрана и использование культурного наследия

Содержание знаний. Понятие культурной динамики. Социокультурные и научные предпосылки формирования теоретических моделей культурной динамики. Различные формы изменений в культуре. Представления о направленности социокультурного процесса. Линейные, циклические, волновые, инверсионные модели культурной динамики. Прерывание культурной традиции с ее последующим возрождением. Понятие культурного застоя.

Теории “жизненных циклов” в развитии культуры. Концепции развития культуры Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера. Теория циркуляции локальных цивилизаций А.Тойнби. “Вызов-Ответ”, дееспособность элиты как факторы культурной динамики. Особенности циклической теории П.А.Сорокина. Линейные теории развития культуры (эволюционизм, марксизм, К.Ясперс). Научно-эвристический потенциал синергетической модели динамики культуры.

Культурогенез и проблема основных факторов культурной динамики. Фактор взаимодействия культур в культурной динамике. Культурные контакты (палеоконтакты, аккультурация, диффузия) как факторы культурогенеза и культурной динамики. Влияние культурных контактов на формирование русской культуры. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе и культурная самоидентичность. Обратные тенденции (фундаментализм, почвенничество, изоляционизм). Интернациональное и национальное в культурах; универсальность и многополярность мировой культуры. Культура и глобальные проблемы современности.

Основные темы

Культурное наследие: понятие, значимость, соотношение национального и всемирного культурного наследия. Диалектика охраны и использования культурного наследия. Основные принципы, правовые акты, социальные институты охраны культурного наследия. Международный и российский опыт, основные направления и проекты в области охраны культуры.

Проблема реституции культурных ценностей: правовые и нравственные аспекты, практика и дискуссии.

Специфика и значимость российского культурного наследия для мировой культуры. Место и роль России в мировом диалоге культур.

Российская культура “перестроечной” и “постперестроечной” эпох. Особенности современной социокультурной ситуации в России. Национальное наследие и “вестернизация”, “высокое” и “массовое” в культуре современной России. Проблема сохранения культурной самоидентичности. Формирование новой российской культурной парадигмы: официоз и массовое сознание. Вопросы государственно-правового регулирования развития культуры в РФ.

Культурологические прогнозы развития российской и мировой культуры.

Экзаменационные вопросы по разделу

45. Культурное наследие: понятие, значимость, соотношение национального и всемирного культурного наследия; основные принципы, правовые акты, социальные институты охраны культурного наследия.

46. Охрана и использование культурного наследия РФ: исторический опыт, основные направления и проекты в области охраны культуры.

47. Проблема перемещения и реституции культурных ценностей.

50. Место и роль России в мировом диалоге культур. Перспективы российской культуры в ХХI веке.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II.II.II Роль Городецкого краеведческого музея в культурной жизни города
  2. V. Понятия моделирующая система и вторичная моделирующая система
  3. VI. 2. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ В МИРОВОМ СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ
  4. Актуальные проблемы когнитивной ортологии связаны с моделированием феномена нормы в языковой картине мира.
  5. Аналитические показатели рядов динамики. Методика расчетов и экономический смысл.
  6. АНГЛИЙСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
  7. Базовая модель в контексте формализованной схемы моделирования хозяйственного механизма
  8. Баланс сил, модели миропорядка и проблемы глобализации
  9. Баня, водка, гармонь и лосось: набросок модели «Имидж страны»
  10. Бренд-программа «Российское лицо Британского совета»: набросок модели «Своя страна для граждан зарубежья»
  11. Векторы и линейные операции над ними
  12. Виды рядов динамики. Показатель динамики


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1435; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь