Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос Архитектура Урала 17 века
Архитектура и искусство народов Урала
Истоки высокого искусства народной архитектуры следует искать в постройках первобытного общества. Раскопки поселений культур эпохи железа позволяют сделать вывод, что в течение VII в. до н. э. и до XVI в. н. э. идет эволюционный процесс создания оптимального типа жилища, архитектурно-конструктивной основой которого был прямоугольный бревенчатый сруб. В X—XVI вв. были созданы жилые и хозяйственные постройки, ставшие впоследствии характерными для народного зодчества удмуртов — это «куа» (шалаш), «кенос» (амбар) и «корка» (изба). Куа - древний тип жилища — сооружалась из веток и коры деревьев. Впоследствии куа рубилась из бревен («кор»). Соединение слов «куа» и «кор» дало новое название «коркуа» (бревенчатый шалаш) или сокращенно «корка» (изба). Куа как жилище было вытеснено коркой, оставив за собой название постройки, где совершались языческие обряды. Семейные куа («покчи куа») строились на каждой усадьбе. Большие куа («бадзым куа») возводились вблизи селения в священной роще («луд»). Архитектура удмуртской избы испытала большое влияние русского деревянного зодчества. Со временем корка из однокамерного переходит в трехкамерное жилище — этот наиболее устойчивый вид планировки изб на Северном и Среднем Урале. Изба состоит из двух клетей, между которыми находятся сени. Существовал и резко отличный тип жилища — двухэтажная корка. Первый этаж — это кухня и горница одновременно, а спальня устраивалась на втором этаже. Сообщение между этажами — по открытой лестнице крутого подъема через лаз в перекрытии. Оригинальной архитектурой отличается хозяйственно-жилое строение удмуртской усадьбы — кенос. Кенос — это двухэтажное сооружение, нижний этаж которого занят кладовыми, а верхний членится на несколько отдельных помещений, используемых как летнее жилье. Многофункциональность строения привела к тому, что кенос имел композиционно много различных типов: одинарный и двойной, одно- и двухэтажный, на столбах и со сплошными стенами на первом этаже. Русские возводили постройки, заимствуя привычные для Севера типы изб. Используя приемы зодчества коми-пермяков и более совершенные конструкции северных зданий, уральские плотники создали новые типы жилищ. При сохранении традиционной объемно-планировочной структуры и конструктивных элементов это творческая интерпретация архитектурно-конструктивных форм жилища Севера в условиях Урала. Необходимо, в частности, указать на существенные отличия уральского жилища от северных построек — дом значительно меньшего размера, у изб нет светелок и высоких подклетов (вместо подклета подполье). Наличники, причелины, крыльца, ставни, ворота и карнизы лишены декоративного убранства. Разновидность северной избы, построенной «брусом», распространилась по всей территории Урала. В этой постройке торцевая сторона сруба считается главным фасадом и ориентирована в сторону улицы; на ней делается от одного до трех окон. Длинная сторона дома (или равная по длине главному фасаду) расположена перпендикулярно улице и имеет входное крыльцо. В этом типе усадьбы хозяйственные постройки также располагаются по периметру двора. Ворота делаются рядом с избой, иногда в стене хозяйственного сарая. По всей территории Урала строились усадьбы из двух разделенных двором изб: длинной (зимней) и короткой. Хозяйственные постройки примыкают к ним с задней стороны. В уральских селах и деревнях сохранились также «двойные» и «тройные» избы. На территории региона есть избы пятистенки — «светлицы пятистенные», выстроенные в XVII—XVIII вв. В Прикамье рубили избы из «циклопических» бревен диаметром 80 см и более. На Южном Урале дома напоминают типы сельских построек Поволжья: небольшие избы окружены с трех сторон открытым сверху двором, который ограждается забором из бревенчатой забирки или плетнем и хозяйственными постройками. В XIV в. земли, на которых жили коми, перешли под власть Московского государства. Здесь распространяется христианство, появляются первые церковные здания. Преобладающим типом церквей был клетский, что связано с привычками и нравами местного населения. Облик такой церкви близок избе, своими небольшими размерами она также напоминала жилье. Эти маленькие церкви обладают изящным силуэтом, оригинальной формой и конструкциями («крещатая» бочка, венчающая храм в с. Янидор под Чердынью, 1707 г.). Уникальным памятником деревянного зодчества является церковь в с. Пянтег (Чердынский р-н Пермской обл.), датируемая последними археологическими исследованиями началом XVIII в. Она рублена «шестериком», начинающимся от земли и имевшим шатровое завершение. Высказывалось предположение, что по первоначальному назначению это крепостная башня, перенесенная на другое место и превращенная в храм. Древние города Урала (Чердынь, Соликамск, Уфа, Верхотурье, Усолье и Кунгур) формировались по-разному. Чердынь, Верхотурье, Уфа и Кунгур возникли и развивались как торгово-ремесленные, военно-административные и религиозные центры, а Соликамск и Усолье — как поселения при соляных промыслах. Поселение на месте города Чердыни — старейшего на Урале — возникло в VIII—IX вв. В XV в. на Троицком холме, где сохранился остаток родановского городища — земляной вал, был построен русский город, обнесенный позднее деревянными стенами с башнями. Укрепления включали, кроме стен, шесть башен, четверо ворот и подземный ход к Колве. В XVI в. с приходом в Прикамье «именитых людей» Строгановых количество поселений, связанных с «соляным делом», увеличивается. Последние, получив большие земельные наделы по царским «жалованым грамотам», развернули добычу соли. В XVII в. на территории Северного Урала появляется множество населенных пунктов: Усолье, Березники, Ленва, Дедюхин. К ним примыкали более мелкие поселения, жители которых были также связаны с добычей соли. Все постройки возводились из дерева (каменные варницы появились в XIX в.). Длительному сроку службы сооружений способствовала пропитка бревен соляным рассолом — это защищает древесину от гнили и насекомых-точильщиков. Долгое время дерево было на Урале единственным строительным материалом. В XVII в. в крупнейших монастырях Прикамья — Чердынском, Иоанно-Богословском и Пыскорском возможно, появляются единичные каменные храмы. Соликамск. Троицкий собор. 1684-1697 гг. Соликамск. Богоявленская церковь. 1687-1695 гг. Верхотурье. Троицкий собор (фрагмент). 1703—1710 гг. Древнейшие сохранявшиеся памятники зодчества относятся к концу того столетия (Крестовоздвиженская церковь в с. Верхборовая под Соликамском, К378 1691 гг.). В жилой зоне Соликамска возник ансамбль монументальных каменных построек. Центр Соликамска был на пересечении сибирской и водной дорог, главное торговое место — соборная площадь. Ансамбль состоял из нескольких самостоятельных структур. Архитектурные образы зданий усложняются от границ города к центру. На окраинах стоят одиночные храмы. Здания расположены свободно с учетом рельефа и открывающейся перспективы с р. У солки. Небольшие объемы жилых и административных зданий уравновешивали дробные, разновысокие силуэты церквей. Для Соликамска характерно наличие парных (зимних и летних) храмов, что роднит его с древнерусскими городами. Активно использован в ансамбле цвет. Монументальные постройки белого цвета. Они хорошо выделялись на пепельно-сером фоне жилой деревянной постройки. В наибольшей мере цветом выделены здания центра города. На фоне белых стен храмов — кирпичного цвета узоры. Яркие пятна икон и зеленые пояса изразцов оживляли фасады. Архитектура Соликамских церквей своеобразно объединяет приемы московского зодчества середины XVII в. с мотивами, восходящими к традиционным местным деревянным формам. Так, в Троицком соборе заимствованный тип бесстолпного храма на подклете, окруженного галереей с приделами, сочетается со сложностью двух крылец с фигурными столбами и балясинами, крытых бочками и шатрами. Фасады насыщены декоративными деталями, разнообразными наличниками, карнизами, поясами, включающими популярный впоследствии на Урале квадратно-ромбический орнамент, так называемый жучок. Калейдоскопическое «узорочье» выполнено из фигурного кирпича. Столь же богатое убранство имеет и первое гражданское каменное здание — воеводский дом, получивший, однако, и некоторые черты крепостной архитектуры (бойницы в стенах, разветвленная сеть подземных ходов). Монументальность и красочность архитектурных форм, выдающиеся конструктивные достоинства выдвигают ансамбль Соликамска в один ряд с ансамблями Владимира и Суздаля, Великого Устюга и Вологды. Создание оригинальных типов жилищ, церковных зданий, крепостей и главное — промышленных сооружений соляных промыслов подготовило широкое использование дерева и конструкций из него для создания цехов и устройств металлургической промышленности Урала в XVIII в. Одним из основных направлений изобразительного искусства Урала AVI—XVII вв. стала иконопись. Памятники древнерусского периода распадаются на две разнохарактерные группы. К одной относятся иконы; обладающие чертами народного примитива и наиболее близкие «северным письмам». К другой — памятники иной традиции, происходящие из центрально-русских земель. Икона «Огненное восхождение пророка Ильи на небо» XVI в., хранящаяся в Пермской художественной галерее, служит характерным примером «северных писем». Она немногословна, проста, совершенна по языку. Охра и киноварь делают ее нарядной и «жаркой», заставляя почувствовать полыхание пламени в огненном круге, «возносящем» Илью. Пермекая икона отличается особой четкостью композиции, укороченноетыа пропорций и обобщенностью форм. Икона «Архангел Михаил и житии», написанная до 1610 г., представляя другую традицию, связана с московским кругом. Облику Михаила, одетого в лоры, присуща мягкость. Ничего экспрессивного нет и в письме. Художник работает изысканно, тонко, тщательно продумывая дзета. Преобладает в иконе охристый цвет, усиленный позолоченным фоном. Гармоничны и слаженны клейма, тяготеющие к центру. Фигуры в них медлительны и изящны. Памятники «строгановской школы» представляют замечательное явление в позднейшей живописи средневековой Руси. Это художественное направление возникло в мастерских, принадлежавших Строгановым, промышленная династия которых существовала в Прикамье более 400 лет. Строгановская живопись предельно изящна: хрупкие, «танцующие» фигуры, «точеные» лики, великолепные одеяния и. главное, тонкость письма. Подлинный шедевр строгановской иконописи — «Богоматерь Владимирская с 18 клеймами» работы Истомы Савина. Древнейшая песнь материнства звучит здесь торжественно и печально. Драгоценное сверкание красок не снижает напряженности образа, а яркое узорочье клейм заставляет внимательнее всмотреться в прекрасные лики матери и младенца. Клейма иконы поистине уникальны. И не только своими черными фонами, предваряющими живопись современного Палеха. Вместо легенды о Богоматери художник рассказал в них о татарском нашествии 1395 г. Мы видим и вражеский стан, и выступление московского войска, и гибель татарского хана. Конечно, историческая канва расшита непременными «чудесами», но смелость художественного решения несомненна. Особое место среди строгановских икон занимают произведения Семена Хромого. Написаны эти иконы в традиции XIV—XV вв. торжественно и монументально. «Рождество св. Иоанна Предтечи» может считаться образцом русской иконы — настолько совершенны здесь вписанная в круг композиция, пластичные силуэты фигур, звучен насыщенный колорит. Искусство С. Хромого, лишенное столичного изыска и «строгановских» новаций, принадлежит, очевидно, чисто местной школе. Искусство, возникшее в мастерских солепромышленников Строгановых, представлено не только иконами, но и шитьем. Этим произведениям присущ своеобразный художественный язык, отличающийся от московского, сложившегося в царских «светлицах». Московское шитье тяготело к полихромным решениям, строгановское предпочитало сочетание золота с серебром. Строгановские шитые пелены имеют подчас такую плотную панцирную фактуру, что уподобляются произведениям ювелира. Так вышито, например, одно из «Положений во гроб». Золотые и серебряные нити, уложенные «в прикреп», плотно покрывают одежду действующих лиц, предметы окружающей среды, атрибуты символической сцены. Цвета мало, но рядом с обилием блеска он кажется особенно звучным; оттенки яркие: зеленые, вишневые, голубые. Лики изображенных своеобразны: им приданы ясные контуры и четко прорисованные глазницы. Самобытны и образы строгановского шитья, одухотворенные, эмоциональные, решенные подчас очень индивидуально. Так, в одной из пелен, изображающей убийство царевича Дмитрия (Пермская художественная галерея) ", самый яркий и характерный персонаж — Никита Кочалов с решительным взмахом руки и ожесточенным выражением круглой усатой физиономии. На рубеже XVII—XVIII в. особенно распространенным в шитье становится барочный орнамент. Фигуры буквально утопают в пышных растительных завитках и соцветиях. Красивая четкая вязь надписей на кайме встречается редко, зато «лицевое» шитье украшается жемчугом, бахромой и драгоценными вставками. Изображение в целом становится живее, но в нем исчезают былая значительность, величавость. Традиции деревянной скульптуры, зародившиеся у местного населения в глубокой древности, испытали сильное воздействие русской культуры в XVI—XVII вв. и нашли свое воплощение в пермской деревянной скульптуре. Скульптура носила по преимуществу культовый характер, изображения помещались в церквах и часовнях. Пермская деревянная скульптура развивалась в течение длительного времени. Произведения, которые возникли в XVI в., обладают условностью, сложившейся в русской культуре. Их объемы предельно обобщены, формы плоскостны, композиции фронтальны и неподвижны. Полихромность традиционна. Скульптуры раскрашены. Цвет делает скульптуры пространственно активными, подчеркивает и увеличивает их эмоциональную выразительность. Рельеф «Собор архангелов» из с. Губдора — одно из красивейших произведений. Его плановой округлой композиции вторит нарядное цветовое построение из оранжево-красных и светло-синих оттенков. «Собор архангелов»— редкий в деревянной скульптуре сюжет. Чаще всего изображался резчиками Христос и всегда страдающим: или распятым, или сидящим в темнице. В этом образе скульпторы с наибольшей силой воплощали свои реальные чувства и представления. Распятия в пермской скульптуре очень разнообразны. Крест из с. Вильгорта, сделанный бесхитростно и наивно, соседствует с великолепно вырезанным распятием из г. Соликамска. Образ мучительной смерти рождается в Соликамском распятии благодаря искусным приемам: уплощению торса, удлинению конечностей, бессильному падению головы. Распятие из г. Усолья — один из шедевров деревянной скульптуры XVII—XVIII вв Обращает на себя внимание и характерный необычный «монгольской» облик Христа. С XVIII в. пермская скульптура, как и скульптура других русских земель, испытывает сильное влияние европейской пластики. Возникают парадные примитивы на основе барокко. Традиции пермской деревянной скульптуры продолжают развиваться и позднее, в XIX в., сохраняя многие черты, присущие народному миросозерцанию и эстетическому восприятию. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1988; Нарушение авторского права страницы